Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности взаимодействия логопеда и родителей



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
Особенности взаимодействия логопеда и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Целенаправленная помощь со стороны родителей - важное условие успешности работы по устранению недостатков, обусловленных речевыми нарушениями. Основная линия взаимодействия родителей с детьми определяется логопедом и регулируется педагогами.

Учитель-логопед определяет последовательность отработки речевых навыков при общении родителей с детьми. Заведенный на каждого ребенка дневник по типу карты индивидуального развития служит технологической опорой в выполнении заданий и рекомендаций. В предлагаемые перспективные тематические планы учителя-логопеда и воспитателя включены рекомендации родителям. Логопед начинает свою работу вначале с родителями, так как родители играют немаловажную роль в успешном обучении детей. При отборе детей в логопедическую группу в марте - апреле логопед проводит консультации с родителями. Во время консультации логопед рассказывает родителям, почему их дети нуждаются в логопедической помощи, что систематические занятия с логопедом начинаются с первого сентября. В мае логопед выступает для всех родителей с сообщением на тему «Развитие правильной речи ребенка - необходимое условие его всестороннего развития».

В образовательных учреждениях сложились некоторые формы работы логопеда с родителями и четко определилась их тематика.

Роль родителей в коррекционной работе можно сформулировать так:

1) показать ребенка врачам-специалистам (по рекомендации логопеда и врача дошкольного учреждения);

2) помочь ему в выполнении домашних заданий, приучая его к аккуратности;

3) помочь вводить в обиходную речь поставленные и закрепленные звуки. Постепенно усложнять требования к речи ребенка;

4) активизировать мышление, учить наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;

5) совместно с педагогами группы работать над навыками самообслуживания, над развитием движений, укреплять здоровье детей путем закаливания; воспитывать любовь к знаниям, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий, чувство коллективизма, уважение к старшим и труду взрослых, любовь к природе родного края, к Родине, к городу, в котором ребенок живет и т.д.

В начале октября проводится первое родительское собрание логопедической группы. При подготовке собрания воспитатель и логопед проводят беседу с родителями. В ходе беседы выясняются особенности умственного и психического развития каждого ребенка, обстановка в семье, возможности участия родителей в работе с детьми по преодолению речевого дефекта.

Беседуя с родителями детей, выясняется, что отношение их к нарушениям речи своего ребенка очень разное. Так, многих волнует произносительная сторона речи ребенка. Почти все родители замечают только неправильное произношение, и очень редко кто отмечает недоразвитие лексической и грамматической сторон речи. Жалобы родителей (по документам и в устной форме) сводятся в основном на произносительную сторону речи. Это, как правило, ротацизм, ламбдацизм, замены щипящих и свистящих звуков.

Готовясь к первому родительскому собранию, проводится тщательное обследование всех детей. Опыт работы показывает, что знакомство родителей с результатами обследования дает им четкое представление о речевом дефекте ребенка; у них появляются ответственность, беспокойство. Родители изъявляют желание принять активное участие в работе логопеда и воспитателя. На собрании выступают с сообщением о различных формах работы в детском саду по подготовке детей к школе логопед и воспитатели, учитель начальных классов. Он информирует родителей, какие требования предъявляет школа к будущим первоклассникам. По просьбе родителей логопед регулярно проводит консультации для родителей логопедических групп. На консультации логопед отвечает на вопросы родителей, которые возникают у них в результате изучения речевой карты ребенка, более подробно знакомит с состоянием их речи, дает рекомендации. Логопед консультирует не только родителей логопедических групп. Он организует также консультации для родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную к школе группу. Темы консультаций носят различный характер. За советами к логопеду обращаются родители не только подготовительной и старшей групп, но и средней. Подобные консультации заставляют родителей более ответственно и осторожно относиться к подготовке детей в семье к школе.

Родительские собрания проводятся также в январе и в мае. Цель этих собраний - показать родителям занятия с детьми с логопедом и воспитателем, а также подвести некоторые итоги коррекционного обучения детей логопедической группы за I полугодие и познакомить с задачами II полугодия (сообщение логопеда). В мае проводится заключительное собрание с сообщениями об итогах коррекционного обучения детей и об итогах выполнения «Программы воспитания в детском саду». Выступают логопед и воспитатели. В заключение проводится открытое занятие - викторина.

Открытые занятия с детьми являются одной из наглядных и эффективных форм обучения родителей. Темы открытых занятий различны. Занятие проводится до выступления педагогов и служит хорошей иллюстрацией к их сообщениям. Родители следят за ответами, поведением всех детей и своего ребенка; у них есть возможность сравнивать ответы, услышать и увидеть, как дети преодолевают свой речевой дефект, кому и как это удается.

 


Заключение

логопсихология безопасность логопед речь

Дошкольный и школьный возраст - это период познания мира, период осмысленного его восприятия, практического выхода ребенка в жизнь.

Уже первые шаги образовательной реформы внесли много преобразований в работу всех учебных заведений, в том числе и тех, где воспитываются дети с речевыми нарушениями. Ведь основная цель обучения - обеспечить всестороннее развитие ребенка.

Согласно взглядам отечественных психологов (Л.С. Выгодского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, М.И. Лисиной, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Рузской, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др.) общение - выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, наконец, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми.

При этом основной и генетически исходной функцией речи как средства социального общения является коммуникативная функция (Л.С. Выгодский). М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др. рассматривают и решают проблемы возникновения и развития речи в контексте концепции о генезисе общения как коммуникативной деятельности.

 


Список литературы

 

1. Денисова О.А., Захарова Т.В., Кобрина Л.М. Пособие для самостоятельной работы по логопедии. - СПб., Наука - Питер, 2005.

2. Логопедия. /Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. - М., Владос, 1998.

.   Миронова С.А. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. - М., Просвещение, 1998.

.   Немов Р.С. Психология. - М., Просвещение: Владос, 1994.

.   Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи. - М., Академия, 2003.

.   Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология. - М., ТЦ СФЕСС, 2005.

.   Худенко Е.Д. Современные подходы к организации коррекционного обучения в образовательных учреждениях. // Развитие и коррекция. - М., 1998, Вып. 1.



2020-03-17 173 Обсуждений (0)
Особенности взаимодействия логопеда и родителей 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности взаимодействия логопеда и родителей

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (173)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)