Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Описание процедуры и методов исследования



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Описание процедуры и методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При оценке психологического неблагополучия младшего школьника используются различные психодиагностические методы. Проводится исследование эмоционального состояния ребенка, его особенностей взаимоотношений со сверстниками и со взрослыми, изучение личностных особенностей. Кроме того, проводится оценка семейного неблагополучия: изучение стиля взаимодействия родителей с ребенком, взаимодействие ребенка с братьями и сестрами, психологический климат семьи. Кроме того, проводится оценка особенностей взаимодействия учителя с ребенком.

Требования к содержанию методов психодиагностики полностью определяются перечнем возможных симптомов (стоящих за ними факторов), образующих картину психологического неблагополучия как в явных, так и в скрытых от наблюдателя формах. В первом случае речь идет о таких наиболее распространенных отчетливых признаках, как нарушения школьной успеваемости и поведения. Поскольку затруднения в учебе в первую очередь, могут быть связаны с недоразвитием познавательной деятельности, в арсенал диагностических средств обязательно должны быть включены методики предназначенные для исследования уровня и структуры интеллектуального развития ребенка. Здесь целесообразно использование поэтапной процедуры, начиная от компактных скрининговых проб (пригодных и для обследования одновременно нескольких учащихся) и, при наличии показаний, заканчивая применением "батарей" соответствующих методик как в стандартизированных, так и в нестандартизированных вариантах. В процессе подобного исследования невозможно ограничиваться применением только количественных или только качественных методов диагностики. Дифференциация детей по группам риска, сравнительная оценка у них сформированности различных сторон психической деятельности, имеющихся дефектов и психических функций, способных выполнять компенсаторную роль - все это нуждается в применении количественных показателей. Однако тщательное изучение взаимовлияний различных факторов в структуре неуспеваемости должно основываться на качественном анализе. Этот принцип сохраняет свое значение и при анализе иных проявлений неблагополучия.

Поскольку неуспеваемость может быть обусловлена не только дефектами интеллектуального развития, но и недостаточным уровнем "социальной зрелости" ребенка, необходимо получить оценку степени его мотивационной готовности и к систематическому школьному обучению, и к выполнению связанных с ним норм и регламентаций поведения.

Нарушения поведения могут иметь как первичную обусловленность, связанную с особенностями нейродинамики, так и вторичную, - отражающую неадекватные способы компенсаторного реагирования ребенка на те или иные затруднения в школьной жизни. Основным объектом внимания должны стать дети не с эпизодическими, часто ситуативно обусловленными нарушениями школьных норм, а с устойчивыми и достаточно выраженными поведенческими расстройствами. Правильная их квалификация во многом будет зависеть так же от установления доминирующего типа личностного реагирования на возникающие психологические проблемы, что требует привлечения соответствующих методов исследования.

При диагностике неблагополучия, связанного со сферой семейного воспитания, широкое распространение получили следующие методики.

При помощи разработанного Э.Г. Эйдемиллером опросника "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) можно установить тип воспитания и причины, закрепившие его в семье [22, с.90].

Н.И. Олифирович предлагает использовать следующие методики:

анализ семейной истории и характерных паттернов взаимоотношений - методика "Генограмма" (М. Боуэн);

выявление уровня сплоченности семьи (длины психологической дистанции) - методики FAST (тест Геринга), "Семейная социограмма" (Э.Г. Эйдемиллер, О.В. Черемисин), FACES-3 (Д. X. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре);

анализ ролевой структуры семьи - методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" (А.Н. Волкова), анкета "Семейные роли" (в модификации А.В. Черникова);

выявление уровня удовлетворенности браком - методика "Удовлетворенность браком" (В.В. Столин, Т.М. Романова, Г.П. Бутенко);

исследование детско-родительских отношений - методика "Анализ семейных взаимоотношений" (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), методика "Измерение родительских установок и реакций" (PARI) (Е. Шефер и К. Белл, в адаптации Т.В. Нещерет и Т.В. Архиреевой), опросник "Взаимодействие родитель-ребенок" (И.М. Марковская), методика диагностики родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), тест "Диагностика эмоциональных отношений в семье" (Е. Бене и Д. Антони, под общей редакцией А.Г. Лидерс и И.В. Анисимовой);

исследование семейных отношений - проективные рисуночные методики "Рисунок семьи" и "Кинетический рисунок семьи" [22, с.64].

Поскольку при диагностике детей младшего школьного возраста личностные вербальные тесты следует применять лишь ограниченно, как средство для выявления общего уровня развития, и поэтому не случайно подавляющее число тестов и заданий в этом возрасте носит невербальный характер.

Проективные рисуночные тесты, дающие нам возможность "видеть" окружающую среду ребенка подробно, представлены в отечественной психологической литературе [23, с.623].

Методикой, основанной на факте выраженности межличностных отношений на невербальном уровне субъективного отражения, является тест цветовых отношений.

Среди методик изучения психологического неблагополучия младших школьников наибольшее распространение получили проективные (в основном рисуночные методики: "Несуществующее животное", "Дом, дерево, человек", "Кинетический рисунок семьи", "Школа зверей" и др.). Также используется "Цветовой тест отношений" Люшера. В детском рисунке нередко проявляются такие эмоциональные переживания детей, которые ими полностью не осознаются или о которых они предпочитают не рассказывать.

Среди вербальных опросных методов применяются Тест школьной тревожности Филипса, тест-опросник Р. Кеттелла (детский вариант), тест Розенцвейга (детский вариант) и другие методики.

Тест школьной тревожности Филипса позволяет выявить основные дезадаптационные синдромы, такие как:

. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

. Фрустрация потребности в достижении - неблагоприятный психический фон.

. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, особенно - публичной.

. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимых других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка [24, с.394].

Таким образом, потребность в научно обоснованном и четком портативном методе диагностики родительского отношения и дезадаптивных проявлений остается чрезвычайно актуальной. Такой метод должен быть терминологически выверен, построен на обоснованных научных представлениях и должен отражать сущность и специфику родительского отношения.

Оценка психологического неблагополучия предполагает изучение положения ребенка в системе межличностных отношений. С этой целью применяется метод социометрии.

Метод социометрии появился в 30-е годы 20 столетия. Он был разработан Джекобом Морено - американским психиатром и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества.

Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

По определению Дж. Морено, социометрия имеет дело с внутренней структурой социальных групп, которые можно сравнить с ядерной природой атома или физиологической структурой клетки.

Социометрическая методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Исследование группы обычно проводиться тогда, когда группа включает в себя не менее 10 человек и существует не менее 1 года. Испытуемые получают примерно такую инструкцию: "с кем бы ты хотел сидеть за одной партой?", "с кем бы не хотел сидеть за одной партой?", "кого из одноклассников ты охотнее всего пригласил бы на день рождения?", "кого бы не хотел приглашать?". Количество выборов может быть не ограниченным, но для удобства подсчета результатов ограничивается тремя выборами. Листы с ответами испытуемых на предложенные вопросы обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Таким образом, определяется социометрический статус - место индивида в системе групповой жизни.

При анализе внутригрупповых связей можно выделить систему взаимоотношений и систему общения, каждая из которых имеет свой характер, динамику и структуру, и следовательно требует особых методов для изучения, особых понятий для описания и объяснения.

Я.Л. Коломинский считает, что все социометрические опросы, независимо от замысла исследователя, измеряют процесс наблюдаемого общения, а отношения, взаимоотношения членов группы, их межличностные предпочтения. В этом Я.Л. Коломинский видит существенное "ограничение" социометрической методики.

Для изучения процессов внутригруппового общения нужны иные методы, прямо нацеленные на исследование процессов непосредственного взаимодействия. Это, в частности, прямое наблюдение.

Четкое понимание того, что социометрическое исследование измеряет взаимоотношения, а не общение, имеет весьма существенное теоретическое и практическое значение, связанное с содержательным анализом экспериментальных данных. Прежде всего, становятся совершенно понятными и закономерными выявленные в результате исследований факты совпадения социометрической картины и реального процесса общения. В социометрическом эксперименте выявляется потребность каждого ученика в общении с теми или иными одноклассниками, симпатия к ним. Следовательно, чем больше членов группы симпатизирует человеку, чем больше одноклассников испытывают потребность общаться именно с ним, тем больше выборов он получит. И это число будет выражать его положение в системе личных взаимоотношений: чем оно больше, тем лучше положение [25, c.72].

Кроме методов психологической диагностики, ценная информация может быть извлечена при анализе анамнестических сведений о ребенке.

Таким образом, организация и порядок проведения психодиагностического обследования детей с признаками психологического неблагополучия могут устанавливаться психологом самостоятельно. Однако, исходя из наиболее вероятных причин неблагополучия, связанных с теми или иными вариантами интеллектуального недоразвития, первичный этап психодиагностической процедуры должен быть ориентирован на анализ познавательной деятельности ребенка. Этот этап должен иметь своим результатом оценку уровня интеллектуального развития ребенка (в сопоставлении с возрастной нормой).

Цель исследования: выявить основные факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности.

Объект исследования: психологическое неблагополучие.

Предмет исследования: факторы психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности.

Гипотеза исследования: основными факторами психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности являются недоразвитие интеллектуально-познавательной сферы, низкая мотивационная готовность к обучению в школе, нарушение взаимоотношений с учителем, со сверстниками, с родителями.

Исследование было проведено с помощью следующих психодиагностических методик:

) тест "Нарисуй человека" (Ф.Л. Гудинаф);

) методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович);

) социометрическая методика;

) тест школьной тревожности Филлипса;

) методика "Кинетический рисунок семьи".

Также был использован метод беседы, изучение документации (школьного журнала).

Выборку составили 60 испытуемых: учащиеся 3-х классов Кормянской школы №2.

Исследование проходило в несколько этапов:

) На первом этапе исследования в результате беседы с учителем и изучения школьного журнала были выделены группы учащихся с различной успеваемостью. Была проведена методика Филлипса с целью определения уровня школьной тревожности. Задачи данного этапа заключались в выявлении учащихся с признаками "неблагополучия" в учебной деятельности (с высоким уровнем школьной тревожности и низким уровнем успеваемости).

) На втором этапе исследования было проведено обследование с помощью социометрической методики, теста "Нарисуй человека", методики Л.И. Божович, "Кинетический рисунок семьи" с двумя выделенными группами испытуемых: с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся.

) На третьем этапе сравнивались показатели по проведенным методикам в двух группах испытуемых. Задачи данного этапа заключались в выявлении различий по изучаемым признакам и выявлении факторов психологического неблагополучия в учебной деятельности.

) На четвертом этапе были сделаны выводы согласно полученным результатам.

Краткое описание используемых психодиагностических методик.

Тест "Нарисуй человека" (Ф.Л. Гудинаф).

Тест предложен C:\Documents and Settings\Diapsalmata\Мои документы\WINDOWSTEMPGLOSSARY.CACHEAuthorsA133.htm <C:WINDOWSTEMPGLOSSARY.CACHEAuthorsA133.htm> Ф.Л. Гудинаф в 1926 г. В 1963 г.Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием "Гудинаф-Харрис рисования тест". Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков, выполнен в рамках подхода "общего интеллекта".

Описание: ребенка просят "как можно лучше" нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). По ходу рисования комментарии не допускаются. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т.д. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления - 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50.

Из таблиц Гудинаф - Харриса взяты соотношения баллов и "нормального" IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

В возрасте 8 лет - 100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов; 9 лет - 100% - 31 балл; 70% - 13 баллов [26, с.98].

Методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович). Ребенку читают 6 историй, а в конце каждой истории предлагается ответить на вопросы. По ответам судят о сформированности "социальной позиции школьника" и уровне мотивационной готовности к обучению в школе [23, с.438].

Социометрическая методика.

Социометрическая методика была преложена и разработана Дж. Морено. Данная методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Испытуемым предлагался следующий критерий выбора: "с кем бы ты хотел сидеть за одной партой". Разрешалось сделать 3 возможных выбора. Затем предлагалось сделать 3 возможных выбора по "отрицательному" критерию: "с кем бы ты не хотел сидеть за одной партой". Листы с ответами испытуемых обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

В результате можно определить следующие групповые статусы:

"звезда" - члены группы, которые получили 6 и более выборов;

"предпочитаемые" - члены группы, которые получили от 3 до 5 выборов;

"пренебрегаемые" - члены группы, которые получили 1-2 выбора;

"изолированные" - члены группы, которые не получили ни одного выбора;

"отверженные" - члены группы, которые получили максимальное количество отрицательных выборов [25, с.116].

Тест школьной тревожности Филипса.

Тест школьной тревожности Филлипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить - "Да" или "Нет". Тест позволяет выявить общий уровень школьной тревожности у младшего школьника, а также выявить определенные тревожные симптомы. Всего их восемь: общая тревожность в школе, переживания социального стресса, фрустрация потребности в достижении, страх самовыражения, страх ситуации проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкая физиологическая сопротивляемость, проблемы и страхи в отношениях с учителями [24, с.394].

Методика "Кинетический рисунок семьи". Эта методика относится к проективным методам психодиагностики. Состоит из двух этапов: рисование и беседа. При анализе рисунка следует задать ребёнку следующие вопросы: кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи, где работают члены семьи, как распределяются обязанности в семье, каковы взаимоотношения с другими членами семьи.

Интерпретация изображения основывается на интерпретации, разработанной Р. Бернсом, используется каталог интерпретаций С.Р. Рейнольдса. Проводится качественная и количественная оценка рисунка. Количественная оценка используется в основном с целью облегчения процесса качественной интерпретации. Учитываются формальные и содержательные аспекты рисунка. Формальные особенности: качество линий, положение объектов на рисунке, затушевывание. Содержательные характеристики: изображаемая деятельность, взаимодействие и расположение людей, соотношение людей и вещей на рисунке. При интерпретации кинетического рисунка семьи основное внимание уделяется анализу структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов семьи), анализу особенностей изображения отдельных членов семьи (различия в стиле рисования, количество деталей, схема тел и т.д.), анализу процесса рисования (последовательность рисования, комментарии во время рисования) [11, с.67].

Выбор именно этих диагностических методик обусловлен тем, что данные методики относятся к числу наиболее известных и давно применяемых методов диагностики детей младшего школьного возраста. Данные методики обладают высоким уровнем валидности и надежности.




2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Описание процедуры и методов исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Описание процедуры и методов исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)