Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика преподавания РКИ



2020-03-17 373 Обсуждений (0)
Методика преподавания РКИ 0.00 из 5.00 0 оценок




Цели обучения русскому языку как иностранному (РКИ). Содержание курса обучения. Языковая информативная и инструктивная составляющие содержания учебного процесса по русскому языку. Зависимость их конкретного наполнения от этапов обучения и контингента учащихся.
Основные принципы организации курса РКИ и практики его преподавания:
- коммуникативная ориентация преподавания с учетом прогнозируемого общения учащихся на русском языке;
- ситуативно-тематический принцип организации и подачи материала;
- функциональный подход к отбору и последовательности предъявления материала;
- представление лексики и морфологии на синтаксической основе;
- концентрическая подача материала, принципы организации и расширения
концентров;
- учет родного языка учащихся при организации и подаче материала;
- методическая интерпретация языковых фактов при объяснении материала.
Информативная, языковая и инструктивная основа обучения РКИ.
- Информативный материал курса и его составляющие: прагматический аспект (бытовое общение, учебная сфера, специальность учащихся) и культурно-социальный (в том числе страноведческий) аспект. Организация материала в бытовой сфере общения для обеспечения реальных ситуаций прогнозируемого общения учащихся в русском сфере. Организация материала по специальности учащихся в процессе работы по пособиям, адресованным учащимся конкретной специальности, учебниковой и научной литературе и обучение написанию коммуникативно значимых письменных работ (курсовая работа, научный отчет, фрагмент статьи и т.п.).
- Организация материала культурологической и лингвострановедческой направленности. Общее представление об организации информативного материала в рамках информативных единиц страноведческого плана.
- Языковая основа обучения. Зависимость отбора и организации языкового материала от информативных целей конкретного курса обучения РКИ. Представление грамматического материала в типовых образцах- предложениях с типовым значением и комментариях к ним. Стадии формирования грамматического навыка. Грамматическое упражнение. Представление лексического материала (слова) в контексте и ситуации и комментариях к ним. Стадии формирования лексического навыка. Лексическое упражнение. Общие представления о природе грамматических лексических ошибок.
- Инструктивная составляющая учебного процесса. Общий контекст общения на занятии, оптимальные формы контакта обучающего и обучаемого. Правило на занятии: правило — комментарий и правило — инструкция. Общие принципы построения правил и их типология в системе преподавания РКИ.
Оснащение учебного процесса в курсах РКИ. Государственные общеобразовательные стандарты и сертификационные уровни. Программы начального и продвинутого этапов обучения, учебники начального этапов обучения, аспектные учебные пособия, учебные пособия по специальности учащихся, наглядные и аудитивные материалы, компьютерные курсы, материалы открытого и тестового контроля. Принципы построения учебных материалов по РКИ и их использование в учебном процессе.
Виды речевой деятельности. Формирование навыков и умений как основа обучения видам речевой деятельности. Рецептивные и продуктивные виду речевой деятельности, их взаимосвязь и их специфика. Роль каждого из видов речевой деятельности в процессе обучения и прогнозируемом речевом общении учащихся. Общее представления о механизмах различных видов речевой деятельности. Задания и упражнения, направленные на формирование навыков и умений в разных видах речевой деятельности. Материалы для обучения видам речевой деятельности, их краткая характеристика, принципы их отбора и организации. Тестовый и свободный контроль навыков и умений по разным видам речевой деятельности.
Обучающая и контролирующая сторона учебного процесса, их связь и соотношение в курсе РКИ. Функции, виды и режимы контроля. Объекты и показатели контроля для разных видов речевой деятельности. Проблема оценки и пути ее решения. Методическая база контроля: соотношение текущего, промежуточного и итогового контроля; информационно-тематические границы контроля; этапность контроля; соотношение контроля преподавателя и взаимоконтроля и самоконтроля учащихся в ходе учебного процесса. Подготовка материалов тестового и свободного контроля.
Урок в системе РКИ. Формулировка целей урока через состав и характер компетенции учащихся. Формулировка целей урока через уровень сформированности навыков и умений учащихся в разных видах речевой деятельности. Соотношение целей урока, целей цикла уроков и целей курса обучения РКИ. Подготовка языкового, информативного и инструктивного материала урока с опорой на учебный план. Система заданий как организационная основа урока. Преподаватель на уроке. Общее представление об анализе урока коммуникативной ориентации. Разработка планов и материалов гипотетических уроков РКИ.
В курс включаются практические занятия (семинары) по темам:
- Анализ программ РКИ.
- Анализ учебника для начального этапа обучения.
- Анализ учебника для продвинутого этапа обучения.

Вопросы для обсуждения:

- Анализ посещенного урока по предложенному плану.
- Анализ учебника начального (продвинутого) этапа обучения РКИ.
- Анализ программ по курсу РКИ.
- Анализ тестовых материалов.
- Составление планов гипотетических уроков.
- Решение методических задач по русскому язьжу как иностранному.


Начальный этап обучения русскому языку

- Особенности работы на начальном этапе обучения (НЭО): диапазон обучения от нуля до элементарной степени владения четырьмя видами речевой деятельности; психологические трудности, связанные с пребыванием в стране обучения и трудностями русского языка; система подачи языкового материала на стереотипизирующих образцах (моделях); концентрическая подача материала; роль наглядности при презентации материала; формирование зрительного ряда русских языковых реалий и т.п.
- Формирование основных понятий русской языковой системы. Принцип языковой достаточности (без глубины и точности выражения интенции).
- Особенности подачи падежей системы. Заключительная задача по теме на этапе обобщения.
- Система русского глагола. Работа над глагольной лексикой с записью глаголов по типовой схеме (глагольная тетрадь). Виды глаголов, глаголы движения (бесприставочные и приставочные), пассивная форма глаголов, причастия и деепричастия (пассивное владение), прямая и косвенная речь, выражение обстоятельств (места, времени, причины, цели, условия), выражения определения, структура простого и сложного предложения.
- Система упражнений при обучении аспектом языка и видам речевой деятельности (именно, аудированию, говорению и письменной речи). Соотношение видов речевой деятельности на начальном этапе обучения. Организация контроля на начальном этапе обучения.
- Страноведческий аспект работы с учетом специфики начального этапа обучения.
- Урок начального этапа обучения. Аспекты урока: фонетика, грамматика, учебный текст, работа над глагольной лексикой, игровые моменты на уроке и т.п. Включение в урок всех видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письменная речь).
- Обзор учебников начального этапа обучения. Особенности учебников начального этапа и задачи преподавателя при работе по тому или иному учебному пособию.

Вопросы для обсуждения

- Психологические трудности обучения на НЭО.
- Особенности методики преподавания на НЭО.
- Работа над глаголом на НЭО.
- Работа над лексикой на НЭО.
- Падежная система на НЭО:
а) Винительный и предложный падежи
б) Родительный падеж.
в) Дательный и творительный падеж г) Работа по обобщению темы «Падежная система»
- Система упражнений и контроля на НЭО
- Виды речевой деятельности:
а) Говорение на НЭО
б) Чтение на НЭО
в) Аудирование и письмо на НЭО
- Игровые моменты на уроках НЭО
- Страноведческая работа на НЭО
- Глаголы движения на НЭО
- Виды глагола на НЭО
- Обзор учебников и учебных пособий для НЭО


Гибкая модель обучения. Интенсивная методика

1. Психологические основы интенсивного метода обучения. Суггестия как возможность выбора;
Большой объем материала — возможность обеспечить обучение «без нажима», принцип экономии в психологии; психологическое обоснование нагруженного начала; аффилиативные потребности.
Активность восприятия и ее зависимость от мышечной расслабленности; задача снятия мышечных зажимов; средства снятия мышечных зажимов;
Понятие суггестивности, общения; средства суггестивности общения; барьеры — защитные средства организма; средства, позволяющие сообразоваться с барьерами — средствами суггестивного воздействия.
Механизмы памяти; забывание как нежелание помнить; акцент на неосознанное запоминание; средства непроизвольного запоминания; свойство неосознанно воспринятой информации всплывать, а осознанно усвоенной — угасать; явление импринтинга.
Механизм внимания; невозможность опоры на произвольное внимание;
факторы, вызывающие непроизвольное внимание; использование последних в качестве параметров отбора учебного материала.
Механизм мышления; моделирование речи на уровне высказывания, роль высказывания как единицы обучения в интенсиве; осознание (неосознавание семантического и роль этого явления в оценке учебных пособий, ориентированных на семантические классификации учебного материала; бесконечность «грамматики от смысла».
Механизмы речи; необходимость возбуждения всех участков мозга при обучении речи, обеспечение последней связью между всеми участками мозга; необходимость равномерного поступления слуховых и зрительных образов.
Личность преподавателя.
2. Педагогическое воплощение интенсивного метода обучения.
Отбор грамматических явлений; вся грамматика — в первой трети курса; «бурление аналитического характера»; грамматика на «ага-реакцию»; уровни подачи грамматического материала; грамматика — «на опережение»; техническое оснащение; организация учебного пространства с учетом психологических особенностей личности; тестирование; комплектование группы с учетом уровня владения языком, психологической социальной и половой гетерегенности; беседа с группой.
Введение (4 предъявления); первое предъявление, его цель и содержание; второе предъявление его цель, особенности; третье предъявление, цель, содержание; четвертое предъявление, роль музыки. Разработка и тренировка в общении. Работа в парах, тройках; командах и др. способы организации коллективного взаимодействия; принцип реакции на смысл; игра на занятии, переписка, использование всех средств искусства.
Практика в общении; искусство формулирования коммуникативного задания.
Построение курса; схема микроцикла управления речевой деятельностью; пути от речеучастия к анализу и к собственно речи.
Особенности продвинутого этапа.
Возможная степень проникновения элементов интенсива в сознательно-практический метод. Гибкая модель обучения; варианты ее реализации в индивидуальном творчестве преподавателя.

Вопросы для обсуждения

Что призван обеспечить большой объем материала уже на первых занятиях?
Что означает «обучение без нажима»?
В чем состоит принцип экономии с психологической точки зрения? В чем состоят особенности работы с лексическим ядром и фоном?
В чем состоит значение нагруженного начала?
Как используется явление биологически положительного и биологически отрицательного страха, как характеризуются его проявления? Как проявляются аффилиативные потребности человека? В чем состоит роль общения для интенсивного метода обучения? Чему способствует мышечная расслабленность? С помощью каких средств можно снять мышечные зажимы? Каковы последствия отсутствия доверительности и доброжелательности в процессе обучения?
В чем состоит стратегия и тактика отношения к ошибкам? Что такое «интеллигибельность речи»?
В чем состоит эффект отдыха как прием и его психологический смысл? Что вам известно об использовании музыки на занятии? В чем состоит дидактическое содержание и психологический смысл «косвенного целеполагания»?
В чем состоит психологический смысл роли? По каким принципам дается роль?
С какой целью можно использовать кофе, чай и алкоголь на занятиях? В чем состоит психологический смысл мягкой игрушки в руках учащегося? Чему служит громкость на занятии? В чем состоит цель овладения загрязнителями речи?
В чем состоит цель ритуально-суггестивного характера введения материала и какое содержание вкладываете в понятие ритуально-суггестивный характер? В чем состоит психолого-дидактическая цель использования хора? Что такое суггестивность общения? Какие средства суггестивности общения вам известны? Что вам известно о возможностях их использования в разной национальной аудитории?
Какие барьеры на пути информационного потока вам известны? При каких условиях каждый из них способен сработать?
Какую дидактически важную особенность забывания открыл З.Фрейд? Что является психологически и дидактически более целесообразным: обеспечить возможность запомнить или вспомнить?
Почему делается акцент на неосознанное запоминание? Какие средства непроизвольного запоминания вам известны? Что такое «импринтинг»? На что возникает непроизвольное внимание?
Что в настоящий момент известно о психологически целесообразной единице обучения?
Каково ваше отношение к семантическим классификациям с точки зрения осознаваемости семантики? Каким образом локализуются механизмы речи в мозгу?
Почему слуховые и зрительные образы должны поступать равномерно?
Почему при формировании речевых навыков «мы ставим задачу, чтобы все участки мозга поочередно находились в возбуждении?
Что вы можете сказать о личности преподавателя?
Почему вся грамматика должна пройти в первой трети курса?
Что такое «бурление аналитического характера»?
Через какие 4 уровня должно пройти каждое грамматическое явление?
Что вам известно о возможностях технического оснащения?
Что вам известно об организации учебного пространства с учетом психологических особенностей человека?
Что вам известно о тестировании?
По каким принципам проходит комплектование группы?
Почему 12 человек в группе цифра психологически и дидактически оптимальная?
Какая беседа проводится с группой перед началом занятий и в чем ее цель?
Каковы цель и содержание «введения»?
Что является грамматическим образцом в интенсиве?
Почему мы говорим о «речеучастии», а не об имитации на этапе «введения»?
О чем говорит история третьего «предъявления»?
Что является условием переноса навыка в речь, по Пассову Е.И.?
Какие способы коллективной организации учебной деятельности вам известны?
В чем преимущества реакции на смысл?
Что вам известно о цели и содержании этапа «разработки и тренировки в общении»?
В чем состоит основное дидактическое требование к организации работы с мячом?
Какие «грамматические» игры вам известны?
В чем психологический смысл использования разных видов искусства на занятии?
Какое дидактическое требование к рисованию на занятиях вам известно?
Как можно организовать переписку на занятиях?
В чем состоит искусство коммуникативного задания?
Каким может быть управление речевой деятельностью?
Как управление речевой деятельностью соотносится с этапами речеучастия (синтезу), анализа и этапом собственно речи (синтез2)?
Каким методам соответствуют следующие схемы:
1) от правила —> к тренировке —> выход в речь
2) от употребления —> к правилу —> к осознанному употреблению?
Какие элементы интексива могут быть использованы в рамках сознательно- практического метода?
В чем состояла реализация гибкой модели Гегечкори Л.Ш.? Что говорил о гибкой модели В.Л.Скалкин?


Культурологический аспект в курсе РКИ

Культурологический и страноведческий материал в учебном процессе. Принципы отбора и организации культурологического и страноведческого материала курсов РКИ.
- Объекты обучения: слово, текст, слуховая и зрительная наглядность, узусные и этикетные нормы, тактика поведения и т.п. Содержание понятия информативная единица страноведческого плана, ее основные характеристик: информативная достаточность, направленность предъявления, стадийный состав, учет возрастных, национальных, психологических и других методически значимых социональных, психологических и других методических значимых особенностей контингента учащихся; полнота представления информативной единицы и т.п.
- Текст как объект страноведческого и культурологического анализа и общие требования к нему: страноведческий потенциал, целевая ориентация, актуальность, типичность сочетание обзорных и экземплярных тестов и др.
- Типология лексики и лингвострановедческий комментарий к ней. Типы комментария: системный, этимологический, комплексный, коннатативный, узуально-поведенческий и др.
- Наглядность как дополнение вербального ряда страноведческого материала и методические требования к средствам наглядности. Язык жестов, мимика, соматический невербальный язык.
- Соотношение фоновых знаний учащихся, оценки страноведческих знаний. Методика построения страноведческих и культурологических программ курсов РКИ.
- Роль и место литературы на уроках русского языка в современных условиях. Особенности восприятия и понимания иноязычного художественного текста.
- Определение стратегии преподавания литературы в рамках конкретного курса РКИ (определение целей и задач преподавания литературы на разных этапах обучения русскому языку как иностранному; принципы и критерии отбора художественных текстов; степень их обработки и адаптации; координация с другими аспектами курса и т.п.).
- Интерпретация художественного теста: выявление текстовых опор для методической обработки учебного текста. Комментирование художественного текста (текстуальное и внетекстуальное). Создание дискурсной основы для работы в аудитории.
Способы и приемы работы над художественным текстом. Разработка и проведение спецкурсов и спецсеминаров по материалам художественной литературы.
Анализ имеющихся хрестоматий и пособий для работы с художественным текстом.
-Художественная литература в культорологической программе курсов РКИ (для анализа).
- Принципы отбора художественных произведений в системе курсов РКИ.
- Виды и методы адаптации художественного текста (рассказ Чехова «История одного предприятия»).
- Способы презентации художественного текста. Семантизация лексики (рассказ Чехова «Размазня»). - Система языковых и речевых заданий к тексту (Паустовский «Снег»)
- Страноведческая и культурологическая ценность художественного текста («После бала» Толстой, «Станционный смотритель» Пушкин, «Осенью» В.Шукшин).

 



2020-03-17 373 Обсуждений (0)
Методика преподавания РКИ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика преподавания РКИ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (373)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)