Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Особенности организации процесса исправления несовершеннолетних осужденных



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Особенности организации процесса исправления несовершеннолетних осужденных 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Несовершеннолетние - особая группа осужденных. От того, какое влияние и кто на них оказывает, во многом зависит их дальнейшая судьба. Нуждаются подростки в общении с близкими, в нравственном и эстетическом воспитании. Все эти обстоятельства учитываются законодателем при формулировании правовых норм, определяющих порядок отбывания наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными, в том числе и мер поощрения, расширяя их перечень по сравнению с мерами поощрения, применяемыми к совершеннолетним осужденным.

К осужденным, отбывающим наказания в воспитательных колониях, применяются все меры поощрения, указанные в ст. 113 УИК РФ и распространяемые на все категории осужденных. К ним относятся: благодарность, награждение подарком, денежная премия, предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, представление к замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, возбуждение ходатайства о помиловании и др.

В качестве специальных (распространяющихся только на лиц, отбывающих наказание в воспитательных колониях) применяются такие меры поощрения, как:

предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников данной колонии;

предоставление права выхода за пределы воспитательной колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;

досрочный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные. По данным опроса сотрудников Колосовкой ВК, наиболее действенным методом стимулирования деятельности воспитанников является поощрение - 96.6% (Приложение 2).

Культурно-зрелищные мероприятия знакомят осужденных с достижениями мировой и отечественной культуры, тем самым, обогащая их внутренний мир, способствуя развитию лучших черт личности, прививают идеалы добра, закладывая фундамент правопослушного и основанного на нравственности образа жизни. Спортивные мероприятия призваны пробудить в осужденных желание заниматься физической культурой, укреплять физическое здоровье. На такого рода мероприятия, проводящиеся за пределами колоний, осужденных сопровождают сотрудники колонии.

Плодотворно провести свободное время, посвятив досуг повышению общего и культурного уровня, осужденные могут, посещая театры, музеи, выставки, концерты, соревнования не только коллективно, но и в индивидуальном порядке в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников. К лицам, заменяющим родителей, относятся опекуны, попечители. Близкими родственниками признаются усыновители, родные братья и сестры, дедушка, бабушка.

Основанием применения мер поощрения является хорошее поведение осужденного, добросовестное отношение к труду и учебе, активное участие в работе самодеятельных организаций и воспитательных мероприятиях. С основаниями перевода осужденных на более мягкие условия отбывания наказания эти требования совпадают лишь отчасти. Для применения поощрений недостаточно только отсутствие взысканий за нарушение требований режима. Необходимо более активное поведение осужденного, свидетельствующее о его позитивном настрое, о желании исправиться и изменить криминальную направленность личности.

Жизнь осужденных в воспитательной колонии подчинена строго регламентированному распорядку дня, учитывающему складывающуюся обстановку, местные условия и другие обстоятельства и включающему время для проведения необходимых режимных, воспитательных и иных мероприятий, а также время отдыха и сна. В соответствии с медицинскими показаниями в воспитательной колонии устанавливается продолжительность непрерывного сна в ночное время не менее восьми часов. Ночным временем в законодательных актах признается промежуток времени с 22 часов вечера до шести часов утра. В воспитательных колониях подъем осуществляется, как правило, в семь часов утра. Однако и в ночное время осужденные продолжают оставаться под надзором администрации воспитательной колонии, поэтому и в течение сна проводится проверка наличия осужденных путем их подсчета на спальных и рабочих местах.

Исходя из физиологической потребности человека во сне, а также для соблюдения требований режима допускается посещение осужденными культурно-зрелищных и спортивных мероприятий в дневное время и запрещает посещать мероприятия, проводимые в ночное время.

Право посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами воспитательной колонии в сопровождении сотрудников колонии или право выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников предоставляется только тем осужденным, в отношении которых существует твердая убежденность в том, что они, оказавшись на свободе, не совершат нового преступления, в том числе и побега из колонии, и не нарушат условий применения к ним данного поощрения (будут себя вести культурно во время посещения соответствующего мероприятия, не будут употреблять или приобретать алкогольные напитки, наркотические средства или психотропные вещества, либо совершать правонарушения, вовремя вернутся в воспитательную колонию, не попытаются пронести с собой в колонию запрещенные предметы и др.). Выход за пределы колонии осуществляется на основании справки, перед выдачей которой осужденному под расписку объявляются правила поведения и проводится инструктаж.

Лица, содержащиеся в воспитательных колониях, с одной стороны, - осужденные, с другой - несовершеннолетние. Процесс отбывания ими наказания имеет ряд специфических черт, базирующихся на гуманном отношении государства к подросткам и учитывающих особенности формирующейся личности несовершеннолетних.

Различия порядка отбывания наказания между исправительными и воспитательными колониями не сводятся только к наличию дополнительного вида условий (льготных) и трех мер поощрения, предусмотренных законодательством для несовершеннолетних и не распространяющихся на содержащихся в исправительных колониях. Воплощением принципов гуманизма и экономии репрессии является также сокращение видов взысканий, которые могут налагаться на несовершеннолетних. При этом количество взысканий намного меньше числа мер поощрения, право на которые имеют несовершеннолетние. Наиболее действенной мерой взыскания, по мнению сотрудников, Колосовкой ВК, является водворение в дисциплинарный изолятор - 30% ответивших, 23,3% - лишение права просмотра кинофильмов, 20% - перевод в строгие условия содержания (Приложение 2).

Самым суровым наказанием, предусматриваемым для отбывающих наказание в воспитательных колониях, является водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток без вывода на работу. Работа позволяет осужденным заработать деньги, которые они впоследствии смогут потратить. Будучи водворенными, в дисциплинарный изолятор, они лишаются такой возможности, что усиливает карательный потенциал этой меры. Кроме того, вывод на работу из дисциплинарного изолятора сократил бы время пребывания в нем, что противоречит сущности этого вида взыскания. В Колосовкой ВК 30% сотрудников считают. Что водворение в дисциплинарный изолятор - наиболее действенная мера взыскания (Приложение 2).

Основанием применения к несовершеннолетним осужденным мер взыскания является нарушение установленного порядка отбывания наказания. При выборе конкретной меры воздействия учитывается тяжесть и характер совершенного осужденным нарушения режима, наличие наложенных ранее взысканий и другие данные, характеризующие личность несовершеннолетнего.

Водворение осужденного в дисциплинарный изолятор производится только при наличии медицинского заключения о возможности содержания его в изоляторе по состоянию здоровья. Постановление о водворении в дисциплинарный изолятор объявляется осужденному начальником воспитательной колонии или лицом, его замещающим, после обязательной личной беседы. В Колосовской ВК в течение 2008 года осужденные водворялись в ДИЗО 7 раз (Приложение 1).

Осужденным запрещается брать с собой имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением полотенца, мыла, зубной пасты (зубного порошка), зубной щетки, туалетной бумаги, средств личной гигиены (для осужденных женского пола), выписанных ими журналов и газет, а также религиозной литературы, предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Им разрешается пользоваться учебниками и учебной литературой, печатными изданиями из библиотеки учреждения. Также разрешается иметь при себе судебные решения по их делу, ответы по результатам рассмотрения предложений, заявлений, ходатайств и жалоб.

На срок водворения в изолятор осужденным запрещаются длительные свидания, телефонные разговоры, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, получение посылок, передач и бандеролей, пользование настольными играми и курение. Посылки, передачи и бандероли осужденным, содержащимся в дисциплинарном изоляторе, вручаются после отбытия срока взыскания. Сохранность вложений посылок, передач и бандеролей обеспечивается администрацией воспитательной колонии.

По отбытии взыскания постановление о водворении в дисциплинарный изолятор приобщается к личному делу осужденного. Досрочное освобождение осужденного из дисциплинарного изолятора возможно по постановлению начальника воспитательной колонии или лица, его замещающего, по медицинским показаниям, а также в воспитательных целях.

Воспитательные колонии предназначены для содержания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы. В исключительных случаях в них могут быть оставлены осужденные, которым во время отбывания наказания исполнилось 18 лет, но не более чем на три года, т.е. до достижения ими возраста 21 года. Закрепляя это положение, законодатель руководствовался рядом аргументов.

Наибольший эффект в исправлении осужденного достигается путем обеспечения непрерывного процесса воздействия на него в рамках коллектива одной колонии. Перевод в иные условия отбывания в пределах одной и той же воспитательной колонии не нарушает единство этого процесса. Кроме того, в исправительной колонии, куда направляют осужденных из воспитательной колонии, содержатся взрослые люди разного возраста, степень социально-нравственной запущенности и криминальные установки которых могут оказаться намного выше, чем у 18-летнего осужденного, в связи, с чем возрастает риск попасть под влияние таких совершеннолетних, противостоять которому тот не сможет. Если же у переведенного из воспитательной колонии останется небольшой срок неотбытого наказания, администрация новой колонии не успеет изучить его личность и правильно индивидуализировать воспитательный процесс. И все положительное, что было достигнуто во время отбывания им наказания в воспитательной колонии, будет безвозвратно утрачено.

В воспитательной колонии оставляют до достижения возраста 21 года не всех 18-летних осужденных, а только тех, которые не характеризуются отрицательно, чтобы закрепить результаты их исправления, позволить осужденному завершить среднее (полное) образование или профессиональную подготовку. В Колосовской ВК на 1 декабря 2008 года - 37% осужденных - это лица в возрасте от 18 до 21 года (Приложение 1).

На осужденных, достигших возраста 18 лет и оставленных в воспитательной колонии, распространяются условия отбывания наказания, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для несовершеннолетних осужденных. Изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, создаются только для отрицательно характеризующихся осужденных, оставленных в воспитательной колонии.

В соответствии с законодательством достигшие возраста 18 лет осужденные подлежат переводу в исправительную колонию общего режима, если они во время отбывания наказания характеризовались отрицательно администрацией воспитательной колонии.

На осужденных, переведенных в изолированные участки, функционирующие как исправительные колонии общего режима, распространяются режимные требования, нормы питания и материально-бытового обеспечения, установленные для исправительных колоний общего режима.

Отрицательная характеристика осужденного - понятие оценочное, складывающееся из данных дисциплинарной практики, сведений об отношении к труду, учебе, к участию в самодеятельных организациях. Не только признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания подлежат переводу в исправительную колонию (изолированный участок). Достаточно наличия взысканий за совершение правонарушений, не являющихся злостными. Недобросовестное отношение к труду, учебе, отказ от участия в проводимых воспитательных мероприятиях, постановка на профилактический учет - это также составные части отрицательной характеристики осужденного, учитываемые в совокупности при решении вопроса о его переводе по достижении им возраста 18 лет. По состоянию на 1 декабря 2008 года из Колосовской ВК в исправительные колонии общего режима было переведено 22 воспитанника (Приложение 1).

Предельный возраст для пребывания осужденного в воспитательной колонии - 21 год. С достижением этого возраста осужденный переводится в исправительную колонию общего режима, независимо ни от его поведения, ни от того, продолжал ли он отбывать наказание в условиях, предусмотренных для воспитательной колонии, или был переведен в изолированный участок воспитательной колонии, функционирующий как исправительная колония.

Воспитательная работа представляет собой комплекс мер, способствующих преодолению осужденными личностных деформаций, интеллектуальному, духовному, физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения. Позитивное воздействие на осужденных осуществляется путем включения их в различные сферы жизнедеятельности - трудовую, общеобразовательную, общественную, неразрывно связанные и взаимодополняющие друг друга.

И работа, и учеба, и участие в самодеятельных организациях призваны обеспечить исправление осужденных и подготовить их к жизни на свободе. Достижение единых целей возможно только при единстве процесса оказываемого на осужденных влияния. Одно из направлений работы с несовершеннолетними - учебно-воспитательный процесс.

Средствами достижения стоящих перед учебно-воспитательным процессом целей являются формирование у осужденных законопослушного поведения, добросовестного отношения к труду и учебе, получение начального профессионального образования, профессиональной подготовки, повышение образовательного и культурного уровня.

Высшим методическим, постоянно действующим коллегиальным органом в колонии является учебно-воспитательный совет.

Основными направлениями, по которым проводится воспитательная работа в воспитательной колонии, являются: нравственное, правовое, трудовое, эстетическое, физическое воспитание и др. Организуется такая работа в групповых (массовых) и индивидуальных формах на основе психолого-педагогических методов.

Групповые и массовые формы воспитательной работы включают занятия, лекции, собрания, конкурсы, диспуты, вечера, смотры художественной самодеятельности, конференции, спортивно-зрелищные мероприятия, спартакиады, кружковую работу, участие в деятельности самодеятельных организаций. Наиболее эффективным методом убеждения по мнению сотрудников Колосовкой ВК являются разъяснение - 53,3%, пример - 53.3%, объяснение - 36.6%. (Приложение №2).

Индивидуальная воспитательная работа ведется с учетом особенностей личности каждого осужденного, с ориентацией на успешную его адаптацию к жизни на свободе. Основные организационные формы воспитательной работы с осужденными реализуются в отряде и отделениях.

Постоянно действующим совещательным органом в отряде, призванным оказывать помощь начальнику отряда в организации и проведении воспитательной работы с осужденными, является совет воспитателей отряда, в состав которого входят начальник отряда, воспитатели, учителя, мастера, психолог, работники оперативных и режимных отделов, представители родительского комитета.

Общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка являются приоритетными факторами исправления, способствующими позитивной самореализации личности, правильному восприятию действительности, последующей ресоциализации и социальной реабилитации осужденного.

Образовательная деятельность является одним из направлений воспитательной работы, и для ее осуществления в колониях организуется получение осужденными общего образования, начального профессионального образования и профессиональной подготовки на базе вечерней образовательной школы, профессионально-технического училища и учебно-производственной (трудовой) мастерской воспитательной колонии.

Профессиональная подготовка организуется по специальностям с учетом потребностей современной экономики с тем, чтобы полученной профессией осужденные могли воспользоваться как во время отбывания наказания, так и после освобождения.

Для облегчения процесса социальной адаптации несовершеннолетних после освобождения закон разрешает им в период отбывания наказания заочно обучаться в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования

Воспитательная работа с осужденными должна строиться на широком участии общественности в делах колонии. Для этого в воспитательную работу вовлекаются родственники осужденных, общественность, иные лица и организации, представители которых входят в состав попечительского совета или родительского комитета.

Попечительский совет формируется при каждой колонии, состоит из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, изъявивших желание работать в попечительском совете и способных по своим деловым и моральным качествам выполнять задачи, стоящие перед попечительским советом. Он призван оказывать помощь администрации воспитательной колонии.

Попечительский совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, имеет право:

принимать решения рекомендательного характера, а также представлять предложения администрации воспитательной колонии, руководству территориального органа управления уголовно-исполнительной системы, предприятий, учреждений и организаций, вносить предложения в органы государственной власти;

приглашать на свои заседания работников воспитательной колонии, представителей органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций;

способствовать целесообразному использованию имущества и расходованию денежных средств, передаваемых воспитательной колонии гражданами и юридическими лицами в процессе осуществления благотворительной деятельности. В случае их нецелевого использования и расходования информировать об этом органы, осуществляющие контроль за деятельностью воспитательной колонии.

Расширению возможностей влияния на осужденных семьи и близких родственников посредством создания при исправительных учреждениях общественных комитетов и иных формирований родственников осужденных способствуют родительские комитеты, формируемые при отрядах в воспитательной колонии из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных. Деятельность родительских комитетов регулируется утверждаемым начальником колонии положением. В мае 2008 года в Колосовской ВК было проведено расширенное заседание родительского комитета, посвященное вопросу проведения торжественного мероприятия "Выпускник-2008".

Задачами родительского комитета является содействие администрации колонии в вопросах взаимодействия с семьями осужденных, воспитательного воздействия на осужденных, закрепления результатов воспитания освобожденных из колонии, а также помощи сиротам и лицам, оставшимся без родительского попечения.

О проделанной работе родительский комитет отчитывается перед учебно-воспитательным советом колонии.

Председатель родительского комитета является членом учебно-воспитательного совета. Из состава родительского комитета избирается также представитель в совет воспитателей отряда.

 


2.3 Проблемы исполнения наказания в воспитательных колониях

 

Основная цель данного параграфа заключается в анализе проблем исполнения наказания в отношении несовершеннолетних осужденных, и теоретическом обосновании необходимости реализации международных стандартов в обращении с несовершеннолетними. Рассмотрим наиболее актуальные проблемные вопросы исполнения наказания в воспитательных колониях.

Большую часть осужденных в ВК - это подростки, у которых искажены ранние детско-родительские отношения. Чаще всего среди подростков в воспитательных колониях встречаются детдомовцы (по данным опроса в Колосовской воспитательной колонии - 16%), практически у каждого из подростков - неполная или неблагополучная семья (в Колосовской ВК - 17% - приложение 3).

Другими словами, если подросток попадает в исправительное учреждение, можно с большой долей уверенности сказать, что в его семье что-то неладно. Это вещи во многом понятные и общепринятые. Рассмотрим проблему по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

. Работа по исправлению несовершеннолетнего осужденного.

В сегодняшних ВК сосредотачивается наиболее криминальная часть несовершеннолетних осужденных, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Возрастает доля осужденных на длительные (от 3 до 5 и свыше 5 лет) сроки наказания, например в Колосовской ВК УФСИН России по Калининградской области эта цифра достигает 68% (Приложение 1).

По данным опроса осужденных в Колосовской воспитательной колонии УФСИН России по Калининградской области уровень осужденных в возрасте от 16 до 18 лет составляет - 84%, от 19 до 21 года - 16% (Приложение 3).

Ухудшение (усложнение) криминогенного состава несовершеннолетних осужденных, усиление их педагогической запущенности, увеличение количества больных (особенно наркоманов), а также подростков из социально-неблагополучной среды, активизация негативных качеств личности (жестокость, агрессивность, цинизм и т.д.) свидетельствуют о необходимости совершенствования проводимой в ВК воспитательной работы.

Воспитательная работа в ВК - составная часть единого учебно-воспитательного процесса, заключающаяся в планомерном и целенаправленном воздействии на осужденных, решении задач их исправления, формирования уважительного отношения к людям, обществу, труду, законам, правилам и традициям человеческого общежития, повышения общеобразовательного и культурного уровня, подготовки к самостоятельной трудовой и правопослушной жизни после освобождения.

Организуя воспитательную работу с осужденными в ВК, необходимо учитывать ряд обстоятельств.

На практике сложный и многоаспектный процесс воспитания зачастую понимают упрощенно, сводя всю работу к проведению отдельных мероприятий. Их избыток может формировать негативное отношение к самому воспитательному воздействию. Сложившиеся за многие годы формы воспитательной работы (массовые, групповые и индивидуальные) нуждаются в существенном видоизменении с точки зрения их организации и методов реализации. Многие формы организации массовых воспитательных мероприятий (лекции, читательские конференции, викторины, культурно-развлекательные программы и т.д.), особенно если они проводятся формально, для выполнения плана, в большинстве случаев не несут в себе нужного воспитательного заряда и не приносят желаемого эффекта. В связи с этим необходимо проводить предварительный мониторинг среди несовершеннолетних о целесообразности проведения того или иного мероприятия, осуществлять их тщательную подготовку. Например, в ходе опроса осужденных Колосовской воспитательной колонии, на вопрос о наиболее интересной форме проведения учебных занятий, были получены следующие ответы: 48% - интеллектуальные игры, КВН, 32% - рассказ учителя, 24% - практические занятия, 12% - самостоятельное изучение материала (Приложение 3).

Вместе с тем наибольший эффект следует ожидать от грамотно спланированной, умело проводимой индивидуальной воспитательной и социальной работы с каждым осужденным на основе данных его психодиагностики, выявленных проблем личности, рекомендаций психологов. Индивидуальная воспитательная работа с осужденными должна проводиться адресно. Здесь требуется комплексный подход, означающий, что в работе с каждым осужденным участвуют все сотрудники ВК. В настоящее время возникает необходимость значительного увеличения проведения именно индивидуальной работы.

Следует поощрять стремления осужденных к повышению образовательного и интеллектуального уровня, обеспечивать им возможность заочного и дистанционного обучения в образовательных учреждениях, находящихся за пределами колонии (в Колосовской ВК 3 воспитанника обучаются заочно в высшем учебном заведении - приложение 1).

Залог успеха воспитательной работы с осужденными видится в оказании им социальной помощи, обеспечении должных бытовых условий в период отбывания наказания, заблаговременное решение вопросов трудового и бытового устройства освобождаемых из ВК. Все это имеет воспитывающее значение. В случае положительного решения перечисленных проблем у осужденных формируется перспектива на лучшее будущее, укрепляется вера в справедливость. И наоборот, невнимательное отношение сотрудников ВК к решению социальных проблем порождает у осужденных несовершеннолетних негативное отношение к воспитательной работе, неверие в возможность решения своих жизненно важных вопросов. Важно понять: своевременное решение социальных проблем связано с повышением эффективности воспитательной работы со всеми категориями осужденных в ВК.

Изменение характеристики несовершеннолетних осужденных в сторону увеличения уровня социальной, нравственной и педагогической запущенности требует высокой квалификации и методической подготовленности сотрудников, работающих в ВК. Они должны быть специалистами в области педагогики, психологии, права, знать социальную работу. Главное - видеть даже в самом сложном подростке личность, уметь находить те положительные стороны, опираясь на которые можно организовывать целенаправленную работу, приносящую положительные результаты и радость самому сотруднику. Для этого важно перестроить сознание сотрудников, направить его на то, чтобы видеть в ВК учреждение не только и не столько для исполнения уголовных наказаний подростков, сколько учреждение, выступающее в качестве учебно-воспитательного центра.

. Общественное воздействие как средство исправления осужденных.

В Российской Федерации в настоящее время зарегистрировано более 300 тысяч общественных объединений граждан. Юридическая природа участия общественных организаций в деятельности воспитательных колоний имеет сложный характер. Это обусловлено, прежде всего, тем, что соответствующие нормативные акты регулируют различные по своей правовой природе общественные отношения, возникающие в процессе участия этих организаций в деятельности воспитательных колоний. Они зачастую относятся к государственным, административно-правовым и уголовно-исполнительным правоотношениям. Поэтому такие нормативные акты являются по своему характеру комплексными. Это в полной мере относится и к сфере правовой регламентации деятельности указанных колоний, в том числе и к участию общественных организаций в исправлении несовершеннолетних преступников.

Нормативная база, регламентирующая процесс участия как государственных, так и негосударственных организаций в деятельности воспитательных колоний, включает в себя: Конституцию Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О содержании под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

Содействие общественных объединений деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, как один из элементов реализации уголовно-исполнительной политики государства заключается в том числе в привлечении средств для оказания помощи в решении вопросов укрепления материально-технической базы исправительных учреждений, социальной защиты осужденных, их трудового и бытового устройства после освобождения.

В отличие от ранее действовавшего Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации уделяет значительно меньше внимания участию общественности в работе учреждений, исполняющих наказания. В первую очередь в нем акцентируется внимание на тех органах и должностных лицах, которые должны работать с осужденными в силу их статуса и функциональных обязанностей. Так, ч. 2 ст. 9 УИК к основным средствам исправления осужденных относит и общественное воздействие. Реализация этих основных средств и составляет главное содержание воспитательной работы с осужденными.

Уголовно-исполнительный кодекс не перечисляет формы участия общественных объединений в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, очевидно передавая эту функцию другим правовым актам. Некоторые формы этого участия раскрыты только применительно к воспитательным колониям, и делятся следующим образом: попечительский совет и родительский комитет. В числе других форм взаимодействия общественных организаций с органами управления указанных колоний является учебно-воспитательный совет и совет воспитателей отряда, в состав которых входят представители общественности - попечительского совета и родительского комитета. Опрошенные сотрудники Колосовкой ВК наиболее значимой общественной организацией выделяют родительский комитет - 57%, попечительский совет - 30%, религиозные организации - 3,3% (Приложение 2).

Попечительский совет является общественным органом и состоит из представителей государственных предприятий и других учреждений и организаций, имеющих иные формы собственности, общественных объединений и граждан. Задачи: оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса; содействие укреплению материально-технической базы колонии; решение вопросов социальной защиты осужденных; трудовое и бытовое устройство лиц, освобождающихся из воспитательной колонии; также могут быть предусмотрены и иные направления деятельности этого совета, не противоречащие законодательству Российской Федерации и другим нормативным правовым актам.

Исходя из накопленного опыта уже работающих организаций, целесообразно разработать инструкцию о механизме привлечения представителей общественных организаций к работе с осужденными. Такой документ должен содержать четкий алгоритм решения всех вопросов участия этих организаций в деятельности органов, исполняющих уголовные наказания.

Исключительно острой сегодня является проблема правового регулирования деятельности рассматриваемых здесь организаций, связанной с социальной адаптацией лиц, освобожденных от отбывания наказания. С учетом опыта некоторых зарубежных государств необходимо завершить уже начатую работу и принять закон о социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания. Необходимость этого нормативного акта остро ощущается практическими работниками.

. Проблема классификации несовершеннолетних осужденных.

Первоначальная редакция УИК РФ предусматривала два вида воспитательных колоний - общего и усиленного режимов, которые при одинаковых условиях отбывания наказания отличались друг от друга составом содержащихся в них осужденных. Так, в воспитательных колониях общего режима отбывали наказание несовершеннолетние мужского пола, осужденные впервые к лишению свободы, и несовершеннолетние женского пола, а в колониях усиленного режима - несовершеннолетние мужского пола, ранее отбывавшие лишение свободы. Теперь предусматривается лишь внутренняя дифференциация условий отбывания наказания в зависимости от поведения несовершеннолетнего правонарушителя.

Вполне очевидно, что, осуществляя подобную дифференциацию внутри воспитательной колонии, законодатель рассчитывал на проведение разграничения в условиях отбывания наказания той или иной категории осужденных при соблюдении правила раздельного содержания осужденных по степени их общественной опасности.

В соответствии с уголовно-исполнительным кодексом РФ осужденные за умышленные преступления, совершенные в период отбывания лишения свободы и ранее отбывавшие лишение свободы, отбывают наказание в строгих условиях. В этих же условиях отбывают наказание осужденные, признанные злостными нарушителями режима и переведенные из обычных и облегченных условий отбывания наказания. По истечении шести месяцев при отсутствии взысканий и при добросовестном отношении к труду и учебе они переводятся в обычные условия.

Таким образом, как в строгих, так и в обычных условиях, лица, ранее отбывавшие лишение свободы, содержатся вместе с ранее несудимыми. В данном случае существующая в воспитательных колониях дифференциация осужденных лишена здравого смысла. Она противоречит существующему правилу раздельного содержания в исправительных учреждениях впервые осужденных к лишению свободы от осужденных, ранее отбывавших лишение свободы.

При этом необходимо иметь в виду, что несовершеннолетние, ранее отбывавшие лишение свободы, как показывает практика, оказывают негативное влияние на основную массу несовершеннолетних осужденных, порой нейтрализуют педагогические усилия персонала.

Вместе с тем необходимо отметить, что распределение осужденных по воспитательным колониям в соответствии с прежними нормами законодательства проходило гораздо сложнее, чем по исправительным учреждениям для взрослых преступников. Если исправительные колонии разных видов режима имеются практически в каждом субъекте Федерации, то воспитательные колонии существуют далеко не в каждом регионе.

Такая ситуация приводила к массовым перевозкам осужденных несовершеннолетних из одного региона в другой, распространению обычаев и традиций "тюремного мира". Кроме того, отрыв от места постоянного жительства зачастую служил причиной невозможности реализации некоторых прав осужденных несовершеннолетних, в частности, связанных с предоставлением свиданий с родственниками, а также затруднял решение вопросов трудового и бытового устройства после освобождения.

С этой точки зрения, а также в целях экономии бюджетных средств существующая дифференциация условий отбывания наказания в воспитательных колониях сыграла положительную роль. Однако при этом породила новую проблему, связанную с совместным содержанием осужденных с различной степенью общественной опасности.

Вопрос о классификации осужденных несовершеннолетних имеет принципиальное значение для практики исполнения наказания, и поэтому решать его следует, основываясь на научном анализе протекающих пенитенциарных процессов. К сожалению, в теории уголовно-исправительного права эта проблема не получила достаточно серьезного исследования. Кроме того, имеющиеся научные разработки по этому вопросу в основном проводились с точки зрения правовой науки.

Учитывая обозначенную проблему существующей дифференциации условий отбывания наказания в воспитательных колониях, целесообразно, внести изменение в уголовно-исполнительное законодательство, предусмотрев возможность раздельного содержания осужденных с различной степенью общественной опасности путем создания на территории в



2020-03-17 225 Обсуждений (0)
Особенности организации процесса исправления несовершеннолетних осужденных 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Особенности организации процесса исправления несовершеннолетних осужденных

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (225)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)