Определение технологий, направленных на достижение целей
Организационно-управленческие технологии играют значительную, даже порой решающую роль в осуществлении задуманной социально-культурной программе, проекте, в проведении диагностических или экспертных исследований. Это и понятно, поскольку правильная организация и эффективный менеджмент являются условиями успешности проведения большинства социально-культурных мероприятий. В классическом менеджменте организация рассматривается как одна из основных функций наряду с планированием, мотивацией и контролем. Каждая из функций жизненно необходима при проектировании и реализации социокультурных и арт-проектов. При этом планирование обеспечивает основу для достижения главной цели - создания и реализации проекта, а функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических задач проекта. Если «организация» рассматривается как учреждение, то она представляет собой внутреннее взаимодействие, согласованность, соподчиненность отдельных его частей в единое целое. В учреждении как организации происходит объединение сотрудников, включенных в единый процесс по реализации главных целей на основе принятых правил и процедур. При разработке арт-проектов всегда присутствует организационный этап, т.е. этап создания определенных условий для достижения запланированных целей. Организационная функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности учреждения культуры, арт-фирмы, арт-менеджера и исполнении проекта. Вопросы организации социально-культурной деятельности вызывают определенный интерес еще и потому, что в ее ходе учредителям и организаторам приходится решать не один ряд проблем. С одной стороны, необходимо формализовать основные процессы деятельности, но так, чтобы эта формализация не явилась тормозом для творческой составляющей социально культурной деятельности, а с другой - организаторы должны понимать, что социально-культурная деятельность невозможна без активной самодеятельности всех участников процесса. Именно поэтому А.Д.Жарков, рассматривая понятие «организация культурно-досуговой деятельности», видит в ней особый процесс. В нем (организационном процессе) представлена совокупность операций, сгруппированных по определенным этапам, где каждый этап включает в себя определенный набор целенаправленных действий, которые также осуществляются в определенной последовательности. Организационная деятельность арт-менеджера тесно связана с управленческой и имеет в своей основе общие и особенные черты. Среди общего, объединяющего организацию и управление, можно выделить общие цели по достижению позитивного результата. Различает же их то, что управление в большей степени основано на взаимодействии и взаимоотношении между специалистами, тогда как организация основана на взаимодействии как между специалистами-организаторами, так и рядовыми участниками - посетителями мероприятий, а также представителями широкой общественности, подключенной к реализации проекта. Процесс организации деятельности решает следующие за дачи: а) определение кратчайшего и эффективного по затратам пути достижения поставленной цели; б) установление связи между участниками социокультурного процесса; г) координация их действий. Существует ряд принципов, которыми необходимо руководствоваться арт-менеджеру в процессе выполнения организационной функции независимо от масштабов арт-проектов: определение и детализация целей учреждения, фирмы, оргкомитета, которые выявлены в ходе проектирования; определение видов деятельности, необходимых для достижения выявленных целей; разделение труда между специалистами и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение руководителя и подчиненных, круга обязанностей, сроков исполнения, видов отчетности, главного менеджера или директора; единство целей деятельности, где каждый член организации работает на общее благо, никто не имеет права работать против целей организации; размах менеджмента, включающий определенное число подчиненных. Таким образом, организацию как важнейшую функцию управления мы можем понимать, с одной стороны, как структурную систему в виде взаимоотношений, прав, целей, ролей, видов деятельности и других факторов, а с другой - как процесс, в ходе которого разрабатывается и создается проект и сохраняется структура учреждения, фирмы. Наибольшее распространение в технологиях арт-менеджмента получила функциональная система управления, построенная исходя из задач конкретного учреждения, фирмы или отдельного проекта. В самом обобщенном виде ее можно представить так: дирекция фирмы, маркетинговый сектор, сектор связей с общественностью и рекламы, художественно-творческий отдел, финансово-экономический отдел, оформительские и творческие мастерские. В зависимости от задач, решаемых учреждением в целом или в конкретных социально-культурных проектах, система может расширяться, уточняться, дробиться. Если рассматривать управление в динамике, то оно представляет собой процесс функционирования органов и работников учреждения по организации процесса деятельности. В арт-программах и арт-проектах процесс управления также достаточно сложное образование, поскольку оно вбирает в себя содержательную сторону деятельности, организацию и технологии. Содержание процесса управления определяется сущностью, целями и задачами, принципами, методами, функциями, спецификой отрасли, уровнем данного органа в общей системе органов управления. Организационная деятельность и технологические разработки в арт-индустрии определяются на базе содержательных основ и понимания сущности управления. Успешная управленческая деятельность зависит от системного подхода к решению поставленных задач, который включает: планирование предстоящей работы, правильную постановку и ранжирование целей социально-культурного процесса по степени важности; четкую расстановку кадров, установление гармонических связей между подсистемами и их регулирование, оперативность и координацию между звеньями и направлениями социально культурной деятельности; налаживание системы оперативной информации внутри учреждения и эффективной обратной связи с активистами и участниками мероприятий; всесторонний и глубокий анализ деятельности, своевременную помощь в предупреждении и ликвидации выявленных недостатков; создание условий для внедрения новейших технологий, научной организации труда в деятельность сотрудников учреждения и активистов; создание особого психологического климата, условий для успешной деятельности коллектива, изменение отношений и мотивации внутри коллектива сотрудников и участников мероприятий; стимулирование стремления сотрудников к постоянному повышению квалификации, профессиональному росту, творческой активности. Организационно-управленческие технологии, широко при меняемые в арт-проектах, имеют достаточно сложную динамическую структуру, в которой можно выделить три взаимосвязанные стороны: функциональную, структурную, информационную. Проекты крупномасштабных акций реализуются на основании распоряжений городских властей с организацией охранных зон, схем барьеров безопасности и разработанной системой и форма ми аккредитации и пропусков. Значительную нагрузку несут рекламно-информационные службы, отвечающие за рекламные ролики, афиши, рекламные растяжки, рекламные интервью в СМИ. Каждый элемент системы существует, функционирует и развивается на основе решения определенных целей и задач в целом, и в то же время элементы системы приобретают новое качество и новое значение. Этот процесс характеризуется постоянной сменой состояний, изменениями связей между элементами системы, обусловленными целями и задачами возрастной или социальной группы. Системный подход можно представить в виде следующей цепочки: Цель - Ресурсы - План - Решение - Реализация. Организационно-управленческие технологии в деятельности арт-менеджера имеют ряд особенностей, которые проявляются в том, что; содержание деятельности арт-менеджера настолько емко и разнообразно, что позволяет использовать все богатство видов и форм управления; в этой отрасли имеются большие возможности для сотрудничества с другими сферами, привлекая значительные средства различных финансовых доноров на основе взаимного интереса (формирование репутации и имиджа фирмы, проведение рекламной кампании и т.п.); социально-экономическая ситуация в стране привела к изменению механизмов хозяйствования, которые теперь основываются на самостоятельном поиске новых механизмов управления; управление коммерческими и некоммерческими проекта ми потребовало от менеджеров освоения новых знаний и умений не только в сфере культуры и искусства, но и в области управления, экономики и права. Организационно-управленческие технологии предполагают жесткое распределение обязанностей, соблюдение иерархии подчиненности и контроля, основанной на правовых документах, регламентирующих трудовые права и обязанности. К ним относятся также материалы и документы, отражающие как содержание организационно-административной деятельности того или иного проекта, так и его структуру, штатное расписание и финансирование. Хозяйственно-экономическое управление проектами включает систему ресурсного обеспечения - финансы, штаты, размеры заработной платы, виды поощрения или наказания, материально-технические ресурсы. Поиск источников финансирования играет значительную роль в осуществлении поставленных задач и требует от организаторов проведения анализа по выявлению первичного состояния дел в отрасли, рынка услуг, тенденций его развития, экспертиз и оценок, рекомендаций (маркетинговый анализ). Проведение та кого анализа будет способствовать принятию обоснованных решений по осуществлению государственной поддержки проекта и привлечению спонсорских средств частных лиц и благотвори тельных организаций. Организационно-экономическое сотрудничество бизнеса в осуществлении социально-культурных программ и проектов принимает разнообразные формы, которые оформляются договорами, оговаривающими взаимовыгодные условия. Это могут быть закупки оборудования и инвентаря, учреждение премий, стипендий, гонораров, призов, грандов и т.п. со стороны представителей бизнеса, тогда как руководители проектов обязуются способствовать формированию положительного имиджа спонсирующей организации или продвижению ее товаров. Форма патронажа предполагает финансовое и организационное покровительство на стабильной и долговременной основе. Фонды поддержки и развития учреждений культуры, попечительские советы представляют различные льготы и прерогативы для реализации проектов. Форма благотворительности является своеобразной филантропией и демонстрирует акт свободного волеизъявления при оказании поддержки проекта, не требуя каких- либо обязательств со стороны руководства проекта. Отдельные социальные фонды становятся активными участниками разработки и осуществления социальной политики региона и их приоритетов, организуют лоббирование проектов и обеспечивают высокий стандарт их организации. Такой социальный посредник требует определенных затрат - около 10% стоимости проекта. Не менее важна в организационно-управленческих технологиях и выстроенная система контроля, в задачи которого входит выявление успешного опыта деятельности и недостатков, которые проявились в период реализации проекта. Этому способствует учет, который осуществляется в четырех видах: текущий, статистический, бухгалтерский, творческий. Система контроля осуществляется в нескольких видах: ведомственный, представляющий контроль со стороны вышестоящей организации - учредителя; государственный - со стороны государства через ревизионные органы; общественный - со стороны общественных организаций, а также контроль со стороны граждан. Таким образом, проект является своеобразным ответом на социальный заказ, откликом в художественной форме на то или иное явление. Проект сегодня рассматривается как замысел, план, нацеленный на преобразование, как составная часть, как предварительная модель одной из форм социально - культурной деятельности по реализации концепции и является обязательным компонентом профессиональной деятельности творческой команды продюсера, арт-менеджера, коллектива учреждения культуры, министерства, инициативы частного лица
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |