Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет педагогики и ее функции



2020-03-17 165 Обсуждений (0)
Предмет педагогики и ее функции 0.00 из 5.00 0 оценок




педагогический образование обучение воспитание

Под предметом той либо другой науки обычно принято понимать некоторая часть идеальной, духовной реальности, которая представляет собой логически связанную, которая базируется на разуме, совокупность размышлений ученого о том либо другом объекте действительности. Данного рода размышления не могут охватить всей сложности исследуемого объекта, практически всегда имеют объект-субъектный характер, т.е. выражают не только сущность объекта, но и индивидуальную позицию исследующего субъекта, самого ученого и по этой причине всегда лишь в той либо другой степени соответствуют объекту.

По мере усложнения содержания педагогической деятельности, роста многообразия ее форм стал необходим и специальный анализ педагогических отношений, как и других областей социальной действительности. Из совокупности данных размышлений сформировалась еще в Древнем мире особая отрасль знаний, которая существовала первоначально в виде составной части других наук, таких, как философия, история, а затем уже, к Новому времени, она организовалась в самостоятельную науку [1, с. 163].

На современном этапе предмет педагогики как науки определяют в качестве совокупности размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

Педагогика, следовательно, представляет собой науку, которая призвана раскрывать сущность и закономерности образовательных процессов в развитии личности, которая разрабатывает практические пути повышения их результативности.

Характером предмета педагогической науки обусловлена ее тесная взаимосвязь с практикой в связи с тем, что ее главной задачей выступает не только описательно-объяснительная, но и нормативно-конструктивная функция, т.е. задача улучшения существующей педагогической практики.

Размышления современной педагогической науки имеют направленность, как правило, на решение ряда трудных вопросов, ее "вечных проблем".

Во-первых, это проблема определения целей образовательной деятельности.

Общеизвестно, что целеполагание - это задача первостепенной важности для любого вида деятельности. Для корабля, который не имеет пристани, говорил римский философ Сенека, никакой ветер не будет попутным. Трудность решения этой задачи заключена в том, что каждая историческая эпоха в развитии народов, государств отменяет одни и выдвигает перед людьми другие социальные цели.

Несмотря на это, за последнее столетие цели социального развития нашей страны менялись несколько раз, с полной ясностью они не определены еще и на современном этапе. Между тем без ответа на вопрос, для чего мы воспитываем людей, во имя каких целей, идеалов образовательная деятельность не может быть эффективной. Но любая цель может быть реализована только в том случае, если она является реальной, если она соответствует действительным возможностям [4, с. 69].

По этой причине еще одна важная проблема педагогической науки заключается в исследовании человеческих возможностей, природы человека. К примеру, "если педагогика имеет цель воспитать человека во всех отношениях, говорил великий русский педагог К.Д. Ушинский, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях" [6, с. 131].

И хотя узнать человека в полной мере не удалось до настоящего времени еще никому, тем не менее, общепризнано, что искать разгадку тайны человеческой природы необходимо в его внутреннем мире, в его душе, в сфере его психики. По этой причине можно заключить, что уяснение уникальности человека станет возможным только на базе укрепления связей педагогики с психологией, только посредством "психологизации" педагогической науки и практики.

Другими словами, педагогика, опираясь на психологию, должна четко ответить на вопрос: кого учить?

Сложность ответа на этот вопрос заключен в том, что природа людей не только устойчива, но и весьма динамична, она непрерывно меняется вместе с изменением окружающей природной и социальной среды, в связи с чем в каждый данный момент образовательная система оказывается в результате этих изменений перед лицом совершенно новых задач в связи появлением нового "человеческого материала".

Только на основе выяснения данных проблем может быть положительно решена и третья: проблема конкретного содержания образовательной деятельности в виде набора тех либо других учебных предметов, разработки учебных планов и программ, соответствующих как целям, так и конкретным условиям обучения, прежде всего составу обучаемых. Таким образом, еще одной важной проблемой педагогической науки и практики является ответ на вопрос: чему учить? [4, с. 74].

Педагогика призвана найти ответ и на вопрос: как учить?, т.е. определить, какие именно методы, приемы, технологии образовательной деятельности наиболее соответствуют поставленным целям, установленному содержанию обучения и наличному составу учащихся.

С целью осмысления своего предмета, разрешения указанных проблем педагогическая наука разрабатывает специальный инструментарий в виде совокупности специальных понятий.

Как и любая наука, педагогика выполняет определённые функции, решает ряд актуальных для человечества задач.

К основным функциям педагогической науки можно принято относить следующие [5, с. 214]:

- объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

- преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);

- прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).

Основные задачи педагогики заключаются в следующем [5, с. 216]:

- выявление закономерностей воспитания и обучения, закономерностей, которые проявляются во взаимосвязи воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе, а также закономерностей управления образованием;

- изучение и обобщение педагогической практики, опыта педагогической деятельности;

- разработка новых способов и средств обучения, воспитания, управления образовательными структурами;

- прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее;

- внедрение в практику образования результатов педагогических исследований.

Таким образом, обобщая вышесказанное, можно заключить, на современном этапе педагогика представляет собой многоплановую науку, которая охватывает различные виды образовательной деятельности по обучению и воспитанию детей, молодежи и взрослых. Овладение как общей теорией, так и конкретными прикладными отраслями педагогической науки - необходимое условие эффективной образовательной деятельности.


Заключение

 

Сформулируем основные выводы по результатам проведенной работы:

. Объект педагогики - одна из разновидностей социальных взаимоотношений между людьми, а именно разновидность, обеспечивающая развитие, совершенствование человека. Если, к примеру, экономическая наука изучает коммуникации между людьми, которые складываются в процессе производства ими материальных благ, а культурология исследует процессы производства духовных ценностей, то педагогика анализирует процесс совершенствования человека на базе накопленного людьми социального опыта, без которого невозможно любое производство, ни материальное, ни духовное, так как только человек является субъектом любого рода социальных отношений.

. На современном этапе предмет педагогики как науки определяют в качестве совокупности размышлении об образовательной действительности и методах ее совершенствования.

. К основным функциям педагогической науки можно принято относить следующие:

- объяснительную (описание и объяснение педагогических явлений и процессов, выявление их причин, установление их закономерностей, условий их существования, функционирования и развития);

- преобразующую (совершенствование педагогической практики на основе фундаментального знания);

- прогностическую (обоснованное предвидение развития педагогической реальности).




2020-03-17 165 Обсуждений (0)
Предмет педагогики и ее функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет педагогики и ее функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (165)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)