Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии



2020-03-17 453 Обсуждений (0)
Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии 0.00 из 5.00 0 оценок




Технология модульного обучения: проблема внедрения в массовый опыт отечественной школы

Автор: Гульчевская Вера Георгиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики РО ИПКиПРО.

Здесь мы кратко осветим некоторые вопросы:

Что такое Технология модульного обучения?

Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии

Каковы возможности технологии модульного обучения в реализации существенных признаков личностно-ориентированного обучения?

Что такое модуль и как его оформить?

Адаптация технологии модульного обучения к отечественной классно-урочной системе.

Cписок уже разработанных модульных пособий, апробированных на практике и готовых к внедрению.

Технология модульного обучения - одна из технологий, которая, по сути являясь личностно-ориентированной, позволяет одновременно оптимизировать учебный процесс, обеспечить его целостность в реализации целей обучения, развития познавательной и личностной сферы учащихся; совместить жесткое управление познавательной деятельностью ученика с широкими возможностями для самоуправления.

Важным достоинством данной технологии является и ее интеграционное качество, ибо модуль, как целостное единство содержания и технологии его изучения, реализуется через комплекс технологий, интегрированных в модуль: проблемной, алгоритмической, программированной, поэтапного формирования умственных действий, "полного усвоения", КСО и т.д.

Эффективность технологии модульного обучения не вызывает сомнений, так как она апробирована мировым опытом (Великобритании, Голландии, США и др.) и становится все более популярной в нашей стране. Но большим препятствием к ее распространению является отсутствие дидактического обеспечения этой технологии.

Творческими группами учителей Ростова и Ростовской области под руководством доцента кафедры педагогики ИПКиПРО, кандидата педагогических наук Гульчевской В.Г. уже разработаны в результате экспериментального поиска и внедрены в учебный процесс модульные пособия для индивидуальной работы учащихся по математике (5, 8, 9 классы), по химии (10 класс полностью), некоторые темы по биологии и физике. В стадии разработки находятся пособия по другим разделам предметов естественно-научного цикла, а также по другим предметам.

 

В структуре модульного пособия отражены требования и правила конструирования модуля:

Что такое модуль и как его оформить?

– комплексная цель, в которой заданы качественные характеристики (познавательные и личностные) результата изучения модуля;

– конкретизация цели в предметных "учебных элементах, заданных стандартом образования;

– программа и рекомендации технологических приемов ее изучения;

– конкретизация цели в эталонах и критериях уровней усвоения, в заданиях итогового контроля;

– эталоны решений для организации самоконтроля и взаимоконтроля.

 

Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии

Модульная технология представляет собой обобщенную, универсальную систему, своего рода метатехнологию, которая являясь как бы канвой, каркасом сооружения, предназначенного для реализации целей индивидуализации, органично и оптимально интегрирует в себя любые другие технологии, необходимые для достижения конкретных образовательных и развивающих целей.

Это такая технология, которая реализует на практике следующие идеи, принципы и правила:

  • крупноблочная организация учебного материала вместе с рекомендациями и заданиями по его изучению;
  • преимущественно самостоятельная проработка учащимися учебного материала;
  • управление учением школьников посредством программы (последовательности заданий и этапов учебной работы) и алгоритмов познавательной деятельности (т.е. посредством учебно-методического комплекта, называемого модулем);
  • открытость методической системы учителя (программа изучения материала и планирование работы на уроке сообщается учащимся заранее);
  • возможность выбора учащимися уровня усвоения, форм, места и темпа изучения материала;
  • добровольность домашней работы;
  • создание условий для успешной познавательной деятельности для каждого ученика;
  • перспективное нацеливание учащихся на критерии и содержание контроля;
  • демонстрация безграничного доверия к ученику, уверенности в его возможностях;
  • свободный самоконтроль и взаимопомощь в процессе работы на уроке;
  • только содержательный (безотметочный) оперативный текущий контроль;
  • оценка результатов по итоговому контролю (а не как среднее арифметическое текущих результатов);
  • предоставление каждому ученику шанса улучшить свои итоговые результаты;
  • возможность реализовать себя в творческой деятельности;
  • участие учащихся в оценке эффективности учебного процесса.

 

Каковы возможности технологии модульного обучения в реализации существенных признаков личностно-ориентированного обучения?

Прежде всего в ней заложен принцип, который классик гуманистической психологии К. Роджерс считает основным: ученик с помощью модульной программы включен в активный, самостоятельный процесс учения, а учитель в этом процессе его сопровождает, помогая освоить приемы учения и самоуправления. При этом учитель, освобожденный от сугубо преподавательской и жесткой управленческой нагрузки, получает, наконец, реальную возможность осуществлять индивидуальный, личностный подход к каждому ученику, организовывать взаимодействие и взаимопомощь учащихся.

Благодаря открытости методической системы учителя, заложенной в модуле, добровольности текущего и гласности итогового контроля, возможности свободно осуществлять самоконтроль и выбирать уровень усвоения, отсутствию жесткой регламентации темпа изучения учебного материала, выполняется гуманистический принцип направленности на ребенка. Таким образом создаются благоприятные морально-психологические условия, в которых ребенок ощущает себя свободным, защищенным, уверенным в своих силах.

Осознание учащимися личностной значимости изучаемого и потребности в достижении определенных учебных результатов мотивируется четким описанием комплексной качественной цели, которой может ученик достичь по завершении модуля, критериев уровней усвоения и методической обеспеченностью в их достижении каждым учеником, реальный же результат всецело зависит от самого ученика.

Статус "субъекта", как одного из важнейших показателей личностно-ориентированного обучения, обеспечивается модульной технологией естественным образом, а не по разрешению извне. Он сам планирует способы, темп и место работы. Сам оценивает свои возможности и уровень притязаний. Сам принимает решение о продвижении к следующему уровню.

Потребность в самореализации удовлетворяется, во-первых, возможностью с помощью модуля учиться всегда успешно и, во-вторых, свободой выбора творческой деятельности и нестандартных заданий.

 



2020-03-17 453 Обсуждений (0)
Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные идеи, принципы и правила реализации модульной технологии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (453)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)