Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Виды и формы самостоятельной работы студентов



2020-03-17 155 Обсуждений (0)
Виды и формы самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок




Контрольная работа

Основы рациональной организации самостоятельной работы студента


Содержание

 

1. Самостоятельная работа студентов-заочников как важный компонент современного вузовского обучения

Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

Виды и формы самостоятельной работы студентов

Планирование самостоятельной работы студентов

. Самостоятельная работа студента с учебной и научной литературой

. Рациональная организация умственного труда студента

Принципы научной организации умственного труда

Основы психогигиены труда и развития работоспособности

Литература

 


 

Самостоятельная работа студентов-заочников как важный компонент современного вузовского обучения

Роль самостоятельной работы студентов в образовательном процессе

 

Специфической особенностью заочного обучения в вузе является преобладающий характер самостоятельной работы. Государственные образовательные стандарты предполагают, что учебное время студента на дневном отделении вуза делится на две равные части: 50% - аудиторные занятия и 50% - самостоятельная работа. Учебные планы и программы заочного обучения являются производными от учебных планов и программ дневной формы обучения, но для заочной формы обучения соотношение аудиторной и внеаудиторной работы составляет 1:6. Таким образом, внеаудиторная, самостоятельная работа студентов (СРС) заочной формы обучения в несколько раз превышает объем этого вида учебной деятельности студентов-очников. В связи с этим важность и значимость СРС на заочном отделении все больше возрастает.

Самостоятельная работа должна стать эффективной и целенаправленной деятельностью студентов. Это, в свою очередь, зависит от четкого осознания ими цели, задач, форм, видов и других отличительных особенностей самостоятельной работы.

Целью СРС является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по специальности, опытом творческой, исследовательской деятельности.

Задачами СРС являются:

·   расширение, углубление, систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений и навыков студентов;

·   формирование профессиональных компетенций будущих специалистов;

·   развитие познавательных способностей и активности студентов: личной инициативы, ответственности, организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней;

·   формирование самостоятельности мышления, потребности в самообразовании, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, настойчивости в достижении цели;

·   развитие исследовательских умений и навыков.

 

Виды и формы самостоятельной работы студентов

 

Самостоятельная работа реализуется в следующих формах:

. Непосредственно в процессе аудиторных занятий (на лекциях, практических и семинарских занятиях, при выполнении лабораторных работ) - аудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя.

. В контакте с преподавателем вне рамок расписания (на консультациях по учебным вопросам, в ходе творческих контактов, при выполнении индивидуальных заданий, прохождении учебных и производственных практик и т. д.) - внеаудиторная СРС под руководством и контролем преподавателя.

. В библиотеке, дома, в общежитии, на кафедре при выполнении студентом учебных и творческих задач - внеаудиторная СРС в межсессионный период без участия преподавателя.

Границы между этими видами работ достаточно размыты, а сами виды самостоятельной работы пересекаются. Таким образом, СРС может осуществляться как в вузовской аудитории, так и вне ее.

Основными видами аудиторной СРС под руководством и контролем преподавателя являются:

·   самостоятельное выполнение заданий на лабораторных и практических занятиях;

·   прием и разбор домашних заданий (в часы практических занятий);

·   экспресс-тестирование, коллоквиумы как формы контроля освоения теоретического содержания дисциплин (во время лекций, семинаров, консультаций, предусмотренных учебным планом);

·   анализ и решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм и их проведение во время аудиторных занятий;

·   собеседования, диспуты, дискуссии, мини-конференции и т. п.

Основными видами внеаудиторной СРС под руководством и контролем преподавателя являются:

·   текущие консультации (перед экзаменами и зачетами, в межсессионный период и т. д.);

·   выполнение различных видов заданий во время прохождения учебных и производственных практик;

·   подготовка докладов и рефератов, написание курсовых и выпускных квалификационных работ;

·   участие в работе научных студенческих кружков, исследовательских лабораторий, конференций, в проведении комплексных научных исследований.

Основными видами внеаудиторной СРС без участия преподавателя являются:

·   работа с конспектами лекций (обработка текста); усвоение содержания конспекта лекций на базе рекомендованной учебной и дополнительной литературы;

·   изучение учебной, научной, методической, справочной литературы, в том числе с привлечением электронных средств информации;

·   конспектирование, аннотирование, реферирование текстов из учебной и научной литературы;

·   составление планов и тезисов, выписок из текста; графическое изображение структуры текста;

·   составление библиографических списков документальных источников для различных видов учебных и научных работ;

·   подготовка к лабораторным работам, их оформление; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции;

·   написание контрольных работ;

·   выполнение домашних заданий в виде решения отдельных задач, индивидуальных творческих работ по различным разделам содержания учебных дисциплин;

·   выполнение курсовых и выпускных квалификационных работ, подготовка отчетов по практике, осуществление индивидуальной учебно-исследовательской работы (без контроля преподавателя);

·   текущий самоконтроль успеваемости на базе традиционных и электронных обучающих и аттестующих тестов.

 

Планирование самостоятельной работы студентов

 

Из вышесказанного следует, что СРС составляет важную основу современного высшего образования и является одним из основных методов освоения учебных дисциплин, овладения навыками профессиональной и научно-исследовательской деятельности. Однако следует отметить, что самостоятельная работа дает положительные результаты лишь тогда, если она осуществляется целенаправленно, систематически и планомерно. Особенно актуально это замечание для студентов-заочников. Учитывая то, что большинство учебных заданий должно выполняться ими в межсессионный период, в условиях дефицита времени, студент должен так организовать свою самостоятельную работу, чтобы выполнить учебный план в назначенный срок.

В стандартах высшего профессионального образования на внеаудиторную самостоятельную работу отводится не менее половины бюджета времени студента - 27 часов в неделю в среднем. Этого времени вполне достаточно для самостоятельного выполнения заданной учебной нагрузки. Однако исследования показывают, что лишь 7% студентов используют это время эффективно, то есть систематически занимаются по заранее намеченному плану.

Можно без преувеличения утверждать, что главным залогом успешной организации самостоятельной работы студента-заочника в межсессионный период является планирование учебной работы.

Существуют разработанные педагогами-методистами рекомендации по планированию затрат времени на различные виды СРС. Так, рекомендуется тратить на самостоятельную работу 2 - 3 часа в день, а в свободные дни - от 3 до 5 часов. Рекомендуемый объем часов для отдельных видов СРС: выполнение домашней контрольной работы - 20 часов; подготовка к зачету - 8 часов, подготовка к экзамену - 15 часов; курсовое проектирование - 36 часов; дипломное проектирование - 140 часов.

Приведем основные правила планирования самостоятельной работы.

·   Планирование СРС должно осуществляться с учетом сложности изучаемых дисциплин.

·   При составлении индивидуального плана студенту-заочнику следует исходить из годового (или семестрового, сессионного) графика учебной работы, перечня контрольных заданий по всем предметам.

·   Годовой (или семестровый, сессионный) план с указанием учебных дисциплин, видов заданий (контрольная работа, подготовка к семинару, экзамену, зачету и т. д.) и примерных сроков их выполнения следует детализировать и конкретизировать в месячных и недельных планах.

·   В конце каждого месяца и недели выполнение такого плана проверяется, для ликвидации недоработок определяется новый срок.

Выполнение указанных рекомендаций должно способствовать успешной сдаче студентами экзаменационной сессии.

 


 



2020-03-17 155 Обсуждений (0)
Виды и формы самостоятельной работы студентов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Виды и формы самостоятельной работы студентов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (155)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)