Исторические источники аналитической философии науки
Введение
Аналитическая философия - одно из наиболее крупных и влиятельных направлений современной философии, представленное многообразными школами и течениями. Каждое из них характеризуется своим набором принципов и методологических программ, своим видением проблем и их решений. Тем не менее, это не мешает аналитическому движению доминировать в англоязычных странах (США, Великобритания, Канада, Австралия). В последние годы аналитический способ философствования получает все большее распространение в Германии, Франции, Италии. Можно выделить, по крайней мере, два смысла, в которых целесообразно употреблять термин «аналитическая философия» - узкий и широкий. В первом случае акцент делается на общее понимание смысла и задач философской деятельности, а также на общее проблемное поле исследований. Во втором случае речь идет об определенном стиле философского мышления. Для него характерно стремление к строгости и точности используемой терминологии, негативное отношение к метафизическим спекуляциям и глобальным философским обобщениям. При этом сам процесс аргументации имеет не меньшее значение, чем достигаемый с его помощью результат.
Исторические источники аналитической философии науки
Говоря об исторических источниках аналитической философии науки, следует назвать, прежде всего, британский эмпиризм (Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли, Юм), а также трансцендентальную философию Канта. Однако непосредственно аналитический способ философствования возник благодаря работам Г. Фреге, Б. Рассела и Л. Витгенштейна. Немецкий логик, математик и философ Готлоб Фреге (1848-1925), занимаясь основаниями математики, разработал аппарат современной символической логики, в которой многие увидели эффективный инструмент научного и философского анализа. При этом в центр философских исследований была поставлена философия языка и ее центральная проблема - проблема значения. Тем самым, период конца XIX - начала XX века был ознаменован так называемым «лингвистическим поворотом» в философии. Суть этого поворота можно выразить следующим образом. Традиционная философия пыталась обнаружить в мире некие «первоосновы» или «первоначала», исследовать и объяснять мир. Необходимо отказаться от этих безнадежных попыток и перейти к исследованию того, как мы говорим о мире, как мы описываем этот мир в языке. Анализ языка - ключ к философскому исследованию мышления и знания. К тому же предполагалось, что имеется и эффективное средство такого анализа - современная математическая логика. Философия в целом, таким образом, стала пониматься как специфическая деятельность по анализу языковых выражений и выявлению их значений. Исторически первым этапом аналитической философии был так называемый «логический атомизм». Его основные принципы разработали английский философ, логик, математик, социолог Бертран Рассел (1872-1970) и австрийский философ Людвиг Витгенштейн (1889-1951). В эволюции философских взглядов Витгенштейна традиционно выделяют два периода: «ранний» и «поздний». В «ранний» период его взгляды представлены в «Логико-философском трактате», опубликованном в 1921 г. Именно в этом произведении он изложил свою версию логического атомизма. Витгенштейн констатировал, что философия - не учение, а деятельность, цель которой - логическое прояснение мыслей, результат - не «философские предложения», а достигнутая ясность предложений. Ясность предложений достигается посредством «критики языка», суть которой заключается в логическом анализе языка. По Витгенштейну, существует мир и существует язык. Язык состоит из предложений. Мир состоит из фактов и «определен фактами». Факты существуют «атомарные» (простейшие, элементарные) и молекулярные (сложные). Атомарные факты не зависят друг от друга. Отдельные атомарные факты могут объединяться в более сложные. Подобным же образом и предложения существуют атомарные и сложные, которые составлены из атомарных. Атомарные предложения описывают простейшие чувственные впечатления и рассматриваются как точное изображение атомарных фактов. Факт является значением атомарного предложения. Истинность сложных предложений определяется как функция истинности атомарных предложений. Особая роль отводится предложениям логики и математики. Эти предложения не являются высказываниями о фактах. Они являются, по мнению Витгенштейна, тавтологиями и служат для преобразования языковых выражений. В предложениях логики зафиксировано нечто общее, что имеется у мира и языка. Этим общим является логическая форма. Логическая структура языка тождественна логической структуре мира. Очевидно, что при таком подходе предложения традиционной философии не могут быть сведены к атомарным. К тому же, с точки зрения Витгенштейна, язык искажает («переодевает») мысли. Поэтому и в повседневном языке существует много бессмысленных предложений, которые ничего не говорят о фактах. Важно подчеркнуть, что Витгенштейн никогда не отрицал реальность фундаментальных философских проблем. Таких, например, как отношение к миру как к целому, вопросы о смысле жизни, смерти, проблемы этики, эстетики и др. В «Логико-философском трактате» он относил все это к области «мистического». Мистическим Витгенштейн называет то, что невозможно ясно выразить в языке и, соответственно, то, что находится за пределами «мира фактов». Ведь, по его мнению, границы языка совпадают с границами мира. Несколько позже Витгенштейн пересмотрел свою раннюю концепцию. По многим параметрам она существенно изменилась. Но общее понимание им философии осталось неизменным. Витгенштейн по-прежнему продолжал считать, что философия - это деятельность, состоящая в анализе языка. Такой анализ призван прояснять наши мысли и тем самым устранять философские проблемы. В то же время существенно изменилось понимание самого языка, его значений, а также метода анализа. Значением слова не является ни предмет, ни образ нашего сознания, ни абстрактные свойства. Значение слова - это его употребление в языке. Слова приобретают значения благодаря их использованию в определенном контексте и в соответствии с принятыми в нем правилами. Сколько контекстов, столько и значений. Эти контексты неразрывно связаны с процессом употребления слов и выражений. Такой процесс Витгенштейн назвал «языковой игрой». Язык носит характер игры. Важнейшей характеристикой языковых игр является единство языка и конкретного вида деятельности. Языковая игра - это «единое целое: язык и действия, с которыми он переплетен». Язык и деятельность выступают в качестве того базиса, на котором формируются значения слов и выражений. Ясно, что в разных языковых играх одни и те же слова будут употребляться по-разному. Следовательно, и значения одних и тех же слов будет разным. Различные философские учения стали трактоваться Л. Витгенштейном как определенные языковые игры. Они - часть языковых игр вообще. Теперь ясность мысли, прояснение и устранение философских проблем достигались не путем логического анализа, а посредством описания всевозможных способов употребления слов и выражений в различных языковых играх, а так же путем проведения разграничительных линий между ними.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (170)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |