Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Наглядные формы мышления и их развитие в онтогенезе



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Наглядные формы мышления и их развитие в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Начальная стадия развития мышления - это наглядно-действенное или предметно-действенное мышление. Она является онтогенетически исходной формой мышления.

При осуществление наглядно-действенного мышления дети познают предметы - их части, качества, наглядные связи - посредством практических действий с ними. Такое познание происходит в предметно-практической деятельности. Ребенок эмоционально переживает потребность решить практическую задачу. Самостоятельного мыслительного действия еще нет, решение осуществляется путем внешних предметных действий. Ребенок для удовлетворения своей потребности использует различные предметы в качестве орудий, средств достижения цели. В действии он осуществляет анализ окружающей его ситуации, устанавливает некоторые пространственные отношения между предметами, выделяет в предметах-орудиях свойства, важные для достижения цели. Затем, по мере того, как ребенок овладевает специализированными действиями с предметами домашнего обихода, он познаёт функциональные свойства этих предметов и их взаимосвязи в житейских ситуациях [19].

Постепенно в сознании ребенка накапливается запас представлений о предметах, предметных ситуациях. Формирующиеся при выполнении практических действий представления связываются в сознании с определенными практическими значениями, благодаря чему развивается речь в её взаимосвязи с чувственными образами. Таким путем развивается наглядно-действенное мышление. Сущность его состоит в том, что ребенок мыслит о предметах только в процессе выполнения с ними практических действий, в условиях какой-то конкретной ситуации, которую в данный момент воспринимает. Другими словами, ребенок не мыслит вне воспринимаемой ситуации и вне практических действий с предметами [16].

По мере того, как ребенок овладевает речью, она начинает включаться в его деятельность, но выполняет всего лишь роль аккомпанемента. Ребенок называет привлекательные для него предметы, с которыми действует, иногда характеризует в речи отдельные действия и события. Постепенно, по мере развития ребенка, в его речи начинают выражаться предвидение некоторых результатов своей деятельности, возникают зачатки планирующей функции речи, создаются основы для перехода к следующей стадии развития мышления - к наглядно-образному его виду [19].

Однако наглядно-действенная форма мышления не исчезает при переходе к наглядно-образному. Н.Н.Поддьяков [14] считает, что наглядно-действенное мышление, появляясь в раннем детстве и опережая другие виды мышления, в то же время остаётся актуальным и далее в процессе развития ребенка. оно отличается от наглядно-образного и словесно-логического видов мышления способом добывания знаний, не дублируемым другими видами мышления. Поэтому в более старших возрастах оно существует наряду с ними.

В игровой деятельности ребенок также выполняет практические действия, но они носят так называемый исполнительный характер. Главное умение в игре - умение осуществлять внутренние, интеллектуальные действия с образами (представлениями с соответствующими им словесными значениями). Благодаря таким умениям ребенок может мыслить о предмете «в уме», вне непосредственного восприятия предметной ситуации. Представление по словесному описанию какой-то ситуации, существующих в ней предметных и пространственно-временных отношений и, наоборот, самостоятельное словесное описание представляемой предметной ситуации составляет сущность наглядно-образного мышления. То есть действия ребенка имеют под собой не действенную, практическую, а образную, предполагаемую основу. Течение в сознании ребенка образов представлений осуществляется посредством знакомых слов [16].

Т.В.Розанова [29] определяет эту стадию мышления как «наглядно-образно-речевую». Главная черта наглядно-образного мышления - это способность мысленно оперировать образами предметов, различными представлениями. Эта способность приобретается благодаря тому, что речь, начинает играть роль средства мыслительной деятельности. Это появляется в результате достаточно свободного овладения ребенком процессом общения, возникновения умения обозначать словом предметы, их свойства, действия и признаки, высказывать суждения о явлениях окружающей действительности [29].

Сначала мыслительные действия (оперирование образами) представляют собой незначительные элементы внутри практического предметного действия. Например, стремясь достать мячик, укатившийся под диван, ребенок мысленно представляет себе образы предметов, ранее использованные им в подобной ситуации, затем реально находит один из этих предметов и достигает цели путем предметного действия. Постепенно ребенок приобретает все большую свободу оперирования образами, при этом внешняя, а затем и внутренняя речь ребенка выполняет функцию управления образами. Поэтому этот вид мышления можно также назвать наглядно-образно-речевым [29].

Развитие наглядно-образного мышления создаёт предпосылки для формирования словесно-логического или понятийного мышления. Однако таким образом протекают процессы развития мышления в нормальном онтогенезе. Развитие наглядных форм мышления у ребенка с интеллектуальной недостаточностью подчиняется общим законам развития детского мышления, изложенным выше, но имеет значительные особенности. Далее мы рассмотрим особенности наглядно-образного мышления у детей с интеллектуальной недостаточностью.

 



2020-03-17 168 Обсуждений (0)
Наглядные формы мышления и их развитие в онтогенезе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Наглядные формы мышления и их развитие в онтогенезе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (168)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)