Основные принципы обучения
Содержание
1. Основные принципы обучения 2. Учебные планы и программы, их назначение и содержании 3. Управление учебным процессом в средних школах и ПТУ 4. Понятие о формах теоретического и производственного обучения Литература
Основные принципы обучения
Процесс обучения в профессионально-технических училищах требует от преподавателей и мастеров производственного обучения соблюдения в своей повседневной педагогической деятельности следующих положений, правил, законов названных дидактическими принципами: - воспитывающий характер обучения; - высокий уровень обучения; - систематичность и последовательность обучения; - наглядность обучения; - доступность обучения; - обучение на производительном труде; - активность и сознательность учащихся в обучении; - прочность знаний, умений и навыков. Все эти принципы взаимосвязаны, и на их основе проводится процесс обучения учащихся. Воспитывающий характер обучения. На уроках теоретического и производственного обучения преподаватели и мастера вооружают учащихся знаниями. Эти должны сообщаться таким образом, чтобы у учащихся в процессе обучения формировались реальные взгляды и соответствующие им убеждения. На конкретных примерах необходимо показывать учащимся реальную жизненную картину с ее положительными и отрицательными сторонами. Во всей учебной работе преподаватели и мастера должны знакомить учащихся с опытом и организацией труда передовых рабочих страны и базовых предприятий. Процесс вооружения учащихся знаниями не может протекать в отрыве от их воспитания. Обучая, сообщая знания, формируя умения и навыки учащихся, педагоги в то же время их воспитывают. И наоборот, воспитывая учащихся, преподаватели развивают и углубляют их знания. Не только работа преподавателей и мастеров, но и сама организация и режим работы в ПТУ должны оказывать воспитывающее действие на учащихся. Надо организовывать и проводить учебную работу так, чтобы у учащихся складывалось уважительное отношение к труду, прилежание, добросовестность, аккуратность и точность в выполнении домашних заданий и производственных работ. Результатом воспитывающего влияния процесса обучения должно быть упорное стремление учащихся к хорошим и отличным результатам в учебе и труде, к честности и правдивости, инициатива и настойчивость. Высокий уровень обучения. Уровень обучения должен соответствовать современной технике производства, а также последним научным достижениям. На уроках теоретического и производственного обучения необходимо опираться на конкретные примеры, показывающие учащимся, каких успехов достигло общество в области внедрения в производство всех отраслей народного хозяйства новейшей техники и технологии. На уроках преподаватель должен разъяснять, что большое значение в ускорении технического прогресса имеет внедрение в производство научных открытий и достижений техники, а также изобретений и рационализаторских предложений. Этот принцип требует постоянного укрепления учебно -материальной базы учебного заведения. Кроме того, преподаватели и мастера должны систематически работать над повышением своих знаний и совершенствованием учебного процесса. Систематичность и последовательность обучения. Учебные занятия в средних учебных заведениях проводятся по государственным программам. В этих программах учебный материал расположен в определенной последовательности. Последовательность расположения учебного материала в программе отличается своей систематичностью. Это означает, что изучаемый вопрос основывается на предыдущем, уже изученном и усвоенном и как бы из него вытекает. С другой стороны, этот же вопрос требует обязательного прохождения и последующего материала. Принцип систематичности и последовательности обучения не ограничивается только соответствующим построением учебной программы. Он предусматривает определенный порядок в работе преподавателей и мастеров по вооружению учащихся знаниями. Преподаватели и мастера строят свою работу, чтобы сообщать учебный материал по частям - поурочно и на каждом уроке подавать определенный круг знаний, умений и навыков. Сообщая учащимся новый учебный материал, преподаватели и мастера увязывают его с прошлым, уже усвоенным, и на его основе расширяют и углубляют имеющиеся знания. Этот принцип обучения предусматривает также и систематическую работу учащихся над пройденным материалом программы. Работа должна быть организована так, чтобы учащиеся систематично и планомерно выполняли домашние задания, различные упражнения и т.д. Учащиеся будут постепенно накапливать знания, умения и навыки. Всякие пробелы в знаниях и умениях отдельных учащихся должны быть своевременно замечены и устранены. Чтобы осуществить принцип систематичности в обучении и создать благоприятные условия для последовательного и постепенного усвоения учащимися учебного материала преподаватели следуют от неизвестного к известному, от простого к более сложному. Например, при изучении строения микросхем предмета ''Микросхемотехника'' преподаватель основывается на знаниях учащихся, полученных на уроках физики в средней школе. Соблюдение в процессе обучения принципа систематичности и последовательности способствует приобретению учащимися прочных знаний и умений. Наглядность обучения. Наглядность обучения состоит в том, что учащиеся приобретают знания не только за счет того, что слушают объяснения преподавателя или мастера, но и за счет того, что они видят. Наглядное обучение имеет ряд достоинств. У учащихся создается конкретное представление об изучаемом материале, он становится более доступным и легким для понимания. Наглядность в обучении, повышает интерес к занятиям и внимание на уроке. При наглядном обучении легче запоминается и в связи с этим более прочно усваивается учебный материал. На уроках теоретического и производственного обучения, в зависимости от предмета и учебного материала, могут применяться различные виды наглядных пособий: • естественные (компьютеры, осциллографы, тестеры и т.д.), • объемные (модели, макеты и т.д.), • плоскостные (различные плакаты), • символические (схемы принципиальные, блок-схемы и т.д.), • изобразительные (рисунки, фото-, кино- изображения), • графические (чертежи, диаграммы, графики) Преподаватели и мастера должны понимать, что наглядность является одним из важнейших средств обучения. Поэтому подбор наглядных пособий, их использование на занятиях определяются конкретными учебно-воспитательными задачами, поставленными на данном уроке. Чтобы осуществить принцип наглядности в обучении, необходимо постоянное укрепление учебно -материальной базы, систематическое и планомерное пополнение учебных кабинетов и мастерских наглядными пособиями и продуманное их на учебных занятиях. Большое значение имеет работа учащихся по изготовлению наглядных пособий под руководством преподавателя в предметных кружках и кружках технического творчества. При формировании образных представлений основным является применение различных средств наглядности. Возможности для широкого использования на уроках методов обучения сейчас значительно расширяются. В дополнение к уже хорошо проверенным техническим средствам обучения таким, как диа - и кино- проекторы, эпи- и графо- проекторы, аудиотехника, можно назвать видеотехнику и компьютерные классы, которые делают любой урок еще более наглядным, а значит и более понятным. Методика применения каждого из ТСО имеет свои особенности, но главная цель применения их в учебном процессе - это формирование наиболее полных, богатых содержанием образных представлений учащихся. Достижение этой цели зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего важен отбор и применение тех средств наглядности, которые в наибольшей степени помогают раскрыть нужные, в каждом случае характерные стороны изучаемого объекта. В тех случаях, например, когда речь идет лишь об общем представлении предмета, наиболее целесообразна демонстрация натуральных объектов. Почти с тем же эффектом можно создать целостное представление о том или другом предмете посредством иллюстративной наглядности, т.е. использованием картин, диапозитивов, диафильмов и др. Иногда наиболее полное представление о тех или иных объектах, их существенных сторонах дает их динамичное воспроизведение. В этих случаях наиболее действенным средством наглядности являются кинофрагменты и кинофильмы. Однако применение кинопособий может быть нецелесообразным, когда необходимо более обстоятельное рассмотрение отдельных сторон объекта. В этом случае следует применять статичную наглядность, т.е. демонстрацию таблиц, диапозитивов, работу с иллюстративным раздаточным материалом. Возникает и другой вопрос: каким пособиям следует отдать предпочтение - печатным или экранным ? Печатные имеют преимущество в тех случаях, когда они содержат материал, многократно и длительно изучаемый в процессе обучения. Таковы, например, плакаты с различными графиками, таблицами, схемами. В тех же случаях, когда изобразительный материал нужен преподавателю для кратковременного пользования в ходе урока, более полезно применять диафильмы или диапозитивы. Демонстрация их позволит получить изображение крупным планом, сменяемость кадров облегчит сосредоточение на определенных сторонах объекта в течение необходимого для этого времени. Кроме того, диафильмы и диапозитивы экономичны и удобны в хранении. Для наблюдения химических, физических, радиоэлектронных процессов наиболее эффективен демонстрационный эксперимент или индивидуальные опыты учащихся. Трудно переоценить значение наглядных методов и для формирования научных понятий учащихся. Умелое применение различных средств наглядности позволит направить мысль учащихся от частного к общему, от явления к его сущности, от многообразия явлений к закономерностям. Но, в связи с этим, к наглядным методам следует предъявить и ряд требований. Во-первых, важно, чтобы в наглядных пособиях, отображающих явления или предметы, четко выделялись их основные существенные стороны или признаки. На этих признаках учитель и должен концентрировать внимание учащихся на уроке. Поэтому в наглядных пособиях не должно быть ничего лишнего, отвлекающего внимания учащихся от основных свойств и признаков изучаемых объектов. Также следует воздержаться от демонстрации таких пособий, которые не имеют ПРЯМОГО отношения к рассматриваемому на уроке вопросу. Во-вторых, весьма эффективна демонстрация пособий, сочетающих натуральное и схематичное изображение изучаемых объектов. Применение таких пособий облегчает переход мыслей учащихся от конкретного к абстрактному, от частного к общему, от явления к сущности и в конечном счете способствует развитию абстрактного мышления. Наиболее совершенной разновидностью таких учебных пособий являются кинофрагменты, сочетающие натуральные кадры и схематические мультипликации. при отсутствии схематических наглядных пособий полезно дополнить изобразительные средства наглядности схематическими чертежами, выполняемыми на доске. В-третьих, не следует злоупотреблять обилием средств наглядности, применяемых на уроке. Это ведет только к рассредоточению внимания учащихся, не позволяет уяснить и проследить главное, сущность, а без этого нельзя прийти к правильному пониманию закономерностей, к обобщению и выводам. Определенное многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления, а каждая из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. В-четвертых, пользуясь наглядными методами обучения, нельзя забывать и о том, что многие средства наглядности являются не только иллюстрациями к изучаемому материалу, но и самостоятельными источниками определенных знаний. Из этого следует практический вывод - если при демонстрации кинофрагмента какой-либо вопрос был рассмотрен достаточно полно, то нет нужды повторять его содержание в устном изложении преподавателя. В данном случае нужно лишь обобщение материала, сделанное преподавателем после просмотра кинофрагмента. Доступность и посильность обучения. Принцип доступности и посильности обучения предполагает, что изучаемый на уроках теоретического и производственного обучения учебный материал по содержанию и объему является вполне доступным и посильным для контингента обучающихся. Непосильность материала приводит к тому, что интерес и внимание падают и учащиеся безразлично относятся к занятиям, изложенный преподавателем материал учащиеся не усваивают или, в крайнем случае, заучивают его механически и неосознанно. И наоборот, посильный, понятный материал повышает интерес учащихся к занятиям, придает им уверенность в себе. С этим вопросом тесно связан вопрос об индивидуальности при обучении. Для решения этого вопроса необходимо хорошо знать контингент учащихся. Только на этой основе можно дифференцированно подойти к обучению учащихся. Для отстающих необходимо давать дополнительные занятия, предварительно выяснив причину отставания. Для учащихся, быстро усваивающих материал, также нужны дополнительные занятия. Но если в первом случае они носят экстенсивный характер, то есть отстающим учащимся предлагаются задания однотипные, рассчитанные на закрепление знаний, то во втором случае - это интенсивные задания, имеющие своей целью и расширить и углубить знания успевающих учеников. Правильный учет преподавателем особенностей каждого учащегося будет способствовать повышению его активности в процессе обучения, а в итоге - и успеваемости. . Учебные планы и программы, их назначение и содержание
Сформированное на основе научно обоснованной теоретической концепции содержание образования находит свое конкретное выражение в таких нормативных документах, как учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия. УЧЕБНЫЙ ПЛАН - это утвержденный Министерством образования документ, определяющий состав учебных предметов, изучаемых в учебных заведениях, распределение их по годам обучения с указанием количества часов (уроков), отводимых на изучение каждого предмета в неделю. В учебном плане установлено рациональное соотношение учебных предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, определен единый для всех средних учебных заведений уровень общеобразовательной подготовки учащихся, представляющий собой инвариантную часть содержания образования. Включение того или иного учебного предмета в учебный план определяется его функциями в содержании образования и соответствием социальному заказу общества В учебные планы средних специальных учебных заведений и СПТУ включены учебные предметы, обеспечивающие единый уровень общеобразовательной подготовки и составляющие инвариантную часть этих планов. УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ - это документы, в которых дается характеристика содержания изучаемого материала по каждому предмету, распределение его по годам обучения и разделам (темам). Любая учебная программа начинается с пояснительной записки, которая содержит формулировку задач изучения предмета, краткую характеристику его структуры, методические рекомендации учителю по организации и проведению занятий с учащимися. Детальное знакомство с поясни- тельной запиской к учебной программе и четкое ее выполнение является обязательным для учителя. Вторым обязательным разделом учебной программы является раздел, содержащий тематический расчет часов. В нем дается разбивка часов по разделам и темам учебного предмета. Отдельно указываются часы, в целом отпущенные на изучение раздела или темы, на теоретические занятия, на лабораторно - практические занятия. Часы, указанные в этом разделе используются при составлении календарно-тематических планов . Следующий обязательный раздел - непосредственное содержание программного материала, расшифровка предыдущего раздела. Здесь в более или менее сжатой форме дается перечень учебного материала, который должен быть изучен. Этот раздел в принципе похож на предыдущий, имеет точно такую же последовательность, что и тематический расчет часов. За ним следует раздел - необходимая литература, как основная, так и дополнительная. Здесь же приводится перечень необходимых наглядных пособий, дидактического материала. Последний, необязательный, раздел посвящен курсовому проектированию. Необязательный в том смысле, что его наличие определяется наличием в учебном плане курсового проекта по данному учебному предмету. Здесь даются перечень примерных тем для курсового проектирования, содержание курсового проекта и требования, предъявляемые к его выполнению и оформлению. Предметная система, которая распространена в нашей стране, наряду с положительными сторонами имеет и отрицательные. Одна из них, наиболее весомая, - в рамках одного учебного предмета факты, явления и процессы реальной действительности рассматриваются односторонне, под своим углом зрения. В результате затрудняется формирование мировоззрения, всесторонних понятий и представлений о природе, обществе и мышлении и их взаимосвязи. Обеспечивают интеграцию знаний, синтетическое восприятие и осмысление объективного мира межпредметные связи. Об их необходимости говорили такие прогрессивные педагоги прошлого, как Коменский, Ушинский, Песталоцци, Дистервег. Межпредметные связи впервые были введены в учебные про граммы средней школы в 1981 году, однако из-за отсутствия четкой системы (односторонний характер, дробность по отдельным темам, случайный отбор) они не обеспечивали в должной степени интеграцию предметного обучения. Начиная с 1985 года межпредметные связи указываются в обобщенном виде в конце содержания основных разделов (например, неорганической, органической и общей химии). Такое их расположение предоставляет учителю широкие возможности творческого подхода к тематическому и поурочному планированию и реализации меж предметных связей, устранять необоснованное дублирование учебного материла. В современных программах применяется линейно - концентрический принцип построения. Он заключается в том, что все явления, факты, взаимосвязи даются в развитии - от простого к сложному (линейный принцип), но некоторые явления, факты, взаимосвязи могут рассматриваться не однократно, а несколько раз с более подробным, более глубоким рассмотрением одного и того же явления в зависимости от уровня подготовки учащихся (концентрический принцип). В новых программах усилена практическая направленность учебных предметов на основе дидактического принципа связи обучения с жизнью.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (127)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |