Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Принципы информационных технологии обучения



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Принципы информационных технологии обучения 0.00 из 5.00 0 оценок




 

На всем протяжении функционирования и развития образования прогрессивные педагоги выделяли внутри учебно-воспитательного процесса основные положения, правила, своего рода требования, которые, повторяясь и варьируясь, влиялина продуктивность этого процесса. Причем осознанная опора на них способствовала повышению его продуктивности.

С течением времени, по мере развития общества, общественных отношений и педагогики, обнаруженные связи между различными частями учебно-воспитательного процесса, правила, ведущие идеи приобрели статус самостоятельных дидактических категорий и выделились в особый раздел дидактики. Начало этому научному процессу было положено Я. А. Коменским, продолжено И. Песталоцци, Ф. Дистервегом, другими учеными. Особенно активно шел этот процесс в XX в. Сначала педагогической наукой были сформулированы и обоснованы закономерности и принципы обучения в средней школе, затем в вузе. Закономерности и принципы обучения - категории не умозрительны. Они возникли из образовательной практики, и претерпевают изменения по мере изменения сущности и целевой направленности обучения. Одни из них функционируют длительное время, другие, устарев, остаются лишь в истории педагогики образования.

Принципы обучения - это основные исходные положения требования, определяющие направленность образовательного процесса, его содержание, методическую инструментовку, деятельность преподавателя.

Принципы обучения, как и другие педагогические категории, развиваются. Это происходит одновременно с развитием общества, внедрением в систему образования новых информационных технологий и развитием педагогической науки. При этом следует иметь в виду, что одни принципы теряют свое приоритетное значение (принцип наглядности), другие начинают играть более существенную роль (принцип научности), третьи философски переосмысляются (принцип активности и сознательности обучающихся). Это закономерный процесс. Важно, чтобы дидактические принципы соответствовали задачам, стоящим перед информатизацией образования. Таким образом, новые информационные технологии обучения базируются на следующих принципах.

Принципы отбора содержанияинформационных технологий соответствуют принципам дидактики: научности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, наглядности, сознательности, активности и ответственности, доступности, прочности и др.

Рассмотрим их более подробно.

Принцип научности.Имеет всеобщий характер и особое значение для образовательного процесса. Он требует, чтобы содержание учебных дисциплин соответствовало современному состоянию науки, чтобы обучающиеся получали научно достоверные знания. Это возможно в том случае, если преподаватель будет серьезно и вдумчиво оценивать новые факты науки, новые идеи и гипотезы. От реализации этого дидактического принципа зависят уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, реальная возможность применения научных знании на практике. Устаревшие знания либо не находят применения, либо дезориентируют обучающихся. Любая наука имеет устоявшийся, бесспорный по содержанию материал, гипотезы, спорные, дискуссионные положения и идеи. С подобным материалом должны быть ознакомлены обучающиеся. Это поможет их научной ориентации, а возможно, и включению их в научно-исследовательский процесс. Поскольку в условиях научно-технического прогресса и социальных изменений содержание учебных дисциплин довольно быстро устаревает, по-прежнему актуальным остается вопрос пересмотра учебных программ, учебников, учебно-методических пособий, их обновления;

-     принцип систематичности и последовательности. Он органически связан с принципом научности. Система способствует приближению учебной дисциплины к науке. Любая наука имеет свою логику, свою систему развития, которая автоматически не воспроизводится в учебных дисциплинах. Дидактическая система лишь в общих чертах соответствует научной системе и логике. Дидактическая система предусматривает последовательное расположение учебного материала, опору на предыдущие знания, преемственность между ними;

-     принцип связи теории с практикой. Это один из современных принципов дидактики (в средневековых вузе и школе, когда знания носили схоластический характер, он не функционировал). Смысл его состоит в том, что изучение теории сопровождается опорой на практику. Теоретический анализ и осмысление фактов создают почву для сознательного и активного усвоения обучающимися учебного материала. Практика является источником познания, критерием истины для каждой теории, сферой применения результатов познания. Практика помогает глубже понять теорию, она же двигатель развития науки.

При обучении, как известно, существует три формы связи теории с практикой: теория предшествует практическим занятиям, идет одновременно с ними, практические занятия проводятся до изучения теории. Выбор формы определяется дидактической целевой установкой преподавателя. Разумное соотношение теоретических и практических занятий помогает обучающимся осознать значение теории в жизни, в профессиональной деятельности, учит применять, использовать усвоенные знания, способствует разрешению возникающих вопросов и проблем.

Многоаспектное выражение рассматриваемый дидактический принцип находит в педагогической практике в профессиональном лицее или другом учебном заведении, где имеются реальные условия для осознания важности теории, для применения полученных знаний и последующего обогащения новыми знаниями;

-     принцип наглядности обучения. Относится к числу древних принципов. Им руководствовались уже на ранних этапах семейного, школьного, университетского обучения: «Все видимое надо предоставить глазу, все слышимое - уху». В интерпретации Я. А. Коменского, который теоретически, опираясь на философию сенсуализма, обосновал принцип наглядности, он звучал так: «Видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запахи - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путем осязания» [11].

По мере развития учебно-воспитательного процесса отношение к данному принципу изменилось - он перестал играть доминирующую роль в обучении. Новые возможности реализации данного принципа открылись в связи с научно-техническим прогрессом, появлением телевидения, введением в действие аудиовизуальных, информационно-коммуникационных средств обучения. Виды наглядности обогатились и усложнились.

Наглядность обогащает круг представлений, делает обучение более конкретным и интересным, доступным, развивает наблюдательность и аналитическое мышление обучающихся.

При реализации принципа наглядности важно применять апперцепцию, т.е. опираться на те впечатления, которые уже присутствовали в жизненном опыте обучающихся. Увлечение наглядностью, неверное ее использование может затруднить формирование понятий, так как будет отвлекать внимание от существенных признаков предметов. А чрезмерная образность, метафоричность речи преподавателя нередко увлекает обучающихся и отвлекает от смыслового содержания научной информации;

-     принцип сознательности, активности и ответственности обучающихся. Данный принцип в большей мере обращен к обучающимся, чем к преподавателям. Он определяет продуктивность учебного процесса по любому предмету, в рамках любого вида обучения. Современное традиционное, программированное, проблемное, дифференцированное, дистанционное обучение построено на приобщении обучающихся к активной познавательной деятельности, чтобы обеспечить сознательное усвоение научной информации с выходом на практику. Сознательное отношение к обучению, персонификация знаний и умений способствуют тому, что обучающиеся получают возможность свободно и гибко оперировать ими, переносить в разные условия, применять в профессиональной деятельности.

Научить обучающихся усваивать знания сознательно - это значит научить их разбираться в фактах, вникать в сущность этих фактов, распознавать связь между ними, вскрывать внутренние закономерности. Сознательное усвоение научных знаний возможно тогда, когда обучающиеся понимают фактический материал, а ценностное отношение к знаниям способствует рождению ответственности в учении;

Принцип построения новых информационных технологий

принцип малых шагов

принцип немедленного подтверждения ответа

принцип индивидуализации темпа обучения

-     принцип постепенного роста сложности. Следствием его является то, что значительное на первых шагах число наводящих указаний постепенно уменьшается. В результате этого увеличивается трудность программы;

-     принцип дифференцированного закрепления знаний. Применительно к этому принципу каждое обобщение, присутствующее в тексте программы, необходимо повторить несколько раз в различных содержательных контекстах и проиллюстрировать с помощью достаточного количества тщательно подобранных материалов;

-     принцип единообразного хода инструментального учения. Этот принцип определяет процесс обучения по программам с линейной структурой следующим образом: ученик подвергается воздействию упорядоченной цепи (совокупности) раздражителей (микроинформации), на которые реагирует специфическим образом, т.е. конструирует ответы, причем его реакция сразу же позитивно или негативно оценивается путем сравнения с собственными ответами, содержащимися в программе. В результате допускается мало ошибок, закрепляются верные реакции, приобретаются «крепкие» знания малыми шагами.

Процесс информатизации образования, поддерживая информационные тенденции познания закономерностей предметных областей и окружающей среды, актуализирует разработку подходов к использованию потенциалов новых информационных технологий (НИТ) для развития личности обучаемого, повышения уровня его креативности, развития способностей к альтернативному мышлению, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений как учебных, так и практических задач, прогнозирования результатов принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов, взаимосвязей между ними.

Таким образом, дидактические принципы являются закономерностями учебного процесса, отражающими реальные зависимости и связи между педагогическими явлениями. Педагогические принципы не являются раз и навсегда данными и неизменными. Развитие жизни, изменение характера общественных отношений, достижения науки и педагогической практики влекут за собой как появление новых принципов, отвечающих требованиям современности, так и внутреннее движение, изменение существа традиционных принципов.


 



2020-03-17 248 Обсуждений (0)
Принципы информационных технологии обучения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Принципы информационных технологии обучения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (248)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)