Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


История становления учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
История становления учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Наказание является исторически конкретным явлением и его содержание зависит от того, в рамках какой общественно-экономической формации оно существует, в каких социальных, экономических, идеологических, политических, моральных и культурных взглядах происходит его становление и развитие. Изучение предшествующего опыта назначения наказания несовершеннолетним преступникам имеет практическую ценность, важно для совершенствования современного законодательства.

История развития пенитенциарной науки об исправлении осужденных неразрывно связана с развитием государства и общества в целом. В научной литературе данный процесс представляется в виде определенных этапов, каждый из которых характеризуется постепенным переходом от физических наказаний преступнику, в том числе и малолетнему, до формирования определенной системы наказаний и специальных учреждений, занимающихся их исполнением.

Во все времена наказание отождествлялось с карой и возмездием, направленной на восстановление социальной справедливости. Еще со времен древнеримского права до наших времен дошел закон "Телиона", сущность которого выражается в принципе "око за око, зуб за зуб". Наказание преступника в соответствии с данным принципом в современном обществе неосуществима, т.к. не учитывает многих факторов, в соответствии с которыми преступление стало возможным.

На протяжении довольно длительного исторического периода в России отсутствовала правовая база, определяющая специфику ответственности несовершеннолетних преступников.

В российских памятниках периода феодализма (XII-XVвв.) - Новгородской, Псковской Судебных грамотах специального указания об ответственности несовершеннолетних не имеется. Судебники 1497 и 1550 гг. также не оговаривали основания и порядок наступления ответственности несовершеннолетних при совершении преступлений.

Соборное Уложение, принятое в период становления централизованного Российского государства, характеризовалось ужесточением карательной политики государства, вводило устрашение как основную цель наказания. Основное внимание уделялось ответственности за государственные преступления с подробным описанием условий и процедур наказания за их совершение. Касательно применения уголовного закона в отношении несовершеннолетних действовал принцип - дети, не знавшие об измене виновного, наказанию не подлежали, а знавшие наказывались наряду с изменником: "А жены будет, и дети таких изменников про ту измену ведали, и их по тому же казнить смертию".XVIII века в истории Российского государства характеризовались интенсивной правотворческой деятельностью Петра I, Екатерины II в области уголовного законодательства. Исследователи насчитывают только около 400 указов уголовно-правового характера. В этот период в Российской империи происходит дальнейшее укрепление централизованной власти. Уголовное законодательство было призвано способствовать решению задач становления абсолютизма, в связи с чем продолжилось дальнейшее ужесточение уголовной репрессии. Артикул воинский 1715 года предлагал учитывать при назначении наказания малолетство как смягчающее, либо исключающее наказание обстоятельство: "Наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма отставляется, если … вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть" (Артикул 195).

Указ Екатерины II 1765 года "О производстве дел уголовных, учиненных несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников" установил совершенный возраст по криминальным делам в 17 лет. Он постановил: "с лицами, совершившими преступление в возрасте свыше 17 лет поступать по установленным законам, сохраняя при том к поданным матернее милосердие … употреблять в изыскании справедливости больше милосердия, нежели жестокости; к лицам младше 17 лет, не заслуживающим смертной казни и подлежащим телесному наказанию, применять наказание: от 15 до 17 лет плетьми, а от 10 до 15 лет розгами, а не батожьями, а тех, кому 10 лет и меньше отдавать для наказания отцам, матерям или помещику".

Следующим этапом в развитии законодательства о наказании несовершеннолетних явилось Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г., которое содержало целый ряд охранительных норм в отношении несовершеннолетних. Уложение рассматривало несовершеннолетие как обстоятельство, уменьшающее вину и строгость наказания (ст.142 Уложения), предусматривало специальные правила назначения и замены наказаний для этой категории виновных. Статья 98 Уложения среди причин, по которым преступление не должно было быть вменяемо в вину, называло малолетство в таком возрасте, когда подсудимый не мог еще иметь понятия о свойстве деяния. В ст. 100 Уложения предусмотрено: "Дети, не достигшие семи лет от роду и потому еще не имеющие достаточного о своих деяниях понятия, не подлежат наказаниям за преступления и проступки: они отдаются родителям, опекунам или родственникам, для вразумления и наставления их впоследствии".

Данный законодательный акт ст. 143-150 Главы "Об обстоятельствах, уменьшающих вину и наказание" определял правила назначения и замены наказания несовершеннолетним. Возрастная группа преступников в возрасте от 7 до 10 лет признавалась действующей без разумения и не подвергалась наказанию, что фактически вводило возраст уголовной ответственности с 10 лет. Вопрос о наказании преступников 10-14 летнего возраста зависел от того, с "разумением" ли действовал подросток. При этом критериев для признания действий в "разумении" не вводилось. Для данной категории несовершеннолетних, действовавших с разумением, наказание подлежало обязательному смягчению, и могли быть применены: ссылка в Сибирь, заключение в монастыре либо в смирительном доме от 2 месяцев до 8 лет, исправительное домашнее, по распоряжению родителей или опекунов, наказание. Несовершеннолетние от 14 до 21 года подвергались наказаниям, как совершеннолетние, с той разницей, что телесные наказания исполнялись не плетьми, а розгами и сокращались сроки наказаний. За совершение менее тяжких преступлений лица от 14 до 21 года могли быть отданы на военную службу, а за все прочие преступления приговаривались к определенным в законе наказаниям одною или двумя степенями ниже. За совершение неосторожных преступлений данная категория несовершеннолетних приговаривалась лишь к домашнему исправительному наказанию, по распоряжению родителей или опекунов.

В середине XIX века произошли определенные реформы, которые затронули вопрос исполнения наказания в отношении несовершеннолетних. В 1864 году был принят "Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями", который впервые провозгласил, что малолетние преступники в судебном порядке могут направляться в специальные исправительные приюты. Статьей 10 Устава о наказаниях, налагаемых мировыми судьями, было установлено: "проступки не вменяются в вину, когда они совершены в малолетстве до 10 лет".

Несовершеннолетним от 10 до 17 лет наказание назначалось в половинном размере. Не достигших 14 лет мировой судья мог, не подвергая наказанию, отослать к родителям, опекунам или родственникам для домашнего исправления. Относительно несовершеннолетних старше 17 лет Устав не содержал особых постановлений, и они подвергались наказанию на общих основаниях.

Впервые в общегосударственном масштабе особая тревога и озабоченность судьбами несовершеннолетних правонарушителей была высказана на состоявшемся в 1881 году в Москве первом съезде представителей русских исправительных заведений для несовершеннолетних. Результатом съезда стало обращение к правительству с предложением определить особый правовой статус исправительных учреждений для несовершеннолетних, их правовое положение и источники содержания.

К концу XIX века в России уже действовало 45 приютов для несовершеннолетних преступников, однако они могли вместить не более 15% несовершеннолетних осужденных, остальные же отбывали лишение свободы в тюрьмах.

В 1903 году было принято Уголовное Уложение, в котором заведения для несовершеннолетних преступников определены как воспитательно-исправительные. Возраст уголовной ответственности был установлен в 10 лет. Лица, не достигшие данного возраста, считались условно безответственными. Новый период становления пенитенциарной системы в отношении несовершеннолетних начался с принятием в 1909 году Государственной думой Положения о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних. Целью деятельности данных заведений Положение определило нравственное исправление несовершеннолетних и подготовку их к честной и трудовой жизни. В качестве средств исправления были установлены: получение начального образования по закону Божию, чтению, письму, арифметике по программе одноклассного начального училища, профессиональная подготовка по усмотрению учредителей заведения (ремесленные, земледельческие работы).

Данное Положение явилось первым нормативным актом, регулирующим жизнедеятельность воспитательно-исправительных заведений. В нем нашла отражение пенитенциарная практика русских исправительных заведений, была заметно усилена воспитательная функция данных учреждений.

В большинстве воспитательно-исправительных заведений того времени действовала казарменная система, в соответствии с которой воспитанники распределялись по внешним физиологическим признакам на секции, роты и отделения численностью 50-80 человек. Основным свойством данной системы являлся воинский режим: воинские команды и субординация, строевая подготовка, барабанный бой. Лучшие воспитанники становились командирами отделений и взводов. Однако ученые-пенитенциаристы крайне низко оценивали воспитательную работу, проводимую в учреждениях того времени для несовершеннолетних преступников: казарменная система представляла внешний образцовый порядок, но не прививала действительных навыков воспитания.

Таким образом, к началу 20 века в России сформировалась система учреждений, исполняющих наказание в отношении несовершеннолетних, основной задачей которых было перевоспитание. Воспитательная работа была ориентирована на особенности характера и включала следующие моменты: изучение внутреннего мира, обращение к душе подростка, общение с природой и окружающим живым миром, занятие сельскохозяйственным трудом, использование коллективных форм деятельности, создание воспитывающей среды как системы взаимоотношений.

В Уголовном кодексе РСФСР 1926 года была введена статья, посвященная ответственности несовершеннолетних, в которой устанавливалась уголовная ответственность с 14 лет. В возрасте 14-16 лет несовершеннолетние могли привлекаться к уголовной ответственности, если комиссия признает невозможность ограничиться мерами медико-педагогического воздействия. Предусматривалось обязательное смягчение наказания несовершеннолетним в возрасте 14-18 лет.

Таким образом, в 20-е годы в законодательстве России закрепилось гуманистическое направление в сфере исполнения наказания в отношении несовершеннолетних.

В середине 20-х годов в качестве эксперимента появились трудовые коммуны для подростков с высокой криминальной запущенностью. Основой функционирования таких коммун являлось самоуправление и самообслуживание, строгая дисциплина и поддержание внутреннего порядка. Воспитанники коммун привлекались к выполнению работ, требующих относительной квалификации и личной ответственности за порученное дело.

Начало и середина 30-х годов характеризуется изменением уголовной политики в сторону ужесточения: преступность была объявлена результатом деятельности агентуры империалистических государств и пережитков капитализма в сознании отдельных советских граждан, борьба с которой должна вестись исключительно карательными средствами. В отношении несовершеннолетних преступников стало возможным применение всех видов наказания, установленных для взрослых.

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик 1958 г. установили возраст уголовной ответственности с 14 лет за совершение тяжких преступлений, опасность которых доступна для понимания несовершеннолетних, за совершение всех остальных преступлений возраст уголовной ответственности был установлен с 16 лет. Ст. 10 Основ закрепила положение о возможности применения принудительных мер воспитательного характера, заменяющих уголовное наказание.

Вместе с тем продолжали существовать и требовали разрешения такие явления, как безнадзорность и беспризорность. В 1963 году ЦК КПСС были разработаны специальные меры, направленные на искоренение безнадзорности и преступности несовершеннолетних. Одной их мер являлось разграничение функций по организации и осуществлению исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей разных категорий между различными ведомствами. Обязанности по перевоспитанию осужденных несовершеннолетних правонарушителей были возложены на органы народного образования и профтехобразования, в ведение которых последовала передача ряда воспитательных колоний для несовершеннолетних с переименованием в специальные школы и специальные профтехучилища.

Основы исправительно-трудового законодательства СССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР в 1969 году установили общие принципы исполнения лишения свободы, распространив их на несовершеннолетних осужденных; самостоятельный институт управления колониями для несовершеннолетних был ликвидирован. В связи с возрастанием роли и значения воспитательной работы в процессе исправления несовершеннолетних преступников, Приказом МВД СССР №362 от 21 октября 1969 года трудовые колонии для несовершеннолетних переименовывались в воспитательно-трудовые колонии (ВТК) для лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте. Такое название просуществовало вплоть до 1997 года, когда вступил в силу новый уголовно-исполнительный кодекс и данные учреждения были переименованы в воспитательные колонии.

Практика деятельности ВТК за период после их включения в общую уголовно-исполнительную систему показала, что такая структура управления страдала серьезными изъянами и не обеспечивала выполнение задач по исправлению несовершеннолетних правонарушителей.

Приоритет стал отдаваться производственной деятельности и ее результатам, которая отодвинула личность несовершеннолетнего на второй план. Эффективность отбытия наказания несовершеннолетними осужденными резко снизилась.

Таким образом, мы кратко рассмотрели историю становления учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних. Ретроспективный анализ отечественного опыта позволяет нам сделать следующие выводы:

. Институт исполнения наказания в отношении несовершеннолетних прошел долгий исторический путь: от полного отсутствия специальных норм законодательства в отношении несовершеннолетних до становления системы специальных норм, регулирующих ответственность несовершеннолетних и системы исправительных учреждений для данной категории преступников.

. В развитии нормативно-правовой базы, регулирующей уголовную ответственность несовершеннолетних можно выделить следующие этапы:

со времен Древней Руси до сер. 17 века - период незначительных и противоречивых упоминаний о наказании несовершеннолетних преступников. Практически не предусматривалось каких-либо привилегий в карательном воздействии на данную категорию преступников;

с сер. 17 века до сер. 19 века происходит выделение уголовной ответственности несовершеннолетних, дифференциация их наказания.

с сер. 19 века до начала 20 века - период развития гуманистических начал в уголовной ответственности несовершеннолетних, выделение специальных норм, регулирующих их ответственность; появляется градация наказания в отношении различных возрастных групп несовершеннолетних; создается система специализированных учреждений и органов, занимающихся несовершеннолетними преступниками;

с 1917 года до начала 1990-х годов - крайне противоречивый период: от полного освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности до применения в их отношении всех видов уголовных наказаний, предусмотренных для совершеннолетних преступников, включая расстрел;

середина 1990-х годов до настоящего времени - период выделения специальных норм, регулирующих ответственность несовершеннолетних (отдельные главы в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах РФ), закрепляется дальнейшая дифференциация наказания для различных возрастных групп несовершеннолетних; характеризуется трудностями практического применения наказания, связанного с лишением свободы.

. Современное уголовное и уголовно-исполнительное законодательство стоит на пути гуманизации наказания в отношении несовершеннолетних, поиска наиболее рациональных путей исправления.

Освещение истории становления учреждений, исполняющих наказание в отношении несовершеннолетних, позволит нам дать более полную характеристику освещаемого вопроса.

 



2020-03-17 246 Обсуждений (0)
История становления учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: История становления учреждений, исполняющих наказания в отношении несовершеннолетних

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (246)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)