Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современного мира.
По мере развития производительных сил возобладало утилитарное отношение человека к природе, другому человеку. Современная эпоха ставит вопрос о переходе к новому пути социальных механизмов,который следует назвать коэволюционным или гармоническим. Глобальная ситуация, в которой оказалось человечество, отражает и выражает всеобщий кризис потребительского отношения человека к природным и социальным ресурсам. Разум подталкивает человечество к осознанию жизненной необходимости гармонизации связей и отношений в глобальной системе "Человек - Техника - Природа". В связи с этим особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальными проблемами называют те, которые имеют общечеловеческий характер, затрагивают интересы человечества в целом и каждого отдельного человека практически в любой точке планеты. Все глобальные проблемы современности можно свести к трем основным группам: 1) Проблемы экономического и политического взаимодействия государств: a) проблема предотвращения мировой термоядерной катастрофы и создания благоприятных условий для социального прогресса всех стран и народов; b) проблема преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка; 2) Проблемы взаимодействия общества и природы: a) предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; b) обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием); c) освоение мирового океана и космического пространства; 3) Проблемы взаимоотношений людей и общества: a) проблема роста народонаселения; b) проблема охраны и укрепления здоровья людей; c) проблемы образования и культурного роста; В 1-ой группе проблем названы проблемы интерсоциальные, преимущественно политические. И это не случайно. Отношение между государствами планеты, проблема демилитаризации человечества - ключевая глобальная проблема. Милитаризм стал "раковой опухолью" человечества. Военно-промышленный комплекс отвлекает от созидательных целей огромные трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Кроме того, ядерные державы накопили такое количество расщепляющихся материалов, что его достаточно для многократного уничтожения всего живого на планете. Но "потепление" международного климата, сокращение гонки вооружений создает политические и экономические предпосылки снятия проблемы термоядерной катастрофы. Однако проблема полной демилитаризации человечества может быть решена только на основе устранения угнетения и эксплуатации одного народа другим, преодоления экономической отсталости развивающихся стран и установления справедливого международного экономического порядка. Суть экологической проблемы заключается в опасном для существования человечества нарушения равновесия биосферных процессов. Человек на первых этапах своей истории был естественным звеном биосферы и биотического кругооборота, сегодня же он своими действиями нарушает естественый ход вещей: a) из недр Земли извлекается млрд. тонн полезных ископаемых; b) расходуется млрд. тонн растительной массы c) выбрасывается в атмосферу промышленная углекислота d) в Мировой океан и реки сбрасывается нефть и нефтепродукты, поэтому обостряется с каждым днем проблема питьевой воды e) смог над городами f) исчезают многие виды животных и растений Но дело в том, что изменения в биосфере, в том числе и катастрофические, происходили и будут происходить независимо от человека, поэтому речь должна идти не о полном послушании природе, а о гармонизации природных и социальных процессов на основе гуманизации НТП и коренного переустройства всей системы общественных отношений. Без этого невозможно решение глобальных проблем, входящих в третью группу. Первая из них - это проблема народонаселения. Речь идет здесь в первую очередь о соотношении процессов воспроизводства населения и общественных способов производства материальных благ. Если производство материальных благ отстает от роста населения, то материальное положение людей будет ухудшаться. И наоборот, если прирост населения сокращается, то это в конечном счете приводит к старению населения и сокращению производства материальных благ. Острой глобальной проблемой остается проблема образования. В настоящее время почти каждый четвертый житель нашей планеты в возрасте старше 15 лет остается неграмотным. Решение этой проблемы, как и других, упирается в нехватку материальных средств для развития системы образования, в то же время, как мы уже отмечали, огромные ресурсы поглощает военно-промышленный комплекс. Для высвобождения и использования этих ресурсов во благо человечества необходимы новый мировой порядок, новое мышление, новый человек.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (198)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |