Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Потребности как основной источник активности личности



2020-03-17 440 Обсуждений (0)
Потребности как основной источник активности личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Строение индивидуальной деятельности человека

1.1.Основные общепсихологические свойства деятельности………….. …..4

Мотивы как форма деятельности

2.1.Мотивационная теория Маслоу…………………………………………….5

2.2.Потребности как основной источник активности личности……………6

2.3.Функции мотивов…………………………………………………………….7

2.4.Мотивационная сфера личности……………………………………………8

2.5.функция эмоций и их возникновение………………………………………9

Сущность человеческой деятельности

3.1.Виды деятельности…………………………………………………………..10

3.2.Ведущая деятельность………………………………………………………12

Игровая деятельность

4.1.Игра……………………………………………………………………………13

4.2.Роль игровой деятельности в психическом развитии ребенка…………13

Учебная деятельность

5.1.структура учебной деятельности………………………………………….15

5.2.Факторы, влияющие на успешность учебной деятельности…………..17

5.3.Вырабатывание навыков и умений………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………20

Список литературы…………………………………………………………….22

                                          Введение         

 

Последние годы в советской психологии происходило ускоренное развитие отдельных ее ветвей и прикладных исследований. В то же время теоретическим проблемам общей психологии уделялось гораздо меньше внимания. Вместе с тем советская психология, формируясь на марксистско-ленинской философской основе, выдвинула принципиально новый подход к психике и впервые внесла в психологию ряд важнейших категорий, которые нуждаются в дальнейшей разработке.

Среди этих категорий важнейшее значение имеет категория деятельности. Вспомним знаменитые тезисы К.Маркса о Фейербахе, в которых говорится, что главный недостаток прежнего метафизического материализма состоял в том, что он рассматривал чувственность только в форме созерцания, а не как человеческую деятельность, практику; что деятельная сторона, в противоположность материализму, развивалась идеализмом, который, однако, понимал ее абстрактно, а не как действительную чувственную деятельность человека.

Именно так обстояло дело и во всей домарксистской психологии. Впрочем, и в современной психологии, которая развивается вне марксизма, ситуация остается прежней. Деятельность и в ней интерпретируется либо в рамках идеалистических концепций, либо в естественнонаучных, материалистических по своей общей тенденции направлениях - как ответ на внешние воздействия пассивного субъекта, обусловленный его врожденной организацией и наущением. Но именно это и раскалывает психологию на естественнонаучную и психологию как науку о духе, на психологию бихевиоральную и "менталистскую". Возникающие в связи с этим в психологии кризисные явления сохраняются и сейчас; они только "ушли в глубину", стали выражаться в менее явных формах.

 Характерное для наших дней интенсивное развитие междисциплинарных исследований, связывающих психологию с нейрофизиологией, с кибернетикой и логико-математическими дисциплинами, с социологией и историей культуры, - само по себе еще не может привести к решению фундаментальных методологических проблем психологической науки. Оставляя их нерешенными, оно лишь усиливает тенденцию к опасному физиологическому, кибернетическому, логическому или социологическому редукционизму, угрожающему психологии утратой своего предмета, своей специфики. Не является свидетельством теоретического прогресса и то обстоятельство, что столкновение различных психологических направлений потеряло сейчас свою прежнюю остроту: воинствующий бихевиоризм уступил место компромиссному необихевиоризму (или, как говорят некоторые авторы, "субъективному бихевиоризму"), гештальтизм - неогештальтизму, фрейдизм - неофрейдизму и культурной антропологии. Хотя термин "эклектический" приобрел у американский авторов значение чуть ли не высшей похвалы, эклектические позиции никогда еще не приводили к успеху. Научный синтез разнородных комплексов, добытых психологических фактов и обобщений, разумеется, не может быть достигнуть путем их простого соединения с помощью общего переплета. Он требует дальнейшей разработки концептуального строя психологии, поиска новых научных теорий, способных стянуть разошедшиеся швы здания психологической науки. При всем многообразии направлений, о которых идет речь, общее меж ними, с методологической точки зрения, состоит в том, что они исходят из двучленной схемы анализа: воздействие на реципирующие системы субъекта - возникающее ответные - объективные и субъективные - явления, вызываемые данным воздействием. Схема эта с классической ясностью выступила уже в психофизике и физиологической психологии прошлого столетия. Главная задача, которая ставилась в то время, заключалась в том, чтобы изучить зависимость элементов сознания от параметров вызывающих их раздражителей. Позже, в бихевиоризме, т.е. применительно к изучению поведения, эта двучленная схема нашла свое прямое выражение в знаменитой формуле S->R.

Неудовлетворительность этой схемы заключается в том, что она исключает из поля зрения исследования тот содержательный процесс, в котором осуществляются реальные связи субъекта с предметным миром, его предметную деятельность (нем. Tatigkeit - в отличие от Aktivaitat). Такая абстракция от деятельности субъекта оправдана лишь в узких границах лабораторного эксперимента, имеющего своей целью выявить элементарные психофизиологические механизмы. Достаточно, однако, выйти за эти узкие границы, как тотчас обнаруживается ее несостоятельность. Это и вынуждало прежних исследователей допускать при объяснении психологических фактов вмешательство особых сил, таких, как активация апперцепция, внутренняя интенция и т.п., т.е. все же апеллировать к деятельности субъекта, но только в ее мистифицированной идеализмом форме.

 

 

  1. Строение индивидуальной деятельности человека

 

1.1 Основные общепсихологические свойства деятельности

 

 

Категория деятельность наряду с другими основополагающими психологическими понятиями, такими как «сознание», «личность», «общение» и т.д., имеет статус общенаучных понятий и даже междисциплинарных категорий. Деятельность- предмет изучения многих наук: философии, социологии, физиологии, инженерных дисциплин, психологии.

Деятельность-это форма активного отношения субъекта к действительности, направленная на достижение сознательно поставленных целей и связанная с созданием общественно значимых ценностей или освоением социального опыта.

Более общей категорией, с помощью которой определяется деятельность, выступает общепсихологическое понятие «отношения». Оно является синтезом всей системы взаимодействий человека с миром, включает рационалистические, эмоциональные, межличностные и многие другие аспекты. Максимально общий характер понятия «отношения», позволяя преодолеть рационалистические традиции в трактовке деятельности, одновременно создает основу для охвата всех реальных разновидностей деятельности, разных их типов и даже классов.

Деятельность- это, однако, не только одна из форм отношения; это очень специфическая форма отношения, имеющая два основных признака.

Во-первых, это отношение продуктивного типа, предполагающее получение некоторого результата. Он может быть представлен не только в форме какого-либо продукта (изделия, ценности и др.), но и в виде освоения человеком тех или иных знаний, умений, других форм социального опыта. Тем самым данное определение указывает на наличие трех основных типов деятельности – не только собственно трудовой, но также и игровой, и учебной.

Во-вторых, деятельность- это такое отношение, которое регулируется сознаваемой целью как идеальный образ будущего результата. Цель выступает так называемым систематизирующим фактором деятельности, то есть главным критерием определения ее содержания, структуры и содержания. И в этом заключается важнейшее отличие деятельности от иных форм активности человека (скажем, от импульсивной, непроизвольной активности). Содержание деятельности определяется именно целью (изготовление какого-либо продукта, получение каких-либо знаний).

Деятельность- это целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта.

Наряду с этими аспектами существуют и иные, также важнейшие общепсихологические свойства деятельности.

v Предметность деятельности. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь, будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Деятельность в свою очередь, направлена на определенный «внешнеположенный» по отношению к субъекту объект, который выделяется им в качестве предмета своей целенаправленной активности.

v Субъектность деятельности. Деятельность всегда социально обусловлена, а значит, связана со значениями, зафиксированными в схемах, орудиях действия, в понятиях языка, социальных ролях и нормах. Свойства субъектности деятельности выражается в ее обусловленности всем прошлым опытом человека, его потребностями, его целями и мотивами, которые определяют направленность и избирательность деятельности.

v Адаптивность деятельности, то есть способность к гибким перестройкам и трансформациям при изменении условий ее реализации.

v Системность деятельности. Деятельность предстает нерядоположенной суммой своих компонентов, а их организованной целостностью. При этом особо важно то, что у деятельности как целостности возникают такие новые свойства, которых нет ни у отдельных ее компонентов, ни у их простой суммы,- так называемые системные качества деятельности. Деятельность является одной из наиболее сложных среди известных в настоящее время систем.

 

               2. Мотивы как форма деятельности

                    

                2.1. Суть мотивационной теории А. Маслоу.

 

 

Одним из важнейших компонентов деятельности является мотивация.

Наиболее известной и разработанной теорией мотивации считается концепция иерархии мотивов А. Маслоу. Согласно этой концепции все потребности личности можно разделить на пять основных групп.

v Физиологические потребности. Они необходимы для выживания организма. Это потребность в еде, воде, отдыхе, сексуальном удвлетворении.

v Потребность в безопасности включает потребности в защите от физических и психологических опасностей.

v Потребности в социальных связях (социальные потребности). Это потребности в социальной присоединенности группе и принадлежности к ней, в социальных контактах.

v Потребности в уважении включают, во-первых, потребности в уважении со стороны других – признании ими личных достижений, компетентности, личных качеств и достоинств; и, во-вторых, потребность в самоуважении

v Потребности самоактуализации - это потребности личности в реализации своих потенциальных возможностей и способностей, в росте собственной личности, в понимании, осмыслении и развитии собственного Я. А. Маслоу считает, что человек начинает ощущать потребность в самоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащих уровней

Пять групп потребностей одновременно являются и пятью основными уровнями потребностей. Потребности каждого вышележащего уровня возникают только тогда, когда потребности нижележащих уровней удовлетворены. Существует несколько основных закономерностей этих групп потребностей. Так, высшие потребности являются генетически более поздними. Чем выше уровень потребностей, тем менее они важны для выживания, тем дальше может быть отодвинуто их удовлетворение и тем легче на время от них освободится. Высшие потребности субъективно воспринимаются как менее насущные. Удовлетворение их чаще имеет своим результатом осуществление желаний и развитие личности, обогащает внутренний мир.

 

Потребности как основной источник активности личности

 

Потребность- это состояние объективной нужды человеческого организма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования. Это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, как раз и выступает источником активности человека. Потребность как динамическая сила, исходящая из организма, организует и направляет познавательные процессы, воображение и поведение личности. Потребности не остаются неизменными, а меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний действительности и отношения к ней.

Считается, что специфика человеческих потребностей определяется социальной природой деятельности человека, прежде всего трудом. Потребности различают по предмету и по происхождению.

По происхождению потребности бывают:

A. Естественные;

B. Культурные.

Естественные потребности отражают зависимость человека от условий, необходимых для сохранения и поддержания его жизни. В культурных потребностях выражается зависимость человека от продуктов человеческой культуры.

По предмету потребности подразделяются на:

A. Материальные;

B. Духовные;

C. Социальные

К материальным относятся физиологические (например, потребность в пище) и общественно обусловленные (например, потребность в одежде). К духовным потребностям относятся эстетические и познавательные. Социальные потребности отражают потребность в общении, в общественном признании.

При рассмотрении связи потребности с деятельностью нужно сразу же выделить в жизни два этапа каждой потребности: период до первой встречи с предметом, удовлетворяющим потребность, и период после этой встречи, когда предмет потрбности обретен.

     До опредмечивания    После опредмечивания
1.Состояние общей ненаправленной активности субъекта. 1.Активность становится направленной.
2.Широкий спектр возможных благ при наличии ключевых раздражителей 2.Резкое сужение возможных благ и четкое определение предмета.
3.субъект испытывает состояние напряжения, неудовлетворенности, но не знает, чем оно вызвано. 3. Эмоциональное закрепление предмета потребности.

Когда происходит «встреча» потребности с ее предметом, тогда говорят об опредмечивании потребности. Самим актом опредмечивания потребность меняется, преобразуется. Она становится уже другой, определенной, потребностью именно в данном предмете. В акте опредмечивания рождается мотив. Феномен опредмечивания потребности был подробно описан А.Н.Леонтьевым. «Определение мотива как предмета потребности не надо понимать слишком буквально, представляя себе предмет в виде вещи, которую можно потрогать руками. «Предмет» может быть идеальным, например, той же нерешенной научной задачей, художественным замыслом и т.п." [1; с.114-134]

Однако есть вероятность, что найденный предмет потребности столь жестко «зафиксируется» в сознании человека, что приведет в результате к неврозу. Так бывает при найденной, но неразделенной любви, неотреагированной обиде и т.д. чаще всего предмет потребности выступает источником роста личности (когда, например, им является значимый другой человек, способный к ответному чувству, и др.).

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно квалификации Х.Мюррея их гораздо больше. Х.Мюррей выделяет более 20 потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка - стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия - забвение собственных интересов во имя группы и др.

Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях и во всем том, что побуждает человека к деятельности. Например, потребности могут осознаваться человеком с разной степенью отчетливости. В этом случае они приобретают форму влечения. Влечение- это побуждение к деятельности, представляющее собой недеффиренцированную, недостаточно осознанную потребность. Другое неосознаваемое побуждение- установка. Установка – неосозноваемое человеком состояние готовности к конкретной форме активности. Это может быть и готовность к какой-либо деятельности, к поведению, и к пониманию, и к интерпретации чего-либо. Установка, если она проявляется в интерпретации каких-либо событий, явлений, фактов, может принимать форму предубеждений или стереотипов.

 

 

                           2.3. Функции мотивов

 

 

Когда потребность осознается и происходит ее опредмечивание, она приобретает форму мотива.

Мотивы выполняют функцию побуждения к деятельности и связаны с удовлетворением потребностей субъекта. Мотивом также называется и совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направлений.

Мотивы - это то, ради чего совершается деятельность. В широком значении под мотивом понимается любое внутренне побуждение человека к деятельности, поведению, мотив выступает как форма проявления потребностей.

Мотивы, которые побуждают личность поступать определенным образом, могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми.

1) Осознаваемые мотивы - это мотивы, побуждающие человека поступать и вести себя в соответствии со своими взглядами, знаниями, принципами. Примеры таких мотивов - большие жизненные цели, которые направляют деятельность в течение длительных периодов жизни. Если человек не только осознает, в принципе, как нужно себя вести (убеждение), но и знает конкретные способы поведения, определяемые целями такого поведения, то тогда мотивы его поведения осознанны.

2) Мотив – это осознанная потребность, обогащенная представлениями о способах ее удовлетворения и о целях поведения, которое может его удовлетворить.

3) Неосознаваемые мотивы. А.Н.Леонтьев, Л.И. Божович, В.Г.Асеев, и др. считают, что мотивы - это осознаваемые и неосознаваемые побуждения. По мнению Леонтьева, даже когда мотивы не осознаются субъектом, т.е. когда он не отдает себе отчета в том, что побуждает его осуществлять ту или иную деятельность, они выступают в своем косвенном выражении - в форме переживания, желания, хотения. Леонтьев выделяет главным образом две функции мотивов: побужден7ия и смыслообразования. Смыслообразующиие мотивы придают деятельности личностный смысл, другие способствующие им мотивы, выполняют роль побудительных факторов (положите6льных или отрицательных)- порой очень эмоциональных, аффективных, лишенных смыслообразующих функций. Это – мтотивы-стимулы. В то же время различие обоих видов мотивов относительно. В одной иерархической структуре данный мотив может выполнять смыслообразующую функцию, а в другой - функцию дополнительной стимуляции. Слияние обеих функций мотива – побуждающей и смыслообразующей – придает деятельности человека характер сознательно регулируемой деятельности. Если ослабевает смыслообразующая функция мотива, то он может стать только понимаемым. И наоборот, если мотив «только понимаемый», то можно предполагать, что его смыслообразующая функция ослаблена.

Х.Хекхаузен рассматривает функции мотива только в связи с этапами действия – началом, выполнением, завершением. На начальной стадии мотив инициирует действие, стимулирует, побуждает его. Актуализация мотива на стадии выполнения обеспечивает постоянно высокий уровень активности действия. Поддержание мотивации на стадии завершения действия связанно с оценкой результатов, с успехом, что способствует подкреплению мотивов.

Мотивы классифицируются также по их отношению к самой деятельности. Если мотивы, побуждающие данную деятельность, не связаны с ней, то их называют внешними по отношению к этой деятельности. Если же мотивы непосредственно связаны с самой деятельностью, то их называют внутренними.

Внешние мотивы делятся, в свою очередь, на общественные: альтруистические (делать добро людям), мотивы долга и обязанности (перед Родиной, перед своими родными) и на личностные: мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. Внутренние мотивы делятся на процессуальные (интерес к процессу деятельности); результативные (интерес к результату деятельности, в том числе и познавательный) и мотивы саморазвития (ради развития каких-либо своих качеств и способностей).

Сложность выявления мотивов деятельности связана с тем, что всякая деятельность побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е. деятельность обычно полимотивирована. Совокупность всех мотивов к данной деятельности называется мотивацией деятельности данного индивида.

Мотивация – это процесс, увязывающий воедино личностные и ситуационные параметры на пути регуляции деятельности, направленная на преобразование предметной ситуации для осуществления определенного предметного отношения личности к окружающей ситуации.

Можно говорить не только о мотивации какой-либо деятельности, но и об общей мотивации, характерной для данного человека, имея в виду совокупность стойких мотивов, соответствующих направленности его личности и определяющих виды его основных деятельностей.

 

 

         2.4. Составляющие мотивационной сферы личности

 

Одним из важнейших понятий психологии мотивации является мотивационная сфера личности. Как и любая иная система, мотивационная сфера личности включает в себя определенную совокупность своих компонентов, а также устойчивые закономерные связи между ними. В качестве основных компонентов мотивационной сферы личности выступают: мотивы, потребности, влечения, установки, интересы, идеалы, намерения, социальные нормы и роли, стереотипы и др.

1) Все составляющие мотивационной сферы личности представлены не хаотично, а целостно: они упорядочены и взаимосвязаны. Мотивационную сферу человека можно сравнить со зданием, где в строгой иерархии (соподчинении) располагаются названные компоненты.

2) Мотивационной сферой определяется масштаб и характер личности. Так, на рубеже дошкольного и младшего школьного возрастов происходит значительное обогащение мотивационной сферы, что выражается в появлении новых, различных по характеру мотивов. В эти же годы у детей формируются ведущие мотивы, которые и определяют поведение ребенка, его направленность. С возрастом мотивы меняются и преобразуются. Ведущее значение для человека приобретают устойчиво доминирующие мотивы поведения, которые подчиняют себе все иные мотивы. Развитие мотивов как таковых заключается в усилении или ослаблении существующих; в появлении новых и устранении существующих; в появлении синтетических мотивов.

3) Сначала иерархические отношения мотивов не осознаются человеком полностью и проясняются в ситуациях конфликта (примером может стать «феномен горькой конфеты» А.Леонтьева, где личность рождается именно в борьбе мотивов). В жизни взрослого человека мотивы сталкиваются не так уж и редко, требуя выбора одного из них. Такое столкновение- тест на иерархию мотивов и одновременно на качество личности.

4) Мотивация не только побуждает человека к какой-либо деятельности, но и сама формируется в процессе деятельности. Например, изначально человек может побуждаться социальными мотивами («пишу доклад, так как мне его поручили»), а процессе выполнения этого задания у него может возникнуть интерес к этому материалу, т.е. к содержанию деятельности. В этом случае речь идет о механизме «сдвига мотива на цель» (Олпорт, Леонтьев). Деятельностный характер формирования мотивации – одно из условий способствующих рождению новых мотивов.

                           

 

                        2.5. Функция эмоций и их возникновение

Эмоции (франц. Emotion – волнение, возбуждение; эмоция от лат. Emovere- потрясаю, волную) - это особый класс психических процессов и состояний, отражающих в форме непосредственного переживания значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности. Возникая в ответ на воздействие жизненно значимых событий, эмоции способствуют направлению на них поведения.

Функции эмоций:

v Организующая функция. Эмоции, прежде всего, организуют некоторую деятельность, отвлекая на нее силы и внимание, что естественно, может помешать параллельно осуществляемой деятельности. Даже такая биологическая реакция, как аффект, обычно дезорганизующая деятельность человека (дезорганизующая функция), при определенных условиях может оказаться полезной. Например, когда от серьезной опасности индивиду приходится спасаться, полагаясь исключительно на физическую силу и выносливость;

v Оценочная функция эмоций ставит их в один ряд с другими формами познания. Эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явлений и ситуаций, состояний организма и внешних воздействий и служит одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленного на удовлетворение актуальных потребностей;

v Регуляторная функция эмоций, обсуждаемая в психологической литературе под различными названиями: закрепления – торможения (П.К.Анохин), следообразования (Леонтьев), подкрепления (Симонов), указывает на способность эмоции оставлять следы в опыте индивида, закрепления в нем все воздействия, а также удавшиеся - неудавшиеся действия, которые их возбудили;

v Побудительная функция. Эмоции – это продукт общественно- исторического развития. Они относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Будучи субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее;

v Предвосхищающая функция эмоций. Это функция является логическим продолжением регуляторной функции (след сам по себе не имел бы смысла, если бы не было возможности использовать его в будущем). Актуализация следов обычно опережает развитие событий, и возникающие при этом эмоции сигнализируют о возможном благоприятном или неблагоприятном исходе;

v Экспрессивно-коммуникативная функция. Эмоциональный опыт человек гораздо шире, чем опыт его индивидуальных переживаний: он формируется в результате эмоциональных сопереживаний, возникающих в результате общения с другими людьми, в частности передаваемых средствами искусства. Способность к эмпатии, т.е. постижению эмоционального состояния другого человека, способность испытывать сочувствие. Сострадание, разделять чувства другого человека - это, пожалуй, ода из наиболее важных функций эмоции. В проявлении сочувствия происходит эмоциональная реализация человечности как потребности в благополучии другого.

 

            3. Сущность человеческой деятельности

 

                          3.1. Виды деятельности

 

v Существуют различные классификации видов деятельности. Традиционно принято считать, что основным психологически главным разделением деятельности на ее типы является дифференциация деятельности на трудовую, учебную и игровую. Трудовая деятельность отличается от двух других типов тем, что предполагает получение какого-либо общественно значимого продукта, результата. Для игровой и учебной деятельности этот результат является не общественно, а индивидуально значимым и состоит в освоении субъектом социально выработанного опыта, знаний и т.д. Наконец, ярчайшим специфическим признаком игровой деятельности является то, что в отличие от учения и труда главным ее мотивом выступает сам процесс деятельности, а не ее результат. Указанные виды деятельности сменяют друг друга в онтогенезе и обозначаются понятием «ведущий вид» деятельности для каждого из основных возрастных этапов. Ведущая – это такая деятельность, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на какой-либо ступени его развития.

v Столь же фундаментальным и общим является разделение индивидуальной и совместной деятельности. Совместная деятельность реализуется в отличие от индивидуальной так называемым коллективным субъектом, т.е. двумя или более людьми, имеющими общий мотив и общую цель. Другими важнейшими признаками совместной деятельности являются пространственное и временное присутствие участников деятельности, ролевая и инструментальная дифференциация участников тех или иных ее задачах, наличие управляющего (организующего) компонента – либо лидера, либо руководителя. Совместная деятельность также внутренне неоднородна и подразделяется на подтипы: например, на непосредственно-совместную – «деятельность вместе» и опосредованно-совместную – «деятельность рядом».

v Наиболее традиционной является, видимо, классификация видов деятельности по их предметной сфере, т.е. по профессиональной принадлежности. В результате выделяются все те профессии, которые существуют сегодня, а также специализации внутри этих профессий. Так, существует классификация, разработанная Е.А.Климовым, где выделяются пять основных типов профессиональной деятельности: «человек – техника», «человек – человек», «человек – природа», «человек – знак», «человек – художественный образ».

v Деятельность принято разделять также на исполнительскую и управленческую (организационную). Первая характеризуется тем, что субъект труда непосредственно воздействует на его предмет, хотя и контактирует при этом с другими субъектами. Вторая же (управленческая) обычно не предусматривает такого прямого взаимодействия. Она, однако, обязательно предполагает организацию одним субъектом деятельности других людей, а также иерархию их соподчинения.

v В прикладном отношении важным является разделение деятельности на непосредственную и опосредованную. В первом случае человек непосредственно воздействует на предмет и столь же непосредственно получает информацию от него. Во втором случае информация о предмете труда передается человеку через опосредствующие звенья: в виде таблиц на экране или в любом другом знаковом виде. Таковой является, например, деятельность операторского типа.

v  В многообразии видов активности можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. Результаты созидательной – город, цветущие сады, книги, лечение больных. Что касается разрушительной деятельности, то первая мысль – о войнах. Гибель людей, сожженные рукописи, книги – это последствия локальных и мировых, гражданских и колониальных войн. Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, имеющих власть. Русский писатель Салтыков- Щедрин сатирически изобразил начальника, который решил во вверенной области сделать как можно больше вреда, чтобы «впоследствии из него вышла польза». Его программа: «Сначала он науки упразднит, потом город спалит, наконец, население испугает». И всякий раз будет при этом слезы проливать и приговаривать: «Видит Бог, что я сей вред для собственной ихней пользы делаю». И в наше время немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушали природу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят: «Ломать – не строить…» Но зачастую разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью возможностей достичь желаемого, даже положительного, результата. «Великий реформатор – говорил В.Г.Белинский, - приходит не с тем, чтобы разрушать, а с тем, чтобы создать, разрушая».

v Творческая деятельность. Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, т.е. отражения в сознании человека явлений действительности в новых, необычных, неожиданных сочетаниях и связях. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что «мертвая петля» - первая фигура высшего пилотажа – была выполнена летчиком Нестеровым сначала в воображении, а потом на самолете в воздухе. Фантазия – это необходимый компонент творческой деятельности человека, который выражается в построении образа или наглядной модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточно. Важнейшим механизмом творчества является интуиция – знания, условия, получения которого не осознаются. В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: «Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так-то». Знаменитый немецкий ученый Г.Гельмгольц (1821-1894) говорил: «Мысль осеняет нас внезапно, без усилия, как вдохновение». Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе сражения полководцу приходится принимать решение мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик К.Клаузевиц (1789-1831) писал: « Умственная деятельность здесь (на воине) покидает область строго знания – логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение интуитивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающие». Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ Н.А.Бердяев считал творчество прибавлением, созданием нового, не существующего в мире. Он связывал тайну творчества с Богом, который сотворил мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт, по Бердяеву, - это интуиция, «внутреннее познание». Второй творческий акт – это реализация продуктов творчества, называемая мастерством, искусством. В первом человек свободен, но это познание внутри самого себя. Во втором – он связан с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людей. « Творческое горение, творческий взлет, - пишет Бердяев, - всегда направлены на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела».[2; c.32]

  

 

 

                                  3.2.  Ведущая деятельность

 

 Каждый возрастной период характеризуется определенным видом ведущей деятельности.

Ведущая деятельность – это деятельность, определяющая возникновение и формирование основных психических новообразований человека на данном возрастном этапе. Ведущая деятельность соответствует основным потребностям ребенка.

периодизация психического развития ребенка:

                 Период              Ведущая деятельность
Младенчество Ранний возраст Дошкольный возраст Младший школьный возраст Подростковый возраст Старший школьный возраст Общение со взрослыми Предметно-манипулятивная Ролевые игры Учебная Общение со сверстниками Учебно-профессиональная

 

Понятие ведущей деятельности выдвинуто А.Н.Леонтьевым, далее использовано Д.Б.Элькониным для построения периодизации развития психики. Развитие основано на поочередной смене ведущей деятельности, которая в данном возрастном периоде обеспечивает преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе – сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую стадию. Основной механизм при этом – сдвиг мотива на цель, превращение того, что выступало как



2020-03-17 440 Обсуждений (0)
Потребности как основной источник активности личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Потребности как основной источник активности личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (440)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)