Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Значение эмоциональных состояний в жизни человека



2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Значение эмоциональных состояний в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Эмоциональные состояния отражаются на многих аспектах деятельности человека, на его здоровье, на качестве жизни в целом. Они оказывают влияние и на процессы познания, воздействуют на тело и разум человека. Также мы можем отметить влияние эмоциональных состояний на процесс развития личности и на его сознание.

Эмоциональные состояния связаны с процессами познания, такими как восприятие, память, внимание и др. Они способны выполнять мотивирующую функцию в познавательной деятельности, так как они сопровождают, «окрашивают» познавательно отражаемое содержание, оценивают и выражают субъективное его значение. Эта их особенность является центральной для характеристики отношения эмоциональных состояний к процессам познания [9].

Эмоциональные состояния воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. У человека, переживающего эмоциональное состояние, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40-60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильного эмоционального состояния указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эмоциональные состояния активируют вегетативную нервную систему, которая, в свою очередь, воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы [11].

Каким бы ни было эмоциональное состояние, переживаемое человеком, - мощным или едва выраженным - оно всегда вызывает физиологические изменения в его организме. При неотчетливых эмоциональных состояниях соматические изменения выражены не столь ярко: не достигая порога осознания, они часто остаются незамеченными. Но не стоит преуменьшать значения подобных безотчетных, подпороговых процессов для организма. Пролонгированное негативное эмоциональное состояние, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасным и в конце концов чревато физическими или душевными расстройствами. Результаты последних исследований в области нейрофизиологии позволяют предположить, что настроение влияет даже на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням.

Эмоциональные состояния, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности - его работы, учебы, игры [8]. Например, один студент увлечен предметом и полон страстного желания изучить его досконально, постичь до тонкостей. Другой - испытывает отвращение к изучаемому предмету и, естественно, ищет повода не заниматься им. Легко представить, какие эмоции будет вызывать учебный процесс у каждого из этих двух студентов: первому он принесет радость и счастье познания, второму - вечный страх перед провалом на экзамене.

От эмоциональных состояний, которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, социализации.

Два рода факторов важны при рассмотрении вопроса о соотношении эмоций и развития личности. Первый - это генетические задатки субъекта в сфере эмоциональных состояний. Генетический склад индивида играет, по-видимому, важную роль в приобретении эмоциональных черт (или порогов) к различным эмоциональным состояниям. Второй фактор - личный опыт индивида и обучение, относящиеся к эмоциональной сфере и, в особенности, социализированные способы выражения эмоций и обусловленное эмоциями поведение.

Однако, когда у ребенка низкий порог по отношению к какому-либо определенному эмоциональному состоянию, когда он часто его испытывает и выражает, это неизбежно вызывает особого рода реакции со стороны других детей и окружающих взрослых. Такое вынужденное взаимодействие неизбежно приводит к формированию особых личностных характеристик. На индивидуальные эмоциональные черты также существенно влияет учет социального опыта, особенно в детстве и в младенчестве.

Эмоциональные состояния влияют не только на личностные характеристики и социальное развитие ребенка, но также на интеллектуальное развитие. Ребенок с тяжелыми переживаниями значительно меньше склонен к исследованию окружающей среды, чем ребенок, имеющий низкий порог для интереса и радости [11].

Сексуальное влечение практически всегда сопровождается тем или иным эмоциональным состоянием. В сочетании с гневом и презрением, оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и в супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.

Индивидуальные способы выражения эмоций и эмоциональных ответов являются определенным фактором в ухаживании и выборе партнера совместной жизни. К сожалению, роль эмоциональных черт в ухаживании и супружестве не изучена в достаточной мере. Однако исследования в других областях указывают на то, что субъект либо выбирает товарища, чьи эмоциональные переживания и экспрессия дополняют его собственные, либо подбирает партнера, который имеет сходный эмоциональный профиль - такие же пороги переживания различных эмоций и такие же способы их выражения.

Таким образом, значение эмоциональных состояний в жизни человека очень велико. Они вызываются как внутренними органическими процессами, так и воздействиями внешних предметов, объектов или ситуаций. Они органически связаны с потребностями человека. Важную роль играют эмоциональные состояния в деятельности человека в ее самых разнообразных формах. Ни один вид деятельности человека не может протекать без эмоций, накладывающих на эти виды деятельности своеобразный отпечаток [12]. Эмоциональные состояния пронизывают собой взаимоотношения людей, составляют существенную сторону характерных свойств личности человека. Они связаны не только с непосредственными раздражениями внешней среды, но и с представлениями, воспроизводимыми по памяти, составляя существенную сторону процесса воображения. Эмоциональные состояния органически входят в мотивы поведения, и человек часто действует под их влиянием.

 

Вывод по главе 1

 

Эмоциональное состояние - это:

. отдельно взятый эмоциональный процесс ограниченной длительности, который может длиться от нескольких секунд до нескольких часов и быть более или менее интенсивным.

. психическое состояние, которое возникает в процессе жизнедеятельности субъекта и определяет не только уровень информационно-энергетического обмена, но и направленность поведения.

Существует огромное количество видов эмоциональных состояний, различающихся по интенсивности, по длительности протекания и по характеру воздействия на человека (аффект, фрустрация, стресс, настроение и т. д.).

Эмоциональные состояния оказывают большое влияние на организм человека: его тело, разум, поведение. Они играют важную роль во всех сферах жизнедеятельности, пронизывают собой взаимоотношения людей, влияют на развитие личности в целом. Эмоциональные состояния также тесно связаны с познавательными процессами и с сознанием индивида.

 




2020-03-17 239 Обсуждений (0)
Значение эмоциональных состояний в жизни человека 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Значение эмоциональных состояний в жизни человека

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (239)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)