Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования



2020-03-17 264 Обсуждений (0)
Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Теоретическое изложение вопроса о темпераменте, а именно его влияния на учебную деятельность показывает, что тип темперамента выражается в характере интеллектуальной деятельности подростка, в способе выполнения учебных задач и т.д. Значит, можно сказать, что сам процесс обучения и усвоение учебного материала детьми с разными типами темперамента будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.

Для определения типа темперамента подростков были проведены «Опросник Айзенка по определению темперамента» и проективная методика «Рисунок человека».

В ходе проведения опросника Айзенка на выявление типа темперамента были получены результаты, представленные в приложении, в таблице 1.

Анализируя данные таблицы 1 (приложение) можно сделать вывод, что у 6 учащихся (60%) выявлен холерический тип темперамента, 2 учащихся (20%) обладают сангвиническим типом темперамента и 2 учащихся (20%) - флегматическим.

Из таблицы видно, что большинство учащихся - холерики.

Холерик - нестабильная личность, несдержан, импульсивен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. Он обладает быстрой речью, сильно подвижной выразительной мимикой, вспыльчивостью, суетливостью; если выполняет индивидуальную или важную для него работу, он весь во внимании, все его мысли, эмоции сконцентрированы на ней.

Также из таблицы видно, что 9 учащихся (90%) экстраверты и 1 учащийся (10%).

Экстраверты - учащиеся общительные, контактные, испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебные речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать.

Интроверты - чаще замкнутые, скрытные люди, погруженные в свой внутренний мир. Они больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу, стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Они испытывают дискомфорт в новых, необходимых для них ситуаций, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них находится опыт общения, чувствуют себя достаточно уверенно, творчески решают задачи.

Для более глубокого изучения особенностей темперамента и для подтверждения результатов 1 методики была проведена проективная методика Венгера «Рисунок человека» на выявление преобладания таких свойств темперамента как экстраверсии или интроверсии.

При анализе рисунков мы ориентировались на такие показатели интроверсии как: руки прижаты к телу, угловатость фигуры, ноги плотно сдвинуты, уменьшенные кисти рук или их отсутствие.

Показатели экстраверсии: руки расставлены в стороны, ноги расставлены в стороны, кисти рук нормального размера и детально проработаны, прорисован рот.

Результаты, полученные по методике «Рисунок человека» представлены в приложении в таблице 2. В данной таблице отражается следующая картина: 90% учащихся - экстраверты и 10% учащихся - интроверты.

Делая вывод по двум проведенным методикам на определение особенностей темперамента видно, что в данном классе преобладают учащиеся экстраверты (90%) и 10% интровертов (рисунок 1).

 

Рис. 1. Показатели экстраверсии и интроверсии у детей 6 класса.

 

Также в классе обучаются учащиеся с тремя разными типами темперамента: холерического, сангвинического и флегматического. Соответственно, учителю необходимо учитывать эти показатели при обучении.

Для того чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростков была изучена и проанализирована успеваемость 6 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей учитывались показатели успеваемости детей по следующим дисциплинам: русский язык, литература, математика, иностранный язык, география.

Результаты успеваемости детей представлены в таблице 1.

 


Таблица 1

Показатели успеваемости учащихся 6 класса за 1-2 четверти 2008 учебного года

Испы туе мые

1 четверть

2 четверть

 Сред-ний балл
  Рус. язык Литература Мате матика Ин. язык География Рус. язык Литера тура Матема тика Ин. язык Геогра фия  
1 4 5 3 3 4 4 4 3 3 4 3,7
2 3 4 3 3 3 3 3 3 3 4 3,2
3 3 3 3 3 4 3 3 3 3 3 3,1
4 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
5 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3
6 4 4 4 4 5 4 4 4 4 4 4,1
7 4 5 5 5 5 4 5 4 5 5 4,7
8 4 5 3 3 4 4 4 3 4 4 3,8
9 4 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4,1
10 4 4 3 4 5 4 5 4 4 5 4,2

 

Исследовав успеваемость 6 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4,5-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-4,5 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,5 баллов).

Показатели успеваемости детей в процентах представлены на рисунке 1.

 

Рис. 2. Показатели успешности обучения в 6 классе


По рисунку видно, что в 6 классе преобладают «среднеуспевающие» учащиеся (50%), «слабые» учащиеся составляют 40%, и лишь 10% учащихся являются «сильными».

Для сопоставления результатов по определению темперамента и успеваемости была составлена сопоставительная таблица.

 

Таблица 2

Сопоставительная таблица успеваемости и типа темперамента детей

Испытуемый Тип темперамента Экстраверсия/ интроверсия Успеваемость
1 испытуемый Холерик Экстраверт Среднеуспевающий
2 испытуемый Сангвиник Экстраверт Слабоуспевающий
3 испытуемый Холерик Экстраверт Слабоуспевающий
4 испытуемый Холерик Экстраверт Слабоуспевающий
5 испытуемый Холерик Интроверт Слабоуспевающий
6 испытуемый Сангвиник Экстраверт Среднеуспевающий
7 испытуемый Холерик Экстраверт Сильный
8 испытуемый Флегматик Экстраверт Среднеуспевающий
9 испытуемый Флегматик Экстраверт Среднеуспевающий
10 испытуемый Холерик Экстраверт Среднеуспевающий

 

Из данных таблицы видно, что 30% холериков являются «слабоуспевающими», 20% холериков являются «среднеуспевающими», и лишь 10% холериков являются «сильными» учениками. В классе обучается 20% флегматиков, и они являются «среднеуспевающими». Кроме того, в данном классе обучается 2 сангвиника, один из них является «среднеуспевающим», а другой «слабоуспевающим». Следовательно, дети с такими подвижные типами темперамента как холерики и сангвиники, могут иметь в учебе как высокие показатели, так и низкие. Флегматики же, могут учиться лучше холериков и сангвиников и в данном классе они являются «среднеуспевающими», что и показало данное исследование.

Минимальным средним баллом успеваемости (3 балла) обладают четвертый и пятый испытуемые, они являются холериками-экстравертами.

Самый высокий показатель успеваемости у 7 испытуемого, он также является холериком-экстравертом.

В классе обучаются два флегматика (8 и 9 испытуемые). У них средние показатели в учебе (3,8 и 4,1 балл).

Также в классе обучаются два сангвиника-экстраверта (2 и 6 испытуемые). При этом эти учащиеся имеют отличные друг от друга показатели в учебе. Второй испытуемый относится к «слабоуспевающим» (3,2 балла), шестой же испытуемый «среднеуспевающий»(4,2 балла).

В классе обучается восемь детей подвижного типа, но, наряду с этим обучается два ребенка с флегматическим типом темперамента. Флегматик- человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Однако самый низкий балл успеваемости у испытуемых флегматиков наблюдается по таким дисциплинам как математика и иностранный язык. Возможно, учителя этих дисциплин опираются больше на репродуктивные особенности учащихся-флегматиков, а учителя математики и иностранного языка, возможно, не учитывают их медлительности и пассивность.

Так как в классе обучаются дети с тремя разными типами темперамента, то учитель должен учитывать особенности каждого типа темперамента.

Самый высокий показатель успеваемости по всему классу по таким дисциплинам как литература и география. Можно предположить, что учитель использует индивидуальный подход к каждому из учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и особенности темперамента, что положительно сказывается на качестве обучения.

По математике самый низкий балл успеваемости по всему классу. Можно предположить, что учитель математики не до конца использует личностный подход в обучении детей.

Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.


Заключение

 

Каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.

К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Соответственно тип темперамента проявляется и в учебной деятельности детей. Для изучения особенностей влияния типа темперамента на успешность обучения подростков был проведен анализ психолого-педагогической литературы и проведено исследование.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Учебная деятельность подростков отличается от учебной деятельности младших школьников. На это влияют возрастные особенности, а также смена ведущей деятельности, характерной для данного возраста. Характерной деятельностью в данном возрасте является общение.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Представитель холерического типа темперамента отличается быстротой действий и движений, порывистостью, возбудимостью. Психологические процессы у них протекают быстро, интенсивно.

Представитель сангвинического типа темперамента живой, любознательный, подвижный. Как правило, весел и жизнерадостен.

Представитель флегматического типа темперамента медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство.

Представитель меланхолического типа темперамента склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.

Тип темперамента оказывает влияние на учебную деятельность. В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Так, например, энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же - медленно. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке. Теоретическая часть работы указала на то, что действительно носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению, другие же наоборот.

Проведенное исследование, по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успешность в обучении показало, что не всегда тип темперамента предопределяет учебную деятельность, на это влияют и другие факторы. Тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.


Литература

 

1. Алексеев В. Подросток: с кем и куда он идёт…// Учитель.- 1997. - № 1.- С. 23.

2. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.

.   Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 306 с.

.   Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990. - 324 с.

.   Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 160 с.

.   Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Мн.: Нарасвета, 1983. - 63 с.

.   Воготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 324 с.

.   Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 267 с.

.   Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 171 с.

.   Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. - 448 с.

.   Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3-е издание, стереотип- М: издательский центр « Академия», 2004. - 464 с.

.   Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. - 234 с.

.   Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Питер, 2001. - 149 с.

.   Зимняя И. А. Педагогическая психология.- М.: «Логос», 1999. - 276 с.

.   Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. - М.: Владос, 2002. - 186 с.

.   Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - 205 с.

.   Корниенко Н.А. Типология личности. - Новосибирск: издательство НГПУ, 1988. - 346 с.

.   Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка// Здоровье детей. - 2008.- № 10. - С.38.

.   Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Провещение,1986. - 336 с.

.   Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 234 с.

.   Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь,1973. - 123 с.

.   Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 456 с.

.   Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 2.Психология образования - М., 2001. - 285 с.

.   Николаева Л. А. Растим здоровых, умных и добрых/ сост. Л. В. Ковинько - М.: изд. Центр «Академия», 1997. - 234 с.

.   Подласый И.П. Продуктивная педагогика. - М.: Народное образование, 2003. - 327 с.

.   Практическая психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие/Ред. - сост. Д. Я. Райгородский - Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

.   Рейнвальд Н. И. Психология личности/ Н. И. Рейнвальд - М., 1987. - 252с.

.   Рогов Е.И. Психология человека. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с.

.   Романов К. М. Практикум по общей психологии. - М.: Московский психолого - соц. институт, 2002. - 236 с.

.   Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - Питер, 2003. - 245 с.

.   Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 156 с.

.   Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: Просвещение, 2000. - 78 с.

.   Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина - М.: Академия, 2002. - 576 с.

.   Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия,2001. - 212 с.

.   Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с.

.   Субботина Л. Ю. Педагогическая психология/ Под ред. Н. В. Клюевой - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 176 с.

.   Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М., 1985. - 96 с.

.   Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 243 с.

.   Юнг К., Кэрл Гусэв. Психологические типы/ пер. с нем. С. Лорне ; под ред. В. Земнского. - М., 1998. - 300 с.

40. ЭльконинД.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Ред. вступ. ст. Д. И. Фельдштейна - М.: Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии; НПО МОДЭК, 1995. - 416с.


Приложение

 

Таблица 1

Сводная таблица результатов по опроснику Айзенка на определение типа темперамента

Испытуемые Баллы Флегматик Холерик Сангвиник Меланхолик
1 испытуемый Экстраверсия-19 Нейротизм-11   +    
2 испытуемый Экстраверсия-20 Нейротизм-9     +  
3 испытуемый Экстраверсия-19 Нейротизм-11   +    
4 испытуемый Экстраверсия-17 Нейротизм-16   +    
5 испытуемый Экстраверсия-15 Нейротизм-21   +    
6 испытуемый Экстраверсия-18 Нейротизм-8     +  
7 испытуемый Экстраверсия-13 Нейротизм-16   +    
8 испытуемый Интроверсия-3 Нейротизм-10 +      
9 испытуемый Экстраверсия-12 Нейротизм-15 +      
10 испытуемый Экстраверсия-15 Нейротизм-18   +    

 

Таблица 2

Сводная таблица результатов по методике «Рисунок человека»

Испытуемые

интроверсия

экстраверсия

  Руки прижаты к телу Угловатость фигуры Ноги плотно сдвинуты Уменьшены кисти рук/ отсутствие  Руки расставлены в стороны Ноги расставлены в стороны Кисти рук норм.размера и детально прораб. Прорисован рот
1 испытуемый           + + +
2 испытуемый   +   +   +   +
3 испытуемый         + + + +
4 испытуемый           + + +
5 испытуемый       +       +
6 испытуемый   +       + + +
7 испытуемый       + +     +
8 испытуемый         +   + +
9 испытуемый             + +
10 испытуемый         +   + +

 



2020-03-17 264 Обсуждений (0)
Результаты исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)