Классификация информационных и коммуникационных технологий
Информационные и коммуникативные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Важнейшими современными устройства ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникации вместе с размещенной на них информацией. В настоящее время классификация информационных и коммуникативных технологий проводится по следующим признакам: - Способу реализации в (автоматизированных) информационных системах (АИС) - Степени охвата задач управления - Классам реализуемых технологических операции - Типу пользовательского интерфейса - Технологиям обработки информации - Обслуживаемой предметной области [8; с. 5] Рассмотрим подробнее некоторые признаки. . По способу реализации информационные и коммуникативные технологии делятся: · Традиционные; · Современные. Традиционные существовали в условиях централизованной обработки данных, до периода массового использования персональной электронно-вычислительной машины (ПЭВМ). Они были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости пользователя. Например, инженерные и научные расчеты, формирование регулярной отчетности на предприятиях и др. Современные (новые) связаны в первую очередь с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени. . По степени охвата информационными технологиями задач управления выделяют: электронную обработку данных, автоматизацию функций управления, поддержку принятия решения, электронный офис, экспертную поддержку. В первом случае электронная обработка данных выполняется с использованием ЭВМ без пересмотра методологии и организации процессов управления при решении локальных математических и экономических задач. Во втором случае при автоматизации управленческой деятельности вычислительные средства используются для комплексного решения функциональных задач, формирование регулярной отчетности и работы в информационно - справочном режиме, для подготовки управленческих решений. К этой же группе относятся информационные технологии поддержки принятия решений, которые предусматривают широкое использование экономико - математических методов и моделей, пакеты прикладных программ (ППП) для аналитической работы и формирование прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время информационные технологии, получившие название электронного офиса и экспертной поддержки принятия решений. Электронный офис предусматривает наличие интегрированных ППП, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большое распространение приобретают электронные офисы, сотрудники и оборудование которых могут находиться в разных помещениях. Необходимость работы с документами, материалами и базами данных конкретного предприятия или учреждения привела к появлению электронных офисов, включенных в соответствующие сети ЭВМ. . В зависимости от вида обрабатываемой информации, информационные и коммуникативные технологии могут быть ориентированы на: § Обработку данных (например, электронные таблицы, алгоритмические языки, системы программирования и т.д.); § Обработку тестовой информации (например, тестовые процессоры, гипертекстовые системы и т.д.); § Обработку графики (например, средства для работы с графикой, средства для работы с векторной графикой); § Обработку анимации, видеоизображения, звука (инструментарий для создания мультимедийных приложений); § Обработку знаний (экспертные системы). Распределение достаточно условное, т.к. большинство информационных технологий позволяет поддерживать и другие виды информации. . Технология обработки информации на компьютере может заключаться в заранее определенной последовательности операций и исключать возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме. 5. По обслуживаемым предметным областям информационные технологии подразделяются разнообразно. Например, в экономике можно выделить: бухгалтерский учет, банковская, налоговая и страховая деятельность и др. Также информационные и коммуникативные технологии широко применяются в науке, образовании, культуре, производстве, военном деле и т.д. [8; с. 5] В области образования информационные и коммуникативные технологии применяются для решения двух основных задач: обучения и управления. В обучении информационные и коммуникативные технологии могут быть использованы, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. С этой точки зрения информационные и коммуникативные технологии, используемые в обучении, делятся на две группы: · Технологии предъявления учебной информации; · Технологии контроля знаний. По мнению Дружинина В.И, к числу бескомпьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся бумажные, оптотехнические, электронно-технические технологии. Они отличаются друг от друга средствами предъявления учебной информации и соответственно делятся на бумажные, оптические и электронные. К бумажным средствам обучении относятся учебники, учебные и учебно-методические пособия; к оптическим - эпипроекторы, диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, лазерные указки; к электронным телевизоры и проигрыватели лазерных дисков. [9; с. 85] К числу компьютерных информационных технологий предъявления учебной информации относятся: технологии, использующие компьютерные обучающие программы; мультимедиа технологии; технологии дистанционного обучения. [9; с. 85] Можно классифицировать информационные и коммуникативные технологии по степени взаимодействия между собой. Например, дискретное и сетевое взаимодействие; взаимодействие с использованием различных вариантов обработки и хранения данных; распределенная информационная база и распределенная обработка данных. Особое место занимают сетевые технологии, которые обеспечивают взаимодействие многих пользователей. Глобальная информационная технология включает модели, методы и средства, формализующие и позволяющие использовать информационные ресурсы общества. Базовая информационная технология предназначена для определенной области применения (научные исследования, обучение и т.д.) Самыми распространенными информационными технологиями являются: · Редактирование текстовых данных; · Обработка табличных и графических данных. [12; с. 22] Информационные и коммуникативные технологии можно классифицировать по следующим критериям: функционально-ориентированные технологии; предметно-ориентированные технологии; проблемно-ориентированные технологии. Функционально-ориентированные технологии предназначены для реализации одной из типовых относительно автономных задач обработки информации. Такие технологии могут обладать довольно высокой степенью универсальности и быть доступными для разработки и воспроизводства при минимальном участии будущего потребителя. Предметно-ориентированные информационные технологии предназначены для решения конкретной специфической задачи в конкретной области. Они максимальным образом удовлетворяют частным требованиям данного применения и могут обладать наименьшей степенью универсальности. Как правило, их появление невозможно без участия будущего пользователя. Однако часто удается обобщить требования со стороны ряда конкретных приложений и выделить некоторые типовые прикладные проблемы. Отсюда возникает понятие проблемно-ориентированной информационной технологии, которое занимает в определенной степени промежуточное положение функционально-ориентированной и предметно-ориентированной технологией. Потенциальные пользователи такой технологии могут принять участие в ее разработке только на начальной стадии обобщения и типизации конкретных задач или конечной стадии - при разработке некоторых специализированных дополнений. Это позволяет основную часть технологии создавать автономно от пользователя и применять унифицированные технические решения. [31; с. 256] В соответствии с выбранной классификацией к функционально-ориентированным информационным технологиям относятся: математические вычисления; математическое моделирование; программирование; обработка текстовой информации; обработка табличной информации; обработка изображений; обработка сигналов; передача и распределение информации. Проблемно-ориентированные технологии базируются на использовании: информационно-поисковых систем; без данных и без знаний; обучающих систем; систем автоматизации научных исследований; настольно-издательских систем; систем для перевода с одного языка на другой. Примерами предметно-ориентированных информационных технологий могут служить технологии для: медицинских систем; общего и специального профессионального обучения; средств массовой информации; игровых и развлекательных систем; применений в быту. В зависимости от поставленных целей возможно использование и других критериев классификации. [1; с. 102] По мнению Бурункина Д.А. существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным предоставляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ. Основные структурные элементы такой классификации отражены в схеме. [21; с. 87]
Схема 1. Классификация средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе
С вопросами применения средств ИКТ в учебном процессе традиционно тесно связаны технологии и средства измерения, контроля и оценки результатов обучения. Действительно, в настоящее время практически во всех учебных заведениях системы открытого образования компьютерная и телекоммуникационная техника применяется в целях педагогических измерений и контроля. Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда коррелируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности. [2; с. 213] Построение таких средств ИКТ должно опираться на максимальный учет специфики разработки и педагогического применения тестовых систем и соответствующих компьютерных продуктов. Любой тест представляет собой совокупность нескольких тестовых заданий, каждое из которых является минимальной составляющей единицей теста, состоящей из условия (вопроса) и в зависимости от типа задания может содержать или не содержать набор ответов для выбора. [30; с. 208] Существует распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий: · закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных; · открытой формы, где ответы дают сами испытуемые; · на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества; · на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений. [36; с. 20] Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. Рассмотрев различные классификации современных информационных технологий, мы выявили, что соответственно целям, выделяют основные направления применения информационных технологий: в качестве средств и инструментов обучения, как средство творческого развития обучаемого, в качестве средств автоматизации процессов контроля, коррекции, психодиагностики, для интенсификации и совершенствование управления учебным заведением и учебным процессом на основе использования системы современных информационных технологий. Вывод по главе: Таким образом, изучая теоретическую литературу по данной проблеме, мы установили что: Информационные технологии -этосовокупностью методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации, для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности. Все информационные технологии можно классифицировать: . В качестве средств и инструментов обучения: обучающие, тренажерные, информационно-поисковые и справочные, демонстрационные, имитационные, лабораторные, моделирующие, расчетные и учебно-игровые. 2. Способу реализации в (автоматизированных) информационных системах (АИС) . Степени охвата задач управления. . Классам реализуемых технологических операций. . Типу пользовательского интерфейса. . Технологиям обработки информации. . Обслуживаемой предметной области. В следующей главе будет рассмотрено использование современных информационных технологии в учебном процессе для активизации учебной деятельности и изучен опыт учителей - практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (479)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |