Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Представления о душе и о загробном мире



2020-03-17 206 Обсуждений (0)
Представления о душе и о загробном мире 0.00 из 5.00 0 оценок




 

В соответствии с анимистическими представлениями, в мифологии майя, у человека было две души: «душа-тень» и «душа-дыхание». Последняя отождествлялась чаще всего с дыханием и биением сердца и должна была появиться у ребенка при рождении. Представляли ее майя в виде птички, бабочки или звезды. Мексиканский археолог Альберто Рус так пишет об этом: «У какчикелей из Панахачеля существовало поверье, что, когда человек умирает, он превращается в звезду, а когда рождается ребенок, одна из звезд спускается с неба, чтобы превратиться в душу новорожденного».

Призрак «душа-тень» сохранял облик живого человека. Призраки обитали в селении призраков, или преисподней, но могли посещать и живых. А «душа-дыхание» могла улетать в различные места, например к богу, что майя использовали при жертвоприношениях (отправлениях посланника).

Одним из вместилищ души считалась кровь. Жизнь покидает раненого вместе с вытекающей кровью, пока рана дымится, т.е. пока кровь еще не свернулась. Если же она свернется, то душа окажется взаперти.

Бьющееся сердце также считалось вместилищем души. При жертвоприношении, как описывает Диего де Ланда, нужно было вырвать сердце как можно быстрее и поднести богу, олицетворенному в статуе. У майя классического периода «душа-тень», т.е. призрак, отправлялась в страну предков.

Подземный мир, на языке майя, назывался Шибальба или Метналь (от языка науа: Миктналь). Шибальба, по верованиям майя, было холодным и тёмным царством, где души бродили до своего полного исчезновения. Не зря на языке науа Миктналь переводится как «Путь, где мы теряем себя».

Астекские этнографические и мифологические параллели и эпос «Пополь Вух» свидетельствуют, что путь по подземному миру был не из легких. В астекской мифологии это и горы, собирающиеся раздавить несчастного призрака; змей и крокодил, подстерегающие его; восемь холмов и восемь пустынь, которые надо перейти; ледяной ветер, сыплющий обсидиановыми ножами; широкая река, пересечь которую надо верхом на маленькой собачке.

В заупокойных надписях майя этот путь начинался вступлением на холодную лестницу, где призрака встречали три демона. Все демоны являлись служителями супруги владыки преисподней Черного бога грозы Тош. Из рукописей следует, что супругой его была богиня Чак Кит - Великая богиня, вероятно выступавшая у ольмеков в качестве верховной богини Луны со свитой из шести карликов - покровителей синодических месяцев лунного полугодия.

Первый демон - хозяин неба, главный. Он числится также в свите как богини, так и самого Черного бога грозы Тош. Его эпитет - пай (призывающий). Этот демон, очевидно, созывал призраков у входа на холодную лестницу.

Второй демон - Ах' к'и-нгал (хозяин смены). Возможно, речь идет о времени пребывания призраков в преисподней. Слово к'и-'иш до сих пор сохранилось как название должностного лица у индейцев цоциль в мексиканском штате Чьяпас. По своим функциям второй бес является направляющим, указывающим дорогу призраку в преисподней.

Имя третьего демона - Ах' хиш-нгал (хозяин ягуара). Его эпитет - «ярый». В функции этого демона входило, судя по всему, наблюдение за очищением призрака. Это предположение основано на том факте, что ягуар неоднократно именуется в текстах на сосудах «очищающим», следовательно, и его владелец был ответствен за процесс очищения.

Сам Тош имеел свиту из шести богов. Тош был одним из двух соправителей преисподней. Вторым соправителем преисподней был чаще упоминаемый в надписях Ваай К'ан «Дух Улитка'. Дух Улитка был древним богом дождя. В рукописях он иногда именуется ах хо ваай тун 'владеющий пятью зловещими (днями) года» (здесь морфема ваай в значении 'зловещий') - титул бога-распорядителя, правившего в последние пять дней года, когда происходила смена власти у богов. Надзором же за призраками занималась Летучая Мышь - Соц',

Судя по надписям на керамических сосудах, у майя существовало представление об «очищении духа» в Шибальбе. Оно делилось на несколько этапов. Первым этапом было «промывание». Часто Тош изображался рядом с кувшином с жидкостью, которой демоны поливали души умерших. После промывания происходил процесс «сдирания», что в буквальном смысле означает сдирание кожи и мяса с костей. В процессе очещения дух постоянно уменьшался, пока не достигал размеров эмбриона, после чего он попадал в утробу, и начинал вторую жизнь.

 

Миф о потопе

В мифологии майя-юкатеков есть интересный миф, рассказывающий о небывалом потопе. Этот миф сохранился у юкатеков до сегодняшнего дня и пересказывается в устной традиции, так как письменных источников повествующих на эту тему у юкатеков, к сожалению, не обнаружено.

В книге Диего де Ланды «Сообщение о делах в Юкатане», написанной в XVI веке, потоп упоминается в связи с четырьмя Бакабами.

Как уже говорилось выше, среди многочисленных богов, которым поклонялись майя, были четыре бога, носивших одинаковое имя Бакаб. Это четыре брата, которых боги поставили в четырех углах созданного ими мира, чтобы они поддерживали небо, не позволяя ему упасть на землю.

Возможно, поддерживающие небо братья Бакабы являются одним из воплощений более древнего бога майя Павахтуна. В искусстве майя этот старый бог, существовавший в четырех ипостасях, часто изображался поддерживающим мир и мог олицетворять горы, на которых, согласно доклассическим представлениям майя, в четырех углах мира держалось небо.

Потоп в книгах «Чилам Балам» колониального периода может быть интерпретирован как акт творения, поскольку он привел к появлению современного мира. Главными противниками в этом мифе выступают Ах-Музенкаб - пчелиный бог, один из властителей подземного мира, Ошлахун-Ти-Ку и Болон-Ти-Ку. Причиной потопа стало то, что Балон-Ти-Ку вместе с Ах-Музенкабом напали на Ошлахун-Ти-Ку и отняли у них посохи власти, после чего Бакабы были изгнаны и небо «рухнуло» на землю. Вот как это описано в книге «Девять богов ночи»:

«Наступление дождей, будут дожди тогда при лишении скипетра Ошлахун-Ти-Ку. Рухнут небеса, рухнут на землю, когда четыре бога, четыре Бакаба ее разрушат».

Потоп уничтожил более древнюю, неразумную человеческую расу, однако в текстах майя-юкатеков не уточняется, из какого материала были сделаны эти люди.

В рукописях из Мани и Тисимина также говорится об убийстве гигантского каймана по имени Ицам-Каб-Аин, который отождествлялся и с землей, и с потопом. В обоих источниках сообщается, что каймана убили Болон-Ти-Ку.

Данный эпизод удивительно похож на ацтекский миф, в котором рассказывается о создании земли из убитого гигантского каймана Тлальтекутли, - но возможно, это более поздняя вставка мифов Центральной Мексики, относящаяся к позднему постклассическому периоду. В городе Майяпан была найдена датируемая этой эпохой статуя, изображавшая ацтекского Тлальтекутли. Рядом располагаются две змеи, что вызывает ассоциации с эпизодом, описанным в «Истории Мексики», где Тецкатлипока и Кетцалькоатль разрывают Тлальтекутли на части и превращаются в змей.

Сразу же после потопа в четырех углах мира и в центре были поставлены деревья, которые должны были поддерживать небо. Вот как описывается это событие в книге «Чилам Балам» из Чумайеля:

«Когда закончилось разрушение мира, тогда были помещены деревья. Тогда поднялось Красное Имиш Че на востоке. Поднялся небесный столб, знак разрушения мира, там поместилась желтая иволга. Тогда поднялось Белое Имиш Че на севере, там села птица Сак Чик. Поднялся небесный столб, знак разрушения мира… Тогда поднялось Зеленое Имиш Че в середине земли в память о разрушении мира.»

 



2020-03-17 206 Обсуждений (0)
Представления о душе и о загробном мире 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Представления о душе и о загробном мире

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (206)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)