SWOT -анализ предприятия
Для анализа среды применяется метод СВОТ (SWOT) - сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) -является широко признанным подходом, который позволяет провести общее изучение внешней и внутренней среды. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а затем выявление цепочек связи между ними. Также SWOT - анализ заключается в применении усилий для превращения слабостей в силу и угроз в возможности, развитие сильных сторон фирмы в соответствии с ее ограниченными возможностями . Сильные стороны - это то, что предприятие делает хорошо, или позитивные внутренние характеристики организации, которые могут быть использованы для достижения стратегических целей. Предприятие ООО «Ремстройэнерго» закладывает фундамент в конкурентоспособность производимых предприятием услуг, поэтому анализ сильных сторон и определение путей усиления слабых для предприятия имеет очень важное значение. Для оценки значимости различных факторов на конкурентные преимущества предприятия ООО «Ремстройэнерго» будем использовать SWOT - анализ. Для этого выявляем сильные и слабые стороны предприятия (таб.1).
Таб 1.«Сильные и слабые стороны предприятия»
Из таблицы видим, что суммарная оценка сильных сторон предприятия больше, чем слабых 5,6>3,6. Суммарная оценка 3,6 свидетельствует о достаточно сильном влиянии недостатков на конкурентные преимущества предприятия. Но всё же, стоит слабые стороны как-то устранять. Всё время должна проводиться антикризисная политика предприятия для эффективной и прибыльной работы. После того как конкретный список слабых и сильных сторон предприятия составлен, наступает этап выявления связей между ними. Для этого используем схему SWOT - анализа, которая имеет общий вид. Составим данную матрицу по выявленным сильным и слабым сторонам предприятия (рис. 3).
Рис3. «Взаимосвязь сильных и слабых сторон предприятия»
Проведя этот анализ можно сделать выводы, что предприятию необходимо расширить номенклатуру производимых услуг, но обязательно нужно учитывать то, что может произойти снижение конкурентоспособности предприятия, изменение потребностей потребителей или форс-мажорные обстоятельства. Необходимо повышение профессиональных качеств персонала, создание эффективной системы внутрифирменного планирования для системы рационального использования времени и стратегий предприятия. Обязательно нужно создать маркетинговый отдел для высокой дистрибуции, продвижение услуг, рекламы, изучения потребностей потребителей в данной сфере, да и вообще, хорошей связью с общественностью. Но в этом случае стоит учитывать то, что персонал этого отдела будет профессиональным и квалифицированным. Для оценки влияния возможностей на предприятие используем метод позиционирования с помощью матрицы возможностей (таб.2)
Таб.2 «Матрица возможностей»
Для оценки угроз на предприятии используем метод позиционирования с помощью матрицы угроз (таб.3)
Таб 3. «Матрица угроз»
Те угрозы, которые попадают на поля ВУ, ВСУ и НУ (в период углубления экономического кризиса в стране, изменение потребностей потребителей и форс-мажорные обстоятельства), представляют очень большую опасность для предприятия и требуют немедленного и обязательного устранения. Теперь построим прогноз реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» на основе интерполяции и экстраполяции (таб 4).
Таб 4. «Данные по объёму реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003 – 2009 гг.»
На основе таблицы построим 3 корреляционных поля. Построение и расчёт выполним в Excel. Выполним добавление линии тренда. На вкладке тип выберем линии тренда: линейная, экспоненциальная и полиноминальная.
Рис 4. Объём реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008 гг. при линейной зависимости линии тренда. Рис 5. Объём реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008 гг. при экспоненциальной зависимости линии тренда.
Рис 6. Объём реализации услуг на ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008 гг. при полиноминальной зависимости линии тренда
Таб 5. Сводная таблица подученных результатов
Проанализировав величину коэффициента достоверности аппроксимации, можно сделать вывод, что для представленных исходных данных лучшей зависимостью является полиноминальная , так как R2=0,9212 – наиболее близок к 1. То есть при полиноминальной зависимости наилучшим образом подобранно уравнения реализации товарной продукции ООО «Ремстройэнерго» за 2003-2008гг. Теперь определим будущие объёмы продаж на 2009-2010 годы на основе экстраполяции(рис.7)
Рис 7. Прогнозирование реализации услуг ООО «Ремстройэнерго» за 2009-2010 гг. на основе экстраполяции.
Таб 6. Прогноз на будущие объемы продаж
В результате проведенного прогноза на последующие 2 года деятельности предприятия можно увидеть тенденцию увеличения объемов продаж. Рост объема продаж свидетельствует о высокой конкурентоспособности продукции. Однако расчетный показатель за 2009 год. (270000тыс. грн.) отличается от планового (290500 млн. грн.). Это говорит о том, что при планировании не были учтены такие факторы как банкротство банков и мировой экономический кризис. Это говорит о необходимости распределения рисков при взаимодействии с банковской системы и разработки и проведении антикризисных мер, разработке и внедрения инвестиционных программ, дальнейшем обновлении и модернизации оборудования, применении прогрессивных технологий, контроля распределения и использования средств предприятия. Поэтому необходимо дальнейшее внедрение и функционированию системы автоматизированного контроля использования финансовых средств.
2.3 Предложения по совершенствованию вопроса планирования на Предприятии
Планирование на ООО «Ремстройэнерго» организованно системно и эффективно, но в период всемирного кризиса следует изменить некоторые направления и пункты планирования на предприятии. Кризис уже оставил свой след на экономике предприятия. Стало меньше заказов на металлические конструкции, много предприятий отказалось сотрудничать с ООО «Ремстройэнерго». Предприятие стоит на две ступени ниже, чем раньше. В связи с этим, следует провести антикризисную политику: - следует расширить номенклатуру услуг (маркетологи должны выяснить, в чём нуждаются сейчас потребители). Для этого нужно открыть маркетинговый отдел с квалифицированным менеджером, который будет изучать рынки сбыта; -должны проводиться агит-акции, информирование потребителей о новых услугах; - ООО «Ремстройэнерго» в основном раньше работало с большими фирмами, то сейчас оно должно переключиться на население и предоставлять не только крупные услуги, но и мелкие; - более гибко приспособиться к нынешней экономике и работать в этих условиях, не изменяя качества своих услуг, чтобы и дальше оставаться на высоком уровне у потребителей; - проводить акции по своим услугам (скидки, уценки, специальные предложения); - начальники всех отделов должны будут разработать свой анти-кризисный проект по своему виду деятельности; Что касается управления производственно-хозяйственной и сбытовой деятельностью предприятия, то лучше всего это осуществляется с помощью общеизвестных методов планирования и управления производственными и экономическими системами. Переход к интегрированным логистическим системам требует не только расширения методологической базы управления материальными потоками, но и модификации метода планирования и управления. К основным методам, применяемым для решения научных и практических задач в области логистики следует отнести методы системного анализа, методы теории исследования операций, кибернетический подход и прогностику. Применение этих методов позволит прогнозировать движение материальных, финансовых и информационных потоков, создать интегрированные системы их управления и планирования. В рамках логистической деятельности решаются четыре основные задачи. Специфика каждой из задач требует использования совершенно определенных методов. При управлении материальными, финансовыми и информационными потоками должно учитываться большое количество факторов, многие из которых носят случайный характер. В этом случае очень удобно использовать имитационное моделирование, тем более что компьютеризация охватывает на сегодняшний день практически все отрасли производства и процессы управления. Развитие автоматизации производства дает возможность достичь высокой степени интеграции всех производственных подразделений. Это уже не позволяет разрабатывать, автоматизировать и вводить в действие по отдельности этапы производственно-сбытового процесса. В сложившейся ситуации необходимы методы, которые, с одной стороны, позволят объединить все составляющие процесса в единое целое, а с другой - учесть постоянные изменения, т.е. неопределенность любой снабженческо-производственно-сбытовой системы. На рис.8 представлены основные задачи, решаемые в рамках логистической деятельности производственных предприятий.
Рис.8 основные задачи, решаемые в рамках логистической деятельности производственных предприятий.
Управление любым организационным процессом проходит последовательные стадии от планирования, исполнения и анализа исполнения бизнес процесса, корректировки ранее принятых решений или действий. Эта схема является традиционной схемой управления для многих производств и технологических процессов. И нужно её применить на нашем предприятии. Чтобы продолжать эффективно и качественно продолжать свою деятельность, предприятию ООО «Ремстройэнерго» следует усовершенствовать производственную структуру, объединив бригады, чтобы быстрее работать. Чтобы достичь предприятию положительного экономического эффекта в будущем, нужно чтобы результаты деятельности предприятия превышали свои затраты. А чтобы это получить, нужно расширить производство, либо экономить ресурсы на единицу продукта, либо и то, и другое. При этом увеличится реализация услуг, балансовая прибыль. Для примера, приведу политику по увеличению объёма предоставления услуг на предприятии. В таб.7 сравню данные с прошлыми годами.
Таб.7 Технико-экономические показатели.
Сопоставив данные, можно сделать вывод, что если увеличится объём услуг, то увеличится прибыль, а потом естественно и заработная плата работников, и количество работников (можно будет открыть маркетинговый отдел), и валовой объём. Поэтому рационально и эффективно внедрить новый ассортимент услуг, выйти на конкурентный рынок по новым услугам, провести анти-кризисную политику, улучшить структуру предприятия, увеличить объём предоставляемых услуг, открыть маркетинговый отдел, мотивировать работников премиями для эффективной, качественной и своевременной работы. А главное, планировать свою деятельность так, чтобы можно было, гибко приспособится к мировому кризису. Не экспериментировать над новыми услугами, а выбрать такие, какие более подходят к деятельности предприятия. И просто рассчитывать на свои возможности так, чтобы желания их не превышали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период, определения хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявления материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Являясь важнейшей составной частью управления, планирование тесно связано со всеми остальными его формами и методами. В частности, планирование взаимосвязано с хозяйственным расчетом, ценообразованием, материальным стимулированием труда и в то же время является составной частью (инструментом) перечисленных методов. Планирование (прогнозирование) заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Планирование даёт ответы на следующие вопросы: 1) Каково положение организации в настоящее время? Для этого нужно оценивать положение в области финансов, производства и других сферах. 2)каковы должны быть цели организации? Оценивая возможности и угрозы в окружающей среде, следует определить цели организации. Проведя SWOT-анализ ООО «Ремстройэнерго», я определила сильные и слабые стороны предприятия, его возможности и угрозы. Из этого можно сказать, что предприятие в условиях мирового кризиса работает эффективно, но не с таким успехом, как раньше. Уменьшился спрос на услуги, поэтому нужно увеличить ассортимент предоставляемых услуг и увеличить их объём для дальнейшей деятельности. Такая политика, по моему мнению, будет самой выгодной. Конечно, сразу не будет такого успеха, как раньше, но зато оно продержится на «плаву» во время всемирного кризиса. А после кризиса, уже будут составляться другие проекты по дальнейшей деятельности и развитию фирмы. ЛИТЕРАТУРА
1. И.Н. Герчикова. Менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1995, 478 с. [1] стр. 2. Менеджмент организации / под редакцией З.П. Румянцевой, Н.А. [2] стр. 3. Саломатина /. М.: ИНФРА - М., 1996, 430 с. [3] стр. 4. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента – М.: "Дело", 1992. [4] стр. 5. Глухов В.В. "Менеджмент", "Спецлит" Санкт-Петербург , 2000 [5] стр. 6. Котлер Ф. "Маркетинг. Менеджмент" "Питер", Санкт-Петербург 2001 [6] стр. 7. КузнецоваЮ.В. , Подлесных В.И. "Менеджмент" ИД "Бизнес-пресса", Санкт-Петербург 2001 [7] стр. 8. Максимцов М.М. «Менеджмент», Москва, ЮНИТИ, 1999 [8] стр. 9. Виханский О.С. «Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс», Москва, фирма «Гардарика», 1996 [9] стр. 10. Радугин А.А. «Основы менеджмента», Москва, Центр, 1998 [10] стр. 11. Волкова К.А. «Предприятие: стратегия, структура, положения об отделах и службах, должностные инструкции», Москва, ОАО «Издательство Экономика»», 1997 [11]стр. 12. Устав ООО " Ремстройэнерго". [12] стр.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (158)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |