Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Самостоятельная работа студента с учебной и научной литературой



2020-03-17 138 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа студента с учебной и научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок




 

За время пребывания в высшей школе студент должен изучить и освоить много учебной, научной, справочной и другой необходимой для будущего специалиста литературы. В связи с этим перед студентами стоит большая и важная задача - в совершенстве овладеть рациональными приемами работы с литературным материалом.

Многие студенты (особенно младших курсов) работают с литературными источниками упрощенно и, вследствие этого, не достигают необходимых результатов. Нередко чтение носит поверхностный характер: текст книги не подвергается анализу, обдумыванию, в нем не выделяется главное, существенное, делается попытка усвоить все подряд: и важное, и второстепенное. У некоторых студентов наблюдается торопливое чтение, стремление поскорей дойти до конца статьи, главы и не фиксируется внимание на трудных положениях материала. Есть немало студентов, которые учебную и научную литературу прорабатывают не эффективно, при чтении не пользуются словарями, справочниками; вследствие этого многие слова, выражения и мысли воспринимаются неточно, а иногда и неверно.

Умение рационально работать с научной и учебной литературой - необходимое и важное качество каждого студента. Знать книги по своей специальности и постоянно изучать их - необходимая задача. Начитанный студент владеет повышенным кругозором, грамотной речью, широким мышлением, развитой памятью и эрудицией. А эти качества являются важнейшими показателями общей культуры человека.

Педагогической наукой выработан ряд требований для работы с литературой, соблюдение которых поможет каждому студенту взять из книг самое ценное и стать широко образованным и культурным человеком. Каковы же эти требования?

Приступая к работе над книгой, следует сначала ознакомиться с материалом в целом: оглавлением, аннотацией, введением и заключением путем беглого чтения-просмотра, не делая никаких записей. Этот просмотр позволит получить представление обо всем материале, который необходимо усвоить.

После этого следует переходить к внимательному чтению - штудированию материала по главам, разделам, параграфам. Это самая важная часть работы по овладению книжным материалом. Читать следует про себя. (При этом читающий меньше устает, усваивает материал примерно на 25% быстрее, по сравнению с чтением вслух, имеет возможность уделить больше внимания содержанию написанного и лучше осмыслить его). Никогда не следует обходить трудные места книги. Их надо читать в замедленном темпе, чтобы лучше понять и осмыслить. Нельзя ожидать, чтобы можно было за один раз достигнуть полного выяснения всех особенностей изучаемого материала. Необходимо возвращаться к нему неоднократно, чтобы то, что осталось непонятным, дополнить и выяснить при повторном чтении.

Изучая книгу, надо обращать внимание на схемы, таблицы, карты, рисунки: рассматривать их, обдумывать, анализировать, устанавливать связь с текстом. Это поможет эффективнее понять и усвоить изучаемый материал. При чтении необходимо пользоваться словарями, чтобы каждое незнакомое слово, термин, выражение было правильно воспринято, понято и закреплено в памяти.

Необходимо определить индивидуальную скорость чтения. Надо стремиться выработать у себя не только сознательное, но и беглое чтение. Особенно это умение будет полезным при первом просмотре книги. Обычно студент 1 - 2 курса при известной тренировке может внимательно и сосредоточенно прочитать 8 - 10 страниц в час и сделать краткие записи прочитанного. Многие студенты прочитывают 5 - 6 страниц. Это крайне мало. Слишком медленный темп чтения не позволит изучить многие важные и нужные разделы книги. Обучаясь быстрому чтению (самостоятельно или на специальных курсах), можно прочитывать до 50 - 60 страниц в час и даже более. Одновременно можно приобрести способность концентрироваться на важном и «схватывать» основной смысл текста.

Запись изучаемого - лучшая опора памяти при работе с научной и учебной литературой. Читая книгу или статью, следует делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты. Без сомнения, то, что прочитано, продумано и записано, становится действительно личным достоянием работающего с книгой.

Какие формы записи можно рекомендовать? Различают три основные формы выписывания:

1. Дословная выписка или цитата с целью подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть. Запись цитаты надо правильно оформить: каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название труда, выходные данные издания, страницу.

2. Выписка «по смыслу» или тезисная форма записи. Тезисы - это кратко сформулированные самим читающим основные мысли автора. Это самая лучшая форма записи. Все будущие контрольные, курсовые и дипломные работы студента будут безупречны, если будут написаны таким образом. Делается такая выписка с теми же правилами, что и дословная цитата.

3. Конспективная выписка имеетособенно большое значение для овладения знаниями. Конспект - наиболее эффективная форма записей при изучении научной и учебной книги. В данном случае кратко записываются важнейшие составные положения, мысли и идеи текста. Подробный обзор содержания может быть важным подспорьем для запоминания и вспомогательным средством для нахождения соответствующих мест в тексте.

Важно разработать свою собственную систему составления записей и постоянно совершенствовать ее. На этой базе можно составить свой архив или картотеку важных специальных публикаций по предметам.

Конспекты, тезисы, цитаты могут иметь две формы: тетрадную и карточную. При тетрадной форме каждому учебному предмету необходимо отвести особую отдельную тетрадь. Если используется карточная форма, то записи следует делать на одной стороне карточки. Эта система конспектирования имеет ряд преимуществ перед тетрадной: карточками удобно пользоваться во время докладов, выступлений на семинарах; такой конспект легко пополнять новыми карточками; можно изменить порядок их расположения, добиваясь более четкой, логической последовательности изложения.

И, наконец, можно применять для этих же целей персональный компьютер. Сейчас существует большое множество различных прикладных программ, которые значительно облегчают работу при составлении выписок из научной и специальной литературы. А используя информационно-библиографические ресурсы сети Интернет, можно получать уже готовые тематические, зачастую аннотированные, подборки литературы. С помощью ксерокопирования и сканирования литературы можно также значительно сократить драгоценное рабочее время, затрачиваемое на выписки и конспектирование. Однако в данном случае с ксерокопированными или сканированными источниками придется работать так же, как и с печатными, то есть выявлять важнейшие идеи и положения, определенным образом маркировать их, а главное - осмысливать их и запоминать.




2020-03-17 138 Обсуждений (0)
Самостоятельная работа студента с учебной и научной литературой 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Самостоятельная работа студента с учебной и научной литературой

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (138)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)