Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Личностные особенности несовершеннолетнего осужденного



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Личностные особенности несовершеннолетнего осужденного 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Динамика преступлений несовершеннолетних осужденных за последние годы дает основание делать определенные выводы в части неэффективности политики государства по предупреждению антиобщественного образа жизни, а так же исправлению переступивших закон несовершеннолетних.

В самом общем виде под личностью преступника мы понимаем лицо, совершившее преступление. При этом нельзя не учитывать, что совокупность признаков, характеризующих лицо до совершения преступления и после его осуждения, представляется практически неизменной, так как осужденный - это, прежде всего, преступник.

Понятие личности преступника не может быть ярлыком для обозначения наиболее опасных правонарушителей. Это понятие - исходная позиция криминологической теории личности, мысленное воспроизводство реального объекта и не имеет смысла и силы вне его. Понимание общественной опасности таким образом, что человек, обладающий подобными качествами, может совершить преступление, не предполагает фактически преступного поведения. Это качество может быть реализовано в поведении, а может и не быть, что зависит как от самой личности, так и от внешних обстоятельств, способствующих (препятствующих) такому поведению и даже исключить его. Изучение личности преступника необходимо строить на твердой правовой основе, то есть должна изучаться личность тех, кто по закону признается субъектом преступления. В связи с этим важно понимать, что рассматриваемая категория имеет временные рамки: с момента совершения преступления, удостоверенного судом, и до отбытия уголовного наказания, а не до момента констатации исправления. При исследовании данного вопроса В.Н. Кудрявцев пишет: "После отбытия наказания человек уже не преступник, а поэтому не может рассматриваться как личность преступника".

Изучение личностных особенностей несовершеннолетних преступников должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и проникать во все звенья исправительных учреждений, обеспечивая решение следующих задач: 1) правильной классификации в пределах одного исправительного учреждения; 2) установление соответствующего режима для каждой категории заключенных; 3) разумной ориентации трудовых процессов; 4) целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; 5) правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; 6) повышение педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений.

Несовершеннолетним по уголовному законодательству является лицо, которому ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18. Термин "несовершеннолетний" чаще всего применяется в юриспруденции и указывает на лицо, которое с правовой точки зрения не является взрослым; в превентивной, юридической психологии и пенитенциарной педагогике обозначает особую демографическую группу преступников, достигших возраста уголовной ответственности. Нижняя граница этого возраста - 14-15 лет верхняя 16-18 лет, что соответствует старшему подростковому и юношескому периодам развития человека.

При неблагополучном социальном развитии и нарушенной социализации возникают различные формы девиантного поведения подростка, которые зачастую связаны и с совершением различных преступлений.

Девиантное поведение - стереотип поведенческого реагирования, который связан с нарушениями соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения.

В многообразии научных течений и школ современной девиантологии, данное поведение рассматривается как поступок, действие человека, не соответствующее официальным установкам или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям. В этой связи в настоящее время уже аксиоматичным стало положение о том, что главными "носителями" социальной патологии выступают представители преимущественно тех групп, которые наиболее остро реагируют на изменения общественной ситуации, и это, прежде всего, подрастающее поколение.

В.Т. Кондрашенко характеризует нарушение поведения как "отклонение от нормы внешне наблюдаемых действий (поступков), в которых реализуется внутреннее побуждение человека. Они могут проявляться как в практических действиях (реальное нарушение поведения), так и в высказываниях, суждениях (вербальное нарушение поведения). Нарушения поведения, или дисморессии (от лат. dis - нарушение, morres - поведение), включают в себя отклонения в поведении здорового человека; девиантное поведение и нарушения поведения при нервно-психических заболеваниях - моресопатии". Для характеристики первой группы расстройства необходимы социальные, психические, правовые и иные критерии, а для характеристики второй группы нарушений поведения, наоборот, нужны медицинские критерии, так как речь в этом случае идет о клиническом проявлении заболевания.

Ценностные ориентации, сложившиеся в обществе, не формируют у молодежи стереотипов правомерного поведения и негативного отношения, как к любым формам преступного поведения, так и к самим правонарушителям. Более того, в молодежной среде отклоняющееся поведение превращается в социально приемлемый и негласно одобряемый тип поведения. Переход девиантного и делинквентного отклонения от социальных норм в криминальное может произойти в любой момент времени при наличии определенных жизненных обстоятельств и готовности субъекта к совершению преступления.

Вызывает интерес предложенная Г.Беккером периодизация преступной карьеры. Первичное нарушение социальных норм обычно носит случайный характер. Затем движущей силой правонарушений становится выгода или получение удовольствия. Арест и осуждение закрепляют за человеком статус преступника. На следующей стадии происходит активная реализация социального статуса, которым общество заклеймило осужденного. Конечным этапом криминализации, по Г.Беккеру, является вступление человека в банду преступников.

Механизм преступного поведения рассматривается как процесс взаимодействия неблагоприятной для субъекта социальной ситуации, а так же комплекса его психологических свойств.

Эндогенные преступники - лица со сформировавшейся психической конституцией (взглядами, убеждениями, характером, способностями), предрасположенные к известным видам преступной деятельности: они сами ищут условия и обстоятельства, чтобы реализовать свой преступный замысел. Высшей степенью предрасположения к совершению преступления обладают преступники-профессионалы. Основной признак профессионального преступника - склонность к удовлетворению своих потребностей посредством совершения правонарушений, образующая как бы "установку" его личности на определенное преступление.

Экзогенные преступники - это лица, совершившие преступления вопреки своим расчетам и ожиданиям. Обстоятельства так резко и быстро изменились, что под давлением их человек не удержался на пути честной трудовой жизни и совершил преступление. Данная категория преступников характеризуется пониженным коэффициентом сопротивляемости неблагоприятным внешним обстоятельствам.

Особую роль в становлении девиантологии сыграла социобиологическая теория деструктивности Э. Фромма, который выделяет: - поведение, связанное с оборонной, ответной реакцией на угрозу (доброкачественная агрессия), механизм которого передается человеку на генном уровне; - деструктивное поведение, вызванное страстью к абсолютному господству (злокачественная агрессия), природа которого социальна. Истоки деструктивности - в пороках культуры и образа жизни индивида. Современные общественные системы, по мнению Э. Фромма, деструктивны: "Достижение современного индустриального общества состоит в том, что оно пришло к существенной утрате традиционных связей, общих ценностей и целей. В массовом обществе человек чувствует себя изолированным и одиноким, даже будучи частью массы; у него нет убеждений, которыми он мог бы поделиться с другими людьми, это общие денежные интересы (которые одновременно являются и антагонистическими)".

Вся история учения о природе правонарушений - это в основном история борьбы двух направлений. Сторонники одного из них считают правонарушения явлением социальным, сторонники второго - биологическим. Родоначальник биологического направления в криминологии - итальянский психиатр Чезаре Ломброзо утверждал, что преступление - явление столь же естественное, как рождение, болезнь, смерть. Существуют "врожденные" преступники, которые отличаются от обычных людей различными антропологическими и психологическими признаками. на основании этого он считал, что основными направлениями предупреждения преступности должна стать пожизненная изоляция, лечение или прямое физическое уничтожение "врожденных" преступников.

Принципиальная точка зрения другой группы ученых заключается в том, что они рассматривают правонарушения как социальное явление, которое не может быть объяснено с биологических позиций. Л.С. Выготский писал, что "если внутри организма биологическое и социальное может рассматриваться как сложная форма, в которой одно является инобытием другого, действие этих факторов вне организма явно обнаруживает подчиненность и зависимость биологического фактора от социального". Понимание преступности как социального явления не исключает необходимости исследований соотношения социального и биологического в человеке. Признание социальной природы правонарушений означает возможность борьбы с ними посредством общественных мер воздействия. Однако такой подход к проблеме не означает полного игнорирования влияния биологических факторов на формирование личности и поведение несовершеннолетнего правонарушителя. Целостность человека, обладающего единой социальной сущностью и наряду с этим наделенного природными силами живого, чувственного существа, основана на диалектике взаимодействия социального и биологического.

К биологическим факторам, кроме наследственности, относятся также пол, возраст, функции внутренних органов, физическое и психическое здоровье. Ведущие специалисты в области генетики и криминологии подчеркивают, что биологические особенности личности неспецифичны и сами по себе не порождают преступности, но влияют на динамику поведения человека, являясь условием, морфологической и психофизиологической базой восприятия человеком социальной природы. Сказанное в полной мере относится и к любой форме девиантного поведения. Камнем преткновения в споре между сторонниками биологического и социального направлений в криминологии является генетический фактор. На сегодняшний день не доказана прямая связь между наследственными свойствами человека и его преступным поведением. Все люди биологически неодинаковы, обладают различными способностями, темпераментом и восприятием. Личность же формируется, прежде всего, под воздействием различных социальных факторов.

Исследуя данную проблему С.А. Биличева выделяет следующие факторы, обуславливающие асоциальное поведение: индивидный фактор, действующий на уровне психобиологических предпосылок асоциального поведения и затрудняющий социальную адаптацию индивида; психолого-педагогический фактор, проявляющийся в дефектах школьного и семейного воспитания; социально-психологический фактор, раскрывающий неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением; личностный фактор, проявляющийся в активно-избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, а так же в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения; социальный фактор, определяющийся социальными, социально-экономическими условиями существования общества.

Ю.М. Антонян пишет: "К сожалению, в судебных приговорах отсутствует анализ личности и мотивы совершенного преступления. В них чаще всего встречается перечисление "грехов"… Хотелось бы подчеркнуть, что распространенное мнение, будто бы убийцы день и ночь маются мыслью о том, что они кого-то убили, и их гложет угрызение совести, - это выдумка, по большей мере, писателей. Нет, убийцы не сожалеют. И одна из главных причин этого "несожаления" - бездушие судебной машины, которая равнодушно перемалывает их, не выясняя мотивов совершения преступления".

Человеческая натура - это не сумма врожденных, биологически закрепленных побуждений, но и не безжизненный слепок с матрицы социальных условий; это продукт исторической эволюции в синтезе с определенными врожденными механизмами и законами.

В научной литературе дана убедительная критика биологизации преступного поведения и его причин. Человека вообще нельзя выделить в каком-то "чистом виде" его биологической особенности, применительно к нему не может стоять вопрос о "социологическом" и "биологическом". Человек не получает от рождения готовой социальной программы, она создается в нем общественной практикой в ходе индивидуального развития. Разумеется, не исключено, что в результате патологии, врожденной или приобретенной, нарушается нормальный процесс социализации индивида, и он вследствие болезненного состояния не может в должной мере руководить своими действиями или отдавать себе отчет в них.

Важный социальный фактор, способствующий формированию девиантного поведения, представляет собой неформальная группа несовершеннолетних с асоциальными тенденциями. Реакция группирования является естественной психологической реакцией в подростковом возрасте. На определенном этапе формирования личности подростка такая неформальная группа может стать главным регулятором девиантного поведения. Группы играют основную роль в формировании личности несовершеннолетних правонарушителей, выступая в качестве их референтных групп и предпочитаемой среды общения. Как отмечает К.Е. Игошев, около 75% из общего числа изучаемых несовершеннолетних совершили преступления в составе групп. Чаще всего группой совершаются такие преступления, как грабежи, разбои, кражи, хулиганства (от 80 до 90%). В криминальных группах подростков собираются в основном "трудные" подростки, воспитывающиеся в неблагополучных семьях (по данным исследования в Колосовской ВК - 33% - приложение 3)

По определению А.И. Долговой, "криминальные группы - это среда, формирующая и стимулирующая мотивацию антиобщественного поведения". Члены криминогенных групп не имеют четкой ориентации на совершение преступлений, и большинство преступлений совершают в проблемных, конфликтных ситуациях или благоприятных для этого условиях. Мотивом совершения преступлений несовершеннолетними в большей мере выступают корысть, желание удовлетворить свои потребности в материальной сфере. К ведущим мотивам можно отнести стремление самоутвердиться, занять и удержать в коллективе определенную позицию. "Потребность в самоуважении, как свидетельствуют многие результаты криминологических исследований, чаще всего лежит в основе преступлений, связанных с нарушением общественного порядка".

Психодинамика поведения несовершеннолетних осужденных различна. Вызвано это не только заболеванием, но и составом преступления, сроком наказания, низким социально-экономическим статусом их семей, социальным сиротством, проблемами школьного и общественного воспитания, а так же повышенной активностью и импульсивностью в период отбывания наказания. Жизненные ценности несовершеннолетних осужденных не отличаются многообразием. Большинство характеризуется незрелостью суждений, неспособностью отвечать за свои дела и поступки, неумением логически мыслить, эгоизмом, чрезвычайной сконцентрированностью на самих себе.

Наиболее типичным психологическим состоянием несовершеннолетнего осужденного является ожидание, безнадежность, отчаяние, фрустрация. До 30% страдают отклонениями в психофизическом и интеллектуальном развитии из-за неврозов, психопатий, задержки психического развития.

Сегодня иерархия ценностей несовершеннолетних осужденных определяется главным образом по принципу пользы. При этом существенным фактором является сама среда - исправительное учреждение как место лишения свободы. Свобода как ценность занимает ведущее место, так как через нее для осужденных реализуются и все остальные ценности. Стремление к материальным благам объясняется не только существенными режимными ограничениями в удовлетворении потребностей личности в еде, одежде и т.д., но и как способ поддержания "авторитета" в воспитательной колонии.

Несовершеннолетние осужденные всегда находятся под пристальным вниманием многих людей: воспитателей, учителей, контролеров и др. лиц. Это очень большая эмоциональная и психологическая нагрузка. В результате эмоционального напряжения наблюдается скептическое и замкнутое отношение к др. людям, что в какой-то степени защищает их от чувства собственной неполноценности, является способом выглядеть достойно. Осужденные с низкой самооценкой пытаются изменить свое поведение, показать независимость и таким образом "спрятать" свои истинные чувства. Поэтому часто среди воспитанников наблюдается шумное и вызывающее поведение с целью обратить на себя внимание. Так осужденные пытаются не только адаптировать свое "Я" к условиям колонии, но и приспособить условия колонии к своему "Я".

Лишение свободы, помещение несовершеннолетнего в ВК сопровождается различными психофизическими реакциями личности подростка на изменение условий жизни, обусловленной нахождением в следственном изоляторе, угрозой наказания, повышенной тревожностью.

Профессор И.П. Башкатов справедливо отмечает, что жизнедеятельность несовершеннолетних осужденных в ВК рассматривается как постоянный дистресс с его острыми и длительными физическими и психическими последствиями.

Для оценки степени проявления дистрессовых состояний у несовершеннолетних осужденных очень важным является анализ кризисных жизненных ситуаций, в которых они оказались в результате совершения преступления, нахождения под следствием, а так же ведущих стрессовых событий в колонии, определяющих их дальнейшее развитие и фиксацию личностных и поведенческих отклонений.

Асоциально-криминальная субкультура является одним из наиболее серьезных препятствий, возникающих при организации нормальной деятельности ВК. Известный психолог-пенитенциарист В.Ф. Пирожков отмечает, что несовершеннолетние в условиях социальной изоляции включаются в специфическую среду, где собраны лица с разной степенью запущенности и в которой в связи с этим могут преобладать социально-негативные нормы, ценности, традиции, то есть своя "тюремная субкультура", оказывающего на несовершеннолетнего непосредственное воздействие и в значительной мере определяющего его поведение. Усвоение норм "тюремной субкультуры" таит в себе опасность дальнейшей криминализации личности несовершеннолетнего, повышения им своего "профессионально-преступного" мастерства. Не случайно места социальной изоляции на уголовном жаргоне именуются "академией", "институтом повышения квалификации".

В результате подобных изменений в сознании воспитанников в коллективе воспитанников одобряются преступные ценности и стандарты, что в свою очередь существенно ослабляет влияние педагогического воздействия.

Таким образом, мы рассмотрели основные уровни отклонения социальных норм, способствующие формированию личности несовершеннолетнего преступника. При рассмотрении психолого-педагогической характеристики личности несовершеннолетнего осужденного основное внимание было уделено психическим отклонениям, которые возможны при попадании в воспитательную колонию. Мы пришли к выводу, что несовершеннолетние осужденные отличаются достаточно выраженной и устойчивой совокупностью личностных свойств и особенностей, знание и учет которых является необходимой предпосылкой для успешной организации педагогического воздействия на них.



2020-03-17 191 Обсуждений (0)
Личностные особенности несовершеннолетнего осужденного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Личностные особенности несовершеннолетнего осужденного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (191)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)