Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определение статистически значимой связи между показателями первичной и контрольной диагностик



2020-03-17 161 Обсуждений (0)
Определение статистически значимой связи между показателями первичной и контрольной диагностик 0.00 из 5.00 0 оценок




Для того чтобы определить, являются ли различия между показателями первичной и контрольной диагностик статистически значимыми, произведем расчеты с использованием коэффициента Стьюдента.

Расчеты производилась по формуле:

 

Sd= ∑(х i - х)2+ ∑(у i - у)2 * ( n 1+ n 2)

(n1+n2-2) (n1*n2)

 

Расчетные данные приведены в Таблице 3.

 

Таблица 3.Расчет значимости отличий по шкалам по коэффициенту Стьюдента

Показатель Sd Коэффициент Стьюдента
Активность мышления 0,87 1,82
Память 2,50 0,16
Внимание 21,53 2,01
Психомоторные функции 23,79 0,04

 

Определим критические показатели:

tкр.=2,10 для р≤0,05

,87 для р≤0,01

,73 для р≤0,1 для степеней свободы к=10+10-2=18

Вывод: вследствие того, что экспериментальные показатели превышают критические показатели, различия в показателях первичной и контрольной диагностик признаны статистически значимыми.

Методические рекомендации по внедрению и применению музыкальных занятий с элементами ритмики в учебный процесс младшей школы для детей с ЗПР

 

Проведенный анализ теоретической литературы и эмпирическое исследование показали высокую значимость музыкальных занятий в развитии ребенка с недостатками в развитии. Для того, чтобы музыкальные занятия приносили реальную пользу ребенку, необходимо крайне аккуратно подойти к процессу разработки занятия и его внедрению в учебный процесс.

На основе эмпирического опыта организации и проведения коррекционных занятий, а также на основе анализа методической литературы с описанием опыта апробации подобных занятий педагогами нами были составлены методические рекомендации по применению музыкальных занятий на практике.

В проектировании занятия необходимо учитывать некоторые базовые принципы:

учет психофизиологических особенностей ребенка, возрастных особенностей развития детской психики;

постоянный мониторинг эффективности занятий, наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка;

включение в занятие сюжетов, непосредственно связанных с жизненным опытом ребенка;

комплексное использование музыкальной составляющей, физических упражнений, вокализации в структуру занятия;

использование различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой.

Определенные требования должны предъявляться к качеству отбираемого для занятия материала:

необходимо подкреплять коррекционные физические или вокализованные упражнения развлекательной формой. Так, если проводятся ритмические физические упражнения, то пускай они проводятся под музыку. Если в занятие включено изучение новой песни, то пускай она будет дополнена музыкальным фильмом или сказкой, где впервые эта песня прозвучала;

важно аккуратно подходить к упражнениям, еще не прошедшим апробацию среди детей с нарушениями в развитии;

в то же время педагог должен обладать определенным объемом самостоятельности для разработки собственных материалов для занятия;

материал должен быть предельно сконцентрированным, информативным, рассчитанным на небольшие по длительности занятия.

В процессе проведения занятия важно и то, как ведет себя педагог:

педагог должен внимательно отслеживать вовлеченность каждого ребенка в занятие, координировать деятельность детей, вносить коррективы;

педагог должен отслеживать эффективность собственных занятий, проводя диагностическую работу, координируя свою деятельность с деятельностью других педагогов, анализируя влияние собственных занятий на эффективность других;

педагог должен обладать современными знаниями о специфике ЗПР, побуждать детей к активной двигательной деятельности;

важно в занятии предполагать возможность для развития речевых способностей ребенка, его мыслительной активности, способностей к вниманию, воображению и запоминанию объемов информации;

педагог должен вводить ребенка в богатый мир музыкальной культуры посредством своих занятий.

Выводы

 

Во второй главе описывается опыт проведения эмпирического исследования влияния музыкальных занятий с элементами ритмики на развитие умственной работоспособности младших школьников.

Проверка проводилась с применением четырех основных диагностических методик, в совокупности определяющих умственную работоспособность детей:

методика исследования активности мышления (сост. И.М. Лущихина);

методика исследования памяти с помощью заучивания десяти слов (сост. А.Р. Лурия);

методика диагностики внимания с помощью корректурной пробы Ландольта;

методика диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг-тест).

Исследование проводилось на базе специализированного образовательного учреждения для детей с ЗПР. Экспериментальная группа - 40 учащихся 1 и 2 класса.

Исследование показало наличие статистически значимого увеличения умственной работоспособности детей. Проверка проводила путем контрольного измерения показателей умственной работоспособности после проведения серии развивающих музыкальных занятий.

По завершении исследования были сформулированы основные методические рекомендации по организации и проведению музыкальных занятий для детей с ЗПР.

Данные рекомендации включают в себя:

учет психофизиологических особенностей ребенка, возрастных особенностей развития детской психики;

постоянный мониторинг эффективности занятий, наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка;

включение в занятие сюжетов, непосредственно связанных с жизненным опытом ребенка;

комплексное использование музыкальной составляющей, физических упражнений, вокализации в структуру занятия;

использование различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой.

 


Заключение

 

В первой главе в ходе анализа научной и методической литературы были сформулированы базовые характеристики задержки психического развития у детей младшего школьного возраста.

Было установлено, что ЗПР - это нестойкое обратимое психическое развитие и замедление его темпа, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов и т.д.

ЗПР подразумевает отклонения в психофизиологическом развитии ребенка. При данном диагнозе наблюдаются отклонения в двигательной деятельности, ухудшается память, страдает речевое развитие, уменьшается активность мыслительной работы, наблюдаются отклонения в развитии и других познавательных способностей.

Ключевой особенностью ЗПР является возможность преодоления негативных течений заболевания. Одним из средств нивелирования этих течений некоторые ученые называют музыку и музыкальные занятия.

Музыкальные занятия являются идеальным пространством для соединения коррекционных упражнений для развития двигательных и других физических функций, для развития эстетических и этических ценностей, для погружения в мир культуры, для развития речевых способностей, памяти, внимания и воображения.

Во второй главе описывается опыт проведения эмпирического исследования влияния музыкальных занятий с элементами ритмики на развитие умственной работоспособности младших школьников.

Проверка проводилась с применением четырех основных диагностических методик, в совокупности определяющих умственную работоспособность детей:

методика исследования активности мышления (сост. И.М. Лущихина);

методика исследования памяти с помощью заучивания десяти слов (сост. А.Р. Лурия);

методика диагностики внимания с помощью корректурной пробы Ландольта;

методика диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг-тест).

Исследование проводилось на базе специализированного образовательного учреждения для детей с ЗПР. Экспериментальная группа - 40 учащихся 1 и 2 класса.

Исследование показало наличие статистически значимого увеличения умственной работоспособности детей. Проверка проводила путем контрольного измерения показателей умственной работоспособности после проведения серии развивающих музыкальных занятий.

По завершении исследования были сформулированы основные методические рекомендации по организации и проведению музыкальных занятий для детей с ЗПР.

Данные рекомендации включают в себя:

учет психофизиологических особенностей ребенка, возрастных особенностей развития детской психики;

постоянный мониторинг эффективности занятий, наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка;

включение в занятие сюжетов, непосредственно связанных с жизненным опытом ребенка;

комплексное использование музыкальной составляющей, физических упражнений, вокализации в структуру занятия;

использование различных форм работы: индивидуальной, парной, групповой.

Таким образом, можно утверждать, что поставленные задачи в ходе работы были решены, а гипотеза доказана.

 


Список литературы

1.  Бекина, С.И., Ломова, Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. - 180 с.

2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.,1968.

.   Власова, Т.А., Певзнер, М.С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973.

.   Возрастная и педагогическая психология/ под ред. А.В.Петровского. - М..1979.

.   Выготский, Л.С. Педология подростка: проблемы возраста// Собр.соч.: в 6 т. Т.4.С. 5-220; С. т .,1983. 244-269.

.   Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена: Союз, 2000.

.   Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной М., 1984.

.   Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. - М.: Аркти, 2001. - 224 с.

.   Елфимова, Н.В. Диагностика и коррекция учения у младших школьников: учеб. пособие / Н. В. Елфимова. - М.: Просвещение, 1991.- 276 с.

.   Ерохина, О.В. Школа танцев для детей. - М.: Феникс, 2003. - 140 с.

.   Крючков, Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. - М.: Музыка, 1961.

.   Кузнецова, Л.В. Особенности мотивационно-волевой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Канд. дис. - М., 1986.

.   Лебединская, К.С. Клинические варианты задержки психического развития // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. № 3.

.   Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей. М., 1985.

.   Леонтьев, Д.А. Очерк психологии личности. 2 изд. - М.: Смысл, 1997. - 64с.

.   Лубовский, В.И. Высшая нервная деятельность и психические особенности детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1972. - № 4.

.   Лубовский, В.И. Задержка психического развития // Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2003.

.   Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития. - М., 1983.

.   Марковская, И.Ф. Задержка психического развития (клинико-патопсихологическая диагностика). М., 1993.

.   Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития (для членов МПК и работников специальных школ). Составитель К.С. Лебединская М., 1980.

.   Морозов, В.С. В помощь педагогу-музыканту. - М.: Музыка, 1965. - 18 с.

.   Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика / Е.А. Медведева и др. - М.: Академия, 2002. - 224 с.

.   Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологлв и педагогов. - М.: Владос, 2003. - 128 с.

.   Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с ЗПР. - М., 2003.

.   Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.Н.Пузырея. М..1982.

.   Пуртова, Т.В., Беликова, А.Н., Кветная, О.В. Учите детей танцевать. - М.: Музыка, 1961. - 10 с.

.   Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.

.   Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т. М.,1989.

.   Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. М.,1973.

.   Сагитов, С. Методика музыкально-теоретического образования участников коллективов хужожественной самодеятельности. - М.: Музыка, 1972. - 49 с.

.   Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб., 2002.

.   Столяренко, А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для вузов / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

.   Ульенкова, У.В. Л.С. Выготский и концептуальная модель коррекционно - педагогической помощи детям с ЗПР // Дефектология. - 1997. - № 4.

.   Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики. - Пермь, 1997.

.   Формирование стремлений к знаниям, мотивация учения школьников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. С. Ильина. - Ростов н/Д, 1975. - 351 с.

.   Эльконин, Д.Б. Психология обучения младших школьников: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1978. - 321с.

 


Приложение 1

 

Результаты первичной диагностики

 

Таблица 1. Методика исследования активности мышления (сост. И.М. Лущихина)

№ испыт. Вербальная беглость Образная беглость Вербальная гибкость Образная гибкость

Результаты

  кол-во имен кол-во рисунков кол-во предложений кол-во рисунков норма всего
1 3 2 2 3 18-19 10
2 4 3 2 2 18-19 11
3 3 3 3 2 18-19 11
4 3 2 3 3 18-19 11
5 2 2 1 2 18-19 7
6 3 2 1 3 18-19 9
7 3 3 2 2 18-19 10
8 2 2 2 3 18-19 9
9 2 4 2 3 18-19 11
10 3 2 2 3 18-19 10
11 2 1 1 3 18-19 7
12 2 2 3 2 18-19 9
13 2 2 2 3 18-19 9
14 4 2 2 1 18-19 9
15 4 2 1 2 18-19 9
16 3 2 1 2 18-19 8
17 3 3 2 2 18-19 10
18 3 2 1 3 18-19 9
19 4 3 3 3 18-19 13
20 4 3 4 4 18-19 15
21 3 2 2 3 18-19 10
22 4 2 2 3 18-19 11
23 4 3 3 3 18-19 13
24 2 2 2 2 18-19 8
25 2 2 2 3 18-19 9
26 3 2 2 3 18-19 10
27 3 2 2 2 18-19 9
28 4 2 1 2 18-19 9
29 4 3 1 2 18-19 10
30 3 3 2 2 18-19 10
31 4 1 2 2 18-19 9
32 3 2 1 2 18-19 8
33 3 2 1 2 18-19 8
34 3 2 2 2 18-19 9
35 4 2 2 2 18-19 10
36 4 1 2 3 18-19 10
37 4 3 3 3 18-19 13
38 4 3 3 4 18-19 14
39 4 3 3 3 18-19 13
40 3 3 2 3 18-19 11

 

Таблица 2. Методика исследования памяти с помощью заучивания десяти слов (сост. А.Р. Лурия)

№ испыт.

Кол-во предъявлений

Кол-во max запомненных слов

  норма всего норма всего
1 2-3 7 8-10 6
2 2-3 8 8-10 5
3 2-3 5 8-10 7
4 2-3 6 8-10 6
5 2-3 8 8-10 5
6 2-3 8 8-10 5
7 2-3 7 8-10 5
8 2-3 6 8-10 6
9 2-3 7 8-10 5
10 2-3 5 8-10 6
11 2-3 5 8-10 7
12 2-3 5 8-10 7
13 2-3 5 8-10 6
14 2-3 5 8-10 5
15 2-3 5 8-10 6
16 2-3 4 8-10 6
17 2-3 5 8-10 5
18 2-3 4 8-10 6
19 2-3 4 8-10 7
20 2-3 4 8-10 7
21 2-3 3 8-10 8
22 2-3 4 8-10 6
23 2-3 6 8-10 5
24 2-3 3 8-10 8
25 2-3 4 8-10 5
26 2-3 4 8-10 6
27 2-3 5 8-10 5
28 2-3 5 8-10 6
29 2-3 4 8-10 6
30 2-3 4 8-10 7
31 2-3 4 8-10 8
32 2-3 4 8-10 5
33 2-3 5 8-10 6
34 2-3 5 8-10 5
35 2-3 5 8-10 6
36 2-3 4 8-10 7
37 2-3 5 8-10 6
38 2-3 5 8-10 6
39 2-3 5 8-10 6
40 2-3 4 8-10 7

 

Таблица 3. Методика диагностики внимания с помощью корректурной пробы Ландольта

№ испыт.

кол-во колец

кол-во ошибок

 

показатели по минутам (норма 5-6 в мин.)

показатели по минутам (норма 1-3 в мин.)

  1 2 3 4 5 итого 1 2 3 4 5 итого
1 3 4 4 3 2 16 5 6 5 6 7 29
2 4 5 4 4 3 20 4 4 5 4 4 21
3 4 4 3 3 4 18 3 4 3 4 3 17
4 4 3 3 4 4 18 5 4 5 5 4 23
5 3 3 4 3 3 16 4 5 4 5 4 22
6 4 2 4 3 3 16 4 3 2 3 4 16
7 4 3 3 3 4 17 5 6 5 6 5 27
8 5 5 4 5 4 23 2 3 2 3 2 12
9 3 2 3 1 2 11 3 2 3 2 3 13
10 4 3 3 4 4 18 5 4 5 5 4 23
11 3 3 4 3 3 16 4 5 4 5 4 22
12 4 3 3 3 4 17 4 3 2 3 4 16
13 5 5 4 5 4 23 5 6 5 6 5 27
14 2 1 2 3 3 11 2 3 2 3 2 12
15 4 3 2 3 2 14 3 2 3 2 3 13
16 3 2 3 3 3 14 2 3 2 3 2 12
17 3 1 3 3 4 15 3 2 3 2 3 13
18 3 4 4 3 2 16 5 4 5 5 4 23
19 4 5 4 4 3 20 5 6 5 6 7 29
20 4 3 3 3 4 17 4 4 5 4 4 21
21 5 5 4 5 4 23 3 4 3 4 3 17
22 3 2 3 1 2 11 2 3 2 3 2 12
23 4 3 3 4 4 18 3 2 3 2 3 13
24 3 3 4 3 3 16 5 4 5 5 4 23
25 4 3 3 3 4 17 5 6 5 6 7 29
26 5 5 4 5 4 23 3 3 2 3 3 14
27 3 2 3 3 3 14 3 2 3 3 2 13
28 3 1 3 3 4 15 4 3 5 6 6 24
29 3 4 4 3 2 16 4 3 2 3 4 16
30 4 5 4 4 3 20 5 6 5 6 5 27
31 4 3 3 2 3 15 2 3 2 3 2 12
32 3 3 4 3 4 17 3 2 3 2 3 13
33 3 4 4 2 4 17 5 4 5 5 4 23
34 4 3 3 2 3 15 4 5 4 5 4 22
35 3 2 4 4 2 14 4 3 2 3 4 16
36 3 4 4 3 2 16 3 3 2 3 3 14
37 4 5 4 4 3 20 3 2 3 3 2 13
38 4 3 3 2 3 15 4 3 5 6 6 24
39 3 3 4 3 4 17 4 3 2 3 4 16
40 3 4 4 3 2 16 3 2 3 2 3 13

 

Таблица 4. Методика диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е.П. Ильина (теппинг-тест)

№ испыт. кол-во точек в 1 кв. кол-во точек во 2 кв. кол-во точек в 3 кв. кол-во точек в 4 кв. кол-во точек в 5 кв. кол-во точек в 6 кв.
1 11 9 7 6 5 5
2 14 12 11 11 9 7
3 14 11 11 9 7 5
4 15 14 11 9 7 7
5 14 13 13 12 9 7
6 12 12 11 10 10 10
7 14 11 11 9 7 6
8 14 12 12 8 7 6
9 12 11 11 9 7 5
10 14 12 11 9 7 5
11 14 12 14 11 9 9
12 12 11 12 9 9 7
13 10 8 8 4 5 5
14 11 12 13 12 9 9
15 14 10 10 11 7 7
16 12 12 11 10 10 10
17 14 11 11 9 7 6
18 14 12 12 8 7 6
19 12 11 11 9 7 5
20 14 12 11 9 7 5
21 14 12 14 11 9 9
22 14 12 14 11 9 9
23 12 11 12 9 9 7
24 10 8 8 4 5 5
25 11 12 13 12 9 9
26 14 10 10 11 7 7
27 11 9 7 6 5 5
28 15 14 11 9 7 7
29 14 13 13 12 9 7
30 12 12 11 10 10 10
31 14 11 11 9 7 6
32 14 12 12 8 7 6
33 12 11 11 9 7 5
34 11 9 7 8 7 6
35 14 11 9 9 7 5
36 12 9 9 9 7 5
37 8 4 5 9 9 7
38 13 12 9 4 5 5
39 10 11 7 8 7 6
40 11 10 10 9 7 5

 


Приложение 2

 

Результаты контрольной диагностики

 

Таблица 1. Методика исследования активности мышления (сост. И.М. Лущихина)

№ испыт. Вербальная беглость Образная беглость Вербальная гибкость Образная гибкость

Результаты

  кол-во имен кол-во рисунков кол-во предложений кол-во рисунков норма всего
1 5 4 4 4 18-19 17
2 4 3 4 4 18-19 15
3 6 4 4 4 18-19 18
4 2 2 3 3 18-19 11
5 6 4 4 4 18-19 18
6 3 4 4 3 18-19 14
7 6 4 4 4 18-19 18
8 4 4 3 4 18-19 15
9 4 4 2 3 18-19 11
10 6 4 4 4 18-19 18
11 3 4 4 3 18-19 14
12 3 4 4 3 18-19 14
13 4 4 3 4 18-19 15
14 4 4 4 4 18-19 16
15 3 4 4 3 18-19 14
16 6 4 4 4 18-19 18
17 3 3 2 2 18-19 10
18 4 4 4 4 18-19 16
19 4 3 3 3 18-19 13
20 6 4 4 4 18-19 18
21 4 4 3 4 18-19 15
22 4 2 2 3 18-19 11
23 4 3 3 3 18-19 13
24 3 4 4 3 18-19 14
25 4 3 3 3 18-19 13
26 6 4 4 4 18-19 18
27 6 4 4 4 18-19 18
28 4 4 4 4 18-19 16
29 2 3 1 2 18-19 10
30 3 3 2 2 18-19 10
31 6 4 4 4 18-19 18
32 4 4 4 4 18-19 16
33 4 4 4 4 18-19 16
34 4 3 3 3 18-19 13
35 4 2 2 2 18-19 10
36 4 4 4 4 18-19 16
37 3 3 3 3 18-19 13
38 3 3 3 4 18-19 14
39 6 4 4 4 18-19 18
40 4 4 3 4 18-19 15

 

Таблица 2. Методика исследования памяти с помощью заучивания десяти слов (сост. А.Р. Лурия)

№ испыт.

Кол-во предъявлений

Кол-во max запомненных слов

  норма всего норма всего
1 2-3 2 8-10 8
2 2-3 3 8-10 7
3 2-3 4 8-10 6
4 2-3 4 8-10 9
5 2-3 3 8-10 9
6 2-3 3 8-10 8
7 2-3 2 8-10 8
8 2-3 2 8-10 7
9 2-3 3 8-10 6
10 2-3 2 8-10 7
11 2-3 3 8-10 7
12 2-3 4 8-10 6
13 2-3 2 8-10 8
14 2-3 2 8-10 8
15 2-3 2 8-10 7
16 2-3 4 8-10 6
17 2-3 3 8-10 6
18 2-3 3 8-10 6
19 2-3 2 8-10 7
20 2-3 2 8-10 8
21 2-3 4 8-10 6
22 2-3 2 8-10 8
23 2-3 2 8-10 8
24 2-3 3 8-10 7
25 2-3 2 8-10 7
26 2-3 3 8-10 6
27 2-3 2 8-10 8
28 2-3 3 8-10 6
29 2-3 3 8-10 6
30 2-3 2 8-10 7
31 2-3 2 8-10 8
32 2-3 4 8-10 6
33 2-3 4 8-10 6
34 2-3 3 8-10 8
35 2-3 3 8-10 8
36 2-3 4 8-10 6
37 2-3 3 8-10 8
38 2-3 4 8-10 7
39 2-3 3 8-10 7
40 2-3 4 8-10 6

 

Таблица 3. Методика диагностики внимания с помощью корректурной пробы Ландольта



№ испыт.

кол-во колец

кол-во ошибок

 

показатели по минутам (норма 5-6 в мин.)

показатели по минутам (норма 1-3 в мин.)

  1 2 3 4 5 итого 1 2 3 4 5 итого
2020-03-17 161 Обсуждений (0)
Определение статистически значимой связи между показателями первичной и контрольной диагностик 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определение статистически значимой связи между показателями первичной и контрольной диагностик

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (161)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)