Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе
Содержание
Введение Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе Сущность понятия «современные информационные технологии» Классификация информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе Глава 2. Педагогические условия использования информационных технологий в образовательном процессе Использование современных информационных технологий в учебном процессе для активации учебной деятельности Из опыта педагогической деятельности по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе Заключение Литература
Введение
Cовременный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективностью. В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечение ее безопасности. Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний. Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы: - интеграция различных предметных областей; - модернизация традиционной системы предметного обучения; - накопление образовательных ресурсов; - освоение учителем современных информационных технологий; - организация личностно-ориентированного обучения; - творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями. Изложенное, на наш взгляд, актуализирует настоящее исследование, делает его востребованным и современной наукой, и общественной практикой. В своем исследование мы будем опираться на научные исследования ученных, по данной проблеме таких как: концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др.); концепции использования информационных технологий в обучении (В.И. Варченко, Дуванов А.А, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов). Мы считаем, что через активизацию познавательной деятельности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным. Как этого можно достичь? В своей работе мы используем современные принципы педагогической техники, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств» В последнее время проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании широко обсуждается в сети Интернет: Всероссийский Интернет-педсовет; Сеть творческих учителей, Открытый класс. Объект исследования - современный образовательный процесс. Предмет исследования - педагогические условия использования современных информационных технологий в современном образовательном процессе. Цель нашей работы теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования современных информационных технологий для активизации учебной деятельности. Гипотеза исследования: Процесс обучения может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИКТ, так как: . Их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся. 2. Использование ИКТ усиливает мотивацию и активность учащихся В ходе исследования были поставлены следующие задачи: 1. Определить понятие информационные технологии; 2. Рассмотреть существующие классификации информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе; . Изучить использование современных информационных технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности; . Познакомиться с опытом учителей-практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе. Методы исследования: - теоретические: изучение психолого-педагогической, учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования. эмпирические: анализ педагогов-практиков, педагогическое наблюдение. социологические: психолого-педагогическая диагностика, тестирование, анкетирование, анализ продуктов учебной деятельности. Статистическая обработка данных.
Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе Сущность понятия «современные информационные технологии»
Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ, в своей профессиональной деятельности. Слово технология (от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. [26; с. 42] В более узком смысле технология-это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых фактов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям. Автор «Толкового словаря основных терминов» А.М. Берлянт дает такое объяснение: «Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)». [3; с. 96] Схожее по некоторым аспектам определение понятия информационные технологии можно найти в «Большом словаре иностранных слов» под редакцией Л.М. Суриса: « Информационные технологии (от анг. Information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники». [33; с. 204] Похожий взгляд выражает В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [6; с. 167] Это же понятие в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова объясняется так: «Информационные технологии - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере». [37; с. 214] В «Энциклопедическом словаре» Г.В. Осипова понятие информационные технологии объяснено следующим образом: «Информационные технологии - это способы создания, фиксации, переработки и распространение информации. [23; с. 109] На образовательном портале « Сеть творческих учителей Rusedu» дается такое объяснение понятию информационные технологии: «Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности». [16]. В Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии трактуются так: «Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». [38] Захарова Н.И в своей статье информационные технологии объясняет так: «Информационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации». [11; с. 34] По мнению, педагога высшей категории Трутневой Т.П информационные технологии - это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требования завтрашнего дня. [35; с. 8] Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств, связи полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. [28; с. 55] Существует другой взгляд на информационные технологии. Кузнецова А.Г. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». [18; с. 94] Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случаи информационные и коммуникативные технологии можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации. Таким образом, рассмотрев термин информационные технологии, в свое работе мы возьмем за основу определение изложенное на образовательном портале «Сеть творческих учителей Rusedu» Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |