Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Цель контрольного эксперимента - выяснить насколько повысился уровень нравственно-правовых представлений, суждений, понятий, изменились отношения детей друг к другу, окружающим людям, их эмоциональное самочувствие, детско-родительские взаимоотношения; определение эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с семьями.

Данные, полученные в ходе констатирующего и контрольного эксперимента по выявлению уровня правовой воспитанности, представлены следующим образом (Таб.2).


Таблица 2. Сравнительная таблица уровня правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста (в %)

Уровень знаний

До эксперимента

После эксперимента

    основная группа кон. группа осн. группа кон. группа
1. Высокий 5 6 43 8
2. Средний 59 57 57 59
3. Низкий 36 37 - 33

 

Наглядно эти данные представлены в диаграмме (Рис.5)

 

Рис. 5. Динамика уровня правовой воспитанности старших дошкольников

 

Анализ сравнения данных позволил зафиксировать изменения в правовом сознании детей основной группы, что указывает на эффективность проводимых мероприятий, в отличие от контрольной группы, где уровень правовой воспитанности детей существенно не изменился.

Исследование стилей детско-родительских взаимоотношений до и после эксперимента показало следующее (Таб.3).

 

 

Таблица 3. Сравнительная таблица стилей детско-родительских взаимоотношений (в %)

Стиль воспитания

До эксперимента

После эксперимента

    основная группа контрольная группа основная группа контрольная группа
1. Авторитарный 26 24 10 20
2. Авторитарно-демократический 58 59 19 60
3. Демократически-авторитарный 10 13 49 14
4. Демократический 6 4 22 6

 

Итак, нами выявлено, что до эксперимента стили детско-родительских взаимоотношений в обеих группах были практически одинаково выражены: преобладал авторитарно-демократический стиль воспитания. Сравнивая итоги работы по взаимодействию с родителями, отмечается положительная динамика эффективности данной работы. После эксперимента рейтинг контрольной группы существенно не изменился, а в основной группе в числе лидеров рейтинга стали демократически-авторитарный и демократический стили, что говорит об изменении отношений родителей к своему ребенку. Взаимоотношения между ними постепенно переходят от авторитарного стиля к демократическому, т.е. к личностно-ориентированному взаимодействию взрослого и ребенка, к чему мы и стремились подвести родителей.

 


Выводы

 

Подводя итоги нашей работы, можно отметить, что работа по защите прав и достоинств ребенка в ДОУ значима и необходима. Проведенная работа по правовому образованию детей и родителей дала положительные результаты. Родители стали проявлять большой интерес к данной теме: обращаются с вопросами к педагогам, более внимательно изучают наглядно-информационный материал, активнее предлагают помощь при подготовке и проведении совместных мероприятий.

Наблюдение показало, что дети усвоили основной перечень своих прав, стали внимательнее относиться друг к другу, проявлять заботу о тех, кто рядом, оказывать помощь, поддержку. Чувство правосознания, значимости своего «я» начинает проявляться на словесном уровне через высказывания и замечания друг другу («я имею право…», «ты не имеешь право этого делать…»), в умениях анализировать, отмечать нарушения в правах на примере литературных произведений.

Постепенное осознание своих прав и обязанностей способствует утверждению жизненных позиций дошкольника: он учится быть свободным, уважать себя и других людей, понимать их чувства, поступки и мысли.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

. Подтверждена гипотеза о том, что процесс правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ будет эффективным при соблюдении следующих условий, если:

§ работа по правовому воспитанию проводится систематически;

§ подобраны адекватные формы и методы работы по правовому воспитанию;

§ ведется совместная работа детского сада и семьи.

Это проявилось в повышении уровня знаний, потребности в нравственно-правовом образе жизни (жить по законам общества, его нормам и правилам), в уважительном отношении к себе и другому, в формировании нравственной рефлексии.

. Анализ правовой и современной психолого-педагогической литературы позволил наметить план мероприятий нравственно-правового воспитания, которое рассматривается нами как организованное, целенаправленное, систематическое воздействие на личность ребенка-дошкольника для формирования правосознания, выработки навыков и привычек активного правомерного поведения, выполнения ими нравственных норм и правил поведения.

. Исследование с применением методик, выявляющих представления о правах человека и нравственных нормах поведения у детей старшего дошкольного возраста, показало, что старшие дошкольники в целом имеют представления о таких понятиях как "право" и "обязанность". Однако очень часто они соотносят это понятие с физической силой ("кто сильнее, тот и прав") и ограничением действий. Дети старшего дошкольного возраста владеют некоторыми представлениями о правилах поведения: в детском саду, дома и обществе, знают, что надо быть внимательными, вежливыми, проявлять заботу к старикам и маленьким детям, уважительно относиться к окружающим. Однако имеющиеся у детей нравственные представления зачастую не реализуются в жизненной практике.

. В исследовании определены условия, способствующие успешной реализации программных задач:

четкое планирование воспитательно-образовательного процесса; систематичность предусмотренных мероприятий; наглядно-дидактическая оснащенность; хорошая теоретическая подготовка воспитателя; личностно-ориентированное общение воспитателя с детьми, создание партнерских отношений; применение коллективных, индивидуальных и подгрупповых форм работы с детьми; тесное сотрудничество всего педагогического коллектива и родителей.


Заключение

 

Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей и государства зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан России возможно только в цивилизованном правовом государстве.

Формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей - одна из важнейших задач. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечением свободы принятия решения, умения сделать свой выбор. Между тем, российские дети в семье, ДОУ, школе, обществе в целом не приучены самостоятельно делать выбор, у них нет в этом потребности. Они очень инертны, а ведь именно осознание выбора и ответственности за него рождает самостоятельность.

Кардинальные социальные изменения последних лет в обществе выдвигают на первый план, следующий приоритетный принцип семейного воспитания: ребенок должен рассматриваться родителями не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет родителям сформировать личность, обладающую социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

У ребенка обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для нормального роста и развития, поэтому проблеме охраны детства на всех уровнях нужно уделять первостепенное внимание.

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.

Подготовка ребенка к овладению правовой культурой и реализации своих прав является задачей всех социальных институтов воспитания: детского сада, школы, общественных объединений.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств личности, как любовь к родным и близким, доброжелательность к окружающим, способность к сопереживанию.

Родителей в силу социально - экономического положения современного общества окружает множество проблем. Это ведет к ухудшению их физического и психического состояния, что сказывается и на воспитании детей. Поэтому, наряду с семьями, где еще сохраняются семейные традиции, имеется положительный опыт воспитания детей, возрастает количество таких, где наблюдается уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей. В частности, идет снижение качества и количества речевого общения, изменение родительских установок. Родители становятся более авторитарными, чаще используют телесные наказания, требования дисциплины у них жёстче. Ситуация усугубляется при сочетании факторов среды с генетически унаследованными образованьями. Все это отрицательно сказывается на развитии взаимоотношений ребенка с окружающим, приводит к тяжелым последствиям в будущем. Такие дети чаще становятся на путь правонарушений, преступности или замыкаются в себе.

Только изменив родительскую установку по отношению к ребенку, т.е. сделав ее адекватной, динамичной и прогностичной, сформировав навыки обратной связи в общении с ребенком и расширив ролевой репертуар родительского поведения можно с уверенностью констатировать факт соблюдения основных прав ребенка, обеспечивающих ему полноценное личностное развитие.

Способствовать созданию социально - благополучной среды для каждого воспитанника - главная задача педагога дошкольного учреждения.

С уверенностью можно сказать, что работа по информированию родителей, педагогов и детей о правовых документах по защите достоинства ребенка своевременна и необходима, ибо воспитание правового самосознания детей должна начинаться с дошкольного возраста.

 


Список использованной литературы

 

1. Антонов В.А. Изучаем права человека. - М.: «Вита - пресс», 2007.

2. Белая К. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. - М.: АСТ, 2006.

.   Бейлинсон В.Г. «Азбука прав человека». - М., 2004.

.   Ваулина Т.Г. Родителям и детям о правах ребенка// Ребенок в детском саду.- 2007. № 3.

5. ДавыдоваО.И., Вялкова С.М. Беседы об ответственности и правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

6. Данилина Т.А. Проблема защита прав ребенка в семье// Управление ДОУ.- 2005. № 6.

.   Доронова Т. Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье// Дошкольное воспитание.- 2001. № 8; 12.

.   Доронова Т. Право и образование// Дошкольное воспитание.- 2001. № 10.

.   Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений /Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина, С.И.Мусиенко - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2001.

.   Зенина Т.Н. Родительские собрания в детском саду.- М.: Педагогическое общество России, 2007.

.   Искусство быть родителями: Методические рекомендации для работников дошкольных образовательных учреждений /Авт.-сост. Т.И. Софронова, Г.В.Васеева, Л.И.Кошкина; - под ред. канд. пед. наук, доц. Т.И.Софроновой - Йошкар-Ола: ГОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2004.

.   Копытова Н.Н. Правовое образование в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

.   Леви В. Нестандартный ребенок. - М., 2006.

14. Нагорная Е. Охрана прав ребенка// Ребенок в детском саду. -2005. № 4.5.6, 2006. № 1.

. Прохорова О.Г. Защита детства в международном и российском праве// Управление ДОУ. -2005. № 6.

16. Проява Л.В. Система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении// Управление ДОУ. -2005. № 3.

.   Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

.   Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007,

.   Соболева М.Н., Савина Н.В. Правовое воспитание в семье и ДОУ// Управление ДОУ. -2005. № 3.

.   Усачев А.Н. Всеобщая Декларация прав человека для детей и взрослых.- М: «Ангстрем», 2003.

.   Усачев А.Н., Березин А.К. Основы безопасности жизнедеятельности. - М.: «АСТ-пресс», 2006.

.   Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. - М.: «Вако». 2009.

.   Шабельник Е.С. Права ребенка. - М.: «Вита - пресс», 2007.

.   Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права! - М.: «Вита-пресс», 2007.

.   Шорыгина Т.А. Беседы о правах ребенка. - М.: ТЦ Сфера, 2008.

 


Приложение 1

 

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей

На основе каких знаний вы воспитываете своего ребенка:

слушаете передачи по радио и телевидению;

посещаете лекции для родителей;

используете жизненный опыт;

на основе рекомендаций педагогов;

читаете педагогическую литературу.

Какие методы воспитания считаете наиболее эффективными:

поощрение;

наказание;

требование;

убеждение;

приучение.

Какие виды поощрения Вы используете чаще всего:

словесная похвала;

подарки;

ласки.

Какие виды наказания Вы считаете наиболее действенными в воспитании:

физические наказания;

словесная угроза;

лишение развлечения;

проявление Вами обиды.

 


Приложение 2

 

Тест (по методам воздействия на ребенка)

Фамилия И.О.

Дата проведения тестирования

Оцените, насколько часто Вы используете следующие методы воздействия на ребенка. Для оценки используйте бальную шкалу.

баллов - всегда

балла - довольно часто

балла - иногда

балла - в исключительных случаях

балл - никогда

·   приказ, команды

·   уговоры

·   угрозы

·   предупреждения

·   советы, готовые решения

·   нотации, поучения

·   критика

·   похвала

·   анализ поведения

·   обращение в шутку

·   утешение

·   обзывание, насмешка

·   обида на ребенка

·   наказания

·   физические наказания

·   подарки


Приложение 3

 

Анкета «Хорошие ли Вы родители?»

Прочтите внимательно и выберите ответ, соответствующий Вашему поведению.

Ваше поведение и Ваши суждения: да нет не знаю

1. На некоторые поступки ребенка часто реагируете «взрывом», а потом жалеете об этом.

2. Иногда Вы пользуетесь помощью или советами других лиц, когда Вы не знаете, как реагировать на поведение Вашего ребенка.

.   Ваши интуиция и опыт - лучшие советчики в воспитании ребенка.

.   Иногда Вам случается доверить ребенку секрет, который Вы никому не рассказали бы.

.   Вас обижает негативное мнение других людей о Вашем ребенке.

.   Вам случается просить прощение у ребенка за свое поведение.

.   Вы считаете, что ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

.   Вы замечаете между своим характером и характером ребенка различия, которые иногда удивляют (радуют) Вас.

.   Вы слишком сильно переживаете неприятности или неудачи Вашего ребенка.

.   Вы можете удержаться от покупки интересной игрушки для ребенка (даже если у Вас есть деньги), потому что знаете, что ими полон дом.

.   Вы считаете, что до определенного возраста вполне уместно применять иногда физическое наказание (ремень).

.   Ваш ребенок именно таков, о каком Вы мечтали.

.   Ваш ребенок доставляет Вам больше хлопот, чем радости.

.   Иногда Вам кажется, что ребенок учит Вас новым мыслям и поведению.

.   У Вас конфликты с собственным ребенком.

.   Занятость и усталость могут стать достаточной причиной для отказа Вашему ребенку в просьбе оказать ему внимание.

.   Вы считаете, что ребенок нуждается в правовой защите?


Приложение 4

 

Анкета для ребёнка

"Семья глазами ребёнка"

Опрос проводится индивидуально с каждым ребёнком в группе на фоне эмоционального равновесия, в спокойной, доброжелательной обстановке.

С кем ты живёшь? Тебе нравится проводить время дома? Хочешь побыстрее пойти вечером из садика домой?

Да Не всегда Нет

Твои родители часто разговаривают с тобой о твоих делах?

Да Не всегда Нет

Они часто говорят ласково, чем строго?

Да И так, и так Нет

Тебе спокойно дома? Не страшно?

Да Не всегда Нет

Родители часто с тобой играют? Гуляют? Читают тебе книжки?

Да Не всегда Нет

Кто из членов семьи чаще играет с тобой?

Если ты что-то сломал, мама поможет тебе починить или будет ругать? А папа?

Да Не всегда Нет

Если ты захотел новую игрушку, шоколадку или киндер-сюрприз, родители их сразу тебе купят?

Да Не всегда Нет

Если тебя кто-нибудь обидел или ты просто расстроился, ты сразу расскажешь обо всём маме? А папе? Никому не расскажешь?

Да Не всегда Нет

Что ты больше всего любишь делать в субботу и в воскресенье?

Часто ли ты вместе с родителями куда-нибудь ходишь или играешь в выходные дни?

Часто Иногда Редко

Если тебе пора спать, а ты хочешь ещё поиграть, родители разрешают тебе?

Часто Иногда Редко

Когда ты вечером ложишься спать, мама или папа целуют тебя и желают спокойной ночи?

Часто Иногда Редко

Если ты хочешь, но затрудняешься что-либо сказать, как поступят твои родители?

Терпеливо выслушают и помогут закончить мысль

Отошлют к другому родителю - Не захотят слушать совсем

Анализ результатов анкетирования: если в ответах ребёнка преобладают варианты "c.", то возможно предположить, что в семье реализуется авторитарный тип воспитания, характеризующийся ограничением свободы, повышенными требованиями к ребёнку, силовыми воздействиями, отсутствием ситуации выбора.

 


Приложение 5

 

Схема наблюдения за ребенком в течение дня

Цель: выявление социальных и эмоциональных проблем.

1. С каким настроением обычно приходит в детский сад?

2. Как расстается с родителями?

.   Проявляет ли радость от встречи с детьми, воспитателями?

.   Что свойственно ему в первые минуты пребывания в группе:

активность,

заторможенность,

желание побыть одному,

агрессивность,

доброжелательность?

. Сразу ли включается в деятельность?

. Как общается со взрослыми:

сам вступает в контакт,

откликается на предложение общаться,

неохотно общается,

отказывается от общения?

. Каков в общение со сверстниками:

общается со всеми,

избирателен в общении,

инициатор общения и игр,

откликается на общение,

трудно общается с детьми,

предпочитает одиночество,

доброжелателен,

груб, резок,

считается с желаниями других?


Приложение 6

 

ВОПРОСНИК

для определения уровня представлений детей о правах и обязанностях:

«Знаете ли вы права ребенка?»

.   Что такое право?

.   Какие права ты знаешь?

.   Когда отмечают День защиты детей?

.   Расскажи о правах детей в детском саду.

.   Что такое обязанности?

.   Какие у вас обязанности в семье?

.   Есть ли у вас обязанности в детском саду?

.   Кого мы называем ребенком?

.   От каких опасностей следует защищать ребенка?

.   Кто берет на себя воспитание ребенка, оставшегося без родителей?


Приложение 7

 

Метод «незаконченных предложений» для определения уровня правовой воспитанности детей

ü Я имею право на …

ü Я не должен …

ü Семья - это …

ü Обо мне заботятся …

ü В детском саду я должен …

ü Мои обязанности дома - это …

ü Здоровым быть мне помогает зарядка, …

ü «Чистота - залог …»

ü Полезные привычки - это …

ü Вредные привычки - это …

ü Документ о правах ребенка называется ...

Приложение 8

 

Тематический план работы клуба «Правознайка»/старшая группа /

 

Цель. Формировать правовую культуру. Познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка и ее основными положениями.

Месяц Тематика Цели Вид деятельности
сентябрь «О правах играя» Дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение и нравственные представления Занятие «О правах играя». Оформление панно «Наши права»
октябрь «Ты и твое имя» Познакомить детей с правом на имя, способствовать социально-нравственному развитию Оформление альбома «Кто я?». Беседа «Путешествие в страну имен»
ноябрь «Моя семья» Познакомить детей с правом иметь семью, воспитывать уважение к членам семьи. Занятие «Дружная семья». Составление генеалогического древа. Выставка рисунков «Моя семья».
декабрь «Мои папа и мама любят меня» Познакомить детей с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям. Занятие-досуг «Право на любовь». Фотовыставки: «Наши замечательные мамы», «Наши замечательные папы».
январь «Дом, в котором я живу» Знакомство детей с правом на жилище, историей жилища. Конструирование совместно с родителями «Мой дом». Игра «Заходите в гости».
февраль «Будем здоровы» Познакомить детей со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему. Спортивный праздник «Вместе дружная семья». Занятие по аппликации и валеологии «Составление витаминной азбуки».
март «Кому нужно учиться» Знакомство детей с правом на обучение и образование, о преим. образованных людей над необразованными. Экскурсия в школу. Выставка рисунков: «Каким я хочу стать».
апрель «Я не должен» Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах. Дидактические игры: «Я имею право», «Я не должен».
май «Отдых, досуг, развлечения» Познакомить детей с правом на отдых, досуг, развлечение», Беседа «Расскажи о своих любимых праздниках». Праздник, посвященный дню защиты детей: «Счастливое детство».

Приложение 9

 

Занятие «О правах - играя»

Цель: Дать детям знания о том, что существует закон, который охраняет ребенка. Этот закон назван "Декларацией прав ребенка". Каждый ребенок, независимо от места жительства, цвета кожи, языка, пола, возраста, богатства или бедности, социального происхождения имеет права. Никто не может их нарушить. Права одного человека не могут и не должны ущемлять прав других людей /детей или взрослых/.

Воспитывать уважительное отношение к правам человека, желание их выполнять.

Закрепить у детей умение передавать свое эмоциональное состояние словами. Развивать речевую активность, умение подбирать слова-синонимы: грустный - печальный, обиженный, несчастный, одинокий. Воспитывать в детях отзывчивость, сопереживание.

Материал: стихотворение А.Барто "Одиночество"; иллюстрация или картинка одинокого обиженного ребенка; игрушка - маленький человечек; "Декларация прав ребенка" под ред. А.Усачева; глобус; картинки с изображением людей разного пола, возраста, национальности; тетрадь; карандаши.

Ход занятия:

Чтение стихотворения А. Барто "Одиночество":

Нет, уйду я насовсем! А то я папе надоем: Пристаю с вопросами, То я кашу не доем, То не спорь со взрослыми! Буду жить один в лесу, Земляники припасу. Хорошо жить в шалаше И домой не хочется. Мне, как папе, по душе Одиночество. Пруд заброшенный найду, В чаще спрятанный, Разговоры заведу С лягушатами. Буду слушать птичий свист Утром, в перелеске. Только я же - футболист, А играть-то не с кем. Хорошо жить в шалаше, Только плохо на душе!

Вопросы по содержанию стихотворения:

Как вы думаете, почему мальчику вдруг стало по душе одиночество? Что могло случиться, что он решил жить один в лесу? Бывает ли у вас такое желание и настроение? Почему оно у вас появляется? Какая этому причина?

Упражнение "Как ты себя чувствуешь?"

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одним необычным Маленьким Человечком. Он живет в одном Большом городе. Днем Маленький Человечек ходит на работу, а вечером сажает в своем саду тюльпаны или сидит на скамейке у ворот и радуется тому, что все вокруг такое большое. Огорчало Маленького Человечка только то, что Большие люди не замечали его. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча ногами цветы.

Что вы делаете? - кричал им Маленький Человечек - Пожалуйста, будьте внимательны!

Но Большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.

Однажды, Маленький Человечек нашел в библиотеке книгу, которая называлась "Всеобщая декларация прав человека". В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человечку.

Показ детям книги "Всеобщая декларация прав человека".

У всех людей есть права. О них написано в этой книге. Как вы думаете, у детей есть права? Какие они, по-вашему?

Это необычная книга. Она расскажет вам о правах человека и о ваших правах - правах ребенка. Они записаны в Декларации прав ребенка, которую создала и приняла Организация Объединенных Наций. Эта организация существует во всем мире и защищает права всех детей независимо от того, где они живут, какого цвета кожа, какой язык, пол и национальность, а также независимо от того, кто их родители, бедные или богатые.

Откройте, пожалуйста, тетради и цветными карандашами (фломастерами), соединив точки, напишите "ПРАВА РЕБЕНКА".

/Можно предложить образец детям, которые затрудняются/.

А теперь давайте откроем книгу "Права ребенка" (автор Е.Шабельник).

Показ иллюстраций и чтение права.

Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка, независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, места жительства, языка, пола, возраста.

Нарисуйте, пожалуйста, разноцветных человечков. Что надо сделать, чтобы они все подружились?

Ответы детей:

нарисовать, чтобы они взялись за руки; - нарисовать их на одном земном шаре; - нарисовать над ними одно солнце (радугу); - нарисовать их на одной радуге; - нарисовать их на лепестке одного цветка; - нарисовать их в одном большом доме и т.д.

Дети выбирают понравившийся вариант, рисуют.

На глобусе разместите людей разной национальности, разного пола и возраста. /Выполняют дети, которые успели закончить работу быстрее/.

Итог занятия: Кто из детей может пользоваться правами? Как называется книга, в которой они записаны?

 


Приложение 10

 

Дидактические и коммуникативные игры в формировании правовой культуры детей

Обратись по имени

Цель: закрепить знания детей о том, что каждый человек имеет право на имя.

Ход игры: Дети садятся в круг. По сигналу воспитателя хлопают три раза в ладоши, поворачиваются к соседу и называют его сначала уменьшительным (ласковым), а затем полным именем. Игра повторяется 3-4 раза.

Цепочка имен

Цель: та же.

Ход игры: Воспитатель называет любое имя, например Мария. Дети должны вспомнить производные от этого имени: Маша, Машенька, Маруся и т.д.

Я имею право…

Цель: дать правовые знания.

Материал: набор сюжетных картинок к статьям Конвенции ООН о правах ребенка; картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в Конвенции (ребенок катается на велосипеде, играет, поливает цветы и др.).

Ход игры: дети поочередно выбирают картинки, которые соответствуют статьям Конвенции и раскладывают около шаблона «Я имею право…». Затем ребенок объясняет свой выбор, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Я не должен…»

Цель: разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах.

Материал: серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах взрослый - ребенок, ребенок - ребенок, ребенок - окружающий мир.

Ход игры: дети раскладывают около шаблона «Я не должен…» картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняют свой выбор.

Кто права нарушил?

Цель: учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права. Воспитывать в детях чувство любви, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.

Материал: иллюстрации к сказкам, по 5 предметов на каждого играющего ребенка, корзина для предметов. Ход игры: около ведущего находится корзина для предметов, у каждого ребенка по 5 предметов (это могут быть мячи, кубики). Ведущий показывает иллюстрацию к любой сказке, где нарушаются права героев. Например: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Буратино», «Теремок», «Золушка» и т.д. «Кто и какое право здесь нарушил?» - спрашивает ведущий. Ребенок, который первым правильно ответил, бросает свой предмет в корзину. Затем демонстрируется следующая иллюстрация и т.д. Побеждает тот, у кого не осталось ни одного предмета.

Колобок

Цель: развивать коммуникативные навыки, воображение, работать над выразительностью речи.

Материал: мяч.

Ход игры: дети сидят в кругу и катают друг другу мяч «Колобок». Тот, к кому попадает мяч, должен задать ему какой-нибудь вопрос или сказать несколько слов. Например: «Колобок, куда ты катишься?», «Колобок, давай с тобой дружить!» и т.д. После сказанной фразы ребенок передает Колобка другому ребенку.


Приложение 11

 

Детско-родительские отношения в современных семьях

«Защита прав и достоинств в детском саду»/

По данным статистики, практически большую часть российских семей сегодня по той или иной причине можно отнести к разряду неблагополучных.

Затянувшийся экономический кризис привел к тому, что большинство российских семей попали в разряд необеспеченных или нищих. По последним данным, наблюдается увеличение младенческой смертности, высока заболеваемость матерей, в 30 регионах России, впервые после Великой Отечественной войны, показатели смертности превысили показатели рождаемости. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество разводов из-за алкоголизма, наркомании, противоправных действий.

Все это не может не сказаться на взаимоотношениях между родителями и детьми.

Современная семья включена в различные механизмы общественного взаимодействия, а потому социально-экономические катаклизмы, происходящие в нашей стране, не могут не способствовать усугублению детско-родительских отношений.

Необходимость поиска заработка, перегрузки на работе, сокращение в связи с этим свободного времени у родителей приводят к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои стрессовые состояния, негативные эмоции родители нередко выплескивают на тех, «кто под руку попадается», чаще всего - на детей, которые обычно не могут понять, почему взрослые сердятся.

Согласно исследованиям, родительская жестокость имеет место приблизительно в 45% семей. А если учитывать все подзатыльники, угрозы, запугивания, шлепки и т.п., то почти каждый ребенок, хоть однажды, сталкивался с проявлением жестокости, давления со стороны своих родителей.

Для правильного воспитания родителям полезно знать, какие формы наказаний существуют.

К самым неправильным, неблагоприятным формам следует отнести физическое воздействие.

% родителей справедливо считают, что ударить ребенка - означает нарушить его права. Вместе с тем 74% из них допускают шлепок по мягкому месту и 11% - использование ремня как вида наказания.

Обычно эта форма воздействия применяется тогда, когда сами родители слабо контролируют собственное поведение. Нет более нелогичной картины, чем мать, шлепающая своего ребенка со словами: «Драться нехорошо!» Вряд ли малыш поймет, что агрессия не лучший способ установления связей с миром, если этим способом пользуются его родители, пытаясь добиться послушания.

К физическим наказаниям не следует прибегать потому, что обычно после них ребенок ведет себя по-другому только в присутствии того, кто его наказал. Поэтому такое воздействие совершенно бесполезно, если родители хотят воспитывать в ребенке желание поступать правильно под воздействием собственного контроля, а не потому, что кто-то заставил.

Речевая агрессия (ругань, оскорбления), подобно физическим наказаниям, малоэффективна и ведет лишь к тому, что ребенок будет использовать эту модель поведения со сверстниками.

Весьма распространенной формой являются так называемые сепарационные наказания, лишающие ребенка части родительской любви (игнорирование его, отказ от общения с ним). Суть наказания сводится к изменению привычного для ребенка стиля отношений с родителями: его лишают тепла и внимания, хотя при этом продолжают о нем заботиться. Это чрезвычайно сильно действующая форма и применять ее нужно крайне осторожно и очень непродолжительное время.

Довольно распространенным в семье является наказание естественными последствиями, состоящее в лишении ребенка за провинность чего-либо приятного (сладостей, новых игрушек, прогулок и т.п.). Такой метод может привести к успеху, если только ребенок считает ограничение справедливым, если решение принято с его согласия или является результатом предварительного уговора. Целесообразнее использовать не отмену, а отсрочку радостного события. Применяя наказание «естественными последствиями», нельзя лишать ребенка того, что необходимо для его полноценного развития: еды, свежего воздуха, общения со сверстниками.

Наверное, невозможно представить процесс воспитания вообще без наказаний.

Известный российский психолог Владимир Леви написал «Семь правил наказания».

.   Наказание не должно вредить здоровью: ни физическому, ни психическому.

.   Если есть сомнение: наказывать или не наказывать, то лучше не наказывайте. Даже если поняли, что слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики», никаких «на всякий случай»!

.   За один раз - одно. Даже если проступков совершено необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одиночке за каждый. Наказание - не за счет любви. Чтобы не случилось, не лишайте ребенка заслуж



2020-03-17 243 Обсуждений (0)
Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Результаты исследования по проблеме правового воспитания детей старшего дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (243)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)