Результаты исследования
Теоретическое изложение вопроса о темпераменте, а именно его влияния на учебную деятельность показывает, что тип темперамента выражается в характере интеллектуальной деятельности подростка, в способе выполнения учебных задач и т.д. Значит, можно сказать, что сам процесс обучения и усвоение учебного материала детьми с разными типами темперамента будет отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот. Для определения типа темперамента подростков были проведены «Опросник Айзенка по определению темперамента» и проективная методика «Рисунок человека». В ходе проведения опросника Айзенка на выявление типа темперамента были получены результаты, представленные в приложении, в таблице 1. Анализируя данные таблицы 1 (приложение) можно сделать вывод, что у 6 учащихся (60%) выявлен холерический тип темперамента, 2 учащихся (20%) обладают сангвиническим типом темперамента и 2 учащихся (20%) - флегматическим. Из таблицы видно, что большинство учащихся - холерики. Холерик - нестабильная личность, несдержан, импульсивен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. Он обладает быстрой речью, сильно подвижной выразительной мимикой, вспыльчивостью, суетливостью; если выполняет индивидуальную или важную для него работу, он весь во внимании, все его мысли, эмоции сконцентрированы на ней. Также из таблицы видно, что 9 учащихся (90%) экстраверты и 1 учащийся (10%). Экстраверты - учащиеся общительные, контактные, испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебные речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать. Интроверты - чаще замкнутые, скрытные люди, погруженные в свой внутренний мир. Они больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу, стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Они испытывают дискомфорт в новых, необходимых для них ситуаций, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них находится опыт общения, чувствуют себя достаточно уверенно, творчески решают задачи. Для более глубокого изучения особенностей темперамента и для подтверждения результатов 1 методики была проведена проективная методика Венгера «Рисунок человека» на выявление преобладания таких свойств темперамента как экстраверсии или интроверсии. При анализе рисунков мы ориентировались на такие показатели интроверсии как: руки прижаты к телу, угловатость фигуры, ноги плотно сдвинуты, уменьшенные кисти рук или их отсутствие. Показатели экстраверсии: руки расставлены в стороны, ноги расставлены в стороны, кисти рук нормального размера и детально проработаны, прорисован рот. Результаты, полученные по методике «Рисунок человека» представлены в приложении в таблице 2. В данной таблице отражается следующая картина: 90% учащихся - экстраверты и 10% учащихся - интроверты. Делая вывод по двум проведенным методикам на определение особенностей темперамента видно, что в данном классе преобладают учащиеся экстраверты (90%) и 10% интровертов (рисунок 1).
Рис. 1. Показатели экстраверсии и интроверсии у детей 6 класса.
Также в классе обучаются учащиеся с тремя разными типами темперамента: холерического, сангвинического и флегматического. Соответственно, учителю необходимо учитывать эти показатели при обучении. Для того чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной деятельности подростков была изучена и проанализирована успеваемость 6 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей учитывались показатели успеваемости детей по следующим дисциплинам: русский язык, литература, математика, иностранный язык, география. Результаты успеваемости детей представлены в таблице 1.
Таблица 1 Показатели успеваемости учащихся 6 класса за 1-2 четверти 2008 учебного года
Исследовав успеваемость 6 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4,5-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-4,5 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,5 баллов). Показатели успеваемости детей в процентах представлены на рисунке 1.
Рис. 2. Показатели успешности обучения в 6 классе По рисунку видно, что в 6 классе преобладают «среднеуспевающие» учащиеся (50%), «слабые» учащиеся составляют 40%, и лишь 10% учащихся являются «сильными». Для сопоставления результатов по определению темперамента и успеваемости была составлена сопоставительная таблица.
Таблица 2 Сопоставительная таблица успеваемости и типа темперамента детей
Из данных таблицы видно, что 30% холериков являются «слабоуспевающими», 20% холериков являются «среднеуспевающими», и лишь 10% холериков являются «сильными» учениками. В классе обучается 20% флегматиков, и они являются «среднеуспевающими». Кроме того, в данном классе обучается 2 сангвиника, один из них является «среднеуспевающим», а другой «слабоуспевающим». Следовательно, дети с такими подвижные типами темперамента как холерики и сангвиники, могут иметь в учебе как высокие показатели, так и низкие. Флегматики же, могут учиться лучше холериков и сангвиников и в данном классе они являются «среднеуспевающими», что и показало данное исследование. Минимальным средним баллом успеваемости (3 балла) обладают четвертый и пятый испытуемые, они являются холериками-экстравертами. Самый высокий показатель успеваемости у 7 испытуемого, он также является холериком-экстравертом. В классе обучаются два флегматика (8 и 9 испытуемые). У них средние показатели в учебе (3,8 и 4,1 балл). Также в классе обучаются два сангвиника-экстраверта (2 и 6 испытуемые). При этом эти учащиеся имеют отличные друг от друга показатели в учебе. Второй испытуемый относится к «слабоуспевающим» (3,2 балла), шестой же испытуемый «среднеуспевающий»(4,2 балла). В классе обучается восемь детей подвижного типа, но, наряду с этим обучается два ребенка с флегматическим типом темперамента. Флегматик- человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. Однако самый низкий балл успеваемости у испытуемых флегматиков наблюдается по таким дисциплинам как математика и иностранный язык. Возможно, учителя этих дисциплин опираются больше на репродуктивные особенности учащихся-флегматиков, а учителя математики и иностранного языка, возможно, не учитывают их медлительности и пассивность. Так как в классе обучаются дети с тремя разными типами темперамента, то учитель должен учитывать особенности каждого типа темперамента. Самый высокий показатель успеваемости по всему классу по таким дисциплинам как литература и география. Можно предположить, что учитель использует индивидуальный подход к каждому из учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и особенности темперамента, что положительно сказывается на качестве обучения. По математике самый низкий балл успеваемости по всему классу. Можно предположить, что учитель математики не до конца использует личностный подход в обучении детей. Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат. Заключение
Каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом. К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Соответственно тип темперамента проявляется и в учебной деятельности детей. Для изучения особенностей влияния типа темперамента на успешность обучения подростков был проведен анализ психолого-педагогической литературы и проведено исследование. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: Учебная деятельность подростков отличается от учебной деятельности младших школьников. На это влияют возрастные особенности, а также смена ведущей деятельности, характерной для данного возраста. Характерной деятельностью в данном возрасте является общение. Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический. Представитель холерического типа темперамента отличается быстротой действий и движений, порывистостью, возбудимостью. Психологические процессы у них протекают быстро, интенсивно. Представитель сангвинического типа темперамента живой, любознательный, подвижный. Как правило, весел и жизнерадостен. Представитель флегматического типа темперамента медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство. Представитель меланхолического типа темперамента склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке. Тип темперамента оказывает влияние на учебную деятельность. В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Так, например, энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам. Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же - медленно. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке. Теоретическая часть работы указала на то, что действительно носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению, другие же наоборот. Проведенное исследование, по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успешность в обучении показало, что не всегда тип темперамента предопределяет учебную деятельность, на это влияют и другие факторы. Тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат. Литература
1. Алексеев В. Подросток: с кем и куда он идёт…// Учитель.- 1997. - № 1.- С. 23. 2. Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с. . Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 306 с. . Белоус В.В. Темперамент и деятельность. - Пятигорск, 1990. - 324 с. . Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 160 с. . Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. - Мн.: Нарасвета, 1983. - 63 с. . Воготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 324 с. . Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. - 267 с. . Дарвиш О. Б. Возрастная психология. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 171 с. . Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. - 448 с. . Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3-е издание, стереотип- М: издательский центр « Академия», 2004. - 464 с. . Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. - 234 с. . Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Питер, 2001. - 149 с. . Зимняя И. А. Педагогическая психология.- М.: «Логос», 1999. - 276 с. . Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. - М.: Владос, 2002. - 186 с. . Коломинский Я.Л. Человек: психология. - М.: Просвещение, 1986. - 205 с. . Корниенко Н.А. Типология личности. - Новосибирск: издательство НГПУ, 1988. - 346 с. . Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка// Здоровье детей. - 2008.- № 10. - С.38. . Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Провещение,1986. - 336 с. . Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 1983. - 234 с. . Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь,1973. - 123 с. . Мухина В.С. Возрастная психология. - М., 1997. - 456 с. . Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 2.Психология образования - М., 2001. - 285 с. . Николаева Л. А. Растим здоровых, умных и добрых/ сост. Л. В. Ковинько - М.: изд. Центр «Академия», 1997. - 234 с. . Подласый И.П. Продуктивная педагогика. - М.: Народное образование, 2003. - 327 с. . Практическая психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие/Ред. - сост. Д. Я. Райгородский - Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с. . Рейнвальд Н. И. Психология личности/ Н. И. Рейнвальд - М., 1987. - 252с. . Рогов Е.И. Психология человека. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 176 с. . Романов К. М. Практикум по общей психологии. - М.: Московский психолого - соц. институт, 2002. - 236 с. . Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. - Питер, 2003. - 245 с. . Симонов П. В. Темперамент. Характер. Личность. - М.: Наука, 1984. - 156 с. . Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. - М.: Просвещение, 2000. - 78 с. . Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина - М.: Академия, 2002. - 576 с. . Степанов В.Г. Психология трудных школьников. - М.: Академия,2001. - 212 с. . Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. - 544 с. . Субботина Л. Ю. Педагогическая психология/ Под ред. Н. В. Клюевой - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 176 с. . Ушинский К. Д. Собрание сочинений. - М., 1985. - 96 с. . Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 243 с. . Юнг К., Кэрл Гусэв. Психологические типы/ пер. с нем. С. Лорне ; под ред. В. Земнского. - М., 1998. - 300 с. 40. ЭльконинД.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Ред. вступ. ст. Д. И. Фельдштейна - М.: Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии; НПО МОДЭК, 1995. - 416с. Приложение
Таблица 1 Сводная таблица результатов по опроснику Айзенка на определение типа темперамента
Таблица 2 Сводная таблица результатов по методике «Рисунок человека»
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (264)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |