Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Логический позитивизм и лингвистическая философия



2020-03-17 130 Обсуждений (0)
Логический позитивизм и лингвистическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Следующий этап развития аналитической философии связан с такими направлениями, как логический позитивизм и лингвистическая философия. Это своего рода - основной, «классический» период в развитии аналитической философии.

Логический позитивизм возник в начале 20-х годов XX века в Вене. Именно с этим направлением целесообразно связывать третий этап эволюции позитивизма - неопозитивизм. Основные идеи логического позитивизма получили свое оформление в рамках деятельности «Венского кружка». В него входили:

М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Фейгл, К. Гендель и др. С «Венским кружком» активно сотрудничали Ф. Франк, Г. Рейхенбах (Германия), Э. Нагель (США), А. Айер (Великобритания). В русле неопозитивизма развивали свои идеи представители Львовско-варшавской школы (К. Твардовский, Я. Лукасевич, А. Тарский, К. Айдукевич, Т. Котарбиньский и др.).

Логические позитивисты резко отрицательно относились к традиционной философии (метафизике) и к тем методам познания, которые она использовала. Вдохновленные основными установками логического анализа (Рассел, «ранний» Витгенштейн), они попытались найти прочные основания знания и, прежде всего, знания научного. Философский анализ науки стал отождествляться с логическим анализом языка науки. Предполагалось, что человек - субъект познания, может обладать только тем знанием, которое дано ему в чувственном опыте. Последний складывается из ощущений, восприятий, различных чувственных впечатлений и переживаний. В этом чувственном опыте непосредственно фиксируется некое «фактическое положение дел». То, что открывается человеку в чувственном опыте, он может знать с абсолютной достоверностью. О той реальности, которая лежит за пределами непосредственных впечатлений, мы ничего знать не можем, по крайней мере, не можем сказать о ней ничего вразумительного.

Истолковав «Логико-философский трактат» Витгенштейна в позитивистском духе, представители логического позитивизма на место атомарных фактов поставили непосредственные чувственные впечатления. Функцию атомарных предложений стали выполнять так называемые «протокольные» предложения, которые должны были выражать «чистый» чувственный опыт субъекта. Истинность этих предложений, как считали логические позитивисты, абсолютно достоверна и несомненна.

Одной из главных проблем, активно разрабатываемых в логическом позитивизме, была проблема демаркации. В современной философии науки под ней понимают проблему критериев научности. Суть ее заключается в нахождении признаков, характеризующих науку как специфический вид познавательной деятельности, и, соответственно, на основании которых производится разграничение научного и других видов знания и форм духовной деятельности. Этот вопрос и сейчас является актуальным и во многом дискуссионным.

В логическом позитивизме проблема демаркации решалась при помощи принципа верификации. Вообще верификация - методологическое понятие, обозначающее процесс установления истинности научных утверждений в результате их эмпирической проверки. Верифицировать -означает проверить, эмпирически подтвердить.

В версии логических позитивистов это выглядело следующим образом. Согласно принципу верификации, предложение, выражающее то или иное суждение, является научным только в том случае, если оно верифицируемо. Если выяснится, что какое-то предложение нельзя верифицировать, то его следует исключить из науки. Понятно, что при такой схеме предложения метафизики (традиционной философии) не могли вместиться в «прокрустово ложе» принципа верификации. Обнаружилось также, что если последовательно реализовывать принцип верификации, то из науки необходимо исключить не только метафизику, но и существенную часть самой науки. Это касалось, прежде всего, законом науки. Получалось, что они бессмысленны, так как их нельзя верифицировать. (Верифицируемость являлась и критерием осмысленности).

Эта парадоксальная ситуация вынудила логических позитивистов отказаться от «жесткого» критерия демаркации. В качестве научности стала выступать частичная верифицируемость. Если предложение получало хотя бы частичное эмпирическое подтверждение, то оно считалось научным и осмысленным.

Лингвистическая философия (философия лингвистического анализа, философия обыденного языка) возникла в 30-е годы XX века. Получила большое распространение в Великобритании и в США. Идеи лингвистической философии в Великобритании развивали Г. Райл, Дж. Остин, П. Стросон, Дж. Уисдом и др.; в США - Н. Малкольм, М. Блэк и др.

Представители лингвистической философии полагали, что проблемы традиционной философии - это «псевдопроблемы», «заблуждения», которые обусловлены некоей «глубинной грамматикой» естественного языка.

Свою главную задачу они видели в анализе слов и предложений естественного языка. Это нужно для того, чтобы устранить те заблуждения, недоразумения, неясности, которые возникают вследствие неправильного употребления естественного языка.

Язык традиционной философии парадоксален.

Сторонники данного направления, в частности, полагали, что традиционные философские проблемы являются результатом неправомерного расширения употребления слов и выражений естественного языка. Для того, чтобы избавиться от них, необходим анализ языковых выражений, который позволяет уяснить подлинные причины постановки этих проблем.

Естественный язык устроен таким образом, что он как бы провоцирует нас на постановку философской проблемы. Его грамматическая структура порождает всевозможные лингвистические «ловушки», куда и попадает философ, думающий, что решает философские проблемы.

Помимо того, что представителями лингвистической философии в качестве средства анализа применялся аппарат современной логики, ими были разработаны специальные лингвистические методы. Райл, например, предложил операцию «описания», при которой мнимый субъект предложения - грамматический субъект - должен заменяться соответствующим описанием. В результате этой процедуры опасность «метафизического» вывода будет устранена.

Уисдом предлагал, в частности, «процедуру перефразировки». Общий смысл ее заключался в том, чтобы выразить абстрактные термины через их «референты», то есть конкретные термины, от которых они были отвлечены.

Несмотря на то, что представителям лингвистической философии так и не удалось «устранить» фундаментальные философские проблемы, ими было разработано много оригинальных идей и концепций, имеющих место на пересечении философии и лингвистики.

 



2020-03-17 130 Обсуждений (0)
Логический позитивизм и лингвистическая философия 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Логический позитивизм и лингвистическая философия

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (130)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)