Основы психогигиены труда и развития работоспособности
Соблюдение требований психогигиены труда - необходимое условие эффективности самостоятельной работы студента, так как «запасы прочности» человеческого мозга не безграничны. Есть такие нагрузки, которые способны нарушить нормальное течение психической и физической деятельности человека, ослабить его здоровье, снизить производительность работы. Психологам и гигиенистам приходится констатировать, что мало кому присущи самоорганизованность и пунктуальность. Поэтому надо стараться себя дисциплинировать, научиться распределять время и распоряжаться им разумно. Спешка, постоянные опасения опоздать, не успеть, нарастающий, словно снежный ком, список дел, которые надо выполнить, - все это приводит к нервно-психической перегрузке, расстройству регуляторных механизмов организма человека. Как следствие, это приводит к целому «букету» так называемых психосоматических заболеваний: артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца, язвенной болезни желудка и др. Данные за последнее время показывают, что эти заболевания значительно «помолодели», и их можно смело назвать «студенческими». Поэтому важно заранее подготовить себя к знанию и соблюдению правил психогигиены умственного труда. Важно постоянно помнить: если хорошо «взят старт», то есть если начало процесса умственной деятельности было удачным, то обычно и все последующие операции протекают непрерывно, без срывов и без необходимости «включения» дополнительных импульсов. Здесь опять нелишне еще раз подчеркнуть: залог успеха - в планировании своего времени. Для студента крайне существенно овладеть знаниями того, как восстанавливать и поддерживать физическую и умственную работоспособность. Работоспособность человека в течение трудового дня неодинакова. Можно говорить о последовательных этапах (стадиях) ее изменения. Первый этап - врабатывание - приходится, как правило, на первый час (реже на два часа) от начала работы. Второй этап - устойчивой работоспособности - длится последующие 2 - 3 часа. Третий этап - этап некомпенсированного утомления, когда работоспособность вновь снижается. Эти три этапа повторяются дважды за трудовой день до обеденного перерыва и после него. Минимальная работоспособность в течение дня приходится на послеобеденное время, когда кровь от мозга приливает к желудку (процесс, называемый «пищеварительный лейкоцитоз»). В течение суток кривая работоспособности изменяется волнообразно. Максимумы отмечаются в 10.00 - 13.00 и 17.00 - 20.00 часов. Минимум работоспособности приходится на ночные часы, но и в это время наблюдаются физиологические подъемы - с 24.00 до 1.00 часа ночи и с 5.00 до 6.00 часов утра. Это нужно учитывать при организации режима труда и отдыха. Необходимо правильно чередовать труд и отдых. Во время работы через каждые 50 минут сосредоточенного труда надо отдыхать 10 минут. Следует избегать переутомления и однообразного труда (например, нецелесообразно 4 часа подряд читать книги). Лучше всего заниматься 2 - 3 видами труда: чтением, графическими работами, конспектированием и т. д. В течение недели отмечаются те же три этапа работоспособности. Понедельник - стадия врабатывания, вторник, среда, четверг - стадия устойчивой работоспособности, пятница, суббота - торможение (утомление). Очень важно научиться использовать оптимальное время для того или иного вида работы, совпадающее с максимумами суточной и недельной работоспособности. Наиболее ценными и продуктивными для работы являются утренние часы. Продолжительность высокопродуктивной фазы можно увеличить на час-два за счет сокращения периода врабатывания. Для этого надо специальным образом разбудить мозг после сна и привести организм в рабочее состояние. При этом используются специальные упражнения по растягиванию мышц, дыхательные упражнения, водные процедуры. Безусловно, физкультура и спорт повышают работоспособность. Следует регулярно заниматься зарядкой, спортивные нагрузки придают активность, бодрость и восстанавливают умственную работоспособность. Однако, если занятия физкультурой и спортом не носят регулярного характера, то важно не переусердствовать в нагрузке - вместо заряда бодрости и энергии можно почувствовать усталость и утомление. Необходимо проанализировать свои личные физические возможности и выработать индивидуальные формы достижения высокопродуктивной фазы работоспособности.
Литература 1. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: Просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c. . Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер, 2013. - 624 c. . Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c. . Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - М.: Юрайт, 2013. - 479 c. . Денисова, О.П. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.П. Денисова. - М.: Флинта, МПСУ, 2008. - 240 c. . Карцева, Л.В. Психология и педагогика социальной работы с семьей: Учебное пособие / Л.В. Карцева. - М.: Дашков и К, 2013. - 224 c. . Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебник / А.И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 400 c. . Кравченко, А.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / А.И. Кравченко. - М.: ИЦ РИОР, 2010. - 112 c. . Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c. . Марцинковская, Т.Д. Психология и педагогика: Учебник / Т.Д. Марцинковская, Л.А. Григорович. - М.: Проспект, 2013. - 464 c. . Павленко, Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c. . Пастюк, О.В. Психология и педагогика: Учебное пособие / О.В. Пастюк. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 160 c. . Петрушин, В.И. Психология и педагогика художественного творчества: Учебное пособие для вузов / В.И. Петрушин. - М.: Акад. Проект, Гаудеамус, 2008. - 490 c. . Самыгин, С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. - М.: КноРус, 2012. - 480 c. . Столяренко, А.М. Психология и педагогика: Учебник для студентов вузов / А.М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 543 c. . Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c. . Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник / Л.Д. Столяренко, С.И. Самыгин, В.Е. Столяренко. - Рн/Д: Феникс, 2012. - 636 c. . Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2012. - 671 c. . Чернышова, Л.И. Психология и педагогика: Учебное пособие / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова; Под ред. Э.В. Островский. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 381 c.
Популярное: Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (143)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |