Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами.



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами. 0.00 из 5.00 0 оценок




Исходя из этого, в нашем исследовании были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Многофакторный личностный опросник Р.Кэттелла 16PF

Применение в исследовании многофакторного опросника личности, опубликованного Р. Кэттеллом в 1949 г., предполагало диагностику черт личности, которые Кэттелл называет конституционными факторами. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности человека.

В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 личностных черт. Каждая из них получила двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую.

Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы на каждый из 105 вопросов. По окончании тестирования подсчитывают баллы по каждому из 16-ти личностных факторов. По данным тестирования вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.

Следует иметь в виду, что Р. Кэттеллом были разработаны различные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной модификацией является личностный опросник 16PF. Мы в своем исследовании использовали адаптированный вариант этого опросника в русском переводе (сокращенный вариант).

Кэттелл выделял следующие черты личности: отчужденность – добросердечность; конкретное мышление – абстрактное; эмоциональная неустойчивость – устойчивость; подчиненность – доминантность; озабоченность – беспечность; безответственность – обязательность; робость – смелость; твердость характера – мягкость; доверчивость – подозрительность; практичность – мечтательность; наивность – проницательность; безмятежность – тревожность; консерватизм – радикализм; зависимость от группы – самостоятельность; импульсивность – самоконтроль; расслабленность – напряженность.

2. Методика определения организаторских и коммуникативных качеств Л.П. Калинского

Некоторые организаторские и коммуникативные качества личности, такие, как деловитость, уверенность, требовательность, стремление к доминированию в группе и др., могут быть определены с помощью теста – опросника Л.П.Калинского. Несомненное достоинство этой методики состоит в том, что она позволяет определить уровни развития перечисленных выше качеств, сравнить их сильные и слабые стороны. Выделены четыре степени вы­раженности психологических свойств: номинальная (0-3 балла), потенциальная (4-7 баллов), перспективная (8-11 баллов) и суперзона (свыше 12 баллов).

Всего можно определить уровни десяти качеств личности: направленность личности, деловитость, стремление к доминированию в группе, уверенность, требовательность, упрямство, уступчивость, зависимость, психологический такт, отзывчивость. Опросник содержит 160 утверждений, которые требуют 20-30 минут интенсивной работы по самооценке личности.

Верхняя, цифровая часть протокола теста делится на три блока (ниж­ний, средний и верхний), включающие по пять показателей. Нижний блок любой шкалы составляют показатели, характеризующие адаптивное, т.е. нормальное, приспособительное поведение. Верхний - дезадаптивное поведение, иначе говоря, это зона конфликтного поведения. Чем больше показателей верхнего блока будет отмечено в протоколе, тем вероятнее возможность конфликтного поведения личности.

Еще одной причиной, по которой мы решили использовать методику Л.П. Калинского, является тот факт, что выявление качеств личности по данной методике дает возможность сравнивать их с другими чертами личности, определяемыми по тесту-опроснику Р.Кэттелла, вычислять корреляционные зависимости между ними, интерпретировать результаты комплексных психодиагностических исследований, делая соответствующие выводы и заключения о психологических свойствах и состояниях испытуемых.

3. Методика диагностики мотивационной структуры личности В.Э. Мильман

Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечению комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.

Методика состоит из 14 утверждений, касающихся жизненных устремлений и некоторых сторон образа жизни человека. Испытуемый должен высказать отношение к ним по каждому из 8 вариантов ответов. На всю работу дается не более 20 минут.

Сумма всех баллов по шкалам Ж - жизнеобеспечение, К - комфорт, С – социальный статус, О - общение характеризует общежитейскую направленность личности, сумма баллов по шкалам Д – общая активность, ДР – творческая активность, ОД – социальная полезность характеризует «рабочую» направленность личности.

Затем строятся графики (мотивационные профили), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали — баллы.

Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР и ОД, то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы (или такие же, как по другим шкалам) — по шкалам Ж, К, С, О, то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль.

4. Самооценка стиля общения

Организаторские и коммуникативные качества личности существенно влияют на стиль общения руководителя (учителя). Нами была использована методика самооценки руководителем стиля общения.

Испытуемые отвечали на 60 вопросов теста, касающихся их характера, привычек, склонностей. Обработав результаты теста можно определить степень выраженности авторитарного, либерального или демократического стилей общения. В зависимости от полученных сумм ответов степень выраженности стиля будет различной: минимальной (0-7), средней (8-13), высокой (14-20). Если оценки минимальны по всем трем показателям, стиль считается неустойчивым, неопределенным. У опытного руководителя наблюдается комбинация стилей общения.

5. Восьмицветный тест М.Люшера, составитель О.Ф. Дубровская

Тест использовался как инструмент для выявления эмоционально - характерологического базиса личности и ее актуального состояния.

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект.

Тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что использование теста Люшера позволяет определить эмоциональную основу поведения педагогов.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1) Синий - символизирует спокойствие, удовлетворенность;

2) Сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;

3) Оранжево-красный – символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;

4) Светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.

При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

5) Фиолетовый; 6) Коричневый; 7) Черный; 8) Серый (О). Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям.

Для определения энергетической установки, мы использовали показатель «вегетативного коэффициента», предложенного венгерским психологом Шипошем К.

Автор исходил из утверждений о том, что в тесте Люшера есть мобилизующие, ассоциированные с активностью цвета (красный и желтый), и цвета пассивные, ассоциированные с бездействием (синий и зеленый).

 18 – красный - желт.

ВК = ------------------------ ,

    18 – синий - зелен.

где в числитель и в знаменатель подставляют ранг соответствующих цветов в выборе испытуемого либо усредненный ранг по серии выборов.

Значения ВК, большие 1, обнаруживают установку на энергозатраты, расходование сил, действие. Психофизиологической основой такой установки служит доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы. Значения ВК, меньшие 1, фиксируют установку на минимизации усилий, восстановление, самосохранение. Оценки ВК изменяются в диапазоне от 0,2 до 5 баллов.

Для выявления эмоциональных особенностей учителей и определения присутствия зоны комфорта или дискомфорта используется показатель суммарного отклонения (СО), который опирается на понятие аутогенной нормы цветовых предпочтений. Она получена Вальнеффером на пациентах при проведении психотерапевтических курсов. С помощью теста Люшера пациенты обследовались при поступлении в стационар и при выписке из него. Психотерапевтическое лечение проводилось несколько месяцев, и его ядро составляла аутогенная тренировка Й.Г. Шультца. Вальнёффер обнаружил, что при поступлении на лечение цветовые предпочтения пациентов исключительно разнообразны. При выписке предпочтения успешно излечившихся пациентов оказывались значительно более единообразными и стягивались к последовательности 34251607. Этот выбор был принят М.Люшером в качестве нормы цветовых предпочтений и является эталонным индикатором нервно-психического благополучия.

В заключении представляем краткое описание процедуры всего исследования. Использовались индивидуальные формы психодиагностики, для получения наиболее достоверных результатов исследования. Процедура диагностического обследования учителей проводилась индивидуально с каждым. Психодиагностические методики предъявлялись в определенном порядке, установленном в соответствии с целями и задачами исследования.

 



2020-03-17 211 Обсуждений (0)
Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами. 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные методы сбора данных были выбраны в соответствии со спецификой исследования, его целями и задачами.

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (211)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)