Цели обучения иностранному языку
Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. [1, ст.18, п.3] Поэтому в качестве основной цели обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Реализация указанной цели предусматривает [24, C. 15-25]: - формирование у ребенка-дошкольника первичных сведений об изучаемом языке, основ коммуникативной компетенции, позволяющей ему осуществлять устное иноязычное общение на элементарном уровне в отдельных, наиболее типичных ситуациях непосредственного общения; - воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам и культурам, с которыми ребенок может встречаться в повседневной жизни; развитие у ребенка желания изучать иностранный язык, потребности в познании мира зарубежных сверстников; формирование позитивного отношения к изучаемому языку и культуре другого народа; развитие игровых, эмоциональных и творческих способностей ребенка, его фантазии, способностей к социальному взаимодействию (умению играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером, адекватно реагировать на его желания, высказывания и др.); развитие языковых способностей ребенка, которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранного языка. В целом обучение иностранному языку в детском дошкольном учреждении призвано создать благоприятную ситуацию для приобщения ребенка к новому языковому миру с целью лучшей адаптации его к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире. Личностное становление дошкольника осуществляется в процессе его общения со взрослыми и другими детьми. Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют его сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, ребенок овладевает минимальными коммуникативными умениями, у него формируется представление об иностранном языке как способе познания новых игр, песен, сказок и, конечно, нового мира языка. При этом важно развивать у дошкольника такие личностные качества, как общительность, коммуникабельность, желание вступать в контакт с другими. Обучение должно соответствовать возможностям ребенка на определенном уровне его развития. Реализация этих возможностей в ходе обучения порождает новые возможности следующего, более высокого уровня. Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и выступают как звенья единого процесса. Л.С. Рубинштейн утверждает, что "ребенок не развивается и воспитывается, а развивается, воспитываясь и обучаясь". Содержание, формы и методы обучения и воспитания должны выбираться в соответствии с возрастными, индивидуальными и личностными особенностями ребенка. [10, с.22] Следовательно, для того, чтоб понять каким образом отбирать содержание, формы и методы обучения и воспитания, необходимо проанализировать принципы обучения. 2.2
В современной науке принципы обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста не выделены, поэтому для начала следует рассмотреть общедидактические принципы. Дидактические принципы - это основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями воспитания и обучения. Коменский подчеркивал необходимость соблюдения в процессе обучения трех положений: во-первых, легкости, то есть приятности, доступности и интересности для учащихся сообщаемых им знаний и навыков, во-вторых, основательности, т. е. серьезности и глубины самих знаний и, вместе с тем, прочности усвоения их учащимися, и, в-третьих, краткости обучения, т. е. умения учителей и руководителей школ так организовать учебный процесс, чтобы в короткий срок и при самых многочисленных классах успеть передать учащимся все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания настолько, чтобы в домашней работе учащимся уже не приходилось затрачивать много времени на усвоение учебного материала. [12] В современной дидактике общедидактическими принципами обучения являются [17, с.445]: . сознательности и активности; . наглядности; . систематичности и последовательности; . прочности; . научности; . доступности; . связи теории с практикой; . природосообразности. Для того, чтоб выделить принципы обучения иностранному языку дошкольников, необходимо рассмотреть принципы, предлагаемые в методике. Для ребенка-дошкольника язык не является самоцелью, для него важно, что "приносит" язык с собой, поэтому процесс обучения не должен строиться как процесс целенаправленного формирования иноязычной коммуникативной компетенции и общего представления о системе изучаемого языка (как это имеет место в школьном курсе). Содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать с помощью языка) занимают приоритетное положение над языковыми. Поэтому следует избегать одностороннего подхода к обучению, когда практическое овладение языком превращается в самоцель и взрослый одержим лишь одной идеей - "вооружить" детей знаниями и умениями правильно употреблять новые слова и речевые образы. Процесс обучения должен стать личностно - ориентированным, то есть содержание обучения предмету должно соответствовать реальным интересам и возможностям дошкольника, его потребностям, а процесс обучения вовлекает его в такую деятельность, которая формирует не только его психические силы, но и личностные качества: интересы, увлечения, ценностные ориентации, эмоции и т. д. Учителю иностранного языка необходимо выстраивать процесс обучения с учетом возрастных особенностей детей-дошкольников: · ведущим видом деятельности выступает игра, поэтому в учебном процессе игру необходимо использовать в качестве важного методического приема, позволяющего создать ситуацию, в которой ребенок не может промолчать; при этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, ставшим традиционными в практике обучения, но и к подвижным играм (в которых может обрабатываться разнообразный языковой материал), мимическим играм, пальчиковым, настольно-печатным (играм с фишками и кубиком, типа лото, домино, складывающиеся картинки-пазлы) и другие; · дошкольник импульсивен, несдержан, отличается неустойчивым вниманием, стремлением к деятельности ради нее самой, а не ее результата, поэтому в общении с детьми не следует оставлять их долгое время без движения, необходимо использовать разнообразные формы работы, привлекать разные виды практической деятельности детей; · психические процессы (восприятие, память, внимание и др.) дошкольника в значительной степени непроизвольны, поэтому в процессе общения необходимо использовать: увлекательную и доступную детям информацию (сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок и т.д.); привлекать разнообразные средства обучения (наглядные, вербальные, невербальные, технические); вводить в создаваемый сюжет постоянно действующие или меняющиеся персонажи, обладающие своим "характером", "историей", позволяющие организовать на основе сюжета типичное для дошкольников и любимое ими слушание, рассказывание и разыгрывание историй; · ребенок чувствителен к оценке своих поступков, в том числе и речевых; он заинтересованно ждет этой оценки, но оценка "ты сделал это плохо/ неправильно" воспринимается им как "ты плохой", поэтому в оценке деятельности ребенка должно звучать общее положительное отношение к нему, как к личности; следует исключать излишние словесные назидания, упреки; · учитывая то, что с точки зрения физиологии и анатомии, в дошкольный период у детей прекращается поддерживание относительного постоянства температуры тела в покое путем напряжения скелетной мускулатуры, с началом дошкольного возраста скелетная мускулатура в покое полностью расслабляется. Двигательные нейроны головного мозга приобретают форму, характерную для взрослого, значительно увеличивается вес головного мозга (он становится в три раза больше, чем у новорожденного). Совершенствование функций головного мозга (особенно механизма торможения) приводит к снижению уровня обмена веществ на 1 кг веса тела, появлению тормозящего влияния нервной системы на сердечную и дыхательную деятельность, увеличению периода бодрствования и уменьшению периода сна. [4] Учитывая анатомо-психо-физиологические особенности, следует проводить занятия для детей 3-4 лет - не более 15 минут, 4-5 лет - не более 20 минут, 5-6 лет - не более 25 минут и 6-7 лет - не более 30 минут. Проанализировав вышеуказанное, приходим к выводу, что принципы обучения иностранному языку детей дошкольного возраста несколько отличаются от общих дидактических принципов обучения. Это обуславливается спецификой иностранного языка, а также особенностями психологического и физиологического развития дошкольников. Таким образом, можно выделить следующие принципы обучения детей дошкольного возраста иностранному языку: 1. Принцип коммуникативной направленности обучения, суть которого заключается в том, что язык является средством общения, которое должно проходить таким образом, чтобы ребенок стал его непосредственным участником. Мотивами совместной деятельности на втором языке могут быть: радость, удовольствие от общения, от взаимодействия, сотворчеста со взрослым и сверстниками. Это используется в игровых ситуациях, в которых второй язык выполняет свою функцию - быть средством общения. 2. Принцип природосообразности предполагает построение процесса общения на иностранном языке наиболее рационально, с учетом психофизических возможностей детей дошкольного возраста (память, работоспособность, утомляемость, потребность в чередовании разных видов деятельности). 3. Принцип обучения, центрированный на ученике, заключается в том, что главным участником процесса обучения является ребенок; процесс взаимодействия учителя с ребенком строится так, что последний говорит на языке больше, чем учитель. 4. Принцип активности заключается в том, что процесс обучения строится так, что в результате дети старшего дошкольного возраста учатся самостоятельно контролировать свою речь, произношение и как можно раньше отличать правильное от неправильного. 5. Принцип интеграции основан на использовании разных видов деятельности, а именно изобразительной, музыкальной, танцевальной и так далее, при обучении иностранному языку. 6. Принцип дифференциации осуществляется за счет использования различных методов, приемов и техник при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста. Как было указано выше, принципы обучения определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями воспитания и обучения, поэтому в дальнейшем исследовании необходимо рассмотреть основные компоненты содержания обучения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |