Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общие месоамериканские мифы



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Общие месоамериканские мифы 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Битва дня и ночи

 

Постоянная смена дня и ночи - это одно из важнейших противоречий в мировоззрении народов Мезоамерики. В местных легендах первый восход Солнца связывается с наступлением легендарной и исторической эпохи смертных людей - в противоположность мифическому периоду сотворения мира. Так, например, в знаменитом эпосе майя-киче «Пополь-Вух» с первыми лучами восходящего Солнца боги и свирепые звери обращаются в камень. У ацтеков во время первой зари в Теотиуакане Тлауискалпантекутли тоже превращается в бога камня и холода. По одной из версий ацтекского мифа во время первого восхода Солнца боги были принесены в жертву, а из их останков сделали священные свитки. Таким образом, предания майя и ацтеков объясняют последующее состояние и внешний вид богов, которые в действительности изображались в виде каменных статуй или завернутыми в священные свитки.

Восход Солнца знаменовал начало светлого периода, порядка и стабильности в повседневной жизни смертных людей, а ночь ассоциировалась с мифическим временем, когда были живы боги и демоны. Индейцы из некоторых племен мексиканского штата Веракрус и сегодня полагают, что после захода Солнца только свет звезд не дает скалам превратиться в ягуаров. Народы Мезоамерики считают ночь тем временем, когда на охоту выходят оборотни и демоны. Кроме того, темные ночные часы предназначены для общения смертных людей с потусторонними силами. Во сне душа совершает опасное путешествие, чтобы встретиться с предками, богами и сверхъестественными существами. Ночь - это самое подходящее время для использования грибов, содержащих псилоцибин, мескаль, семена ипомеи и других галлюциногенов, помогающих общаться с духами. Над головой, в ночном небе разыгрываются эпизоды времен сотворения мира - в форме видимого движения созвездий и планет. Самый сильный страх вызывали солнечные затмения, потому что при них днем возвращались звезды и другие опасные порождения ночи.

Несмотря на резкий контраст между хаосом ночных часов и порядком светлого времени, эти представления ни в коем случае нельзя назвать упрощенным разделением мира на добро и зло. В мировоззрении народов Мезоамерики такие дуалистические принципы считались естественными и воспринимались как взаимодополняющие противоположности: для существования были необходимы обе стороны. Сон нужен для восстановления энергии дня, а ночь - это священное время, вливающее в дневную жизнь новые силы. Отмеченные в календаре моменты перехода соответствуют периодам восстановления, когда возрождаются силы созидания. Мифическое время может проникать в повседневную жизнь при помощи ритуалов и знамений, а также благодаря присутствию отдельных категорий живых людей, таких, как вожди, жрецы, шаманы, знахари или близнецы.

майя вселенная космогония миф

Северная прародина

 

Ко времени начала изучения цивилизации майя, считалось, что цивилизация была обособлена от остальных народов Месоамерики, а сами майя были миролюбивым народом ремесленников, торговцев, учёных и архитекторов. Однако сегодня нам известно, что это не совсем так. В действительности майя постоянно вели войны между собой, а также со своими соседями. Кроме того майяские торговцы доходили до центральной Мексики, а некоторые доплывали до берегов современной Венесуэлы. К XVI веку майя наладили связь с торговцами из Эквадора, через которых узнали о великом государстве Тауантинсуйю, полного золота. Всё это в конечном счёте сказалось и на культурной преемственности майя. Многие мифы Месоамерики часто восходят к одному корню и встречаются у разных народов по всей территории этого региона.

Как уже было сказано выше в космологии майя, каждая сторона света ассоциировалась с определёнными цветом. Север ассоциировался у майя с белым цветом, цветом снега. По легенде, все народы Месоамерики когда-то жили в пещерах на севере. У ацтеков эта прародина называется Чикомосток (науа: «Семь пещер») или Ацтлан, откуда и пошло название этого народа. В представлениях древних народов прародина представлялась в виде пещеры с разветвлёнными семью ходами, отсюда эту местность и называют «Семь пещер».

План «Семи пещер» по своей форме напоминал цветок с семью лепестками или дерево. В центре находилась одна большая камера, из которой в разные стороны расходились другие пещеры, выход и пещеры представлялся как ствол дерева. Именно из этих пещер по легенде вышли все представители народа Науа. В VII веке н.э. это были чичимеки и тольтеки, осевшие на плодородных равнинах Центральной Мексики. В VIII это были пипили дошедшие до Центральной Америки, потомки которых до сих пор живут в Сальвадоре. В XII веке из семи пещер на земли Месоамерики пришли последние её обитатели - мешики, создавшие свою огромную империю, простиравшуюся на всю территорию Центральной Мексики.

Ещё до прихода тольтеков, о семи пещерах знали жители Теотиуакана. Под пирамидой солнца в Теотиуакана находится пещера, напоминающая по своему плану ту, что описана в мифах ацтеков. Пещера также имеет вид цветка, с четырьмя «лепестками», в каждом из которых похоронены правители этого города. Кроме того, пещера связана с храмом, который когда-то стоял на вершине пирамиды, трубкой для связи с духами правителей. Такая же трубка была обнаружена и в пирамидах Тикаля и Паленке.

Пещеры под пирамидой символизируют прародину, куда отправляются души великих предков, а каналы или «трубки», служат для связи жрецов с ними.

Ещё раньше жителей Теотиуакана, северу и пещерам поклонялись Ольмеки. Их городская планировка ориентировалась по сторонам север-юг. Как пример приведём один из самых изученных религиозных центров Ольмеков Ла Венту. Планировка этого города великолепно иллюстрировала «реинкарнационную» концепцию: главный вход в комплекс (и профанная часть) располагался на юге, а далее дорога вела на север, воплощавший место древней прародины. Одновременно чем дальше на север, тем сакральнее становились постройки архитектурного ансамбля города. В планировке городской ансамбль выглядел достаточно симметричным относительно центральной осевой улицы. Однако по своим функциям южная и северная части представляли асимметричное единство жизни и смерти, профанного и сакрального.

Очень интересными монументальными памятниками являются «ольмекские головы», которые до сих пор находятся в непроходимых джунглях Веракруза. Часто эти головы одеты в головные уборы, которые графически напоминают майяский знак xib - «исцезать», «север», что также является прямым указанием на культ предков и легендарную прародину.

Доктор Галина Ершова пишет, что вся монументальная архитектура ольмеков была связана с культов предков и далёкой северной прародиной:

«Дело в том, что болотистые земли, удаленные от горных массивов, значительно усложняли ольмекам проведение обрядов, связанных с культом пещер. Не было даже скал, на поверхности которых можно было бы изобразить эти пещеры, превратив это место в ритуальный центр. Таким образом, единственно доступным способом «воспроизведения» прародины становилось сооружение ритуальных центров, воплощавших пространственную модель мира и превращавшихся постепенно в города, а также возведение монументальных памятников, которые символизировали гору с пещерой прародителей».

Исследователи, занимавшиеся изучением этих скульптур, независимо друг от друга пришли к выводу о том, что воплощенный сюжет передает идею «выхода человека из пещеры» и что этот выход, так или иначе, связан с идеей возрождения и бессмертия.

Что касается майя, «путь на север», как уже было сказано, обозначался знаком «xib», что значит «исчезать». В самом слове говориться, об идее «реинкарнации» и о возвращении предков в пещеры где они исчезают навсегда. Не случайно в мифологии майя именно пещеры являются входов в подземный мир, где души «теряют себя».

В планировке городов, у майя классического периода её как правило не было. Дворцы и храмы строились в зависимости от рельефа местности. Ориентация же на север и разделение города, на сакральную и профанную часть, прослеживается в некоторых доклассических городах майя. Например, в одном из самых больших городов доклассического периода Цибульчальтуне. Город имеет главную улицу, ориентированную на север. С южной стороны города располагаются незначительные храмовые комплексы и другие мелкие постройки. К северу начинаются более массивные постройки и дворцы. В одном из самых примечательных сооружений Цибульчальтуна «Храме семи кукол» также обнаружен стилизованный знак «xib», что указывает на северную прародину.

 

Толлан - Тамоанчан

 

На всей территории Месоамерики существует легенда о рае на земле. У разных народов этот рай называется по-разному, но во всех сюжетах именно с этого места начинается жизнь на земле. именно отсюда различные народы уходят, как из точки, где когда-то они были вместе. Это наводит на аналогию с «Семью пещерами» и эти два понятия очень тесно связаны.

Со временем «раем на земле» стали называть самые большие или могущественные города. Это что-то вроде современного понятия «Столица мира», что-то наподобие Вавилона в древнем мире. В Месоамерике такие места называли по-разному, но самыми распространёнными названиями были Толлан (Туллан) и Тамоанчан.

В представлениях древних Месоамериканцев и майя в частности, это место рождения Кетцалькоатля или Кукулькана, место где Боги создали Солнце и Луну, место где родились первые люди, именно с этого места начинается история человечества.

Легенду о Тамоанчане впервые записал монах-францисканец Ф. Саагун. эту легенду он услышал от астекских старейшин: «Давным-давно, во времена, которые уже никто не помнит, пришёл могучий народ и основал своё царство, центром которого был Тамоанчан». Легенда гласит, что в этом царстве жили великие правители и жрецы, искусные мастера и художники. Именно они заложили основу той блестящей цивилизации, влияние которой испытывали все другие народы Месоамерики. Это были ольмеки. Но на сегодняшний день ещё точно не установлено, к какой лингвистической группе относился этот народ и откуда он появился.

Известный американист Майкл Ко говорит, что строителями цивилизации ольмеков были майя. Его теория основывается на нескольких фактах. Он говорит, что древние майя жили на территории современного мексиканского штата Верокруз, откуда одна группа направилась к горам Гватемалы, а другая направилась на север, впоследствии вторая группа стала народом Хуастека, от которого народы центральной Мексики и узнали о Тамоанчане.

Для доказательства своей теории Ко использовал лингвистический материал. Исходным пунктом послужило название страны ольмеков - Тамоанчан. По происхождению это слово имеет чисто майяские корни и переводится как «Земля пернатого змея». По другому это слово читалось как «Земля дождей и тумана». Обычно ацтеки либо в точности сохраняли местное название, либо пунктуально переводили его на свой язык. В данном случаи мы имеем дело с первым вариантом. Отсюда следует, что ольмеки говорили, на оном из майяских языков.

Как уже было сказано Толлан часто представлялся тем же, что и Тамоанчан - местом, где был рождён Кетцалькоатль, настоящим раем на земле. Толлан часто воспринимается как Тула - древняя столица тольтеков, так как именно из Тулы вышел легендарный - это метафора обозначающая метрополиювождь Кетцалькоатля-Топильцин. Тольтеки покорили многие народы Мексики и распространили своё влияние на них, то же самое повторилось спустя четыреста, когда ацтеки создали свою империю. Народы, которые населяли эти земли называли Теночтитлан Толланом

Исходя их этого, можно сказать, что Толлан - это метафора, обозначающая метрополию, поэтому не удивительно, что Тулу называли Толланом. В своё время Толланом, возможно, называли такие города как Теночтитлан, Чолула и, конечно, Теотиуакан.

Относительно майя, многие народы Гватемалы ведут своё начало из Толлана, что как уже было сказано, связывается с Тулой тольтеков. Однако, здесь возможна путаница из-за того, что придя на земли майя Кетцалькоатль-Топильцин создал свою столицу на Юкатане. Этой столицей была Чичен-Ица, которую тоже называли Толланом.

Слово ‘tollan’ или майяское ‘tulan’ происходят от слова ‘tolla’, которое обозначает тростник. Толлан переводится как местность богатая тростником или - это болотистая местность. Как раз такие условия были в районе, где возникла цивилизация ольмеков. Возможно, что Толлан это ничто иное как «Земля дождей и тумана» в иносказательном смысле, интерпретированная как обозначение болотной местности.

И возможно, легенда о Тамоанчане переданная Хуастеками в центральную Мексику, через многие столетия вернулась к майя как легенда о Толлане.


Заключение

 

Мифы Мезоамерики - это не просто священные тексты, рассказывающие о сотворении мира; помимо всего прочего, они содержат уроки правильного поведения. Из всех грехов, способных привести к катастрофе и поражению, чаще всего упоминаются высокомерие и жадность. В ацтекской мифологии в Солнце превращается не тщеславный и богатый Текусистекатль, а довольно скромный, но смелый Нанауатцин. Высокомерие и жадность в большей степени характерны для высших слоев общества, и поэтому во многих дошедших до нас мифах содержатся нормы поведения для правителей. Тем не менее, мифы ацтеков и майя затрагивают также более широкие и глубокие понятия, такие, как смысл человеческого существования. Как свидетельствует «Пополь-Вух», нынешняя раса человеческих существ, или люди кукурузы, была создана для того, чтобы обеспечивать богов пищей - в виде молитв и жертвоприношений. Аналогичным образом принесение богов в жертву в Теотиуакане и убийство Койольшауки вместе с ее братьями и сестрами указывают на необходимость человеческих жертв для существования мира. Это один из самых жестоких аспектов древней религии Мезоамерики, однако, идея человеческих жертвоприношений основана на признании активной роли людей и их ответственности за поддержание равновесия во вселенной.

В работе были определены и рассмотрены основные сюжеты мифологии майя. Для анализа данных сюжетов использовались методы сравнения мифологических линий майя с другими народами Месоамерики. Кроме того было определено различие между мифологическими сюжетами различных племён майя, что так же является важной часть анализа мифологии данного народа.

 


Используемая литература

 

1. Диего де Ланда «Сообщение о делах в Юкатане»

. Эпос майя киче «Пополь-Вух»

. «Летопись Какчикелей»

. Книги «Чалам-Балам»

. Альберто Рус «Народ майя»

. Майкл Ко «Загадки цивилизации майя»

. Г. Ершова «История Месоамерики»

. Мануэль Галич «Цивилизации доколумбовой Америки»

. М. Соди «Мифы Ацтеков и майя»

. Кузьмищев «Тайны жрецов майя»

. Г. Ершова, Ю.В. Кнорозов статья «Заупокойные надписи майя»

. Мерседес де Ла Гарса статья «О религиозном значении пластического искусства майя»



2020-03-17 207 Обсуждений (0)
Общие месоамериканские мифы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общие месоамериканские мифы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (207)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)