Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.



2020-03-17 297 Обсуждений (0)
Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок




Наука как целостный феномен возникает в Новое время вследствие отделения от философии и проходит в своем развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение объекта и субъекта познания. Для возникновения науки в XVI – XVII вв., кроме общественно-экономических (утверждение капитализма), социальных (перелом в духовной культуре, подрыв господства религии и схоластически-умозрительного способа мышления) условий, необходим был определенный уровень развития самого знания, запас фактов, подлежащих осмыслению и обобщению.

Образ современной науки, отмечал А. Эйнштейн, был определен в эпоху Нового времени. Леонардо да Винчи, Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт полагали главными ценностями новой науки ее светский характер, критический дух, объективную истинность, практическую полезность.

Изменялось и само понимание науки. По мнению ученых Нового времени, она должна перестать быть созерцательно-наблюдательной. Прорывом в ее понимании было открытие экспериментальной основы науки. Античная культура знала лишь теоретическую и логическую основы науки, но этого было недостаточно в эпоху, когда наука заявила о себе как об относительно самостоятельном явлении культуры. Наука могла развиваться, определяя свои собственные основы, к которым следует отнести экспериментальные исследования, а в более широком смысле — методологические основы. Человек стал активным началом в исследовании природы, отсюда стремление познать принципы функционирования механизмов и самого человека.

Конструктивный характер новоевропейской науки выразил Г. Галилей, вводя метод идеализации. Галилей преобразует физику Аристотеля о движении и вводит идею тождества кругового и прямолинейного движения. Оно становится теоретическим образом (идеализацией) совершенства движения. Новая наука всецело полагалась на авторитет знания; она, считал Декарт, должна все подвергать сомнению с целью выявления исходных интеллектуально очевидных положений. Инструментом исследования становилась математика. Онтологическое обоснование значимости математики дал Галилей: “Книга природы написана языком математики”. Эта методологическая установка была воспринята всеми последующими учеными, что означало переход от качественного описания явлений природы, характерного для натурфилософии, к математическому описанию, вскрывающему взаимоотношения и закономерности.

Само построение новоевропейской науки было совершено И. Ньютоном. Великий ученый оставил огромное научное наследство в разных областях науки — оптике, астрономии, математике. Главным в его творчестве было создание основ механики, открытие закона всемирного тяготения и разработка теории движения небесных тел. В итоге формируется образ классической науки. Характерной ее особенностью становится опора на авторитет знания.
Основные представители: Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Мишель Монтень, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мартин Лютер, Галилео Галилей и др.

 

8. Сущностные черты классической науки. Классическая наука ( XVI -сер. XIX вв.), исследуя свои объекты, стремилась при их описании и теоретическом объяснении устранить по возможности все, что относится к субъекту, средствам, приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого детерминизма. Основные открытия:

1. Гелиоцентрическое учение, Николай Коперник;

2. Формулировка законов классической механики и закона всемирного тяготения, абсолютного пространства и времени, Исаак Ньютон;

3. Химия, переодическая система элементов Менделеева;

4. Создание карпускулярно-волновой теории, Фарадей, Максвелл;

5. Клеточная теория, Шлейден, Шванн;

6. Закон сохранения и превращения энергии, Джоуль;

7. Теории эволюции живой природы, Ж. Б. Ламарк, Ч. Дарвин. Последние четыре открытия не укладывались в классическую механистическую концепцию и послужили основными причинами ее пересмотра.

Основные принципы:1. Принцип господства натурализма (признания объективного существования природы, которая управляется естественными законами);2. Редукционизм (высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам);3. Принцип единства законов земного и небесного миров;4. Мир качественно однороден, есть только количественные различия;5. Наличие жестких причинно-сдедственных связей;6. Зная координаты тела во Вселенной, а также силы, действующие на него, можно абсолютно точно предсказать положение в следующий и предыдущий момент времени, т.е. принцип ретросказуемости и предсказуемости. Если точный ответ невозможен – результат нашего незнания;7. Объект исследования – материальные предметы;8. Уверенность существования конечного предела делимости материи;9. Господствует механизм, классическая механика – основная парадигма;10. Процесс познания рассматривается как зеркальное отражение природы;11. Мир принципиально познаваем, можно найти абсолютную истину;12. Описание объекта без примесей субъективности;13. Методология: квантитаризм (учет количественных параметров), эксперимент, математическая модель объекта, дедуктивный метод.



2020-03-17 297 Обсуждений (0)
Формирование опытной науки в новоевропейской культуре. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Формирование опытной науки в новоевропейской культуре.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (297)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.02 сек.)