Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота



2020-03-17 190 Обсуждений (0)
Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Хотя ответственность за разглашение государственной тайны в нашей стране существовала уже достаточно давно, первый законодательный акт, регулирующий правовой режим государственной тайны, был принят лишь в 1993 году. Таким актом стал Закон РФ от 21 июля 1993 года № 5485-I «О государственной тайне».

Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Засекречивание информации производится на основании следующих принципов (ст. 6 Закона):

1. принцип законности - конкретная информация должна соответствовать перечню сведений, составляющих государственную тайну;

2. принцип обоснованности - целесообразность отнесения указанных сведений к государственной тайне устанавливается путем экспертной оценки вероятного ущерба интересам государства и общества и на основании баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

.   принцип своевременности:

засекречивание с момента получения сведений,

засекречивание заблаговременно;

4. принцип обязательной защиты - сведения защищаются компетентными на то органами.

Статья 5 Закона определяет перечень сведений, составляющих государственную тайну. К ним, в частности, относятся:

) сведения в военной области: (о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и об использовании мобилизационных ресурсов; о планах строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, о направлениях развития вооружения и военной техники, о содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники; о разработке, технологии, производстве, об объемах производства, о хранении, об утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых в ядерных боеприпасах, о технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также о ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, о свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения; о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов; о дислокации, действительных наименованиях, об организационной структуре, о вооружении, численности войск и состоянии их боевого обеспечения, а также о военно-политической и (или) оперативной обстановке);

) сведения в области экономики, науки и техники (о содержании планов подготовки Российской Федерации и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационных мощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военной техники, об объемах производства, поставок, о запасах стратегических видов сырья и материалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственных материальных резервов; об использовании инфраструктуры Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о дислокации, предназначении и степени защищенности объектов административного управления, о степени обеспечения безопасности населения, о функционировании транспорта и связи в Российской Федерации в целях обеспечения безопасности государства; об объемах, о планах (заданиях) государственного оборонного заказа, о выпуске и поставках (в денежном или натуральном выражении) вооружения, военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностей по их выпуску, о связях предприятий по кооперации, о разработчиках или об изготовителях указанных вооружения, военной техники и другой оборонной продукции; о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, об опытно-конструкторских, о проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; о запасах платины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральном банке Российской Федерации, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производства и потребления стратегических видов полезных ископаемых Российской Федерации);

) сведения в области внешней политики и экономики (о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности Российской Федерации, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства);

) сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности (о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи, о шифрах, о разработке, об изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах и средствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и о фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности в Российской Федерации; о подготовке кадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства).

Таком образом, Закон «О государственной тайне» устанавливает базовый перечень сведений, составляющих государственную тайну (23 вида сведений, объединенных в четыре группы), далее этот перечень развивается в утвержденном Президентом РФ Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне, состоящем из 113 пунктов. Однако собственно практическая работа над засекречиванием сведений в ведомствах и организациях ведется на основе не этих общих перечней, а специализированных развернутых ведомственных перечней, которые официально не публикуются.

В судебной практике имел место случай, когда положения такого ведомственного перечня применялись в обоснование решений и действий органов предварительного следствия применительно к лицам, в отношении которых велось уголовное расследование. Речь в данном случае идет об официально не опубликованном и не зарегистрированном Приказе Министра обороны РФ от 10 августа 1996 г. N 055, утвердившем Перечень сведений, подлежащих засекречиванию в Вооруженных Силах РФ, на положения которого ссылались эксперты, проводившие экспертизу по уголовному делу, что, по мнению адвокатов обвиняемых, повлекло необоснованное привлечение к уголовной ответственности и осуждение. Ссылки экспертов на этот Приказ не рассматривались судом как аргумент адвокатов, а их требование об опубликовании Приказа N 055 не было удовлетворено по тем основаниям, что он не является нормативным актом, поскольку обращен не ко всем гражданам, а лишь к тем должностным лицам Министерства обороны РФ, которые по роду своей деятельности имеют отношение к засекречиванию.

Таким образом, и Закон «О государственной тайне», и Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, носят общий характер, и определить, какие конкретно сведения являются секретными, а какие нет, можно лишь при наличии развернутого перечня, который не носит межведомственного характера и не подлежит государственной регистрации и опубликованию.

В контексте рассмотренного уголовного дела, возможно, доводы суда были и оправданны, однако этот вывод крайне затрудняет для правоприменительной практики решение вопроса о предоставлении информации подобного рода. В вопросе о доступе к информации имеет место несколько другая ситуация, нежели в рассмотренном судом деле: здесь уже не так важно, касается ли этот перечень всех граждан либо он предназначен только для служащих Минобороны РФ. Если в соответствии с решением суда ведомственные перечни не должны быть опубликованы, то логично предположить, что в случае, когда запрос о предоставлении информации будет касаться сведений, зафиксированных в этом перечне, последует отказ. Однако интересно то, что само правовое основание, на котором в этом случае базируется решение об отказе в предоставлении информации, так же секретно, как и сами сведения. Разумеется, что эта ситуация абсурдна, и она требует решения.

Закон о государственной тайне определяет также перечень органов, которые осуществляют мероприятия по защите государственной тайны. К ним относятся: Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Служба внешней разведки Российской Федерации, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и их органы на местах, а также иные органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

В соответствии с установленным порядком необходимость отнесения сведений к государственной тайне следует обосновать тем органам или учреждениям, которыми эти сведения получены или разработаны. Далее на основе предложений органов власти Межведомственная комиссия по защите государственной тайны (18 человек в основном в ранге заместителей министров) формирует на основе ст. 5 Закона «О государственной тайне» перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, который также утверждается Президентом РФ. С учетом этого общего Перечня органами государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне (всего 27 человек в ранге руководителей министерств и ведомств), разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию.

Следующая составляющая института государственной тайны - это правовой механизм ограничения доступа к ней. Правительством РФ детально регламентирован порядок допуска должностных и иных лиц к государственной тайне. При этом Законом о государственной тайне установлена возможность проведения специальных проверочных мероприятий в отношении этих лиц. Без проведения таких мероприятий к государственной тайне допускаются члены Совета Федерации РФ и депутаты Государственной думы, судьи, адвокаты по делам, связанным с государственной тайной.

Процедура засекречивания представляет собой установление для информации одной из трех степеней (грифов) секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно», критерием которых является степень тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности страны в случае распространения этих сведений. При разглашении сведений особой важности ущерб наносится интересам Российской Федерации, при разглашении сведений с грифом «совершенно секретно» ущерб может быть причинен министерствам и ведомствам, при разглашении сведений под грифом «секретно» ущерб причиняется предприятиям, учреждениям и организациям.

Трем степеням секретности соответствуют три степени допуска должностных лиц к государственной тайне; при этом допуск к сведениям, имеющим гриф «особой важности», означает автоматический допуск к двум другим.

Следует отметить, что государственная тайна как информация существует исключительно в документированном виде, то есть фиксируется на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Такими реквизитами являются: степень секретности; данные о субъекте, осуществившем засекречивание; регистрационный номер; дата или условие рассекречивания информации.

Закон регламентирует порядок оборота государственной тайны. Ее передача осуществляется после проведения соответствующей экспертизы и оформляется специальным соглашением. Новый хранитель сведений, составляющих государственную тайну, обязан соблюдать режим ограниченного доступа и защиты. Передача сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам, также детально регламентирована Правительством РФ.

Не подлежат засекречиванию следующие сведения:

. Сведения о чрезвычайных происшествиях, катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан;

. Сведения о состоянии экологии, здравоохранения, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства и преступности;

. Сведения о привилегиях, компенсациях, льготах, предоставляемых всем субъектам;

. Сведения о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

. Сведения о ресурсах золотого запаса и государственных валютных резервов;

. Сведения о состоянии здоровья высших должностных лиц;

. Сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти и должностными лицами.

В определенных случаях режим государственной тайны для какой-либо информации может быть снят. Закон о государственной тайне (ст. 13) предусматривает два таких случая:

взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;

изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, обязаны периодически, но не реже чем через каждые 5 лет, пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащих засекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и их соответствия установленной ранее степени секретности.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.

Защита государственной тайны - не только правовая, техническая, но и культурологическая проблема. Решение ее зависит от уровня информационной культуры в обществе. Неотъемлемой частью этой культуры является восприятие легитимности и обоснованности установления правовых регламентов в отношении информации ограниченного доступа, в том числе и государственной тайны, а также осознание того, что эффективность функционирования института государственной тайны - одно из условий деятельности самого государства, обеспечения его суверенитета, реализации его претензий на достойное место в мировом сообществе.

 



2020-03-17 190 Обсуждений (0)
Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственная тайна как предмет, изъятый из гражданского оборота

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (190)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)