Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ



2020-03-17 182 Обсуждений (0)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Межличностные отношения: сущность понятия, структура, средства и формы общения

2. Проблема межличностных отношений в специальной психологии

.   Аспекты изучения межличностных отношений у подростков с интеллектуальной недостаточностью

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 


ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных задач вспомогательной школы является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности навыков общения и умения налаживать отношения с окружающими. Поэтому межличностные отношения подростков со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим условием их личностного развития. Для подростков с интеллектуальной недостаточностью успешность межличностных отношений тесно связана с проблемой их социальной адаптации как внутри коллектива, так и вне его. Они оказываются неспособными самостоятельно войти в сферу социальных отношений и овладеть навыками межличностного взаимодействия, что часто приводит к усугублению их психологического состояния.

Исследования в области специальной психологии и педагогики (В.А. Вяренен, 1971; Л.И. Даргевичене, 1971; Н.Л. Коломенский, 1972, 1978; Ж.И. Намазбаева, 1986; О.К. Агавелян, 1989 и др.) показали, что у школьников с интеллектуальной недостаточностью имеются существенные недостатки в развитии межличностного общения, в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними. Межличностные отношения занимают неотъемлемое место в жизни человека, а особенно подростка, когда вся его жизнь строится на общении. Особенности общения и межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью также рассматривались в трудах Ж.И. Шиф, В.Г. Петровой, Л.М. Шипицыной, А.И. Гаурилиус. Однако особенности описаны недостаточно полно. Поэтому изучение этого вопроса является актуальным. [1, с. 16].


Цель и задачи исследования:

Цель исследования состоит в выявлении особенностей межличностных отношений у подростков с интеллектуальной недостаточностью.

В соответствии с проблемой и целью исследования были сформулированы следующие задачи исследования:

1. Определить сущность понятия, структуру, средства и формы межличностных отношений.

. Рассмотреть проблему межличностных отношений в психолого-педагогической литературе.

. Выявить аспекты изучения межличностных отношений подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Объект исследования - межличностные отношения в подростковом возрасте. Предметом исследования являются межличностные отношения подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения наук о сущности межличностных отношений в специальной психологии и об их формировании у подростков с интеллектуальной недостаточностью (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Д.И. Альрахаль, Н.Н. Афанасьев, И.И. Данюшевский, Л.И. Кузьмайте, Е.С. Слепович). В исследовании использованы работы отечественных и зарубежных авторов в области специальной психологии, философии, педагогики, общей психологии (М.Г. Ярошевского, А.В. Петровского, Я.Л. Коломинского, Б.Ф. Ломова, М.И. Лисиной, Е.Г. Дзугкоева, С.Ф. Устименка).

Для решения поставленных задач использовался такой метод исследования как теоретический анализ психологической, педагогической и философской литературы.

Структура и объём работы

Курсовая работа состоит из введения, основной части в виде 3 параграфов, заключения, библиографического списка. Объём курсовой работы составляет 29 страниц. Библиографический список - 35 источников.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Для обозначения отношений между людьми нередко используется понятие «взаимоотношения». Взаимоотношения - это обязательно прямые межличностные отношения. Они могут быть непосредственными - «лицом к лицу» или опосредованными какими-то средствами коммуникации; могут быть одновременными или отсроченными, но в них всегда должна сохраняться действительная возможность взаимности.

Следовательно, взаимоотношения - это специфический вид отношения человека к человеку, в котором имеется возможность непосредственного (или опосредованного техническими средствами) одновременного или отсроченного ответного личностного отношения [19, с. 23].

Для определения понятия «межличностные отношения» следует обратиться к различным источникам.

В «Психологическом словаре» под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского под межличностными отношениямипонимаются субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [29, с. 130].

Межличностные отношения - это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [29, с.130].

Я.Л. Коломинский говорит о том, что «отношения и взаимоотношения - это явления внутреннего мира, внутреннее состояние людей» [30, с. 105].

«Взаимосвязь социальных групп и национальных общностей проявляется в их взаимодействии по поводу удовлетворения их потребностей и реализации их интересов в соответствующих условиях труда, потребления материальных благ, улучшении быта, образования, доступа к духовным ценностям» [32,с. 56].

Б.Ф. Ломов утверждал, что межличностные отношения существуют внутри каждого вида общественных отношений: «схематически это можно представить как сечение особой плоскостью системы общественных отношений: то, что обнаруживается в этом «сечении» экономических, социальных, политических и иных разновидностей общественных отношений, и есть межличностные отношения» [25, с.120].

Предельно широкое определение содержится в работе Л.П. Буевой, где межличностные отношения определяются «как отношения, сущность которых заключается в «обработке людей людьми» [5, с. 53].

Таким образом, рассмотрев понятие межличностных отношений, мы определили, что это явление внутреннего мира и состояния людей, субъективно переживаемые связи между ними, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе деятельности совместной.

Межличностные взаимоотношения имеют свою структуру. Под структурой межличностных отношений, следует понимать структуру взаимоотношений в малой группе, то есть немногочисленной по составу, члены которой взаимодействуют друг с другом. Видовым отличием малой группы являются межличностные отношения, непосредственные контакты.

Структура межличностных отношений состоит из следующих компонентов: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Когнитивный компонент - включает в себя все познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Благодаря этому компоненту происходит познание индивидуально-психологических особенностей партнеров по совместной деятельности и взаимопонимание между людьми. Характеристиками взаимопонимания являются: адекватность - точность психического отражения воспринимаемой личности; идентификация - отождествление индивидом своей личности с личностью другого индивида.

Эмоциональный компонент - включает положительные или отрицательные переживания, возникающие у человека при межличностном общении с другими людьми: симпатии или антипатии; удовлетворенность собой, партнером, работой и т. д.; эмпатия - эмоциональный отклик на переживания другого человека, который может проявляться в виде сопереживания (переживания тех чувств, которые испытывает другой), сочувствия (личностного отношения к переживаниям другого) и соучастия (сопереживание, сопровождаемое содействием).

Поведенческий компонент - включает мимику, жестикуляцию, пантомимику, речь и действия, выражающие отношения данного человека к другим людям, к группе в целом. Он играет ведущую роль в регулировании взаимоотношений.

Существенное влияние на изучение структуры и форм общения, их развитие в онтогенезе оказали работы М.И. Лисиной [24, с. 36]. Она утверждала, что одна из исходных функций общения состоит в организации совместной с другими людьми деятельности для активного приспособления к окружающему миру, включающему и его преобразование. Результаты проведенных наблюдений свидетельствуют о том, что сразу после рождения ребенок никак не общается со взрослыми. А после двух месяцев младенцы вступают с взрослыми во взаимодействие, которое можно считать общением.

Следовательно, у человека существует жизненно важная нужда в общении: ведь для эффективного совместного действия важно, чтобы участники группы хорошо знали и правильно оценивали и себя, и своих товарищей. Это обстоятельство и определяет возникновение у них потребности в познании и оценке друг друга и самих себя.

Основой коммуникативной потребности являются органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и многие другие). Будучи беспомощным и не умея удовлетворить их самостоятельно, младенец сигнализирует о дискомфортных состояниях и тем добивается их устранения. Но органические потребности не единственная основа потребности в общении. Большое значение придается изначальному стремлению ребенка к новым впечатлениям. Взрослый человек - самый богатый информацией объект в мире младенца. Но в последующие годы у детей появляется также стремление общаться друг с другом.

М.И. Лисина выделяет 3 основные категории средств межличностного общения: экспрессивно-мимические средства общения, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела; предметно-действенные средства общения: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства общения: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

В таком порядке эти средства общения появляются в онтогенезе. Речевые средства общения появляются позднее всего [24, с. 58, 64].

Развитие общения - смена качественно-своеобразных целостных образований, представляющих собою определенный генетический уровень коммуникативной деятельности и называемых формами общения. В первые семь лет жизни М.И. Лисина выделяет 4 формы общения: ситуативно-личностную, ситуативно-деловую, внеситуативно-познавательную, внеситуативно-личностную.

Ситуативно-личностная форма общения возникает в онтогенезе первой и имеет самое короткое время существования в самостоятельном виде - до конца первого полугодия жизни. Самая существенная черта ситуативно-личностного общения - удовлетворение потребности ребенка в доброжелательном внимании взрослых. Ведущим мотивом общения в этот период жизни детей является личностный мотив своеобразие этой формы общения - ее теснейшая связь с эмоциями. Содержание потребности в общении составляет стремление к доброжелательному вниманию. Общение происходит с помощью экспрессивно-мимических средств, которые младенец интенсивно осваивает в течение 4-6 недель. Функцию общения выполняет комплекс оживления. В этом возрасте общение является ведущей деятельностью. Оно обусловливает адаптацию малыша к обстоятельствам его жизни и в конечном счете выживание.

Ситуативно-деловая форма общения появляется в онтогенезе второй и существует у детей от 6 месяцев до 3 лет. Но она очень сильно отличается от первой формы общения. Она уже не занимает место ведущей деятельности. Главные поводы для контактов детей с взрослыми связаны теперь с их общим делом - практическим сотрудничеством, и поэтому на центральное место среди всех мотивов общения выдвигается деловой мотив. При ситуативно-деловом общении детям необходимо присутствие взрослого и его доброжелательное внимание, но этого не достаточно - ему нужно, чтобы взрослый имел отношение к тому, чем занимается ребенок, и участвовал в этом процессе. В ходе сотрудничества ребёнок получает и доброжелательное внимание, и соучастие в практических действиях. Замечания и образец взрослого, благодаря личному контакту, приобретают особое значение при усвоении правильных действий с предметами. Дети переходят от неспецифических, примитивных манипуляций к все более специфическим, а затем и к культурно-фиксированным действиям с предметами.

Обе указанные формы общения носят ситуативный характер, то есть, приурочены к данному месту и времени.

В первой половине дошкольного детства у ребенка можно наблюдать следующую, третью форму коммуникативной деятельности: внеситуативно-познавательную. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все 6олее сложные вопросы. Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем - общение с взрослым. Ведущим в третьей форме общения мотивом является познавательный мотив. Взрослый выступает перед детьми в новом качестве - как эрудит, способный разрешить их сомнения, дать им нужные сведения, обеспечить необходимой информацией. Сотрудничество приобретает внеситуативный - теоретический «характер», поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным средством общения у детей с внеситуативно-познавательной формой являются речевые операции, которые дают детям возможность выйти за пределы ограниченной ситуации.

Внеситуативно-личностная форма общения появляется к концу дошкольного возраста и является высшей для дошкольника формой общения с взрослым. Личностный мотив общения - ведущий в четвертой форме коммуникативной деятельности - имеет совершенно иной характер, чем в первой. Взрослый выступает перед детьми в наибольшей полноте своих дарованй, характерных черт и жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека. В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на «мире людей», а не предметов. Новая форма общения тесно связана с высшими для дошкольного детства уровнями развития игры. Важнейшее значение внеситуативно-личностного общения состоит в том, что благодаря ему ребенок узнает о взрослом как об учителе и постепенно усваивает представление о себе как об ученике.

Следует подчеркнуть, что строго фиксирована в онтогенезе только последовательность появления форм общения, но не их связь с возрастом [24, c. 77-103].

Каждая форма общения вносит свой вклад в психическое развитие ребенка. Ситуативно-личностная стимулирует, главным образом, становление перцептивных действий разных систем и анализаторов и реакции хватания. Ситуативно-деловое общение приводит к переходу от отдельных действий к предметной деятельности и развитию речи. Внеситуативно-познавательное общение помогает дошкольникам неизмеримо расширить рамки мира, доступного для познания, проследить взаимосвязь явлений, раскрыть некоторые причинно-следственные связи и другие отношения между предметами.

Внеситуативно-личностная форма общения вводит ребенка в мир социальных отношений и позволяет занять в нем адекватное место. Ребенок постигает смысл взаимоотношений между людьми, усваивает нравственные нормы и ценности, правила социального взаимодействия [24, c. 77-103].

Изучению структуры межличностных отношений дошкольников и учащихся посвятил свои исследования Я.Л. Коломенский [18, с. 56]. Он утверждал, что каждый человек в коллективе занимает определенное место не только в системе деловых отношений, но и системе личных. Личные взаимоотношения никем специально не устанавливаются, они складываются стихийно, в силу целого ряда психологических обстоятельств. Также он утверждал, что положение школьника может быть благополучным: ученик чувствует себя принятым в группе, чувствует симпатию со стороны своих одноклассников и сам им симпатизирует, и неблагополучным во взаимоотношениях с одноклассниками: переживание своей отторгнутости от группы может служить источником тяжелых осложнений в развитии личности. Состояние психологической изоляции отрицательно сказывается и на формировании личности человека, и на его деятельности.

Данные исследования Я.Л. Коломенского позволили ему сделать вывод о том, что потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Она возникает на самых ранних этапах человеческой жизни и заставляет ребенка искать эмоциональный контакт не только со взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию [18,с. 45-50].

Особенно интенсивное развитие общение детей со своими сверстниками получает в подростковом возрасте. Включение подростка в сферу общественных не детских отношений побуждает его к перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. У подростков складываются две разные по своему значению для психологического развития системы взаимоотношений: одна - со взрослыми, другая - со сверстниками. Они выполняют общую роль в межличностном общении, то есть позволяют подростку социализироваться в обществе, но в тоже время эти отношения находятся в противоречии друг с другом.

По мнению Е.Г. Дзугкоева, возрастающая у подростка самостоятельность сочетается со значительным расширением сфер деятельности, с направленностью на новые, более многообразные и содержательные отношения со сверстниками и другими людьми. Удовлетворение коммуникативной потребности играет важную роль в процессе формирования личности, становления самосознания, накопления социального опыта [14, с. 30-35].

Исследованием межличностных отношений подростков занималась С.Ф. Устименко [33, с. 26-33]. В своих работах она отмечает, что для нормальной адаптации человека в обществе ему необходимо внимание со стороны окружающих, представителей той среды, в которой он развивается, и основная роль здесь отводится семье. Исследования были проведены по методике Р. Жиля. Она отмечает, что чувство уверенности, которое ребенок находит в семье, является необходимым в возрасте до 10 лет. Затем решающее значение (в возрасте 10-15 лет) имеет школа, а после 15 лет ведущим фактором становится дружба с товарищами.

Процесс межличностного взаимодействия оказывает влияние на многие явления. Межличностное взаимодействие является одним из условий развития самооценки личности. Благодаря ему усваиваются способы оценивания, формы и критерии оценок. Каждый член группы, основываясь на собственной оценке себя, стремится занять определенное место в системе межличностных отношений. Межличностное взаимодействие оказывает существенное и разностороннее влияние на всю жизнедеятельность личности в подростковом возрасте [15, с. 5].

Таким образом, рассматривая межличностные отношения в контексте возрастной, педагогической и социальной психологии, можно сказать, что формирование межличностного взаимодействия протекает в тесной взаимосвязи личности со средой. Ребенок в процессе онтогенеза развивает и совершенствует свои коммуникативные навыки, что проявляется в потребности к общению со сверстниками и взрослыми, которое является основой для становления взаимоотношений с окружающими, для дальнейшего социального формирования личности. Важнейшими факторами, которые влияют на установление благоприятных взаимоотношений между людьми, являются семья, школа и дружба с товарищами в подростковом возрасте. Межличностные отношения - это сложная и динамичная структура, которую мы учимся строить ещё с ранних лет, по этой причине можно сказать, что на умение создавать межличностные отношения влияет воспитание, полученное нами в семье, в школе и т.д. Также наше воспитание определяет круг наших межличностных отношений или, так называемые, круги вращения в обществе: наших друзей, наших знакомых и прочих людей, с которыми мы строим межличностные отношения.

 


 



2020-03-17 182 Обсуждений (0)
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ, СТРУКТУРА, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (182)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)