Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление и профилактика стресса на уровне организации



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Управление и профилактика стресса на уровне организации 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Подбор, расстановка и работа с кадрами. Разные типы работ имеют соответствующее влияние на сотрудников организации. Характер этого влияния обусловлен спецификой работы или задания, а также индивидуальными особенностями сотрудников. Поэтому при расстановке кадров и назначению заданий следует учитывать такие особенности персонала. Эти особенности включают в себя характер, темперамент, склонности, способности и потребности человека. Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических свойств человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая определенный отпечаток на его проявления. Темперамент - характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении и составляющих его органическую основу. При назначении работника на должность или поручении ему задания, следует обратить внимание как на сильные черты (мужество, самообладание, целеустремленность, смелость) его характера, так и на слабые (неряшливость, трусость, упрямство). Выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Каждый из них имеет свои особенности проявления черт характера. Помимо основных типов темперамента, есть еще смешанные типы. При создании рабочей группы желательно рассмотреть темпераменты потенциальных участников, так как от них зависит характер из взаимодействия и манера работы.

При расстановке кадров следует наблюдать и учитывать потребности сотрудников. Существует несколько типов иерархий потребностей людей, которые влияют на удовлетворенность работой. К таким можно отнести потребности в самоактуализации, в уважении, принадлежности, в безопасности и защите (экзистенциальные), физиологические. (иерархия по Маслоу). В процессе управления следует стараться замечать или интересоваться, у кого из сотрудников какие потребности требуют большего удовлетворения. Если какая-либо потребность не удовлетворена, то это, как можно предположить, может выражаться в недовольстве работой, отсутствием к ней интереса. Кроме того, как правило, за потребностями человека стоят некоторые способности, которые остаются неиспользованными в то время, как они могут приносить пользу. И то, и другое совершенно невыгодно для организации. Именно поэтому руководитель должен внимательно относиться к потребностям подчиненных и по возможности реализовывать их в рамках работы в организации.

Для того, чтобы уменьшить вероятность образования стресса из-за неудовлетворенности работой, следует использовать правильные рычаги стимулирования. Существует двухфакторная теория Ф. Герцберга, отражающая факторы, влияющие на удовлетворенность и неудовлетворенность сотрудников работой. Они имеют название гигиенических факторов и мотиваторов.

К гигиеническим факторам можно отнести нормальные условия труда, достаточная заработная плата, гарантии рабочего места, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, деятельность компании, приемлемый статус. По Герцбергу отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности. Мотиваторы включают в себя: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, ответственность за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

Постановка конкретных и выполнимых задач. Как мы уже выяснили, нечеткая постановка цели и неопределенность являются одним из основных источников стресса. Поэтому следует определять цели максимально точно. Для такой постановки часто успешно используется методика SMART. «Аббревиатура SMART имеет несколько различных вариантов расшифровки:

S - Specific, significant, stretching / конкретные, важные, растяжимые

M - Measurable, meaningful, motivational / измеримые, значимые, мотивационные- Agreed upon, attainable, achievable, acceptable, action-oriented / согласованы, достижимы, выполнимы, приемлемы, ориентированы на конкретные цели

R - Realistic, relevant, reasonable, rewarding, result-oriented / реалистичные, актуальные, разумные, поощряемые, ориентированные на конкретный результат- time-based, timely, tangible, track able / ограниченные во времени, своевременные, ощутимые, отслеживаемые [1]».

Цели, поставленные по этой технике хорошо определены, понятны сотрудникам, имеют хорошо видимую структуру цели. Субъектам цели понятно, когда она будет достигнута. Цель согласована с касающимися её сторонами. Ход её выполнения согласован с сотрудниками. Цели по SMART должны быть реалистичны, то есть их достижение находится в рамках имеющихся ресурсов, знаний и времени. В тоже время достижение цели ограничена во времени таким образом, чтобы его было достаточно, но не избыточно. Таким образом будет поддерживать умеренный темп работы без появления стресса как от нехватки времени, так и от его избытка.

Можно сделать вывод, что используя эту постановку, снижается до минимума вероятность появления стресса из-за неопределенности и неконкретности. Причем, даже необходимость выполнения каких-либо сложных задач при правильной постановке цели не будет вызывать стресс. Напротив, сложные, но реально выполнимые задачи снижают вероятность стресса и повышают мотивацию в коллективе.

Взаимодействие и групповое принятие решений. К стрессовым факторам относятся случаи, когда работник не знает, что от него требуется и не понимает роли своей деятельности в организации. Свести к минимуму образование стресса из-за подобных влияний можно групповым принятием решений. Предполагается, что если работник участвует в обсуждении и решении стоящих перед организацией задач, то у него появляется возможность повысить уровень своей информированности относительно этих задач и своей роли в их осуществлении. Кроме того, групповое принятие решений помогает удовлетворить такие потребности персонала, как потребность в признании, статусе и значимости. Этот тип потребностей, как правило, занимает не последнее место в системе ценностей человека. Поэтому их неудовлетворение может вести к недовольству работой. А это прямой стрессовый фактор в организации.

Программы оздоровления сотрудников. Как известно, физиологически тяжелый образ жизни на работе неизбежно ведет к стрессу. Поэтому, можно сделать вывод, что желательно организовывать на предприятии программы по оздоровлению сотрудников. В такие программы может входить:

)   формирование у сотрудников понимания того, что бережное отношение к здоровью - необходимое условие их благополучия и успеха организации

)   Проведения консультаций и мероприятий, направленных на приобретения сотрудниками знаний и навыков, необходимых для сохранения и укрепления здоровья

)   Обеспечение сотрудникам условий работы, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям, оптимальному распределению трудовой нагрузки

)   Обеспечение комплекса лечебно-профилактических мероприятий, направленных на оздоровление сотрудников

)   Создание условий для адаптации сотрудников к психологическим и эмоциональным нагрузкам

)   Обеспечение доступной для сотрудников психологической помощь (при необходимости)

Обеспечение эффективной обратной связи

Предполагается, что для того, чтобы более эффективно отслеживать источники стресса в организации, необходимо организовать на предприятии обратную связь между руководителем и рабочим коллективом. Таким образом, руководитель будет оценивать работу, консультировать и высказывать пожелания касательно выполняемых задач. А коллектив сможет высказывать своё мнение начальнику как о своих идеях, которые могут быть полезны, так и о различных моментах, которые их не устраивают. Прислушиваясь к этим мнениям, руководителю не только будет легче взглянуть на работу с точки зрения рабочих для принятия нужных решений, но и предпринять действия для обеспечения желательных условий для работы персонала. Таким образом, обеспечивается создание нужных коллективу условий для работы, учитывается их мнение, а следовательно, и удовлетворяются потребности в признании.

Организация обратной связи может быть выражена на предприятии в разных формах, в зависимости от характера и предпочтений персонала и характера организации. Она может осуществляться в следующих формах:

)   В виде неформального общения с руководителем лидера рабочей группы либо группы в целом

)   Осуществляться через специальное подразделение организации, регулярно проводимые мероприятия и собрания, посвященные этому вопросу.

)   В виде «ящика идей и пожеланий» - ящик, куда сотрудники могут поместить бланки со своими пожеланиями или жалобами. Этот способ позволяет осуществлять обратную связь анонимно, что иногда может быть важно.

Соблюдение руководителем требований к своим профессиональным качествам. Сложно отрицать, что образование и наличие организационного стресса не зависит от профессиональных качеств руководителя. Существует множество различных концепций, содержащие качества, которыми необходимо обладать человеку с профессией менеджера.

Менеджер должен быть вежливым, соблюдать правила этикета, быть тактичным. В нём должны проявляться характерные качества, такие как понятийное мышление, умение обобщать, различать, классифицировать, продумывать риск. Он должен быть настроен позитивно по отношению к окружающим, уметь контролировать и регулировать свои эмоции. Также необходимы качества гибкости и контактности, необходимые как для работы с сотрудниками предприятия, так и с внешними лицами. Менеджер должен проявлять способность и инициативу к руководству, стремление достигать поставленных задач, ответственность. Также желательно наличие способности просчитывать ситуации наперед, видеть ситуацию в перспективе. Необходимо уметь находить индивидуальный подход к людям. Руководителю желательно вести диалог с окружающими с самим собой на проактивном языке (язык действия). Менеджер должен быть спокойным, умеющим выслушать собеседника, уметь воспринимать и давать критику. Поведение менеджера должно быть деловым - регламентированным, подчинено формальным и неформальным нормам.

Наличие как можно большего числа подобных качеств делает менеджера более приемлемым в коллективе, приятным в общении, способным выполнять необходимые задачи и принимать эффективные управленческие решения, устанавливать контакты и многое другое. Все это влияет отношения с персоналом, авторитет руководителя и уверенность в нем коллектива, что значительно снижает вероятность образования организационного стресса.


 

Заключение

 

Стресс - это напряженное состояние организма человека, как физическое, так и психическое. Наличие стресса является обязательным условием жизнедеятельности человека. Влияние, оказываемое стрессом на деятельность сотрудника и организации, может быть как положительным, так и отрицательным. Стресс может иметь весьма разнообразную природу происхождения. Образование стресса у человека зависит от его восприятия ситуации, психологических особенностей, окружающих условий и отношений в обществе.

Организационный стресс - это стресс, образующийся в рамках предприятия. Он относится к отдельным сотрудникам, руководителям и рабочему коллективу в целом. Для того чтобы выявить стресс и предотвратить его негативное влияние на деятельность организации, необходимо рассмотреть источники данного явления, его влияние на жизнедеятельность и работу, признаки наличия, а также определенные стратегии по борьбе и профилактике.

Организационный стресс является следствием наличия в организации определенных факторов, включающих в себя условия и особенности работы, разного рода неопределенность в процессе её выполнения, сложные, напряженные отношения в коллективе, неудовлетворенности работой и наличия каких-либо стрессогенных событий.

Руководителю необходимо вести наблюдение за рабочим коллективом и выявлять в нем стрессовые признаки. Это необходимо для того, чтобы определить источники стресса в конкретном коллективе или организации и определить возможные пути их устранения. Стресс у человека имеет эмоциональные, психологические, физические и поведенческие проявления. Отрицательное влияние стресса приводит к ухудшению здоровья персонала, его эмоциональной устойчивости, негативному настрою и нерабочему состоянию.

Для того, чтобы предотвратить негативное влияние стресса, необходимо использовать профилактику и способы борьбы в организации или у отдельного человека. Чтобы эффективно бороться со стрессом, необходимо выявить его причины, устранить их, создать комфортные условия, добавить необходимую физическую нагрузку и занятия, доставляющие удовольствие. Также необходимо анализировать свою реакцию на определенные стрессовые ситуации и работать над ней в случае необходимости.

Для борьбы со стрессом на предприятии, руководителю необходимо изучить личности рабочего персонала, учитывать их совместимость, характеры, темпераменты и потребности. При выполнении рабочих задач должно использоваться эффективное планирование и распределение обязанностей. Например, это может осуществляться с помощью планирования «по S.M.A.R.T.» По возможности следует использовать групповое принятие решений, что способствует информированию сотрудников и удовлетворению некоторых их потребностей. А также желательно использование оздоровительных программ для персонала предприятия в целях поддержания достаточного здоровья.

Кроме того, руководитель должен стремиться к повышению и развитию своих профессиональных качеств. Это не только обеспечивает ему желаемую карьеру и навыки, но и исключает ряд возможных причин возникновения организационного стресса.


 

Список литературы

 

1  «Маркетинговое проектирование: смарт-цели:» URL: <http://www.marketproject.ru/articles/5-smart-celi>. (дата обращения - 18.04.2012)

    Викентьева Е.Н., Емельянова Т.П., Ридли Д. - Психическое здоровье в организации - Тверь 2004г

    Волгина М.Ю., Редькина М.В. Профессиональное поведение менеджера: деловая этика и управление конфликтами, часть 2 - СПб: 2010г - 112с

    Зайцев Л.Г, Соколова М.И. Организационное поведение.. - М:. «Экономистъ» 2006г - 665

    Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007. 3. Лютенс Ф. (с 210).

    Купер Кэри Л. Филипп Дж. Дэйв, Майкл П. О'Драйсколл Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение - Харьков: Гуманитарный центр - 2007

    Психология онлайн. Электронная библиотека психолога. URL: <http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=38&0a1=315&0o1=3&0s1=1&0p1=7>. (дата обращения - 29.03.2012)

8  Радюк О. Управляемый стресс: признаки стресса у руководителя. URL: <http://stress.by/news/2001/09/симптомы-стресса-у-руководителей>. (дата обращения - 15.04.2012)

    Ревская Н.Е. Психология Менеджмента. Конспект лекций - Санкт-Петербург «Альфа» - 2001


 

Приложение 1

 

Таблица

«Сравнительная характеристика стрессового и не стрессового образов жизни:[7]»

Стрессовый стиль жизни Не стрессовый стиль жизни
Испытывает хронический, неослабевающий стресс Допускает наличие «творческого» стресса в определенные периоды напряженной деятельности
Попадает в одну или несколько непрекращающихся стрессовых ситуаций Имеет «пути спасения», позволяющие хотя бы временно отстраниться и расслабиться
Тяжело преодолевает стрессовые межличностные отношения (например, трудности в семье, осложнение отношений с супругой, любовницей, боссом, сотрудниками) Отстаивает собственные права и потребности; устанавливает низкострессовые отношения взаимного уважения; тщательно выбирает друзей и завязывает взаимоотношения, которые являются ободряющими и спокойными
Участвует в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе Участвует в интересной, благодарной, стоящей работе, которая обеспечивает подлинное вознаграждение
Испытывает постоянную нехватку времени; слишком много нужно сделать за данный отрезок времени Сохраняет стимулирующую рабочую нагрузку, где периоды перегрузки и кризисов уравновешиваются периодами «передышки»
Беспокоится по поводу потенциально неприятных наступающих событий Уравновешивает опасные события полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться
Обладает пагубными для здоровья привычками (например, в питании, курит, выпивает, испытывает недостаток физических упражнений, в плохой физической форме Сохраняет хорошую физическую форму, хорошо питается, очень редко употребляет алкоголь и табак или совсем не употребляет
Стрессовый стиль жизни Не стрессовый стиль жизни
Поглощен одним видом жизненной деятельности (например, работой, общественной деятельностью, зарабатыванием денег, одиночеством или физической деятельностью) Вкладывает энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит чувство удовлетворения (например, в работу, общественную деятельность, отдых, уединение, культурные мероприятия, семью и близких знакомых)
Считает, что трудно просто «хорошо провести время», расслабиться и насладиться какой-нибудь кратковременной работой Находит удовольствие в простой деятельности, не чувствуя необходимости оправдывать наигранное поведение
Воспринимает отношения между полами как неприятные, неблагодарные или общественно-«запрограммированные» (например, путем интриг, стремления «заманить») Наслаждается полной и кипучей сексуальной жизнью, прямо выражая свой «сексуальный аппетит»
Воспринимает жизнь как серьезную, трудную ситуацию; страдает отсутствием чувства юмора Наслаждается жизнью в целом; может смеяться над собой; имеет хорошо развитое чувство юмора
Соглашается с выполнением угнетающих, неблагодарных социальных ролей Проводит жизнь относительно свободную от ролей; способен выражать естественные потребности, желания и чувства без оправдания
Воспринимает тяжелые и стрессовые ситуации пассивно; страдает молча Настойчиво пытается изменить по возможности напряженные ситуации; пересматривает невозможные для выполнения в сроки; избегает ненужных напряженных ситуаций; эффективно распределяет время

 



2020-03-17 227 Обсуждений (0)
Управление и профилактика стресса на уровне организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление и профилактика стресса на уровне организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (227)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)