Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Функционально-коммуникативный синтаксис



2020-03-17 397 Обсуждений (0)
Функционально-коммуникативный синтаксис 0.00 из 5.00 0 оценок




Программа курса по специализации «Методика преподавания РКИ»

 

Часть I. Лингвистическое обоснование обучения РКИ
Функциональная фонетика (Методика преподавания звучащей речи)
Функциональная морфология (Лингвистические, психологические и методические
аспекты освоения предложно-падежной системы русского языка иностранными учащимися)
Функциональный синтаксис (Функционально-коммуникативный синтаксис. Програматический
аспект)
Функциональная лексика (Лексика в преподавании русского языка как иностранного)
Методика преподавания русского глагола
Глаголы движения и их функционирование

Часть II. Методическое обоснование обучения РКИ
Методика преподавания РКИ (Теория урока)
Начальный этап обучения русскому РКИ
Гибкая модель обучения. Инстенсивная методика
Культурологический аспект преподавания РКИ. Литература в курсе РКИ

Часть I. Лингвистическое обоснование обучения РКИ

Методика преподавания звучащей речи

- Звучащая речь как аспект обучения русскому языку. Принципы отбора материала при обучении произношению. Понятие артикуляционной базы (АБ). Фонетический минимум и АБ. Произносительные нормы в практике преподавания русской звучащей речи. Своеобразие русской АБ и трудности, общие для всех учащихся.
- Общие принципы постановки звуков. Понятие учебной модели. Строение речевого аппарата. Преднастройка органов произношения (артикуляционная гимнастика). Понятие ощутимых моментов артикуляции. Типология упражнений, развивающих фонетический слух учащихся.
- Особенности русской АБ: зоны артикуляции. Консонантизм. Особенности функционирования согласных внутри фонетического слова и на стыках фонетических слов. Ассимиляция согласных. Постановка твердых и мягких согласных, глухих и звонких согласных. Приемы открытого и скрытого управления произношением. Системы упражнений.
- Вокализм. Система главных фонем. Позиционные изменения главных в зависимости от консонантного окружения. Редукция. Особенности обучения редукции на начальном и основном этапах.
- АБ русского слова. Чередование различных артикуляций (глухих и звонких, твердых и мягких) в пределах одного слова. Явления конца слова.
- Особенности русского ударения. Одновершинность и разноместность. Постановка ударения и трудности, общие для всех учащихся. Ударение и ритмика слова. Понятие ритмической модели. Отбор материала для начального и основного этапов обучения. Система работы над ударением и ритмикой слова. Словосочетание и его связь с ритмической моделью.
- АБ предложения. Интонация. Система ИК. Фонетическое строение и наиболее типичные случаи употребления основных типов ИК в речи. Понятие интонационного центра и ритмическая модель предложения. Передвижение центра ИК и смысл. Строение диалога: связь вопроса с полным и кратким ответом.
- Постановка ИК. Трудности, общие для всех учащихся. Система упражнений. Отбор материала для начального и основного этапов обучения.
- Синтагматическое членение предложения. Выражение завершенности/незавершенности высказывания средствами интонации. Вариативность синтагматического членения. Синтагматическое членение и актуальное членение предложения. Обучение синтагматическому членению. Система упражнений.
- Последовательность подачи фонетического материала. Построение урока по звучанию речи на начальном и основном этапах обучения. Урок и развитие слухопроизносительных навыков.
- Ошибки. Виды произносительных ошибок и работа над их исправлением.

Вопросы для обсуждения

- Отбор фонетического материала.
- Особенности русской артикуляционной базы. (АБ) Зоны артикуляции.
- Консонантизм. Основные категории системы: глухие и звонкие согласные. Особенности функционирования глухих и звонких согласных внутри фонетического слова и на стыках слов.
- Консонантизм. Основные категории системы: твердые и мягкие согласные. Особенности функционирования твердых и мягких согласных в середине фонетического слова и на стыках фонетических слов.
- Вокализм. Редукция. Особенности обучения редукции на начальном и на основном этапах обучения.
- Постановка звуков с опорой на учебную модель.
- Система работы над звуком с учетом особенностей развития фонетического слуха.
- АБ слова. Ударение и ритмика слова. Отбор материала.
- Постановка ударения с опорой на учебные модели.
- Система работы над ритмикой с учетом особенностей развития фонетического слуха и консонантного наполнения слов.
- АБ предложения. Интонация. Фонетический и функциональный аспект. ИК, ее фонетическое строение. Система интонационных средств.
- Основные типы ИК и их употребление.
- Синтагматическое членение предложения и средства его выражения.
- Выражение оценки.
- Отбор материала по интонации для начального и основного этапов обучения.
- Постановка ИК с опорой на учебную модель.
- Система работы над интонацией с учетом особенностей развития фонетического слуха.
- Методика работы по формированию слухопроизносительных навыков.
- Построение урока по звучащей речи.
- Классификация ошибок и работа над их исправлением.


Лингвистические, психологические и методические аспекты освоения предложно-падежной системы русского языка иностранными учащимися

- Прагматический, прикладной характер дисциплины русский язык как иностранный. Необходимость коммуникативно-функционального описания языка, учета прагматических задач и психологических и методических аспектов овладения языком.
- Овладение речью на основе общих законов формирования речевых навыков и умений в разных видах речевой деятельности. Трехчастная структура речевой деятельности: мотивационно-побудительная база, ориентировочно- исследовательская фаза и исполнительская фаза, включающая контроль.
- Учет психологии обучающего и обучаемого при поэтапном формировании умственных действий. Учет особенностей когнитивно-познавательной деятельности человека и направление усилий педагога:
- функционально-ориентированное описание языкового и речевого материала;
- выделение этапов и концентров в обучении, определение целей, исходя из потребностей учащихся на конкретном этапе обучения и в целом;
- осуществление руководства процессом усвоения со стороны преподавателя;
- выбор метода обучения (краткая характеристика методов: грамматико- переводного, прямого, аудио-лингвального, сознательно-практического и др.).
- Пассивная и активная грамматика. Семасиологический и онамасиологический подход к изучению материала и роль разных подходов на том или ином этапе обучения языку.
Падежная система русского языка и принципы ее освоения. Последовательность освоения падежей (возможные решения). Педагогические приемы, позволяющие облегчить усвоение системы развития грамматических навыков и умений.
- Факторы развивающего обучения и вопрос эффективности обучения. Развитие логического ассоциативного мышления, развитие разных видов памяти. Учет в педагогической практике динамики запоминания и забывания.
Система заданий, обеспечивающих формирование коммуникативной компетенции.
- Ошибки учащихся, их причины. Формы исправления ошибок. Отрицательный языковой материал как основа для совершенствования лингво- дидактического описания языкового материала.

Вопросы для обсуждения

- Деятельностный подход к теории общения. Что дает этот подход для методики? Теория речевой деятельности как основа сознательно- практического метода.
- Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и процесс овладения грамматикой языка. Как они связаны?
- В чем отличие сознательно-практического метода обучения от других методов (грамматико-переводного, прямого, аудио-лингвального)? Какова роль процессов, имитации, повторения (практики), обобщения (генерализации) и переноса при овладении языком?
- Какое место занимает овладение предложно-падежной системой в обучении языку.
- Влияют ли цели и условия изучения языка на отбор материала, на методические подходы к обучению?
- Есть два типа грамматических навыков: операционные и конструктивные. В чем их отличие?
- Как добиться автоматизма в реализации грамматических навыков? Этапы работы.
- Что важнее для учащегося — уметь воспроизвести предложно-падежное сочетание в готовом виде или уметь конструировать предложение, высказывание? Что значить освоить грамматическую структуру лексическим путем? Когда это бывает возможно и целесообразно?
- Есть ли единство взглядов на то, как следует работать над предложно-падежной системой?
- Каковы критерии отбора грамматического материала на начальном этапе обучения?
- Что такое активная и пассивная грамматика?
- Есть ли различие в характере работы по овладению предложно-падежной системой на начальном и на продвинутом этапе обучения? Какое значение имеет деление процесса обучения на этапы, а вводимого материала на концентры?
- Имеет ли значение последовательность введения определенных предложно-падежных структур? Какой может быть эта последовательность?
- Какие психические процессы участвуют в общем процессе овладения языком? Как развивать способности учащихся (логическое и ассоциативное мышление, память, языковую догадку и др.)?
- Какие виды памяти актуальны при изучении языка? Как их развивать?
- Каковы необходимые условия для нормальной работы памяти?
- Что надо учитывать в динамике процессов запоминания и забывания?
- Какие требования можно предъявить к системе упражнений при освоении предложно-падежной системы? Каковы цели упражнений на наблюдение, на воспроизведение (имитация) на подстановку, на трансформацию, подключение. Цели условно-речевых и речевых упражнений. Ситуативность и коммуникативность в системе упражнений.
- Какими должны быть установки к выполнению упражнений?
- Каковы причины появления ошибок в речи учащихся? Типы ошибок. Как исправлять ошибки в речи? Как развивать навыки самоконтроля?
- Как работать над глагольным управлением (сочетаемостью)?
- Придвинутый этап обучения. Как организовать работу на основе ономасиологического подхода по изучению средств выражения актуальных смыслов: обозначение места, времени, цели, причины и др.

Функционально-коммуникативный синтаксис

- Коммуникативно-функциональный синтаксис и его основные идеи. Коммуникативно-функциональная грамматика. А.В.Бондарко, Г.А.Золотовой, М.В. Всеволодовой.
- Предложение как четырехуровневая система: денотативный, семантический, синтаксический, коммуникативный уровни. Семантическая парадигма предложений.
- Синтаксис как организующий центр грамматики. Синтаксемы. Понятие об изосемических структурах. Виды синтаксических трансформаций.
- Изучение диктума и модуса предложения в синтаксической науке. Типы пропозиций: логическая и событийная. Модусные категории со стороны их значения и плана выражения. Авторизация. Персуазивность.
- Описательные предикаты (ОП) как фрагмент русской языковой системы. ОП семитически близкие и сематические тождественные однословному предикату. Структурная и семантическая классификация ОП. Запреты и ограничения на употребление одной из соотносительных форм предиката.
- Прагматический подход к языковым явлениям в системе обучения русскому языку иностранцев. Виды функциональных транспозиций грамматических форм: императива, инфинитива, форм прошедшего времени, форм числа.
- Прагматика вопросительных предложений в русском языке.
- Прагматика диминутива.

 

Вопросы для обсуждения

- Отличие коммуникативно-функциональной грамматики от формальной.
- Предложение как четырехуровневая система.
- Диктум и модус предложения
- Типы пропозиций
- Понятие об изосемических структурах
- Виды функциональных транспозиций грамматических форм:
а) императива;
б) инфинитива;
в) форм прошедшего времени;
г) форм числа.
- Прагматика вопросительных предложений в русском языке.
- Выражение просьбы в русском языке.



2020-03-17 397 Обсуждений (0)
Функционально-коммуникативный синтаксис 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Функционально-коммуникативный синтаксис

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (397)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)