Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика принципов и методов воспитания в самодеятельном



2020-03-17 327 Обсуждений (0)
Характеристика принципов и методов воспитания в самодеятельном 0.00 из 5.00 0 оценок




Творческом коллективе

Что такое воспитание? В педагогике воспитание определяется как целенаправленно организованный процесс формирования физических и духовных сил человека, его мировоззрения, нравственного и эстетического сознания, поведения, деятельности и общения.

Одна из задач нашего общества – формирование всесторонне развитой личности. Её решают все воспитательные институты, в том числе и коллективы художественной самодеятельности.

Важным средством воспитания участников служит репертуар. Художественная самодеятельность способствует выработке активной жизненной позиции, сознательному отношению к общественному долгу, когда единство слова и дела становится повседневной нормой поведения.

Следующей важной стороной воспитания является эстетическое воспитание. Оно ставит своей целью сформировать эстетические чувства, взгляды, ценности и идеалы, развить эстетический вкус. Эстетическое воспитание – средство познания прекрасного в окружающем мире, во взаимоотношениях людей, в произведениях искусства. Оно направлено на формирование способностей человека творить по законам красоты.

В процессе работы с участниками педагоги-художники решают разнообразные задачи эстетического воспитания: развивают художественную восприимчивость, эстетический вкус, художественную культуру в пластике движений, манере поведения, жестах, во внутреннем мироощущении, способности к активно преобразующей художественной деятельности, в которой они становятся творцами прекрасного.

Эстетически воспитывает в коллективе и репертуар, и методика работы с участниками, и характер их взаимоотношений между собой и с педагогом, и сценические выступления, и вообще вся многообразная общественная, художественно-пропагандисткая деятельность.

Художественное творчество является также средством физического воспитания, активно способствуя формированию здорового оптимистически настроенного человека, выработке таких качеств как выносливость, настойчивость в преодолении физических трудностей, дисциплинированность, инициатива. Занятия художественной деятельностью активно снимают утомление, переключают человека с монотонных движений на виды художественной деятельности пронизанной эстетическими переживаниями и радостью, содействуют выработке у участников, особенно в театральных и танцевальных коллективах, легкости и красоты походки, изящества фигуры, осанки, выносливости и координации движений, подвижности.

Принципы воспитания

1. Принцип идейности и целенаправленностивоспитания означает, что весь воспитательный процесс в коллективах художественной самодеятельности и их художественно-пропагандическая деятельность должны быть подчинены целям формирования всесторонне развитой личности. Принцип этот направлен против стихийности в воспитательной работе, он требует от педагога ясной идейно-художественной позиции и умения оперативно, убедительно, активно и последовательно претворять её в жизнь

2. Принцип связи воспитания с жизнью ипрактикой. Предполагает такую организацию воспитания, при которой участники, чувствующие общественную значимость своей деятельности. Регулярные выступления перед учащимися, «своим» учебным и трудовым коллективом, оказание шефской помощи другим, начинающим товарищам, участие в смотрах, фестивалях, праздниках искусства, в торжественных мероприятиях предприятия, учреждения, района, населённого пункта – далеко не полный перечень форм деятельности, посредством которых реализуется этот принцип.

3. Уважение к личности участника в сочетании с разумной требовательностью к нему – другой принцип воспитания. С самого начала участник должен чувствовать доброжелательность со стороны педагога и своих товарищей. Только на основе благожелательных взаимоотношений и положительного климата в коллектива становится возможным проявить и развить способности и дарование, испытать чувства радости, а следовательно достичь определенных воспитательных целей. Педагог должен создать такую атмосферу, чтобы каждый из участников смог проявить активность и самостоятельность, иметь право отстаивать свою точку зрения, рассчитывая на то, что его выслушают с уважением и пониманием.

Воспитание в коллективе эффективно только в том случае, если выполняется 4. принцип учётаиндивидуальных и социально-психологических особенностей участников. Педагог, конечно, должен учитывать возраст, накопленный опыт, общее и специальное развитие участников. Ведь каждый из них обладает своей спецификой мышления и воображения, эмоций и чувств, воли и т.д.

С младшими следует работать иначе, чем со старшими и старшими подростками, и тем более со взрослыми людьми. По-разному протекает воспитательный процесс с участниками, которые имеют высшее образование и высокую квалификацию или невысокий уровень образования и низкую квалификацию, являются жителями крупного города или небольшого населённого пункта. Есть определённые различия в подходе к участникам и в зависимости от их пола. Нередко приходится учитывать особенности коллективов смешанного состава, в которых занимаются люди различного возраста, профессий, образования, пола. Недаром всё чаще сами руководители коллективов говорят о том, что они должны быть социологами и психологами.

Методы воспитания

Методы воспитания – это система целенаправленных действий педагога и руководимых им участников по преобразованию материала, в процессе которых происходит формирование убеждений и ценностей, общественно значимых видов деятельности и взаимоотношений.

1. Метод внушения – система действий и операций, с помощью которых педагог стремится передать участникам отношение к художественному произведению, явлениям и процессам жизни, фактам.

У педагога имеются впечатления о произведении, которые он стремится живо и образно передать участникам. Но как это сделать? По опыту он знает, что не следует сообщать свое видение в форме конкретного писания, ибо это помешает построению самим участникам своего индивидуального переживания и представления. Педагог стремится путем внушения пробудить участников к активному переживанию, при котором их воображение дополняется, как бы корректируются им, передаёт своё отношение к идейно-художественному замыслу сильными и слабыми ударениями и паузами, интонацией, внутренним темпо-ритмом, контрастными сопоставлениями, метафорами, сравнениями и другими средствами. Главное для него не буквально воспроизвести своё видение произведения, а дать почувствовать его смысловой строй.

Особенно сильно действует метод внушения при работе над произведением, требующим использования различных выразительных средств, психофизических и словесных действий, музыкального и танцевального исполнения, которые комплексно влияют на зрительные, слуховые, моторно-двигательные ощущения.

2. Метод убеждения. Его отличие от метода внушения в том, что педагог воздействует на сознание мышления участников, адресуется к их разуму и системой аргументов обоснованно доказывает, что именно так, а не иначе следует исполнять инструментальное, вокальное, хоровое произведение, воспринимать художественное слово, спектакль, танец, их интерпретировать и оценивать. Аргументы должны быть настолько доказательны, чтобы участники поняли и почувствовали их убедительность.

3. Метод побуждения. Для метода побуждения характерно то, что сознательно сформированные ценности и идеалы помогают занять жизненную позицию, являются руководством к практической деятельности внутри и вне коллектива. Метод побуждения – это призыв к действию.

4. Метод поощрения направлен на то, чтобы выделить и закрепить положительные действия участников. Он используется в различных вариантах: в форме одобрения («правильно», «хорошо», и т.п.); похвалы – когда высказывается более развёрнутое отношение к поступку («я доволен вашими успехами», «вчера вы удачно выступили», я рад за вас»).

5. Метод наказания направлен на сдерживание негативных поступков во внутри – и внеколлективной деятельности и взаимоотношениях. Он может иметь форму осуждения, недовольства, замечания, предупреждения, наказания. Эти методы эффективны только в том случае, если несут воспитательную направленность и применяются объективно и справедливо. Желательно, чтобы и поощрения и наказания как бы исходили от самих участников, его актива, а не только от руководителя.

Формированию общественно ценных качеств личности способствуют различные воспитательные ситуации: коллективных разбор произведения, совершенного поступка, поездка с выступлениями в соседний населённый пункт, требующая ответственности и самостоятельности, оказание шефской помощи начинающему коллективу и т.п. В таких ситуациях методы воспитания используются в различных сочетаниях. Особенность же выбора тех или иных ситуаций зависит от конкретных воспитательных целей и задач, которые решает коллектив на определённой стадии своего развития.



2020-03-17 327 Обсуждений (0)
Характеристика принципов и методов воспитания в самодеятельном 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика принципов и методов воспитания в самодеятельном

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (327)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)