Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие «сотрудничества» и способы его организации



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Понятие «сотрудничества» и способы его организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Вся система образования в Российской Федерации, и высшее в том числе, в настоящее время находиться под влиянием идей, которые были сформулированы в работах теоретиков общей и педагогической психологии (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Ш.Н. Амонашвили) и передовых практиков современной школы (А.К. Макаренко, А.В. Сухомлинский). [4]

Эти идеи, в частности, нашли отражение в утверждении сотрудничества как одной из определяющих основ современного обучения.

В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даётся следующее толкование сотрудничества: «Сотрудничать - работать вместе, принимать участие в общем деле». [9]

Сотрудничество - по словам И.Я. Зимней: «…гуманистическая идея совместной, развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленный взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности…» [4]

Нельзя не согласиться с мнением С. Соловейчика по поводу его определения сотрудничества: «Сотрудничество в воспитании то же, что дух в личности. Сотрудничать - значит уважать друг друга, ценить, уметь поступаться своими желаниями, нуждаться друг в друге и быть нужными…» [14]

В.К. Дьяченко считает, что: «Сотрудничество - наивысший уровень согласованности позиций в деятельности, на языке психологической науки организация субъект - субъектных отношений в совместной деятельности…» [3]

В свою очередь, Г.К. Селевко отмечает, что: «Сотрудничество - методика совместно-разделенной деятельности детей и педагога». [13]

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся. Значение этой формы организации обучения столь велико, что существует тенденция рассматривать весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества.

Проблема учебного сотрудничества активно и всесторонне изучается в последнее время (Т.Е. Конникова, А.В. Мудрик, В.А. Ядов, Д.И. Фельдштейн и др.).

Учебное сотрудничество в учебном процессе представляет собой сеть взаимодействий по следующим линиям:

)   «ученик-ученик»

)   «общегрупповое взаимодействие учеников в классе»

)   «учитель - ученик»

)   «учитель - учительский коллектив». [19]

А так же по мнению Цукермана Г.А. педагогике сотрудничества можно выделить четыре формы организации учебной деятельности:

.   Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают, обобщают её результаты.

«+» - Учитель ведет работу со всем классом, общаясь с учащимися непосредственно в ходе рассказа, объяснения. Способствует установлению доверительных отношений, воспитывает чувство коллективизма, учит рассуждать и находить ошибки в рассуждении товарищей, формировать познавательные интересы. Учитель достигает ритмичности в деятельности с учетом индивидуальных особенностей. Активизация деятельности школьников. Формирование устойчивого познавательного интереса.

«-» - Направлена на абстрактного ученика.

Фронтальная форма может быть реализована в виде продленного, информационного и иллюстративно-объяснительного изложения и сопровождение творческими заданиями.

.   Групповая форма обучения. Учащиеся делятся на группы для решения конкретных задач. Каждая группа получает определенные задания, и выполняют их сообща под руководством лидера или учителя. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом максимальной эффективности для коллектива, чтобы могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы. Состав 3-6 человек. Не менее половины должны составлять ученики, которые способны самостоятельно работать. Члены группы помогают друг другу, несут коллективную ответственность в результатах.

Способы деления на группы:

o по деланию учащихся;

o по желанию учителя;

o игротехнические;

Применима при проведении практических, лабораторных работ, при отработке навыков разговорной речи на иностранном языке, при подготовке диспутов, докладов.

«+» - Развитие нравственных качеств, активное сотрудничество, развивает познавательную активность; приучает к ответственности, делает объективным процесс самооценки.

«-» - Работа копируется учащимися, трудность комплектования групп и организации работы в них; одни могут прикрываться другими.

Структура:

.   Предварительная подготовка учащихся к выполнению заданий (постановка задач, инструктаж);

.   Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, распределение обязанностей;

.   Работа по выполнению задания;

.   Наблюдение и корректировка учителя;

.   Проверка выполнения задания;

.   Обсуждение результатов работы, выводы;

.   Оценка.

Вид групповой работы:

.   Парная (пары не меняются)

.   Единая групповая работа

.   Дифференцированная (разные задания)

. Индивидуальная форма обучения. Учащиеся выполняют задачи индивидуально.

Виды:

. индивидуальная (одинаковые задания)

. индивидуализационная (специальные задачи)

Проверяет на всех этапах урока, при решении различных дидактических задач.

«+» - позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка. ребенка. ккоконтролируетдеятельность учащихся, предполагает наличие учителя высокой квалификации.

«-» - неэкономность, ограниченность влияние учителя, ограниченность сотрудничества.

. Коллективная форма обучения.

Работа в парах сменного состава.

Половина говорит; половина слушает; каждый участник является то учителем, то учащимся. Цель каждого - учить тому, что знаешь сам.

Основной принцип работы: все по очереди учат каждого, а каждый по очереди учит всех; каждый отвечает не только за свои знания, но и за знания товарища.

Над изучаемой темой работают столько, сколько необходимо для полного его овладения. Совпадение личных и коллективных интересов.

«+» - Глубокое усвоение материала, урок становится интересным, живым; воспитывается сознательное отношение к учебному труду, активной мыслительной деятельности; возможность многократно повторять, формировать коммуникативные умения.

«-» - Трудовая организация, много дидактического материала, постоянные консультации, перестройка работы учащихся и учителя. [18]

Признаки коллективной работы:

.   Наличие у всех учащихся общей цели;

.   Разделение труда, обязанностей;

.   Сотрудничество и товарищество, взаимопомощь;

.   Наличие действующих органов организации;

.   Общественно-полезный характер деятельности всех и каждого ученика в отдельности. [12]

Можно выделить три режима работы в командах:

.   Коллективная работа, т.е. вся группа работает над большинством или всеми задачами или проектами;

.   Работа в подгруппах;

.   Индивидуальная работа каждого члена команды, а затем групповые сравнения и обсуждение результатов.

Важно отметить, что реализация всех трех режимов работы на уроке является наиболее эффективной, чем выбор и применение лишь одного из них. [10]

Успех обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников. Большую роль играет так же взаимодействие их личностей, складывающихся между ними взаимопонимание, которое по определению В.А. Канн-Калика, является основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей профессиональной подготовки учителя, его умения методически, целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть минимальным из-за нескладывающихся между ним и учениками отношений.

По мнению В.А. Канн-Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение-дистанция; общение-устрашение; общение-заигрывание.

В зависимости от ситуации на уроке учитель выступает в роли речевого партнера или помощника и консультанта, или инициатора общения, а в случае необходимости и арбитра. Благоприятные межличностные отношения позволят ученику не боятся ошибаться, быть непонятым, чувствовать себя расковано и свободно. Экспериментально доказано, что следствием доброжелательных взаимоотношений учителя и учащихся является повышение уровня мотивации поведения учеников.

Чтобы правильно строить свои отношения с учащимися, учителю в первую очередь необходимо понимать психологию каждого конкретного ребенка. Бездумное использование унифицированных рецептов по обучению и воспитанию не приносит желаемых результатов. Педагогическое мастерство учителя как раз состоит в том, чтобы уловить своеобразие каждого ребенка, быть внимательным ко всему, что происходит на уроке, своевременно и правильно реагировать на поведение учащихся, на их отношение к теме беседы, в целом к предмету, друг к другу и к учителю.

Важным является так же умение учителя уйти от стереотипов в организации взаимодействия с учениками. Примером такого стереотипного поведения учителя может быть его преимущественное сотрудничество с хорошо успевающими школьниками, а так же наблюдаемый иногда либерализм при оценке их деятельности, даже в случае, когда они плохо подготовились к уроку. [6]

Что касается взаимодействия учеников друг с другом, то урок иностранного языка с точки зрения организации межличностного общения учеников имеет преимущество перед другими ведущими предметами. Ведь именно здесь появляется возможность поделиться своими мыслями чувствами и переживаниями со сверстниками, выслушать их точку зрения, поспорить или согласиться, узнать многое о, кажется, уже давно знакомых людях. Да и учитель получает ценную возможность узнать больше о своих учениках, выявить их интересы, мотивы. [11]

 



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Понятие «сотрудничества» и способы его организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие «сотрудничества» и способы его организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)