Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность и основные функции праздников



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Сущность и основные функции праздников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Праздники, обряды, ритуалы обладают способностью группового воздействия, утверждают стабильные стереотипы поведения, соответствующие данным общественным отношениям нормы нравственности и ценностные ориентации.

Праздник - это состояние души в период наивысшего эмоционального подъема, это радость от красоты, добра, достигнутого результата. Это духовная перезарядка на будущее. Праздники могут быть постановочными (со сценарием и режиссурой), могут быть построены на традициях, обычаях и обрядах и просто спонтанными по сиюминутным событиям и фактам. Разделенная радость с другими людьми удесятеряется на основе законов подражательности и заразительности. И чем значительнее события, лежащее в основе праздника, тем больше у человека потребность ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей.

Это ощущение дает человеку проявить себя в праздничном действие. Таким образом, происходит активизация зрителей, а от этого как раз и зависит успех любого мероприятия и в целом всей деятельности культурно-досугового учреждения. Нужно научиться на любом мероприятии создавать атмосферу праздничности.

Социальная сущность праздника, в первую очередь проявляется в том, что он предоставляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества, и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. В самой природе человека заложена необходимость гармоничного сочетания будней и праздников, потребность подытожить тот или иной этап своей деятельности, услышать оценку своего вклада в решение той или иной общественной задачи. Чем значительнее социальный прогресс, интенсивнее ритм жизни и напряженнее трудовая деятельность, тем более необходимой становится праздничная разрядка. Конечно, праздник не может быть и не является механическим продолжением труда, неким упражнением в организации и усовершенствовании трудового прогресса, но это не означает, что праздник и труд несовместимы, что утверждается подчас некоторыми исследователями. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Однако речь идет не только о трудовых праздниках в масштабе страны, города, района, села, но и о праздничных традициях каждого коллектива, о тех трудовых праздниках, которые входят в личный быт трудящихся и становятся важным моральным фактором труда. В этом отношении большие резервы имеются у организаторов праздников в школах. Каждодневное и оперативное праздничное оформление труда, яркий праздничный показ ориентира - это важнейшая задача художественно-массовой работы сегодня. Таким образом, можно рассматривать праздник как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Он представляет в то же время момент отдыха, переключения, эмоциональной разрядки. В сочетании различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника.

В любом празднике присутствуют разнообразные виды искусства: литература, музыка, живопись, театр, пантомима. Таким образом, праздник является синтезом практически всех видов искусств.

Существуя во всех обществах с глубокой древности праздники являются необходимым условием социального бытия. Во все времена праздник воспринимался как противопоставление будням. Само слово праздник выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединённую с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий; последний содержится в первом.

Сложность и многогранность праздника как непременной части человеческой культуры нашли своё выражение и в его социальной многофункциональности. Так можно отметить следующие функции праздника: торжественное обновление жизни; коммуникативную и регулятивную функции, компенсаторную; эмоционально-психологическую и нравственно-воспитатель-ную функции. Каждое из этих направлений расширяет наше представление о празднике и его роли в развитии культуры.

С годами праздники наполнялись новыми религиозными представле-ниями, адекватными подробностями земледельческого населения. Не смотря на то, что праздники органически вплелись в ткань повседневной жизни людей и имели для них, в первую очередь, культурное значение, именно праздники, по мнению многих учёных, можно отнести к первоначальным формам досуговой деятельности.

Решающее значение в театрализованных досуговых формах приобретают пути активизации зрителей и участников праздников. Условно мы можем определить основные этапы процесса активизации участников театрализованных досуговых форм.

Первый этап охватывает время до праздника. Весь процесс подготовки и широкого информирования, постепенно втягивающий людей в орбиту будущего театрализованного действа. Педагогическая задача на этом этапе состоит в раскрытии социального значения праздника, возбуждении интереса и внимания людей к происходящему, создании вокруг него атмосферы взволнованности, готовности к восприятию. При этом на первое место выходит социальный момент значимости события, которое ляжет в основу праздника. Именно он определяет степень активности будущих участников, которая выражается в создании различного рода инициативных групп, штабов, оргкомитетов, комиссии по подготовке и сбору материалов, других временных общественных институтов. Размах подготовки к мероприятию определяется его масштабами - от локального до общелокального.

Что же касается художественной активности, то на первом этапе она ограничивается подготовительной работой в коллективах художественной самодеятельности. Очень важным моментом этого этапа является информирование о будущем празднике. Информационная компания создает общественное мнение и определенную социально-нравственную атмосферу вокруг события, становящегося предметом театрализаций.

Степень участия в подготовительной деятельности на первом этапе дает основание для дифференциации уровня социально-художественной активности масс и позволяет различить среди участников следующие группы:

1 Инициаторы и организаторы массового праздника с ярко выраженной социальной активностью;

2 Участники массового праздника, активно одобряющие его идейно-тематическое содержание и проявляющие готовность к участию;

3 Пассивные зрители, не имеющие ярко выраженной готовности к участию.

Стратегия деятельности организаторов театрализованного действия по отношению к этим группам должна способствовать их переходу на более высокую ступень активности в ходе мероприятия.

Второй этап процесса активизации охватывает непосредственно проведение праздника, т.е. воплощение в жизнь сценария, включающего в себя такие основные композиционные части, как пролог, цепь эпизодов, кульминацию и финал. В прологе это прежде всего побуждение собравшихся концентрации внимания и проявлению более или менее сходных эмоций через социально-психологическое взаимодействие, являющиеся одним из проявлений активности. В ходе эпизодов - нарастание эмоций и готовность к реагированию на информацию, побуждение к театрализованному действию как следствие эмоционального напряжения. Наконец, в кульминации- непосредственное активное участие в театрализованном действии как результат эмоционального потрясения аудитории.

На этом этапе ведущими средствами активизации выступают: сценарно-режиссерское решение, образность, компоненты идейно-эмоционального воздействия, стимулирующие внутренний настрой, готовность к совместному реагированию и коллективные действия участников театрализованного праздника.

Третий этап процесса активизации участников праздника относится ко времени после театрализованного действия, когда стимулированная им активность, проявившаяся в финале самого мероприятия, дает себя знать в последующей социальной деятельности масс, особенно в отношении к труду, в его морально-этической оценке и осмыслении. Удовлетворение, возникающее от чувства своей сопричастности с происходящим, гордости за дела, в которые вложена частица собственного труда, единения с активно действующей массой участников праздника, вызывает потребность еще активнее трудиться на благо Родины, родного города, своего предприятия.

В нашем исследовании мы выявили, что ситуация включения в общее действие на мероприятиях создается в случае, если это действие созвучно устремлениям собравшихся и происходит как от их лица.

Наиболее распространенной формой реализации такой художественно-педагогической ситуации выступают торжественные шествия, карнавальные гуляния и т.д.

Другим результативным методом активизации является внесение в театрализованное действие элементов импровизированной художественно-творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действие, сделать участником тех или иных эпизодов.

Нас интересует коллективная импровизационно-творческая игра, являющаяся важным компонентом театрализации. Игровые отношения очень важны для массового действия, честно связанного с социальной активностью личности, так как дают возможность не только сопереживать, но и самому «опробовать» себя как личность в разнообразных ролях. Как часть досуга игровая деятельность занимает важное место в культурно-просветительной работе.

Театрализованная игра усиливает переживания личности и несколько преобразует их. Очень важна мысль Э. Пискатора, утверждающего, столкновение аудитории с ею пережитой действительностью имеет необходимым следствием создание ситуации художественной самодеятельности, при которой аудитория сама переживает, но уже художественно, по другим законам. Также важной является мысль Г.В. Плеханова, который считал, что содержание игры обусловлено в конечном счете той практической деятельностью, которая исторически предшествует игре. У человека главное место в определении содержания игры занимает труд. Это творческое положение имеет важное педагогическое значение.

Используя в сценарии игру, необходимо тщательно разработать, театрализовать ее. Поэтому важна роль сценариста, который может превратить театрализованное действие в выступление огромного хора, коллективный- импровизационный танец- хоровод и т.д. В учебном пособии А.Д. Силина сказано о двух приемах активизации это:

4 Прием заманивания - традиционный прием игры среди публики, переходящий в игру с самой публикой, а затем в постепенное заманивание, втягивание в эту игру всех зрителей.

5 Прием провокации «подначка», «попытка подтолкнуть».

Любой хороший массовик- затейник - организатор досуга должен уметь активизировать зрителей, даже на серьезном представлении. Примеры: раздача в зале газет, хоровое исполнение песни, когда дирижер поворачивается лицом к залу, а зал подхватывает припев, или общее принятие клятвы. Эти приемы «раскачивают», «разогревают» публику.

Огромная роль в активизации аудитории принадлежит музыке- ведь ее выразительные возможности неисчерпаемы. Одна из функций музыки в празднике - создание атмосферы. Благодаря своим качеством - эмоциональности, глубине, яркости, выразительности, музыка является фоном действия, создающим, с одной стороны, условия для более глубокого восприятия зрителем содержания отдельного фрагмента, с другой - помогает исполнителю сосредоточиться на воплощении образа. Ярким примером музыкального решения темы митинга посвященного «празднику Победы служит использование музыки Шумана «Грезы» во время возложения венков к памятнику павшим. Итак, основными приемами активизации массовой аудитории в процессе педагогически запрограммированного театрализованного действа являются:

6 вербальная активизация, дающая участникам возможность самовыражения посредством слова;

7 физическая активизация, побуждающая массу к движению, перемещению и другим физическим действиям;

8 художественная активизация.

Таким образом, как социально художественный феномен, праздник, обладает большими преимуществами: участие в нем «не зазорно» и обязательно для всех. Подлинный праздник - это когда не смотрят, а действуют, играют, радуются и веселятся все вместе демонстрируя публично свои способности.

 



2020-03-17 245 Обсуждений (0)
Сущность и основные функции праздников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Сущность и основные функции праздников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (245)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)