Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе



2020-03-17 345 Обсуждений (0)
Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок




Содержание

 

Введение

Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе

Сущность понятия «современные информационные технологии»

Классификация информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе

Глава 2. Педагогические условия использования информационных технологий в образовательном процессе

Использование современных информационных технологий в учебном процессе для активации учебной деятельности

Из опыта педагогической деятельности по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе

Заключение

Литература

 


 

Введение

 

Cовременный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективностью.

В настоящее время трудно представить себе существование вне поля информации и информационных технологий. Возрастающий объем различных видов информации заставляет внедрять новые, более усовершенствованные методы и средства ее обработки, а современные условия жизни предъявляют все более высокие требования к способам ее хранения, передачи, обеспечение ее безопасности.

Образование, будучи неотъемлемой частью жизни человека, является одновременно источником новых знаний в данной области и сферой применения этих знаний.

Таким образом, использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного образования. Сегодня учитель по любой школьной дисциплине должен уметь подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

Основной целью при решении данной проблемы является совершенствование образовательного процесса, создание единой образовательной среды, повышение качества образования. Для этого необходимы:

- интеграция различных предметных областей;

-  модернизация традиционной системы предметного обучения;

-  накопление образовательных ресурсов;

-  освоение учителем современных информационных технологий;

-  организация личностно-ориентированного обучения;

-  творческий взаимообмен между учителем и учеником, между учителями.

Изложенное, на наш взгляд, актуализирует настоящее исследование, делает его востребованным и современной наукой, и общественной практикой.

В своем исследование мы будем опираться на научные исследования ученных, по данной проблеме таких как:

концептуальные труды по проблеме творчества и психологии личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, A.M. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн, др.);

концепции использования информационных технологий в обучении (В.И. Варченко, Дуванов А.А, В.В. Давыдов, A.A. Кузнецов).

Мы считаем, что через активизацию познавательной деятельности учащихся можно достичь повышения эффективности усвоения учебной программы, культурного уровня учащихся, воспитания у них эстетического вкуса и высоких нравственных качеств. Чтобы решить эту задачу, урок надо сделать современным.

Как этого можно достичь? В своей работе мы используем современные принципы педагогической техники, изложенные Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе информационно-коммуникативных средств»

В последнее время проблема использования информационно-коммуникационных технологий в образовании широко обсуждается в сети Интернет: Всероссийский Интернет-педсовет; Сеть творческих учителей, Открытый класс.

Объект исследования - современный образовательный процесс.

Предмет исследования - педагогические условия использования современных информационных технологий в современном образовательном процессе.

Цель нашей работы теоретически обосновать педагогические условия эффективного использования современных информационных технологий для активизации учебной деятельности.

Гипотеза исследования: Процесс обучения может быть эффективным, если в учебной деятельности будут использоваться ИКТ, так как:

. Их использование оптимизирует деятельность учителя и учащихся.

2. Использование ИКТ усиливает мотивацию и активность учащихся

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

1. Определить понятие информационные технологии;

2. Рассмотреть существующие классификации информационных и коммуникативных технологий по цели использования в учебном процессе;

.   Изучить использование современных информационных технологий в учебном процессе для активизации учебной деятельности;

.   Познакомиться с опытом учителей-практиков по использованию современных информационных технологий в образовательном процессе.

Методы исследования:

- теоретические: изучение психолого-педагогической, учебно-методической и специальной литературы по проблеме исследования.

эмпирические: анализ педагогов-практиков, педагогическое наблюдение.

социологические: психолого-педагогическая диагностика, тестирование, анкетирование, анализ продуктов учебной деятельности.

Статистическая обработка данных.

 


 

Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе

Сущность понятия «современные информационные технологии»

 

Информатизация современного общества и, в частности, образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий. В сфере образования эти технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия учителя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области своего предмета, но и уметь применять ИКТ, в своей профессиональной деятельности.

Слово технология (от греч. techne- искусство , logos-учение.) в самом общем понимании означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. [26; с. 42]

В более узком смысле технология-это комплекс научных и инженерных знаний, реализованных в приемах труда, наборах материальных, технических, энергетических, трудовых фактов производства, способах их соединения для создания продукта или услуги, отвечающих определенным требованиям.

Автор «Толкового словаря основных терминов» А.М. Берлянт дает такое объяснение: «Информационные технологии - это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта)». [3; с. 96]

Схожее по некоторым аспектам определение понятия информационные технологии можно найти в «Большом словаре иностранных слов» под редакцией Л.М. Суриса: « Информационные технологии (от анг. Information technology) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе с применением вычислительной техники». [33; с. 204]

Похожий взгляд выражает В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»: «Информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы». [6; с. 167]

Это же понятие в «Толковом словаре» Д.Н. Ушакова объясняется так: «Информационные технологии - совокупность четко определенных целенаправленных действий персонала по переработке информации на компьютере». [37; с. 214]

В «Энциклопедическом словаре» Г.В. Осипова понятие информационные технологии объяснено следующим образом: «Информационные технологии - это способы создания, фиксации, переработки и распространение информации. [23; с. 109]

На образовательном портале « Сеть творческих учителей Rusedu» дается такое объяснение понятию информационные технологии: «Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности». [16].

В Федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии трактуются так: «Информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов». [38]

Захарова Н.И в своей статье информационные технологии объясняет так: «Информационные технологии - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации». [11; с. 34]

По мнению, педагога высшей категории Трутневой Т.П информационные технологии - это не просто элемент современного образовательного процесса, но и требования завтрашнего дня. [35; с. 8]

Прохоров Ю.В. определяет информационную технологию как «создаваемую прикладной информатикой совокупность систематических и массовых способов и приёмов обработки информации во всех видах человеческой деятельности с использованием современных средств, связи полиграфии, вычислительной техники и программного обеспечения. [28; с. 55]

Существует другой взгляд на информационные технологии. Кузнецова А.Г. считает, что информационные технологии в обучении представляют собой «совокупность методов и средств обучения, направленных на формирование у учащихся определённых знаний, умений и навыков». [18; с. 94]

Современное понимание этого слова включает применение научных и инженерных знаний для решения практических задач.

В таком случаи информационные и коммуникативные технологии можно считать технологии, направленные на обработку и преобразование информации.

Таким образом, рассмотрев термин информационные технологии, в свое работе мы возьмем за основу определение изложенное на образовательном портале «Сеть творческих учителей Rusedu» Информационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединённых в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижение трудоёмкости процессов использования информационных ресурсов, повышения их надёжности и оперативности.

 



2020-03-17 345 Обсуждений (0)
Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 1. Современные информационные технологии в образовательном процессе

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (345)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)