Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Управление учебным процессом в средних школах и ПТУ



2020-03-17 164 Обсуждений (0)
Управление учебным процессом в средних школах и ПТУ 0.00 из 5.00 0 оценок




Общие основы управления образованием. Понятие об управлении и руководстве

Содержание понятия об управлении и руководстве образованием в педагогической теории к руководству является частным понятием и его функцией; другие предполагают, что руководство образования - сферой деятельности совершенствование и развитие образования, школ и других учебно-воспитательных учреждений. В последних исследованиях понятия об управлении и руководстве школой рассматриваются в диалектическом единстве. Управление предполагает осуществление следующего цикла:

•  планирования;

•  организации;

•   стимулирования;

•  контроля и анализа результатов педагогического процесса в школе.

Руководство связано с осуществлением задач управления непосредственно в работе с людьми.

Принципы управления образованием

Управление образованием подчиняется следующим принципам:

•  демократический централизм;

•   научность, деловитость, практичность

•  объективность, полнота информации

•  планирование, учет и контроль

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ЦЕНТРАЛИЗМ, обеспечивающий сочетание централизованного руководства сверху с широким привлечением к управлению образованием широких слоев населения и использованием их творческих сил. Осуществление подлинного централизма в управлении образованием сочетается с широким развитием самостоятельности и инициативы местных органов, с использованием передового опыта и творческих достижений педагогических коллективов. На основе этого принципа организуется работа коллегий министерств и областных отделов образования, педагогических советов школ и других органов, коллективно обсуждающих важнейшие проблемы обучения и воспитания, которые затем реализуются единоличными руководителями органов образования и учебно-воспитательных заведений.

ВОПРОС: В чем заключается смысл принципа "демократический централизм"? Законспектируйте.

НАУЧНОСТЬ, ДЕЛОВИТОСТЬ И ПРАКТИЧНОСТЬ. Руководящими органами образования уделялось и постоянно уделяется пристальное внимание использованию научных достижений и научной организации труда в сфере образования для разработки научных основ воспитания и образования силами крупных ученых-педагогов. Данная работа направлена на устранение недостатков деловитости и практичности, несовершенства учета и проверку практического опыта, на систематизацию в обобщении и распространении этого опыта, на изживание из работы общих рассуждений и абстрактных лозунгов. Успех управления образованием заключается в правильном подборе, подготовке и расстановке кадров, воспитании у каждого работника чувства ответственности за порученное дело.

ВОПРОС: Какие отрицательные стороны имеются в процессе обучения и как они устраняются при соблюдении принципа "научности, деловитости и практичности"? Как вы понимаете слова: научность, деловитость, практичность в образовании?

ОБЪЕКТИВНОСТЬ И ПОЛНОТА ИНФОРМАЦИИ. Объективность в управлении образованием - это та основа, которая поможет изжить процентоманию и преувеличение реальных достижений, стремление выдать желаемое за действительное. Получение и анализ полной и достоверной информации должны сочетаться с обстоятельной и корректной проверкой исполнения и деловитым устранением обнаруженных недостатков.

ПЛАНИРОВАНИЕ, УЧЕТ И КОНТРОЛЬ. Управление, организуемое на научной основе, требует не только оперативного, но и перспективного планирования, так как нельзя работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех

Система государственного управления образованием

Руководство образованием проводится высшими органами государственной власти и управления в соответствии с Конституцией Республики Казахстан. В соответствии с Конституцией создаются все законы, в том числе Закон об образовании, которые определяют политические, правовые и организационные основы деятельности учебно-воспитательных учреждений различного типа. Ранее это был Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодежи, сейчас - комитет по делам молодежи. Орган государственного управления образованием - министерство образования - осуществляет государственную политику в области образования, в подготовке для народного хозяйства квалифицированных рабочих. Эти органы разрабатывают общие положения по учебной, воспитательной, методической, научной работе, обязательные для учебно -воспитательных учреждений независимо от их ведомственной подчиненности, утверждают учебные планы, программы, учебники для школ и других учебно-воспитательных учреждений, контролируют их работу. В управлении образованием принимают также такие организации, как профессиональные союзы (работников системы образования, высшей школы и т.д.), а также различные общественные организации (коллегии и советы, постоянные комиссии по образованию, по делам молодежи и т.д.). Таким образом, в Республике Казахстан функционирует разветвленная система государственных органов, научных и общественных организаций, осуществляющая планомерное управление и руководство образованием.

На местах управление и руководство деятельностью учебно - воспитательных учреждений осуществляется отделами образования местных администраций, которые принимают меры к развитию и правильному размещению сети учебно-воспитательных учреждений, обеспечивают всеобщее среднее образование, руководят дошкольным и внешкольным воспитанием и т.д. Работа этих отделов подвергается регулярной инспекторской проверке со стороны министерства. В задачу этих инспекторских проверок входит глубокое и объективное изучение работы школ, передового педагогического опыта, выявление имеющихся недостатков, оказание практической помощи в их устранении и т.д. В развитии образования, а также в профессиональном обучении большую роль играют государственные предприятия, учреждения, организации, частные лица. Они оказывают всестороннюю помощь в становлении и функционировании учебно-воспитательных учреждений.

Управление и руководство школой осуществляют директор, его заместители по учебно-воспитательной работе и по производственному обучению, помощник директора по хозяйственной части. Директор несет персональную ответственность перед государством за управление и руководство всей деятельностью школы, за организацию и качество учебновоспитательной работы с учащимися, идейно-политическую направленность воспитания и обучения, качество знаний и поведение школьников, их профессиональную ориентацию и трудовую подготовку, укрепление здоровья и физическое развитие, а также за финансово-хозяйственное состояние и технику безопасности в школе. В обязанности заместителя директора по учебно-воспитательной работе входит организация и контроль над ходом процесса обучения и воспитания школьников, их общеобразовательной и трудовой подготовкой, всесторонним развитием и поведением, выполнением учебных планов и программ, качеством преподавания и знаний, умений и навыков учащихся, руководство методической работой с учителями школы.



2020-03-17 164 Обсуждений (0)
Управление учебным процессом в средних школах и ПТУ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Управление учебным процессом в средних школах и ПТУ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (164)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)