Понятие «сотрудничества» и способы его организации
Вся система образования в Российской Федерации, и высшее в том числе, в настоящее время находиться под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.Н. Амонашвили) и передовых практиков современной школы (А.К. Макаренко, А.В. Сухомлинский). [4] Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее толкование сотрудничества: «Сотрудничать - работать вместе, принимать участие в общем деле». [9] Сотрудничество - по словам И.Я. Зимней: «…гуманистическая идея совместной, развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности…» [4] Нельзя не согласиться с мнением С. Соловейчика по поводу его определения сотрудничества: «Сотрудничество в воспитании то же, что дух в личности. Сотрудничать - значит уважать друг друга, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться друг в друге и быть нужными…» [14] В.К. Дьяченко считает, что: «Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект - субъектных отношений в совместной деятельности…» [3] В свою очередь, Г.К. Селевко отмечает, что: «Сотрудничество - методика совместно-разделенной деятельности детей и педагога». [13] В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества. Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне изучается в последнее время (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, В.А. Ядов, Д.И. Фельдштейн и др.). Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по следующим линиям: ) «ученик-ученик» ) «общегрупповое взаимодействие учеников в классе» ) «учитель - ученик» ) «учитель - учительский коллектив». [19] А так же по мнению Цукермана Г.А. педагогике сотрудничества можно выделить четыре формы организации учебной деятельности: . Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают, обобщают её результаты. «+» - Учитель ведет работу со всем классом, общаясь с учащимися непосредственно в ходе рассказа, объяснения. Способствует установлению доверительных отношений, воспитывает чувство коллективизма, учит рассуждать и находить ошибки в рассуждении товарищей, формировать познавательные интересы. Учитель достигает ритмичности в деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Активизация деятельности школьников. Формирование устойчивого познавательного интереса. «-» - Направлена на абстрактного ученика. Фронтальная форма может быть реализована в виде продленного, информационного и иллюстративно-объяснительного изложения и сопровождение творческими заданиями. . Групповая форма обучения. Учащиеся делятся на группы для решения конкретных задач. Каждая группа получает определенные задания, и выполняют их сообща под руководством лидера или учителя. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом максимальной эффективности для коллектива, чтобы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Состав 3-6 человек. Не менее половины должны составлять ученики, которые способны самостоятельно работать. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах. Способы деления на группы: o по деланию учащихся; o по желанию учителя; o игротехнические; Применима при проведении практических, лабораторных работ, при отработке навыков разговорной речи на иностранном языке, при подготовке диспутов, докладов. «+» - Развитие нравственных качеств, активное сотрудничество, развивает познавательную активность; приучает к ответственности, делает объективным процесс самооценки. «-» - Работа копируется учащимися, трудность комплектования групп и организации работы в них; одни могут прикрываться другими. Структура: . Предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий (постановка задач, инструктаж); . Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей; . Работа по выполнению задания; . Наблюдение и корректировка учителя; . Проверка выполнения задания; . Обсуждение результатов работы, выводы; . Оценка. Вид групповой работы: . Парная (пары не меняются) . Единая групповая работа . Дифференцированная (разные задания) . Индивидуальная форма обучения. Учащиеся выполняют задачи индивидуально. Виды: . индивидуальная (одинаковые задания) . индивидуализационная (специальные задачи) Проверяет на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач. «+» - позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка. ребенка. ккоконтролируетдеятельность учащихся, предполагает наличие учителя высокой квалификации. «-» - неэкономность, ограниченность влияние учителя, ограниченность сотрудничества. . Коллективная форма обучения. Работа в парах сменного состава. Половина говорит; половина слушает; каждый участник является то учителем, то учащимся. Цель каждого - учить тому, что знаешь сам. Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди учит всех; каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания товарища. Над изучаемой темой работают столько, сколько необходимо для полного его овладения. Совпадение личных и коллективных интересов. «+» - Глубокое усвоение материала, урок становится интересным, живым; воспитывается сознательное отношение к учебному труду, активной мыслительной деятельности; возможность многократно повторять, формировать коммуникативные умения. «-» - Трудовая организация, много дидактического материала, постоянные консультации, перестройка работы учащихся и учителя. [18] Признаки коллективной работы: . Наличие у всех учащихся общей цели; . Разделение труда, обязанностей; . Сотрудничество и товарищество, взаимопомощь; . Наличие действующих органов организации; . Общественно-полезный характер деятельности всех и каждого ученика в отдельности. [12] Можно выделить три режима работы в командах: . Коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми задачами или проектами; . Работа в подгруппах; . Индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнения и обсуждение результатов. Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них. [10] Успех обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Большую роль играет так же взаимодействие их личностей, складывающихся между ними взаимопонимание, которое по определению В.А. Канн-Калика, является основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и учениками отношений. По мнению В.А. Канн-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание. В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера или помощника и консультанта, или инициатора общения, а в случае необходимости и арбитра. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не боятся ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя расковано и свободно. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников. Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, учителю в первую очередь необходимо понимать психологию каждого конкретного ребенка. Бездумное использование унифицированных рецептов по обучению и воспитанию не приносит желаемых результатов. Педагогическое мастерство учителя как раз состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к теме беседы, в целом к предмету, друг к другу и к учителю. Важным является так же умение учителя уйти от стереотипов в организации взаимодействия с учениками. Примером такого стереотипного поведения учителя может быть его преимущественное сотрудничество с хорошо успевающими школьниками, а так же наблюдаемый иногда либерализм при оценке их деятельности, даже в случае, когда они плохо подготовились к уроку. [6] Что касается взаимодействия учеников друг с другом, то урок иностранного языка с точки зрения организации межличностного общения учеников имеет преимущество перед другими ведущими предметами. Ведь именно здесь появляется возможность поделиться своими мыслями чувствами и переживаниями со сверстниками, выслушать их точку зрения, поспорить или согласиться, узнать многое о, кажется, уже давно знакомых людях. Да и учитель получает ценную возможность узнать больше о своих учениках, выявить их интересы, мотивы. [11]
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |