Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




Сейчас в нашем обществе значительно возрастает роль правового образования граждан, растет ответственность человека за свою судьбу. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что «можно», а что «нельзя», каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

Потенциал ребенка в области его интеллектуального и морального развития выше, чем принято считать. Между тем упущенные в дошкольном возрасте возможности впоследствии не восполняются или восполняются с трудом. В дошкольном возрасте можно существенно активизировать познавательные интересы ребенка, способствовать воспитанию уверенности в себе, воли, доброжелательного отношения к людям, ощущения себя человеком земли и гражданином собственной страны.

Правовая культура не ограничивается лишь знаниями, оценками, установками, она шире, чем сфера сознания, так как включает в себя непосредственные действия человека, его поведение в различных, часто непредвиденных ситуациях. Она предполагает умение и готовность личности решить свои жизненные проблемы, жить среди людей, общаться с ними, ориентируясь на нормы права и не выходя за рамки закона.

Данная проблема достаточно широко представлена в нормативно-правовых документах (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, законодательные акты о правах ребенка). Научно- педагогическое обоснование проблемы правового воспитания в разные периоды развития российского образования рассматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Рябко, Е.В. Татаринцевой, В.В. Тишенко. Основой для построения нравственно-правового сознания и поведения, являются идеи Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для исследования работы Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотрудничества взрослых и детей.

По рекомендации ЮНЕСКО обучение правам человека, т. е. правовое воспитание, предлагается начинать на дошкольном уровне. Сегодня в отечественной дошкольной педагогике эта проблема только разрабатывается, вызывая интерес у исследователей и практиков (Доронова Т.Н., Козлова С.А., Голубева Л.Г., Князева О.Л., Соловьева Е.В., Смагина Л.И., Соловей С.А., Щеглова С.Н.).

В 2002 году московским комитетом образования было опубликовано пособие группы исследователей под руководством Дороновой Т.Н.: «Защита прав и достоинства маленького ребенка». В нем изложены аспекты работы ДОУ с семьей по обеспечению защиты прав маленького ребенка и реализации положений конвенции.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показывает, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают своим поведением ориентироваться на принятие нравственных норм, а в старшем дошкольном возрасте дети способны следовать им. Из чего следует, что возможно и целесообразно формировать нравственное сознание уже с дошкольного возраста.

Исследователь Федотова С.В. считает, что необходимо определить педагогические условия для правового воспитания дошкольников:

·   четкое планирование воспитательно-образовательного процесса;

·   систематичность предусмотренных мероприятий;

·   хорошая теоретическая подготовка педагога.

Она предлагает использовать следующие методические приемы:

постановка ребенка в позицию другого ребенка;

погружение ребенка в конкретную познавательную проблему;

Использование игрового персонажа.

Другой исследователь этой в области, Пименова, считает, что одной из задач правового воспитания является знакомство детей с их правами и обязанностями. К семи годам дети могут оценивать поступки других людей, проявляют толерантность к представителям других национальностей.

Ган Н.Ю. разработала технологию педагогического мониторинга процесса правового воспитания дошкольников. Данная технология представляет определенную систему информационного обеспечения качества воспитания и образования. Мониторинг призван устранить педагогическую некомпетентность педагогов ДОУ в вопросах диагностико-прогностического изучения процесса правового воспитания дошкольников.

Данная технология включает в себя ряд последовательных этапов:

Адаптационно-установочный

Исходно-диагностический

.   планово-прогностический

Содержательно-технологический

Промежуточно-диагностический и коррекционно-деятельностный

Итогово-диагностический

И обеспечивает постепенное развитие ребенка.

Компонентами правового воспитания дошкольников Н.Ю.Ган считает:

информационно-познавательный - знание детьми своих прав и обязанностей;

эмоционально-оценочный - оценка собственной деятельности, умение оценивать поступки других людей с точки зрения норм права;

Поведенческо-деятельностный - владение умениями, навыками по реализации правового поведения и умение реализовать свои права в деятельности, соблюдать запреты и использовать обязанности.

Правовое воспитание дошкольников исследователи рассматривают в контексте решения задач нравственного воспитания. Они считают, что правовые нормы вырастают из нравственных норм. Если у человека не сформированы нравственные нормы поведения и взаимоотношений, то формирование правовых норм будет носить формальный характер, то есть это будет на уровне запоминания, а не на уровне понимания. Нравственные и правовые нормы имеют много общего: они регулируют взаимоотношения людей на основе уважения друг к другу, способствуют формированию таких качеств как сдержанность, сочувствие, сопереживание, чувство собственного достоинства и др.

Итак, наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, атмосфера доброго окружения во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее. В Древней Руси детей называли «зернышками». В этом был глубокий смысл. Чтобы зернышко выросло, дало хорошие всходы, за ним надо заботливо ухаживать. Этот древнерусский образ созвучен деятельности ДОУ, всей сегодняшней политике детства.

 



2020-03-17 214 Обсуждений (0)
Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Педагогические исследования проблемы правового воспитания детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (214)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)