Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Организационно-методическое обеспечение исследования



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Организационно-методическое обеспечение исследования 0.00 из 5.00 0 оценок




 

С целью проверки гипотезы, сформулированной в начале исследования, была проведена опытно-экспериментальная работа. Базой для эксперимента стала МОУ «Гимназия № 1» г. Ульяновска. Экспериментальным был 2 класс в составе 10 человек. Работа проводилась в течение 2006 – 2007 г.г. и предусматривала три этапа:

1) констатирующий;

2) формирующий;

3) контрольный.

На первом этапе проводился констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровней экологической культуры младших школьников. Для выявления уровней экологической культуры младших школьников на первом этапе нами использовались две диагностические методики.

Первая методика была направлена на выявление знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней. Методика разработана Т.М.Бондаренко. Эта методика проводилась с детьми в форме беседы в сочетании с методом интервью. Детям были предложены следующие вопросы.

1) Что такое природа?

2) Что природа даёт человеку?

3) Назовите охраняемые растения нашей местности.

4)  Какие животные занесены в Красную книгу нашей страны?

5) Назовите водных животных.

6) Назовите лекарственные растения.

7) Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

8) Как человек разрушает природу?

9) Что могут сделать дети для охраны природы?

10)Какие чувства вы испытываете, когда помогаете природе?

В содержание вопросов беседы входили критерии уровней экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней, такие как: 1) полнота (или объём знаний)- многообразие объектов и сторон познаваемого объекта; 2) существенность знаний – выделение существенного в объекте; 3) обобщённость знаний – выявление сущности целого класса объектов, объективных связей внутри класса ( отражается в обобщённых представлениях, элементарных понятиях); 4) системность знаний – познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящие содержание и структуру понятий о них.

Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней выявились по результатам первой методики.

Уровни знаний и представлений младших школьников о природе и гуманного отношения к ней.

А – Высокий уровень. Установление закономерных связей объектов, появление обобщений (видовых, родовых) на основе известных существенных особенностей объектов. Системные знания. Освоенные закономерности распространяются на познание объектов окружающей действительности.

Б – Средний уровень. Нарастание полноты знаний о многообразии особенностей и наиболее существенных сторонах объектов.

В – Низкий уровень. Узкие, неадекватные знания, частые заблуждения.

 За каждый ответ на вопрос ребёнок получал определённое количество баллов. Максимальное количество баллов на один вопрос составляет – 5 баллов. Таким образом, суммарное число баллов не могло превышать 50, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:

высокий – от 46 до 50;

средний – от 31 до 45;

низкий – от17 до 30.

Индивидуальные данные представлены в таблице № 1.

 

Таблица № 1.

ФИО учащегося

Вопросы.

Средний  балл.
№ п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  
 1.Аристов Марк.    3    2    1    2    5    2    3    4    1    3    26
2. Бугина  Анастасия.    4    2    2    2    4    4    4    3    4    2    31
3. Власова  Юлия.    3    2    1    4    5    4    5    2    3    3    32
4. Кондаурова  Анастасия.    4    2    2    4    4    5    3    4    4    3    35
5. Мельников  Кирилл.    4    3    2    3    3    4    2    4    5    4    34
6. Онофрийчук.  Анна.    4    4    3    4    5    3    4    3    4    4    38
7. Пуговкина  Анастасия.    3    4    4    4    4    2    4    2    3    4    34
8. Угодников  Антон.    3    3    2    4    4    2    3    2    2    4    29
9.Шафикова  Паула.    3    3    3    4    4    2    2    4    1    4    30
10. Юнко  Александр.    2    2    2    4    4    3    1    3    0    4    25

 

После беседы учащиеся разделились на три группы по уровням экологической культуры:

высокий – 0 чел.(0%).

средний – 6 чел. (60%).

низкий – 4 чел. (40%).

Уровни экологических знаний и представлений о природе и гуманного отношения к ней показали необходимость совершенствования работы в этой области, так как не все ученики обладают полными, адекватными и существенными знаниями. Так же отсутствовали обобщённость и системность знаний. Ответы на вопросы часто были неполными, ошибочными. Особенно большие затруднения дети испытывали при ответе на вопрос о лекарственных растениях.

На основе индивидуальных результатов, представленных в таблице № 1, можно составить диаграмму. (см. Приложение II).

Вторая методика была направлена на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе. Методика разработана Л.А. Каменевой.

Для диагностики были подготовлены комнатные растения, требующие разных способов ухода (уборка пыли, поливка, рыхление); набор оборудования для данного труда и ненужного для него; картинки с изображением трудового оборудования, трудовых действий; игровой персонаж.

Задания, направленные на изучение сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

1.Выяснить, умеют ли дети принимать цель труда, поставленную учителем.

 Выявить характер мотивации труда.

Учитель даёт ребёнку задание обеспечить уход за комнатными растениями. Предлагает разную мотивацию, начиная с более сложной:

1) познавательная («Хочешь сегодня подежурить в уголке природы и узнать, как правильно ухаживать за растениями, чтобы они хорошо росли?»)

2) практическая («Помоги мне ( или дежурному ), пожалуйста, полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль» ); 3) игровая («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями. Хочешь его научить?;). Каждая следующая мотивация предлагается лишь в том случае, если ребёнок не принимает предшествующую.

2.Выяснить, выделяют ли дети предмет труда, его особенности, значимые для предстоящего трудового процесса.

 Предложить ребёнку отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения.

3.Выяснить, способен ли ребёнок предвидеть результат труда.

 Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход.

4.Выявить, умеют ли дети спланировать трудовой процесс в соответствии с целью труда( уборка пыли с растений ).

Дать ребёнку задание рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить (можно дать задание в виде игры «Путаница»).

5.Выявить, умеют ли дети отбирать оборудование для трудового процесса.

Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб, кормушку, палочку для рыхления почвы и др.).

6.Проверить освоение детьми трудовых навыков и умений.

Дать задание показать Незнайке (или другому персонажу), как правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений. Объяснить Незнайке, почему нужно делать именно так.

Можно дать дополнительное задание: проверить, правильно ли растения размещены по отношению к свету, все ли влаголюбивые растения имеют влажную почву; объяснить, все ли растения следует полить сегодня; как узнать о том, что растение необходимо полить.

Выявить, освоен ли детьми способ выращивания растений черенкованием:

« Из чего можно вырастить растение (герань, традесканцию и др.)? Покажи, как надо посадить, чтобы оно выросло».

7.Выявить, умеет ли ребёнок соотносить результат труда с целью.

Дать задание рассказать Незнайке, что нужно было сделать по уходу за растениями. Что он хотел, и что получилось.

В содержании диагностики, направленной на выявление сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе входили следующие критерии: 1) постановка и принятие цели; 2) определение предмета труда; 3) отбор средств труда; 4) планирование трудового процесса в соответствии с целью труда; 5) освоение трудовых навыков и умений; 6) вычленение результата труда и соотнесение его с целью деятельности.

Уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

А-Высокий уровень. Самостоятельно способен поставить цель труда; принимает цель, мотивированную не только игровой и практической, но и познавательной задачей. Самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта); отбирает средства и выполняет трудовые действия достаточно самостоятельно и качественно. Вычленяет результат труда и способен соотнести его с целью деятельности. Получаемый результат хорошего качества. Может спланировать как трудовые действия, так и трудовой процесс в целом.

Б-Средний уровень. Ребёнок принимает цель труда при условии игровой или практической её мотивации; самостоятельно цель не ставит. Предметы труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью учителя. Отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но не качественно; некоторые- при помощи взрослого и с лучшим качеством. Вычленяет результат труда, планирует весь трудовой процесс с помощью учителя; самостоятелен только в определении последовательности трудовых операций.

В - Низкий уровень. Ребёнок не принимает цель труда, поставленную учителем вне игровой мотивации. Самостоятельно её не ставит. Не выделяет предмет труда с его особенностями. Отбирая средства труда, выполняя трудовые действия, следует за показом учителя. Самостоятельно не вычленяет результат труда, не планирует весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий и качество результата низкое.

Оценка деятельности детей в ходе выполнения заданий осуществлялась по 5-балльной системе, т.е за каждое задание ученик получал определённое количество баллов от 1 до 5. Всего было 7 заданий (см. выше), т.о. суммарное число баллов не могло превышать 35, а ответы на вопросы (общий балл) соответствовал уровням:

высокий – от 30 до 35;

средний – от 20 до 29;

низкий – от 10 до 19.

Индивидуальные данные представлены в таблице №

 

Таблица № 2

ФИО учащегося

Задания

Средний балл

№ п/п  1  2  3  4  5  6  7

 

 1.Аристов Марк    3    4    4    3    4    4    3

 

 25

 2. Бугина  Анастасия    4    2    4    3    4    3    3

 

 23

 3. Власова  Юлия    3    4    4    3    3    3

 

 2

   22
 4. Кондаурова  Анастасия    0    2    3    4    4    4

 

 2

   19
 5. Мельников  Кирилл    4    3    4    2    3    3

 

 3

   22
6. Онофрийчук  Анна    5    3    4    4    4    2

 

 3

   25
 7. Пуговкина  Анастасия    2    4    4    3    3    2

 

 4

   22
 8. Угодников  Антон    1    2    3    3    3    2

 

 4

   18
 9. Шафикова  Паула    2    1    3    3    3    4

 

 3

   19
 10. Юнко  Александр    2    2    3    3    3    2

 

 2

   17
                   

 

После диагностики учащиеся разделились на 3 группы по уровням сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе:

высокий – 0 чел. (0%);

средний – 6 чел. (60%);

низкий – 4 чел. (40%).

Уровни сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе показали необходимость совершенствования работы в этой сфере. Так как не все дети умеют принимать цель труда, поставленную учителем; учащиеся только с помощью учителя, а не самостоятельно выделяют предмет труда и его особенности; не все учащиеся умеют самостоятельно вычленять результат труда, планировать весь трудовой процесс и последовательность трудовых действий. Качество выполнения трудовых действий учащихся и качество результата в основном ниже среднего.

На основе индивидуальных результатов, представленных в таблице № 2, можно составить диаграмму (см. Приложение III).

Анализ полученных данных после проведения диагностических методик убедил нас в том, что уровень экологической культуры младших школьников очень низок. Это говорит о том, что в школе не ведётся систематическая работа по экологическому воспитанию младших школьников. Результаты диагностических методик показали, что не было выявлено ни одного человека с высоким уровнем экологической культуры. Средний уровень составил 60%, а низкий 40%. В связи с этим остро встаёт вопрос об экологической грамотности и экологической культуре нынешнего и будущего поколений. С целью повышения уровня экологических знаний младших школьников о природе и гуманного отношения к ней и сформированности практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе нами были разработаны внеклассные занятия, способствующие формированию экологической культуры младших школьников.

Задачей второго этапа эксперимента явилась разработка внеклассных занятий, способствующих формированию основ экологической культуры младших школьников.

В соответствии с гипотезой исследования и результатами констатирующего этапа нами были разработаны эти внеклассные занятия, направленные на усвоение младшими школьниками знаний и представлений о природе, гуманного отношения к ней и на сформированность практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе.

Внеклассные занятия.

Занятие № 1.

 «Мир вокруг нас»

Цель: познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни – живой природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой.

Оборудование: газета «Мир вокруг нас», маски грустного и улыбающегося человека, написанное на бумаге слово атмосфера, схема загрязнения воздуха, правила поведения в природе (плакаты), картинки растений и животных, занесенных в Красную книгу нашей страны.

Ход занятия.

Учитель: - Ребята, сегодня у нас интересное занятие. Посмотрите на доску. То, что вы видите – газета, хотя здесь ничего не написано. Она называется «Мир вокруг нас». Это необычная газета – живая. Каждый круг газеты – ее страничка, а готовили ее корреспонденты. Они-то и расскажут о том, что здесь изображено. Но сначала посмотрите в центр круга. Что здесь изображено?

- Грустный человек.

- А почему он грустный? (Ответы детей)

- У нас оказались разные мнения.

Давайте теперь послушаем рассказы корреспондентов о том, что же находится вокруг нашего человечка. Тогда может быть и поймем, почему он грустный.

Роли корреспондентов заранее распределяются между учащимися.

Первый корреспондент:

- Я буду говорить вот об этом голубом поле (показывает). Но сначала вы должны догадаться, о чем пойдет речь.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем.

 (Воздух)

- Правильно, речь пойдет о воздухе. Мы живем в воздушном океане, который называется атмосферой. (Учитель может прикрепить на доску заранее написанное на листе бумаги слово)

- Кто знает стихи или загадки о небе, воздухе?

Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он всегда, всегда раскинут

Над тобой и надо мной,

То он серый, то он синий,

То он ярко-голубой.

- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым. Но не всегда он таким бывает. Знаете ли вы, что в воздухе содержатся микробы – очень маленькие живые существа? Среди них есть такие, которые вызывают болезни, например, грипп. Когда в комнате много людей, а окна закрыты, микробов может накопиться очень много. На все предметы из воздуха оседает пыль, и микробы в ней накапливаются. Что же нужно сделать, чтобы микробов было меньше? (Ответы детей)

Рассмотрите схему.

- От чего загрязняется воздух?

- Что надо сделать для охраны воздуха от загрязнения?

- Если бы ты был мэром города, села, какие меры по охране воздуха от загрязнения ты предпринял бы в первую очередь? (Ответы детей)

Первый корреспондент.

- Установка очистительных сооружений на предприятиях, проветривание комнат, классов, удаление пыли влажной тряпкой – мы убрали микробы с голубого поля. (Ученик убирает аппликации микробов). Еще хорошо очищают и освежают воздух растения. Они собирают на листья вредные вещества, которые в воздухе оказываются вместе с дымом заводов и фабрик. Поэтому в больших городах должно быть много зелени, а нам всем надо беречь растения.

Учитель.

- Вот видите, ребята, мы правильно сделали, объяснив, как уничтожить микробов, а поле стало чистое, голубое! Если мы сумеем очистить все поля – наш человечек будет улыбаться!

- Теперь следующая страничка нашей газеты – посмотрите, что же это такое: какие-то непонятные изображения. Давайте послушаем следующего корреспондента.

Второй корреспондент.

- Ребята, кто из вас любит слушать песни и другую музыку? Почти у всех есть любимые певцы и группы, их слушать особенно приятно. Вот в одной песенке девушка поет такие слова.

Непременно каждым утром

Я включаю телевизор,

И, конечно, репродуктор,

И еще магнитофон.

- Весело? Да. А почему же соседи ей говорят:

Эй, гражданка у окна.

Вы же в доме не одна.

Почему же целый дом

Должен слушать этот гром?

 (Ответы детей)

им не нравится, потому что шумно и неприятно. Шум в наше время является загрязнителем окружающей среды, так как современные машины – грузовики, самолеты и т.д. издают такие сильные звуки, от которых люди могут заболеть. А очень громкая музыка вызывает шумовое опьянение и действует как наркотик. Поэтому очень вредно включать дома магнитофон надолго и на полную мощность. Вот еще: некоторые ребята любят пошутить – громко хлопнуть или крикнуть над ухо своего приятеля. Это очень опасно – резкий, сильный звук может разрушить слуховой аппарат. Видите, сколько звуковых загрязнителей и это поле (показывает поле со стрелками и спиралями) – звуки вокруг нас. Одни стрелки – резкие, громкие. Другие – волны музыки, спокойной речи. Приятная, негромкая музыка, спокойный разговор, создают звуковой комфорт.

- Что могут сделать дети, чтобы дома и в школе у них был звуковой комфорт? (Ответы детей)

- Не включать громко музыку, не кричать. А с белого поля мы уберем стрелки и оставим красивые волны.

Учитель.

- Ну вот уже два поля чистые, а мы пойдем дальше, на синюю страничку.

Третий корреспондент.

Отгадайте загадку:

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Что это?

Конечно это вода.

Не умыться, ни напиться

Без воды,

Листику не распуститься

Без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода!

- Эта страничка о воде. Где больше всего воды на Земле? В океане. А еще где находится вода? В морях, в реках, в ручьях. Снег – это вода и облака – это вода.

- Отгадай загадки. Какие явления природы связаны с водой?

1) Вечером на землю слетает,

ночью на земле пребывает,

утром опять улетает.

2) Над рекою, над долиной повисла

белая холстина.

3) Пушистая вата плывет куда-то:

чем вата ниже, тем дождик ближе.

4) Меня ждут, не дождутся, а как

завидят – разбегутся.

5) На дворе переполох, с неба

сыплется горох.

Для растений и животных не всякая вода годится. В океане вода какая? Соленая. А чтобы напиться и умыться нужна пресная вода и она должна быть чистой. Про какую воду говорится:

 

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтоб щечки краснели,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок?

 

- Конечно, это о чистой воде. Грязной водой умыться нельзя. Пресной воды на нашей планете не так уж много, ее надо беречь. А как?

(Ответы детей)

- Во-первых, экономно расходовать, не оставлять краны открытыми, а во-вторых, беречь воду от загрязнения. Посмотрите на синее поле, на нем пятна – загрязнители. Люди часто выбрасывают в реки, ручьи, озера различный мусор, моют в них машины, а еще много грязи попадает в воду от заводов и фабрик. А какие крупные заводы есть у нас в Щёкино? Сможем ли мы, ребята, очистить это поле, чтобы наш человечек улыбнулся?

- Что надо сделать? (Ответы детей)

- Надо экономить воду, не выбрасывать в реки т озера мусор, не мыть в них машины. Мы вырастим и научимся очищать отходы заводов и фабрик.

Уберем все грязные пятна!

- Посмотрите, дети, какое красивое, чистое стало поле – чистая вода!

А теперь зеленая страничка нашей газеты.

Четвертый корреспондент.

- Зеленая страничка нашей газеты – страничка жизни. А почему она зеленая? (Ответы детей)

- Она зеленая потому, что основу живой природы составляют растения, они дают пищу, лекарства, одежду, кислород – всем живым существам.

- Кого можно отнести к живой природе? (Ответы детей)

-

Жить в зеленом мире этом

Хорошо зимой и летом.

Жизнь летает мотыльком,

Шустрым бегает зверьком,

В облаках кружится птицей,

Скачет по ветвям куницей.

Жизнь прекрасна, жизнь вокруг

Человек природе друг!

 

- Только всегда ли человек относится к природе как к другу? (Ответы детей)

Посмотрите на это поле, на нем черные круги и квадраты, над каждым из них растения или животные, которых осталось мало. Мы можем убрать эти квадраты и круги, если научимся правильно вести себя в природе. Давайте подумаем. Какое правило поведения в природе нам надо знать, чтобы растений с красивыми цветами было много кругом? (Ответы детей)

Появляется плакат.

- О чем говорит этот плакат? (Ответы детей)

- Не рвать цветы, не собирать букеты в дикой природе, не плести венки. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить их.

-

 Если я сорву цветок

 Если ты сорвешь цветок,

 Если все: и я, и ты

 Дружно соберем цветы,

 Опустеют все поляны –

 И не будет красоты.

 

- Мы запомним это правило и можем убрать черные круги. (Убирает круги, под ними яркие рисунки растений)

- Посмотрите, эти рисунки украшают нашу страничку так же, как сами эти растения – природу. Но поле портят черные квадраты, над ними животные, которые особенно пострадали от человека. Что будем делать? Как убрать черные квадраты? (Ответы детей)

- Главное правило – не ловить никаких животных, не пугать их, не кричать в лесу, не трогать птичьих гнезд. Самое важное – не трогать, не обижать никого, даже самых маленьких жуков, пауков, червячков. Запомним это правило? Уберем черные квадраты. Лучше без них на зеленом поле! (Убирает квадраты, под ними рисунки красивого мотылька, хищной птицы – орла или ястреба и лягушки или жабы)

Учитель поясняет, что эти животные пострадали больше, чем другие: бабочки из-за своей красоты, хищные птицы из-за неправильного понимания роли хищников в природе, а лягушки и жабы из-за того, что людям не нравится их внешний вид.

Просьба.

Н.А. Заболоцкий.

 

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась,

Этот сон давнишний до сих пор мне снится –

На траве кровавой вздрагивала птица

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят

Вы их жалейте, люди!

Не убивайте зря!

Ведь небо без птиц – не небо!

А море без рыб – не море!

А земля без зверей – не земля!

Люди – исполины, люди – великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы.

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце. Сердце человечье!

Люди – человеки, страны и народы

Мы теперь навечно должники природы

Надо с этим долгом как-то расплатиться.

Пусть расправит крылья раненая птица!

 

- Ребята, некоторые виды растений, птиц и зверей исчезли с нашей планеты или находятся на грани исчезновения. Такие редкие виды занесены в Красную книгу нашей страны.

- А каких вы можете назвать животных или растений, которые занесены в Красную книгу нашей страны? (Ответы детей)

Показ учителем некоторых видов редких растений и животных.

Учитель.

- Какое красивое зеленое поле! Конечно, ребята, не о всех растениях и животных, которые нуждаются в охране, мы смогли сейчас поговорить. Но если мы будем знать правила поведения в природе, то поможем всем.

- Ребята, сегодня мы говорили о многих компонентах природы.

- Что такое природа? (Ответы детей)

- Что природа дает человеку?

- Что могут сделать дети для охраны природы? (Ответы детей)

- А сейчас, посмотрите, совсем другой вид у нашего человечка в нашей газете. Человечек улыбается – ему хорошо. (Убирает грустную маску, под ней улыбающееся лицо). Ему хорошо в чистом мире. Он здоров. Здоровье человека – это тоже богатство природы и его надо беречь.

Занятие № 2.

Игра – путешествие «По лесным тропинкам».

Цель: учить работать с дополнительной литературой, отбирая интересные сообщения о животных и растениях леса, познакомить учащихся с Красной книгой мира и нашей страны; прививать любовь к природе, бережному отношению ко всему живому на Земле.

Оборудование: эмблемы команды «Березка», команды «Елочка», рисунки съедобных и несъедобных грибов, 2 корзинки, рисунок совы, рисунок летучей мыши, жука, разрезанные портреты редких животных, сарафаны для сценки, рисунок Красной книги, рисунки растений, занесенных в Красную книгу.

Ход занятия.

Ведущий. – Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

 Ты о чем шумишь листвою

 Ночью темной, грозовою?

 Что там шепчешь на заре,

 Весь в росе, как в серебре?

 Кто в глуши твоей таится?

 Что за зверь? Какая птица?

 Все открой, не утаи,

 Ты же видишь, мы свои!

Перед нами две команды:

«Березка» и «Елочка». Они сейчас отправляются в путешествие: «По лесным тропинкам».

1. Представление команд.

Команда «Елочка»

Под широкой темной елью,

Прошлогодней пахнет прелью

Подойдешь ты к ней – иголки

Подойдешь ты к ней

Под подошвами скользят

Ведь в обычаи у ёлки

Круглый год менять наряд.

Ель знакома нам всем с детства.

Без нарядной елки и праздника нет.

Круглый год ель зеленая.

А почему? Да потому, что листок – иголка живет 2-3 года, и опадают иголки не все сразу, а постепенно, в течении всего года. Одни иголки опадают, а другие растут. Любят ель птицы, и медведь чаще строит свою берлогу под елью. Живет ель до 1200 лет.

Команда «Березка».

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

С зелеными сережками.

Полюбилась русскому народу белоствольная красавица. Сколько песен, стихов сложено о ней. Береза – одно из самых красивых деревьев России. Белый ствол березы даже в жаркие дни остается холодным. До 40 литров березового сока дает одно дерево до распускания почек. Из березы делают: мебель, фанеру. А береста, кора березы - готовая природная бумага.

II. Разминка команд.

Команде, Елочка.

1) Назвать 5 пород лиственных деревьев.

2) Почему хвойное дерево лиственницей назвали?

Команде “Березка”

1) Назвать 5 пород хвойных деревьев.

2) Чем отличается ель от сосны?

III. Конкурс “Грибная полянка”

Ведущий. –

Кто сидит на крепкой ножки.

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы -

Нет под шапкой головы.

Что это? (Ответы детей)

Ведущий.

Берем по лукошку

И скорее в путь дорожку

Разбежались по полянке,

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути.

Задания командам: Собрать съедобные грибы в корзинку, а несъедобные оставить. Болельщики в это время отвечают на вопрос: Почему грибы так называются - лисички, маслята, подберезовик, подосиновик, мухомор?

IV. Конкурс капитанов “Лесные жалобы”.

Команде “Елочка”

Ох, и не любят меня люди. Голос им не нравится, и глаза у меня большие. Считают, что беду я приношу. Все это неправда. Польза от меня большая. Урожай я сохраняю. Кто я? (Сова, рисунок совы).

Команде “Березка”.

А меня все боятся, поэтому столько небылиц про меня рассказывают. Не нравится им, что я темноту люблю и отдыхаю вниз головой. Не похожа я ни на птичку, ни на зверя, но я друг человека, а не враг. Кто я? (Летучая мышь, рисунок летучей мыши).

V. Конкурс “Животный мир леса”

Ведущий.

Все - все на свете,

На свете нужны

И мошки не меньше

Нужны, чем слоны

Нельзя обойтись без

Чудных, нелепых,

И даже без хищников,

Злых и свирепых.

Нужны все на свете,

Нужны все подряд

Кто делает мед

И кто делает яд!

Задание: Из отдельных разрезанных частей картинки собрать портрет редкого животного (по 1 человеку от команды)

Команды в это время составляют из предложенных букв названия животных.

Болельщики в это время показывают сценки из жизни животных, из жизни леса.

Например, сценка “На лесной опушке” В. Рождественский.

(Исполняют девочки в пестрых сарафанчиках с лукошками в руках)

Лапы елок прикрыли избушку,

Где живет дядя Вася - лесник.

Приходите к нему на опушку -

Всех приветливо встретит старик.

Дядя Вася про птиц нам расскажет,

Вспомнит, как подстерег он лису,

Самый лучший малинник покажет

И грибные местечки в лесу.

Дядя Вася (Выходит и садится на пенек. Дети подходят к нему и, присев на корточки, слушают его).

Лес не только для нашей забавы,

Он - богатство Российской страны.

Все деревья в нем, ягоды, травы

Нам на пользу, друзья, взращены

Каждый куст берегите, ребята!

Где росток ты увидишь простой,

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой

А уж, сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать - не сосчитаешь!

Сердцу любо, коль знаешь, что за год

В сосняке разрослась молодежь.

Хорошо здесь, в избушке просторной,

Дядя Вася гостям своим рад.

Ведущий.

Так весело в густом лесу.

На ветках птицы распевают

Увидеть леса красоту

Пернатые нам помогают.

Задание: Записать 5 перелетных птиц (1 команда)

Записать 5 зимующих птиц.

VII. Конкурс “А знаете ли вы, что..?”

Каждая команда готовит интересные сообщения о природе из жизни животных

Команда “Елочка”

1) Знаете ли вы, что самый сильный из насекомых жук-носорог (картинка жука) сам весом 14г. может тащить груз в 1 кг. 580 г.

2) А знаете ли вы, что сова уничтожает за лето до 1000 мышей и этим спасает 1тонну хлеба?

3) А знаете ли вы, что 1 Га леса за день поглощает 250 кг углекислого газа и выделяет 200 кг кислорода.

Команде “Березка”

1) А знаете ли вы, что первыми весной появляются бабочки, божьи коровки, пчелы, муравьи, сине-зеленые мхи, шмели потому, что за зиму впадают в спячку, а рано весной вылетают из своих укрытий.

2) А знаете ли вы, что пчеле, чтобы собрать 100 кг меда, надо облететь 1000000 цветов?

3) А знаете ли вы, что летучая мышь съедает за ночь до 200 малярийных комаров и этим спасает людей?

VIII. Совместное выступление команд “Берегите природу”

1) Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

2) Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом.

3) Природа гибнет и просит у нас защиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет - сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. (Показ картинки, на которой изображена Красная книга)

4) В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. В нее записаны 52 вида зверей и 65 видов птиц.

5) Охраняется Красною книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

6) Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы

(Показ цветов, занесенных в Красную книгу нашей страны)

7) И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы

И гибнут люди беспристрастно,

Унося с собой часть красоты.

8) Так, скорее над звёздной синью,

Чтобы жизнь не покинула нас,

В эту книгу внесите

Человека всех наций и рас!

Занятие № 3.

Лекарственные растения – средства оздоровления организма человека.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах их сбора, хранения и применения.

Оборудование: картинки с лекарственными растениями; засушенные растения, отвары трав; картины зверей или игрушки; гербарий «Растения нашего края»

Ход занятия.

Учитель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые, дети узнают, какие это растения:

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. ( Крапива)

Рос шар бел, дунул ветер-

Шар улетел. (Одуванчик)

Нарядные платьица,

Жёлтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одёжке. (Ромашки)

Каждый лис мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помо



2020-03-17 220 Обсуждений (0)
Организационно-методическое обеспечение исследования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Организационно-методическое обеспечение исследования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (220)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)