Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Философия науки в системе современного научного знания.



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Философия науки в системе современного научного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок




Философия науки: предмет, структура, функции.

Наука – это система объективно-истинных и логически взаимосвязанных форм и образований Н. знания, таких как понятие, суждение, концепция, теория, и использующих для своего формирования совокупность научных средств и методов. Философия науки – область философии, которая изучает общие закономерности и тенденции научного познания, рассматриваемые в исторически изменчивой социокультурной среде.

Предмет ФН: общие закономерности функционирования научного знания, изучение рождения, трансляции знания, его критериев научности и проверяемости.

Объект ФН: изучение науки как особой социальной реальности. Когда представитель философии науки имеет дело со специализированными текстами естествознания или обществознания, то объектом его изучения являются не физические поля, не элементарные частицы, не процессы развития организма, не исторические катаклизмы и т. д., а научное знание, способ производства этого знания, принципы его организации и функционирования, динамика, методы познавательной деятельности и т. д.

В философии науки необходимо выделять три основных ее уровня:

1. общую философию науки как целого;

2. философию отдельных областей и видов научного знания (естествознания, математики, гуманитарных наук, технико- технологического знания);

3. философию отдельных наук и дисциплин (механики, астрономии, истории, социологии и т. д. и т. п.).

Основными разделами философии науки являются: онтология науки, гносеология науки, логика и методология науки, аксиология (ценностная составляющая) науки, общая социология науки, философские вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, философские проблемы научно-технической политики и управления наукой.

Функции ФН:

1) выработка онтологических оснований науки;

2) формирование гносеологической базы научной деятельности;

3) разработка логических и методологических основ науки;

4) выработка и создание модели научной рациональности;

5) освещение проблем научного творчества;

6) раскрытие возможностей использования системного подхода и синергетики в исследовательской работе;

7) анализ языка науки;

8) разработка стратегической доктрины науки;

9) разработка классификации наук;

10) выяснение связи науки и общества;

11) освещение проблемы эффективности науки;

12) выяснение взаимоотношений науки и политики;

13) освещение связи науки и религии;

14) подведение под науку аксиологических оснований;

15) раскрытие проблем этики науки;

16) анализ эстетических проблем науки;

17) оценка социального назначения науки.

Философия науки в системе современного научного знания.

Для человека как разумного существа бесконечно важнее любой специальной научной теории представляется решение вопросов о том, что же такое наш мир в целом, какова его субстанция, имеет ли он какой-либо смысл и разумную цель, имеет ли какую либо цену наша жизнь и наши деяния, какова природа добра и зла, и т.д. Словом, человек спрашивает и не может не спрашивать не только как, но что, почему и зачем. На эти вопросы у науки нет ответа, точнее она их и не ставит, и не может разрешить. Разрешение их лежит в области философского мышления. Каждая наука - это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении - это сумма обрывков. Философия же дает систему знания о мире как целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот “интеграл”, строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п. “Ее задача — не одна какая-нибудь сторона существующего, а все существующее, вся вселенная в полноте своего содержания и смысла; она стремится не к тому, чтобы определить точные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а к тому, чтобы понять их внутреннюю связь и единство”.

1. Философия разрабатывает определенные “модели” реальности, сквозь “призму” которых ученый смотрит на свой предмет исследования (онтологический аспект). Философия дает наиболее общую картину мира в его универсально-объективных характеристиках, представляет материальную действительность в единстве всех ее атрибутов, форм движения и фундаментальных законов. Эта целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях реального мира формируется в результате обобщения и синтеза основных частно- и общенаучных понятий и принципов.

2. Философия “вооружает” исследователя знанием общих закономерностей самого познавательного процесса, учением об истине, путях и формах ее постижения (гносеологический аспект).

3. Философия дает науке наиболее общие принципы, формулируемые на основе определенных категорий. Эти принципы реально функционируют в науке в виде всеобщих регулятивов, универсальных норм, требований, которые субъект познания должен реализовать в своем исследовании (методологический аспект). Изучая наиболее общие закономерности бытия и познания, философия выступает в качестве предельного, самого общего метода научного исследования.

4. От философии ученый получает определенные мировоззренческие, ценностные установки и жизненные ориентиры, которые — иногда в значительной степени (особенно в гуманитарных науках) — влияют на процесс научного исследования и его конечные результаты (аксиологический аспект).

5. Влияние философии на процесс специально-научного исследования и построение теории заключается, в частности, в том, что ее принципы “при переходе от умозрительного к фундаментальному теоретическому исследованию выполняют своеобразную селективную функцию. Последняя заключается в том, что из множества умозрительных комбинаций исследователь реализует только те из них, которые согласуются с его мировоззрением”.

6. Существенное влияние на развитие познания философия оказывает своей “умозрительно-прогнозирующей” функцией. Речь идет о том, что в рамках философии (а точнее — в той или иной ее форме) вырабатываются определенные идеи, принципы, представления и т. п., значимость которых для науки обнаруживается лишь на будущих этапах эволюции познания. Таковы, в частности, идеи античной атомистики, которые стали естественнонаучным фактом лишь в XVII— XVIII вв.

Это будет полезно знать (тоже из семинаров, скорее всего к вопросу №2) Концепции взаимодействия философии и науки:

Трансценденталистская (О. Конт), или натурфилософия, или метафизическая. Суть концепции – науки как таковой не было, и философия объявлялась наукой наук, осуществляя умозрительные функции. Антиинтеракционистская (И. Кант, Гегель). Философия и наука стали восприниматься как противоположности. Разделен предмет и метод этих двух областей. И. Кант за философией “оставил” гносеологию, теорию познания, а онтологию отвел науке. Гегель “оставил” философии диалектический метод, а науке – метафизический. (наука – сама себе философия). Это период научно-технических революций. Позитивисты призывали созерцать и описывать предметы, но не исследовать и не объяснять.

Новая метафизическая концепция говорит о кардинальной специфике философии и науки. Это экзистенциализм и философия жизни.



2020-03-17 212 Обсуждений (0)
Философия науки в системе современного научного знания. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Философия науки в системе современного научного знания.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (212)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)