Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие о формах теоретического и производственного обучения



2020-03-17 148 Обсуждений (0)
Понятие о формах теоретического и производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




дидактический обучение план программа

В общеобразовательных школах, СПТУ и средних специальных учебных заведениях применяются урочная и внеурочная формы организации обучения, в каждой из которых используются фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации учебной работы с учащимся. Все они в советской школе имеют коллективистическую направленность.

Конкретными формами организации обучения во всех типах

средних учебных заведений является :

- теоретический урок

- практикумы

- семинарские и факультативные занятия

- учебные экскурсии

- собеседования

- индивидуальные и групповые консультации

-   внеурочные формы организации трудового обучения

-   домашняя учебная работа учащихся.

История развития классно-урочной системы

Урок - основная форма обучения - классно-урочная система. В советской средней школе осуществляется классно-урочная система обучения, получившая свое название оттого, что учебная работа проводится с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (классом), в течение определенного времени и по установленному расписанию (в форме урока).

Более ранней, исторически сложившейся была индивидуально-групповая система обучения, применявшая в средневековье. Учитель проводил занятия с небольшими группами учащихся ,обучение носило преимущественно индивидуальный характер

Развитие общества выдвигало повышенные требования к образованию как в количественном, так и в качественном отношении: увеличение массовости и повышения уровня.

Обобщив опыт братских школ Юго-Западной Руси, Коменский в XVII в. предложил и практически применил классно - урочную систему ,обеспечивающую более эффективное обучение учителем сравнительно большого количества учащихся одновременно (40-50 человек).По мнению Коменского, это количество можно было увеличить до 300 человек при условии выделения лучших учеников для проведения занятий с каждым десятком учащихся (декурионов) под общим руководством учителя.

Это идея несколько позже, в конце XVIII и в начале XIX в., была предложена в виде так называемой белл-ланкастеровской системы в Англии, где в связи с быстрым капиталистическом развитии ощущалась острая потребность в массовом обучении. Однако из-за крайне низкой эффективности обучения, при котором, по выражению Крупской, ребенок знавший три буквы, учил не знавшей ни одной знавший пять букв, учил знавшего три и т.д. ,система эта не получила широкого распространения.

Более совершенной оказалось классно-урочная система; она привлекла внимание прогрессивных дидактов и стала применяться во многих странах. Ее развитию и совершенствованию во многом способствовали и русские педагоги, прежде всего Ушинский. Он , в частности, требовал, чтобы на уроке 'дети, по возможности, трудились самостоятельно ,а учитель руководил этим самостоятельным тру- дом и давал для него материал' .

В начале XX в. в США получила распространение новая система обучения, получившая название дальтон-плана (впервые примененная в г.Дальтоне). Эта система была рассчитана на индивидуализацию обучения, предоставляющего возможность каждому ученику продвигаться в учении самостоятельно и своим темпом. Однако, возникнув как реакция на ограниченность классно урочной системы в буржуазной школе, дальтон-план имел антинародный характер, опирался на положение наследственной обусловленности различия умственных способностей и одаренности детей, что вело к дискриминации детей трудящихся. Дальтон-план отрицал урок как форму организации обучения и ведущую роль в обучении учителя, заменял традиционными классы предметными мастерскими ,в которых проводилось индивидуальное обучение детей консультантами.

Дальтон - план в виде так называемого бригадно - лабораторного метода применялся в советской школе в первые годы ее становления. Отличие от Дальтон - плана состояло в том ,что индивидуальная работа учащихся сочеталась с коллективной работой класса или бригады(части класса). Бригадно-лабораторный метод, претендуя на универсальность, сопровождался организацией постоянных и обязательных бригад, приводил к снижению роли учителя и игнорирование во многих случаях индивидуальной учебной работы каждого учащегося.

Постановлением ЦК ВКП 'Об учебной программы и режиме в начальной и средней школе ' от 25 августа 1932 г бригадно - лабораторный метод расценивался как методическое прожектерство и был осужден. В качестве основной формы организации обучения в советской школе устанавливался урок с группой учащихся постоянного состава и определенным расписанием занятий. Этим не исключалось применение на уроке и групповой работы в тех случаях ,когда ее сочетание с фронтальной и индивидуальной позволяет достигнуть оптимальных результатов.

Реализуя указанное постановление советская общеобразовательная школа организует обучение по классно - урочной системе. Дальнейшее совершенствование классно-урочной системы связано с успешным выполнением поставленных перед школой задач: осуществление всеобщего среднего образования и переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи, овладение необходимыми умениями и навыками, формирование научного мировоззрения, всестороннее развитие личности учащихся.

Другие формы организации обучения

ПРАКТИКУМЫ - проводятся в учебных кабинетах, лабораториях и мастерских, в ученических производственных комбинатах, производственных бригадах учащихся и на учебноопытных участков школ. В сравнении с проводимыми в младших и средних классах лабораторными работами и практическими занятиями они отличаются большей самостоятельностью учащихся и творческим отношением к выполнению учебных заданий.

По предусмотренной программе учитель составляет план проведения практикума, готовит необходимые инструкции для учащихся и материальное обеспечение. Выполнение работ может быть фронтальным, но если учебного оборудования не хватает для каждого ученика или сложность работы требует большими группами (по 2-3 человека) при обязательном условии выполнения каждым учеником всех работ, предусмотренной программы практикума. Осуществляется внимательное руководство и оказывая необходимую помощь, учитель добивается высокого уровня самостоятельности учащихся. Практикумы способствуют политехническому образованию, трудовой подготовке и профессиональной ориентации учащихся.

СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ - проводятся обычно после изучения основных разделов программы преимущественно по предметам гуманитарного цикла. Этот вид организации позволяет проводить системные обобщения теоретического материала, учить учащихся выступать с сообщениями и рефератами, дискутировать, отстаивать свои суждения и убеждения , совершенствовать формы их участия в общественной жизни, приучать к самообразованию.

План проведения семинарского занятия учитель обсуждает с учащимся. В соответствии с принятым планом определяется программа подготовки к семинару всего класса и каждого учащегося, распределяются задания, рекомендуется литература, готовятся необходимые оснащения(карты, диаграммы, технические средства).

Тематика рефератов, сообщений и докладов учащихся на семинарских занятиях носит обычно проблемный характер. Учитель руководит их подготовкой, дает необходимые консультации.

Семинарское занятие начинается, как правило , с крат- кого вступления учителя, в котором указываются основные задачи данного занятия, выдвигаются проблемы для обсуждения.

ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ - проводятся по выбору и желанию учащихся начиная с 7 класса для расширения научно - теоретических знаний и практических навыков, развитие познавательных интересов ,творческих способностей и в целях профессиональной ориентации учащихся.

Факультативные занятия проводятся по специальным программам, в которых предусматриваются осуществление связи с обязательными дисциплинами. При установлении перечня факультативных занятий учитываются не только интересы учащихся, но и возможности школы ,конкретные условия и задачи подготовки учащихся к практической деятельности. На факультативных занятиях изучаются теоретические вопросы проводятся практические работы, при выполнении которых учащихся приобретают навыки умственного труда, осваивают методику проведения несложных исследований и экспериментов, формируют навыки обращения с оборудованием и техникой.

ЭКСКУРСИИ - являются обязательными предусмотренными учебными программами и проводятся за счет времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения ,учебные экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи бучения с жизнью, наглядности и т.д.), способствуют изучению явлений и процессов в реальности, взаимосвязи взаимозависимости, формированию научного мировоззрения, познавательных и коллективных интересов ,положительных качеств личности, подготовки учащихся к трудовой деятельности и профессиональной ориентации

Экскурсии различают в зависимости от места учебного процесса:

- вводные; текущие или сопровождающие; итоговые или заключительные;

- в природу, производственные, исторические, литературные географические и т.д.

В ряде случаев практикуются экскурсии, проводимые одновременно по нескольким учебным предметам. Такие экскурсии получили название комплексные. Они представляют широкие возможности для осуществления межпредметных связей, всестороннего изучения объектов в их целостности, экономного использования времени.

На экскурсиях учащиеся знакомятся с научным принципами организации производства, передовой технологией и экономикой предприятий или хозяйств.

Учитель определяет задачи и содержание экскурсии, выбирает ее объект и предварительно знакомится с ним, составляет план проведения, решает вопрос о руководстве предстоящей экскурсии.

Перед экскурсией проводится вступительная беседа , процессе которой уточняются задания учащимся, определяются форма, сроки и материалы отчетности об экскурсии.

Продолжительность экскурсий зависит от характера объектов, целей проведения ,возраста учащихся и времени.

Экскурсия будет успешной при активной работе всех учащихся. И, конечно, учащиеся должны быть готовы к соблюдению правил техники безопасности.

Заключительный этап экскурсии содержит итоговую беседу, в которой учитель вместе с учащимся обобщает полученные сведения, включая их таким образом, в общую систему знаний учащихся.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ - это форма организации обучения используется также для удовлетворения потребностей отдельных учащихся в углубленном изучении различных отраслей научного знания, техники или искусства и развитие их познавательных интересов ( в тех случаях, когда эти задачи не удается решить с помощью факультативных занятий). Дополнительные занятия проводятся во внеурочное время .Они могут быть групповыми и индивидуальными, носить характер консультаций, собеседований или самостоятельного выполнения учащимися заданий под руководством и помощью учителя. Консультации проводятся по текущему учебному материалу ,по темам и разделам учебной программы. Особенно важное значение консультации имеют в школах работающей молодежи (вечерних, сменных, заочных), где они составляют неотъемлемую часть учебного процесса и предусмотрены учебными планами.

Дополнительные занятия с отстающими учащимися проводятся по мере необходимости. Установив на уроках пробелы в знаниях у отдельных учеников, учитель выясняет их причины(пропуски учебных занятий, недостаточное прилежание, отсутствие условий для выполнения домашних заданий и др) и на дополнительных занятиях принимают меры по их устранению. С учащимися, проявляющими повышенный интерес к изучению отдельных предметов, учитель проводит индивидуальные занятия, дает им задания по изучению дополнительной литературы, выполнению.

ВНЕУРОЧНЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА - применяются в трудовом и производственном обучении в общеобразовательных школах ,СПТУ и средних специальных учебных заведениях.

К таким формам относится прежде всего деятельность ученических бригад(или групп ,звеньев),организуемая в школьных мастерских, в межшкольных учебно-производственных комбинатах (УПК) в городах, и деятельность сельских ученических бригад (УПБ),организуемая в цехах промышленных предприятий ,на фермах колхозов и совхозов.

Старшеклассники трудятся на штатных рабочих местах предприятий ,колхозов и совхозов. Условия их труда не должны существенно отличаться от условий труда квалифицированных рабочих предприятий(но с учетом возрастных особенностей учащихся ).Мастер производственного обучения осуществляет методическое руководство работой учащихся на штатных местах, систематический контроль за усвоением практикантами норм выработки, принимают меры к стимулированию инициативы и творческого отношения учащихся к работе. Производственная практика учащихся на штатных рабочих местах приучает их к производственным условиям и распорядку, готовит к переходу на предприятия после окончания учебного заведения в качестве квалифицированных рабочих.

ДОМАШНЯЯ УЧЕБНАЯ РАБОТА - учащихся дополняет урочную, отличается большой самостоятельностью и отсутствием непосредственного руководства учителя. Дидактическое требование учить учащихся на уроках не устраняет педагога от необходимой помощи в соответствующей организации домашних заданий учащихся, поскольку усвоение программного материала, особенно в старших классах , нельзя ограничивать познавательную деятельностью учащихся на уроках.

Кроме того, домашняя работа имеет важное значение для формирования у учащихся навыков самостоятельного умственного труда и самообразования, чувства ответственности за порученное дело.

Успех домашней учебной формы зависит от следующих условий:

- сформированности у учащихся познавательного интереса к выполняемым заданиям и понимания ими цели работы. Условие это обеспечивается сочетанием домашних заданий с учебной работой на уроках, их творческим характером, исключающим стереотипное и механическое повторение, связью с жизнью, практикой;

- педагогического руководства и контроля со стороны учителей и родителей учащихся, воспитывающих отношение к выполнению домашних заданий;

- соблюдения дидактических принципов ,в частности принципа доступности обучения ,т.е. посильности предлагаемых учащимся домашних заданий, не исключающего, однако преодоления известных затруднений.

Чтобы домашняя работа носила творческий характер, требуется проведение несложных наблюдений и опытов, решение задач несколькими способами ,чтение доступной научно - популярной, технической и художественной литературы подготовка самостоятельных выводов и др.

Наряду с индивидуальной, учитель организует и коллективную домашнюю работу учащихся, особенно при выполнении экспериментов).

Родители учащихся создают необходимые условия для выполнения домашней работы (организация рабочего места ученика, удовлетворяющего установленным гигиеническим требованиям, подбор нужных пособий),приучают детей выполнять задание по предмету, как правило, в день его получения ,а не накануне предстоящего урока, соблюдать основные правила : выполнять сначала более сложные задания(теоретические и письменные),проводить систематический самоконтроль, делать перерыв через каждые 30-40 минут или после выполнения задания по предмету(если оно потребовало меньше времени).

Проверка и оценка выполнения домашних заданий осуществляется учителем на уроках(в ходе опроса учащихся их самостоятельной работы, путем беглого просмотра выполненных дома письменных заданий, при повторении пройденного и изученного материала, решение задач и упражнений, выполнение лабораторных работ).

Письменные и графические работы значительного объема и сложности, выполненные учащимися в качестве домашних заданий, проверяются учителем вне уроков.

 


 

Литература

Коррекционная педагогика [Текст] / Гилленбранд, К. - М. : Академия, 2005. - 240 с. - ISBN 5-7695-1500-7 : 244-42 р. 74 П 24

Педагогика [Текст]. - Минск : Современное слово, 2005. - 720 с. - ISBN 985-443-481-8 : 284-13 р. 74 О-65

Орехова, В. А. Педагогика в вопросах и ответах [Текст] / Орехова, В. А. - М. : КноРус, 2006. - 200 с. - ISBN 5-85971-237-5 : 83-05 р.

Коджаспирова, Г.М. Педагогика [Текст] : учебник / Коджаспирова, Г.М. - М. : Гардарики, 2004. - 528 с. - ISBN 5-8297-0172-3 : 151-14 р.

Кашапов, Р.Р. Практическая психология для родителей, или Педагогика взаимности [Текст] / Кашапов, Р.Р. - М. : Аст-Пресс Книга, 2004. - 320 с. - (Практическая психология). - ISBN 5-462-00023-5 : 92-84 р.

Минаев, В.М. Психолого-педагогический практикум [Текст] : учебное-пособие / Минаев, В.М. - М. : Академический проект, 2004. - 128 с. - ISBN 5-8291-0449-0 : 82-28 р.

Азаров, Ю.П. Тайны педагогического мастерства [Текст] : учебное пособие / Азаров, Ю.П. - М. : МПСИ, 2004. - 432 с. - ISBN 5-89502-392-4 : 194-92 р.



2020-03-17 148 Обсуждений (0)
Понятие о формах теоретического и производственного обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие о формах теоретического и производственного обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (148)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)