Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Божественные близнецы Хун Хунахпу и Вакуб Хунахпу



2020-03-17 302 Обсуждений (0)
Божественные близнецы Хун Хунахпу и Вакуб Хунахпу 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В Мезоамерике к близнецам всегда относились с некоторым подозрением - подобно уродцам, они считались аномалией и носителями определенного божественного смысла. В Центральной Мексике бог в облике собаки Шолотл одновременно считался богом близнецов и уродств. По свидетельству доминиканского монаха Бартоломео де Лас Касаса, рождение близнецов представляло собой смертельную угрозу для их отца и матери, и поэтому одного из младенцев обычно сразу же убивали. Однако страх перед рождением близнецов связан не только с благополучием родителей - его корни уходят в мифическую эпоху сотворения мира. Близнецы присутствуют во многих мифах ацтеков, майя и других народов Мезоамерики. Обычно это победители чудовищ и герои, которые создают условия, необходимые для жизни человека. Однако они выступают не только как творцы порядка, но и как воплощение конфликтов и перемен.

В эпосе майя-киче «Пополь-Вух» содержится подробный рассказ о героях-близнецах Шбаланке и Хун-Ахпу, которые спустились в подземный мир, чтобы отомстить за смерть отца и дяди (тоже близнецов). В Центральной Мексике герой Кетцалькоатль отождествлялся с близнецами, что нашло отражение в его имени, поскольку слово «коатль» на языке науа имеет два значения: змея и близнец. В ацтекских мифах творения Кетцалькоатль часто выступает в виде брата-близнеца Шолотла или Тецкатлипоки. Эти пары тоже отражают концепцию героев-близнецов, хотя и не так явно, как Хун-Ахпу и Шбаланке у племен киче.

Как было сказано выше в эпосе «Пополь-Вух», после сотворения мира и нескольких неудачных попыток создать человека, боги сами спускаются на землю для поиска пригодного материала для создания человека. На земле рождается второе поколение богов - это сыновья «старика» и «старухи», то есть первых богов спустившихся на землю. Старый бог к моменту повествования уже умер. Двое сыновей, по-прежнему живущие с матерью, носили «календарные» имена - Хун Хунапху (1 Охотник - в классическом языке майя 1 Владыка) и Вакуб Хунапху (7 Охотник или 7 Владыка). Первый из них был женат и имел двоих детей по имени Хун-Бацем и Хун-Чоуэном, но жена его ко времени начала рассказа уже умерла, а сыновья выросли, хотя и продолжали жить со своей бабкой - богиней времени Шмукане.

Оба брата были страстными любители игры в мяч, которой отдавали все свое время. Игра эта была столь увлекательна, что даже посланец Громового Урагана по имени Вок бывало не отказывал себе в удовольствии понаблюдать за ней. Изыскивая все новые места для игры, оба брата однажды неосторожно затеяли гонку за мячом на дороге, ведущей в подземный мир, и немедленно привлекли к себе внимание духов подземного мира. Многочисленные «владыки» Шибальбы - боги болезней - кровотечения, сухотки, нагноений и прочего, над которыми властвовали двое высших «судей» возмутились тем, что оба брата затеяли игру прямо у входа в преисподнюю, не испытывая ни страха ни почтения к её вождям. Кроме того, демонов мучила зависть. У братьев было отличное снаряжение для игры - кожаные наколенники, перчатки, шлемы и маски, и круглый каучуковый мяч. В подземном мире не существовало ничего подобного, и владыки Шибальбы задумали хитрость, чтобы заманить братьев в ловушку и присвоить себе приглянувшиеся вещи.

Братья недооценили опасности, и, поддавшись на сладкие речи посланцев, уверявших, будто игра в мяч «сделает подземных богов счастливыми», простились с матерью, и, оставив ей на память о себе круглый каучуковый мяч, отправились в подземелье. Опасность же была более чем реальна - по древнему закону, проигравших ждала смерть.

Спустившись по узким ступеням в царство мертвых, братья на первых порах благополучно миновали встретившиеся им по пути ловушки, без вреда для себя переправившись через бурную реку, текущую через узкую теснину, и другую реку, берега которой сплошь заросли колючками, и наконец, кровавую реку, и реку полную гноя, не выпив из них ни капли и наконец, оказались на перекрестке четырёх дорог разноцветных дорог, и поддавшись на лживые уговоры чёрной дороги пошли по ней, и оказались как и полагалось душам умершим, перед чучелами, изображавшими владык Шибальбы. Чучела эти, сделанные столь искусно, что их можно было принять владык преисподней, должны были сбивать с толку пришедших, вызывая у демонов злорадный смех.

В качестве следующего испытания братьям предложили сесть на раскаленную докрасна скамью, и те, необдуманно согласившись, получили сильные ожоги, посмешив демонов ещё раз. И наконец, последнее испытание, которое должно было решить их судьбу, называлось Домом Мрака. Демонический посланник принес обоим братьям, по одной зажженной лучине и сигаре из табачных листьев, предупредив, чтобы те вернули наутро все полученное в том же виде в котором оно было им дано. Братья не вняли совету, и сожгли лучины и сигары до основания, после чего - как не выдержавшие испытания, принесены были в жертву. Голову старшего отделили от тела, и повесили на тыквенное дерево, которое никогда ранее не давало плодов, и вдруг чудесным образом стало плодоносить, так что голова совершенно затерялась среди них. Пораженные демоны приказали отныне никому не приближаться к этому дереву и ни в коем случае не есть его плодов, после чего зарыли тела обоих братьев в общей могиле.

История эта во многом перекликается с известными в мифологии других народов, преданиями об умирающих и воскресающих богах, самого Хун Хунапху в настоящее время отождествляют с «молодым богом кукурузы», ежегодно погибающим под серпом жнеца и возвращающимся назад следующей весной. Гибель обоих братьев служит необходимой прелюдией для рождения божественных близнецов и победы над демонами смерти.


Хун Ахпу и Шбаланке

 

Запрет приближаться к священному дереву, через некоторое время был нарушен, и сделала это девушка по имени Кровавая Луна (Шкик, Xcic) - дочь Собирателя Крови. Наслушавшись рассказов о волшебном дереве, не смогла удержаться от желания отведать его плоды. Но из древесной листвы с ней заговорил побелевший от времени череп Хун Хунапху, который сообщил что плоды, казавшиеся ей столь лакомыми, всего лишь черепа, и не потеряет ли потому Шкик свою решимость. Шкик изъявила желание идти до конца, и череп Хун Хунапху попросил её вытянуть вперед руку, на которую вслед за тем упало несколько капель слюны. Слюна эта волшебным образом исчезла, а девушка забеременела от умершего бога.

Шкик родила двух близнецов, Хун-Ахпу и Шбаланке. Несмотря на то что братья были детьми Хун-Хун-Ахпу, их не любила ни бабушка Шмукане, ни Хун-Бац с Хун-Чоуэном, которые ревновали родственников к своим более молодым единокровным братьям. Пока старшие братья танцевали и играли на флейте, Хун-Ахпу и Шбаланке охотились в лесу. Избалованные Хун-Бац и Хун-Чоуэн забирали у младших братьев всю дичь, оставляя им только кости и хрящи. Вскоре это надоело Хун-Ахпу и Шбаланке и они решили проучить своих старших братьев. Они вернулись после охоты без ничего и сказали, что вся добыча застряла на ветках деревьев. Их старшие братья решили сами достать добычу, но как только они залезли на дерево, оно начало расти. Хун-Бац и Хун-Чоуэн испугались и не могли слезть, тогда их братья посоветовали им обвязаться вокруг талии их набедренными повязками и тогда они смогут слезть. как только они это сделали, они тут же превратились в лесных обезьян. Однако превратившиеся в обезьян братья не были забыты, а стали покровителями актеров, танцоров и музыкантов.

Хун-Ахпу и Шбаланке научились играть в мяч, как их отец и дядя. Владыки Шибальбы вновь рассердились из-за доносящихся сверху ударов и послали сов, чтобы те пригласили близнецов в подземное царство. Во время спуска в Шибальбу Хун-Ахпу и Шбаланке успешно преодолели все испытания. Под землей Шбаланке вырвал пучок волос из своей ляжки и сделал из них москита, который должен был стать их разведчиком и кусать владык Шибальбы. Сначала насекомое атаковало наряженные деревянные куклы, но затем обнаружило настоящих богов. Ужаленные москитом, боги вскрикнули и назвали имена друг друга. Так близнецам стали известны имена владык подземного мира.

В отличии от своего отца и дяди Хун-Ахпу И Шбаланке не попались на уловки владык подземного царства, они поздоровались с ними, назвав их имена и не сели на раскалённую скамью. Они так же смогли пройти испытание с сигарой и лучинами, прикрепив к ним красные перья попугая, они обманули владык Шибальбы. Близнецы успешно преодолели «дом ножей», «дом холода», «дом ягуаров» и «дом огня». В заключение братьев отправили в «дом летучих мышей» - комнату, которая была заполнена летучими мышами с острыми, как лезвия, хоботками.

Там летучие мыши смогли убить Хун-Ахпу, отрезав ему голову. На финальную игру в мяч Шбаланке вышел один, против владык Шибальбы, которые использовали вместо меча голову Хун-Ахпу. Шбаланке, что бы сбить с толку владык Шибальбы одел вместо головы Хун-Ахпу черепаху, и Хун-Ахпу смог играть в мяч и разговаривать. Хун-Ахпу и Шбаланке выиграли владык Шибальбы и вернули настоящую голову Хун-Ахпу.

Но близнецы знали, что им просто так не уйти из царства мёртвых и они решили, что всё равно должны умереть. они прыгнули в яму с огнём, где сгорели, а их кости были растёрты и утоплены в реке. Но близнецы ожили и превратились в рыб, а потом выйдя на суши стали актёрами.

Владыки Шибальбы прослышали про их мастерство, но они не знали кто эти актёры на самом деле. Близнецов снова пригласили в Шибальбу, для того чтобы они смогли исполнить несколько номеров во дворце. Близнецы показали номер, где они убивают друг друга, а потом воскрешаются. Владыки Шибальбы тоже захотели попробовать. Шбаланке и Хун-Ахпу убили двух главных богов смерти и не вернули ни одного к жизни. Все демоны испугались и разбежались по самым тёмным углам подземного царства. тогда Хун-Ахпу и Шбаланке открыли свои имена и сказали, что пощадят демонов, если те покажут им, где захоронены их отец. Демоны согласились, показали им место. После этого демоны поклялись, что больше не будут причинять столько зла и отпустили близнецов на землю. Так Хун-Ахпу и Шбаланке победили владык Шибальбы.

Этот миф передавался не только в устной традиции в постклассичиский период, но и как показали этнографические исследования, является одним из старейших в Месоамерике. По всей видимости миф был популярен ещё в классический период развития цивилизации майя. Сцены с изображением близнецов играющих в мяч находят на многих артефактах классического периода, особенно часто это мотив используется в изображениях на керамике.

 

 




2020-03-17 302 Обсуждений (0)
Божественные близнецы Хун Хунахпу и Вакуб Хунахпу 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Божественные близнецы Хун Хунахпу и Вакуб Хунахпу

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (302)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)