Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Проблема обследования младших школьников с нарушением слуха



2020-03-17 161 Обсуждений (0)
Глава 1. Проблема обследования младших школьников с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Проблема обследования младших школьников с нарушением слуха

. Современные подходы к психолого-медико-педагогической комиссии

1.2.    Основные принципы психолого-педогогической диагностики

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением слуха

.   Особенности проведения психолого-педагогического обследования младших школьников с нарушенным слухом

Вывод по первой главе

Глава 2. Основные этапы проведения ЭПО

 Особенности работы бюро медико-социальной экспертизы

2.2 Организация проведения экспериментально-психологического обследования детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

2.3 Анализ полученных данных

Вывод по второй главе

Заключение

Список литературы


Введение

 

Известный французский философ, гуманист Мишель Монтень в 16 веке писал: "Глухота - более тяжкий физический недостаток, чем слепота. Он лишает человека главного его качества - способности быстрого и свободного общения. Глухота - недостаток социальный по преимуществу. Он прямее, чем слепота, нарушает социальные связи личности".

"Слышать" - значит понимать ситуацию общения, участвовать в диалоге. "Слышать" - значит свободно чувствовать себя в незнакомой ситуации и уметь вступать в разговор с незнакомыми людьми. "Слышать" - это значит иметь облик слышащего человека, располагать окружающих к общению.

В нашей стране вся организация жизнедеятельности человека практически не ориентирована на равноправие слышащего и глухого, видящего и слепого, мобильного и обездвиженного, имеющего ограниченные двигательные возможности человека. Господствует тенденция к социальной и психологической изоляции людей с ограниченными возможностями.

На современном этапе инвалидность рассматривается как ограничение жизнедеятельности, вызванное нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма человека, приводящим к необходимости его социальной защиты.

Ведение в соответствии с законом в систему социальной защиты понятия «ребенок-инвалид» поставило перед государственной службой медико-социальной экспертизы серьезные организационные и концептуально-методологические проблемы. И формирование, становление и развитие медико-социальной экспертизы детей и подростков в Российской Федерации становится одним из актуальнейших вопросов современной медико-социальной экспертизы и реабилитологии в России. Возникла необходимость расширить объем подготовки психологов-экспертов по разделам психологии детского возраста (Войтенко Р.М., 2003)

Анализ структуры детской инвалидности показывает, что основными патологическими состояниями, ведущими к значительной социальной недостаточности и ограничениям жизнедеятельности детей и подростков являются врожденные пороки развития, нервно-психические нарушения, а так же заболевания, приводящие к снижению слуха, что напрямую ставит вопрос о создании особой направленности подготовки психологов системы медико-социальной экспертизы.

Концептуально и методологически детская медико-социальная экспертиза и реабилитология оказалась не достаточно подготовлена к решению поставленных перед нею задач. Недостаточно методической литературы, дефицит профессионально готовых кадров, в частности психологов-экспертов.

В настоящей работе мы коснемся особенностей экспертно-психологического обследования детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях бюро медико-социальной экспертизы.

У 40 детей младшего школьного возраста с нейросенсорной тугоухостью, обследованных на базе бюро 33 (педиатрического) филиала медико-социальной экспертизы г. Братска с целью установления и продления инвалидности, наблюдались 2 вида нарушений, ограничивающих их жизнедеятельность: нарушения сенсорных функций (слуховых, вестибулярных); нарушения статодинамических функций (статики, координации движений, обусловленных вестибулярной дисфункцией).

Вышеупомянутые нарушения приводят к следующим категориям ограничения жизнедеятельности: общения, обучения, ориентации, передвижения, самообслуживания, трудовой деятельности.

Ограничения способности к общению наблюдались у больных с нарушениями слуховых функций в 100% случаев.

Общение со всеми окружающими являет собой образец истинной социальной реабилитации и интеграции. Это высшая форма реабилитации, в которой в равной степени заинтересованы неслышащие, семья и общество.

Таким образом, экспериментально-психологическое обследование детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом непосредственно связано с определением возможностей в обучении, формировании и реализации психолого-педагогического аспекта в индивидуальной программе реабилитации.

Цель работы: анализ состояния психических процессов (их изменение, снижение, стойкость и степень выраженности) у детей младшего школьного возраста с нарушенным слухом.

Объект данного исследования - процесс экспериментально-психологического обследования детей с нарушением слуха.

Предмет исследования - особенности проведения экспериментально-психологического обследования в бюро медико-социальной экспертизы.

Задачи:

. Изучить методологические основы детского экспертно-психологического обследования.

2. Проанализировать особенности состояния психических процессов младших школьников с нарушением слуха.

.   Разработать методические рекомендации для экспертно-психологического обследования неслышащих младших школьников (с целью определения их возможностей в обучении, установлении вида образовательного учреждения и формирования индивидуальной программы реабилитации).

В данной курсовой работе применялись следующие методы исследования:

анализ научной и научно-методической литературы;

метод наблюдения;

клинико-психологическое исследование.

Базой исследования является 33 (педиатрический) филиал ФГУ «ГБ МСЭ по Иркутской области»


Глава 1. Проблема обследования младших школьников с нарушением слуха

Современные подходы к психолого-медико-педагогической комиссии

 

В России функционирует дифференцированная сеть дошкольных и школьных учреждений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. Очень важно вовремя выявить детей, нуждающихся в помощи, которую им могут оказать в соответствующих учреждениях. С этой целью дети, психика и поведение которых имеют отклонения от принятых для данного возраста норм, направляются в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК). Именно ПМПК решает вопрос о виде специального (коррекционного) учреждения, где должен обучаться и воспитываться ребенок.

ПМПК - это диагностико-коррекционное учреждение, межведомственная, постоянно действующая структура. Его основные задачи заключаются в выявлении и комплексном обследовании детей с отклонениями в развитии, в том числе и с нарушениями слуха. ПМПК подразделяется на отделы, работающие по разным направлениям.

Клинический отдел занимается комплексным обследованием ребенка с привлечением врачей (педиатра, невропатолога, психиатра, отоларинголога и др.), заключения которых позволяют поставить медицинский диагноз с указанием основного нарушения, сопутствующих патологий, с клинической оценкой общего состояния здоровья обследуемого и уточнением характера и причин дефекта слуха. При необходимости организуются нейрофизиологическое, биохимическое, генетическое исследования. Специалисты отдела дают медицинские рекомендации экспертного характера для выбора оптимальных условий обучения и воспитания, составляют комплексное диагностическое заключение, определяют лечебно-коррекционные мероприятия медицинского характера, при необходимости консультируют педагогов и родителей (либо лиц, их заменяющих).

Психологический отдел осуществляет выявление индивидуально-личностных особенностей детей с опорой на психологические методы исследования, подготавливает рекомендации экспертного характера, определяя в них условия воспитания и обучения: в семье, в специальном дошкольном (школьном) учреждении, в условиях интеграции в массовом дошкольном учреждении (школе). Кроме того, специалисты отдела намечают коррекционные мероприятия психологического характера и участвуют в их осуществлении, а также консультируют педагогов и родителей (либо лиц, их заменяющих).

Педагогических отдел работает в сотрудничестве с органами и учреждениями образования, здравоохранения, социальной защиты, комиссиями по делам несовершеннолетних, органами по трудоустройству, общественными организациями.

Исторически ПМПК ориентирована на детей и подростков с отклонениями в развитии, но последнее десятилетие со всей очевидностью показало, что в поле зрения специалистов ПМПК попадают самые разные проблемы школьной и общесоциальной дезадаптации в детском возрасте. Фактически ПМПК работает с детьми и подростками от 0 до 18 лет, для которых характерна разбалансировка «социальной ситуации развития» (по Л.С. Выготскому).

Согласно Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития - это отношение между ребенком и окружающей его социально опосредованной действительностью. При таком подходе «отклонение в развитии» следует рассматривать уже в более широком смысле. Традиционно считалось, что отклонения в развитии мешают ребенку адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в нее. Современные акценты (на организации социальной среды адекватно особенностям развития ребенка) заставляют специалистов ПМПК фокусировать свое внимание не столько на диагностике развития (как самоцели), сколько на разработке рекомендаций в соответствии с проведенной диагностикой.

Для специалистов ПМПК важнейшей задачей является дать ответ на вопрос, при каких условиях ребенок с выявленной структурой развития сможет реализовать свой потенциал развития, будучи интегрированным в социум.

Деятельность ПМПК непосредственно затрагивает вопросы психического и физического здоровья детского населения России, а, следовательно, перспектив развития страны в целом.

Первоначально МПК создавались в нашей стране для выполнения функций отбора в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (это современное их название), в первую очередь во вспомогательные школы. Эту функцию МПК выполняли обычно в конце учебного года, в весенние месяцы, когда начиналось комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Существовала потребность в деятельности МПК и в начале учебного года, когда у некоторых из вновь поступивших или ранее обучавшихся в образовательных учреждениях детей обнаруживались разнообразные проявления школьной дезадаптации, требующие диагностического обоснования и разработки иных, более эффективных подходов или даже изменения образовательного маршрута.

За последние 30 лет МПК почти повсеместно по России превратились в современные ПМПК. Дополнительное определение - «психологические», а не только медико-педагогические - объясняется очевидным усилением практической роли психологов как в решении диагностических вопросов, так и в разработке рекомендаций, а также - в насыщении профессионального пространства кадрами с базовым психологическим образованием. Однако реальная массовая подготовка психологов в нашей стране началась лишь в 60-е годы ХХ века, а акцент на подготовке педагогов-психологов для системы образования был сделан лишь в 90-е годы.

Во второй половине 70-х годов все чаще и чаще стали говорить о необходимости создания сети психолого-медико-педагогических консультаций. Одним из инициаторов такого подхода был В.И. Лубовский, возглавивший в 80-е годы НИИ дефектологии АПН СССР. В основе идеи создания сети ПМПК была необходимость гуманизации подхода к детям с отклонениями в развитии. Речь шла именно о консультировании при добровольном обращении родителей, имеющих детей с отклонениями в развитии.

Подчеркивалась необходимость рекомендательного характера любых заключений и выводов специалистов ПМПК. Такой подход противопоставлялся «комиссионному» освидетельствованию ребенка с неизбежной довлеющей ролью диагноза-«ярлыка», часто - невозможностью своевременной корректировки или снятия этого диагноза.

Выделяют следующие задачи ПМПК:

. Достоверная диагностика отклонений в развитии детей и подростков.

. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.

. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.

. Контроль эффективности разработанных рекомендаций на основании следующих критериев:

А. Динамические критерии:

обеспечение развития по законам нормального онтогенеза путем устранения отклонений в развитии;

адаптированность к рекомендованным ПМПК образовательным условиям;

интеграция в рекомендованные ПМПК образовательные условия.

Б. Прогностические критерии:

прогноз развития в соответствии со структурой психического дизонтогенеза;

адаптивность (способность к адаптации) в меняющихся социальных условиях;

способность к интеграции в социум на разных возрастных этапах.

Ребенок с отклонениями от нормального развития - в фокусе внимания ПМПК.

В 2001 году Госдума РФ приняла соответствующую поправку к Закону «Об образовании». Таким образом, по Закону «Об образовании» именно по заключению ПМПК решается судьба детей и подростков с отклонениями в развитии в системе образования.

Потребность в работе современных ПМПК на постоянной основе обусловлена существенным преобразованием цели ПМПК. В настоящее время ПМПК занимаются не отбором детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения, а подбором (определением) для каждого ребенка с отклонениями в развитии соответствующих образовательных условий, а также определением характера сопутствующей медико-социальной и психологической помощи.

Основные принципы психолого-педагогической диагностики

Психодиагностика развития младших школьников должна определять направление обучения ребенка, его специфические образовательные потребности и возможный уровень его образования, указать основные направления коррекционно-развивающего обучения, т.е. быть дифференциальной и прогностической. В процессе диагностики должны определяться и оптимальные организационные формы обучения ребенка, и рекомендации индивидуального планового обучения.

Основная цель психолого-педагогического обследования - на основании достоверной диагностики, определение специальных образовательных потребностей и условий, обеспечивающих развитие, получение образования, адаптацию и интеграцию в социум детей и подростков с отклонениями в развитии.

Возможна и более конкретная и краткая формулировка этой цели - определение вида психического дизонтогенеза и способов устранения отклонений в развитии ребенка.

Под определением вида психического дизонтогенеза имеется в виду достоверная диагностика индивидуальных особенностей аномального развития ребенка. Диагностика аномального развития предполагает систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включая прогноз развития. Обязательным компонентом диагностики развития в условиях психолого-медико-педагогической комиссии является квалификация специальных образовательных потребностей ребенка.

Под определением способов устранения отклонений в развитии детей имеется в виду разработка рекомендаций по обеспечению специальных образовательных условий и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Специальные образовательные условия определяются в соответствии со специальными образовательными потребностями ребенка. В детском возрасте возможности социальной адаптации и интеграции ребенка в социум проявляются преимущественно в семье и/или образовательном учреждении. Необходимость пребывания ребенка в учреждениях других ведомств (здравоохранения, социальной защиты, правоохранительной системы), как правило, свидетельствует о дезадаптации или наличии проявлений, осложняющих адаптацию.

Обеспечение адекватных специальных образовательных условий детям и подросткам с отклонениями в развитии направлено на:

) получение детьми образования в узком смысле слова, то есть приобретение знаний, умений и навыков в соответствии с соответствующими образовательными программами и стандартами;

) «образование» личности ребенка, иными словами, формирование личности, способной к самостоятельной жизни в социуме.

Диагностика в условиях ПМПК имеет свои особенности. Важно различать два основных аспекта диагностики - диагностику как процесс и диагностику как результат.

Диагностический процесс осуществляется в форме обследования ребенка разными специалистами ПМПК. Результатом диагностического процесса является диагностическое заключение. Вычленение диагностического процесса и диагностического заключения актуализирует вопросы процедуры обследования ребенка на ПМПК и процедуры составления и оформления заключения.

Диагностическое обследование ребенка направлено на определение причин, механизмов, проявлений и закономерностей (включая прогноз) дизонтогенетических вариантов развития детей и подростков с учетом биологических и социальных предпосылок и условий развития. Таким образом, диагностика как процесс выявляет внутреннюю структуру психического развития ребенка.

На основании выявленной структуры психического развития вырабатывается обобщенное определение вида психического дизонтогенеза. Это - не медицинский диагноз, не психологическое или педагогическое заключение. Диагностика, как результат обследования ребенка в ПМПК, требует синтеза заключений всех специалистов. На сегодняшний день в качестве рабочей систематизации специалистами ПМПК используется классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского.

Сам термин «дизонтогенез» представляется нам наиболее адекватным для целей ПМПК, так как он в буквальном смысле означает «различные формы нарушений онтогенеза». В.В. Лебединский выделяет шесть видов психического дизонтогенеза детей и подростков:

) психическое недоразвитие;

) задержанное психическое развитие;

) поврежденное психическое развитие;

) дефицитарное психическое развитие: аномалии развития в связи с недостаточностью зрения и слуха; аномалии развития в связи с недостаточностью двигательной сферы;

) искаженное психическое развитие;

) дисгармоническое психическое развитие.

Психодиагностика нарушенного развития детей должна осуществляться в три этапа:

) скрининг-диагностика;

) дифференциальная диагностика;

) углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка с целью разработки индивидуально-коррекционной программы.

На каждом этапе имеются свои специфические задачи и с каждым этапом связан круг проблем, характеризующих состояние современной психодиагностики.

Основными задачами скрининг-диагностики являются своевременное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в условиях массовых образовательных учреждений, примерное определение спектра психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Кроме того, скрининг-диагностика позволяет решать задачи, связанные с оценкой качества обучения и воспитания детей в образовательном учреждении: выявлять недостатки воспитательно-образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении, а также недостатки той или иной программы обучения и воспитания детей.

Проблема организации и проведения скрининг-диагностики в настоящее время решается по-разному. На практике встречается несколько вариантов. Например, педагоги, столкнувшись в своей работе с трудностями в обучении и воспитании ребенка, которые вызваны какими-то его особенностями, обращаются с запросом к психологу образовательного учреждения дать оценку этим особенностям и разработать соответствующие рекомендации к работе с таким ребенком.

В другом случае родители обращаются с запросом к психологу: дать оценку особенностей поведения или трудностей в воспитании ребенка и рекомендации по проведению воспитательно-образовательных мероприятий.

Дифференциальная диагностика направлена на определение типа нарушенного развития, именно по ее результатам определяется направление обучения ребенка и его организационные формы. Задачи дифференциальной диагностики следующие:

разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

выявление первичного и вторичного нарушений и системный анализ структуры нарушения;

оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

определение и обоснование педагогического прогноза.

Углубленное психолого-педагогическое изучение детей с нарушением развития ставит своей целью разработку программ коррекции на основании результатов диагностики. Такое изучение требует времени и проводится в основном в образовательном, а иногда в консультативном учреждении. Конкретные задачи такого изучения, как правило, многообразны и специфичны для разных возрастных этапов. Среди них можно выделить такие, как:

выявление индивидуальных психолого-педагогических особенностей ребенка;

разработка индивидуальных коррекционных программ развития и обучения;

определение условий воспитания ребенка, специфика внутрисемейных отношений;

помощь в ситуациях с затруднениями в учебе;

профессиональное консультирование и профессиональная ориентация подростков;

решение проблем социально-эмоционального плана.

При решении этих задач существенную роль играет сочетание методов психологической диагностики (эксперимент, тесты, проективные методики) со специально организованным наблюдением и анализом продуктов учебной деятельности и творчества детей и подростков. Следует подчеркнуть, что до настоящего времени большинство специалистов в области психодиагностики ориентированы в основном на оценку уровня интеллектуального и речевого развития ребенка, на дифференциацию нарушений. Специалисты успешно констатируют недоразвитие или отсутствие той или иной функции, но недостаточно ориентированы на выявление позитивного потенциала, особенно позитивных личностных особенностей, на основе которых возможно решение познавательных, речевых, социально-личностных проблем ребенка. Но эффективность коррекционно-педагогического процесса определяется не только констатацией негативных факторов, но в первую очередь выявлением интеллектуального и личностного потенциала, на основе которого возможно построение системы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка.

 



2020-03-17 161 Обсуждений (0)
Глава 1. Проблема обследования младших школьников с нарушением слуха 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Проблема обследования младших школьников с нарушением слуха

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)