Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников



2020-03-17 422 Обсуждений (0)
Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Прежде чем рассматривать специфику технологии организации театрализованных массовых праздников, необходимо определиться с компонентами самого праздника.

По мнению польского исследователя К. Жигульского, можно выделить следующие компоненты массового праздника:

1. Пространственно-временной, включающий праздничное пространство и время.

. Структурно-содержательный компонент, включающий декорации, действия (анимационные мероприятия), костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.

. Идеологический компонент: в основе праздника должна лежать определенная тема, событие. Оно должно быть связано с реальными (пусть даже искаженными в сознании потомков) или сакральными, имеющими религиозно-мифологическое происхождение событиями. При этом событие должно само восприниматься как значимый и позитивный символ (7, с. 112).

Таким образом, прежде чем начинать подготовку праздника, необходимо определить его тематику или идею, а также место и время его проведения.

Чтобы определиться с идеей праздника, нужно ориентироваться в его видах. Можно выделить следующие виды праздников:

церковные праздники, главными из которых являются Рождество и Пасха и др.;

календарно-обрядовые праздники - Новый год, Масленица (проводы зимы), праздник Ивана Купалы, праздник урожая;

государственные и общественно-политические праздники;

профессионально-трудовые праздники (день рыбака, шахтера, металлурга, учителя, милиции и т.д.);

гражданско-личностные праздники, или семейные (свадьба, день рождения, юбилей и т.д.)

спортивные праздники;

праздники для детей и подростков;

мемориальные праздники связанные с жизнью и творчеством великих русских поэтов и писателей, художников и композиторов;

юбилейные праздники городов (День города), областей и республик.

Сама технология организации театрализованных праздников любой формы требует рассмотрения данной программы как технологического процесса, включающего основные этапы подготовки, работу над сценарием, работу над воплощением художественного замысла.

Изучая опыт работы по организации праздников, можно выделить следующие этапы работы над праздником. Рассмотрим их:

I этап - предварительное планирование;

II этап - работа над сценарием;

III этап - предварительное знакомство детей с праздником;

IV этап - репетиции;

V этап - проведение праздника;

VI этап - подведение итогов;

VII этап - последействие праздника.

При подготовке и организации театрализованного массового праздника в первую очередь необходимо помнить, что все его части должны быть связаны единым сценарно-режиссёрским ходом и соответствуют одной теме и идее. Несмотря на специфику каждой из форм художественно-массовой работы, их объединяют общие драматургические законы, по которым формируется сценарий. Говоря о драматургии театрализованного празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал.

Что касается понятий коллизия или развитие действия, то в празднестве этот момент, в отличие от театрализованных представлений других видов, более локального характера, рассредоточен в общей мозаике компонентов или номеров.

В сценарии театрализованного представления номер можно определить как отдельный отрезок действия, обладающий собственной внутренней структурой.

Структура номера идентична структуре любого драматического действия. Здесь должен быть своеобразный экспозиционный момент, необходимая завязка действия. Номер не может существовать и без развития, напряженность которого зависит от конкретных задач постановщика. Кульминационный момент в номере выражается чаще всего как контрастный перелом, без которого не может быть необходимой полноты развития всего сценария. Заключается номер, как правило, разрешительным моментом, приводящим действие к относительной завершенности.

Номер должен быть относительно коротким по напряженности, но не куцым. Его продолжительность находится в прямой зависимости от его функции, назначения, задачи в общем решении темы театрализованного представления: не меньше и не больше того, что ему отведено художественной логикой.

Следующим требованием для номера является высокая концентрация содержания: за предельно малое время нужно дать максимум информации, и не просто донести информацию до зрителя, а художественно организовать ее с целью эмоционально-эстетического воздействия.

В отличие от эстрадного концертного номера, номер в сценарии театрализованного представления непременно должен, так или иначе, участвовать в решении общей темы. Поэтому от номера требуется четкая общая направленность, связь с другими номерами.

Можно выделить основные видовые и жанровые группы номеров, часто встречающихся в сценариях театрализованных массовых праздников.

К первой видовой группе следует отнести разговорные (или речевые) номера. Затем идут музыкальные, пластико-хореографические, смешанные, «оригинальные» номера. Групп может быть и больше, названия их могут быть более точными, но сущность деления от этого не изменится. А без видовых признаков невозможно установить и жанровых особенностей. Итак, какие жанры номеров встречаются в театрализованных массовых представлениях?

Довольно распространенным и драматургически полно разработанным номером в сценарии театрализованного представления является сценка. Этому понятию соответствуют также термины этюд, скетч.

Интермедия - жанр из группы разговорных номеров. Характер интермедии - противопоставление двух разных точек зрения, спор. Такое столкновение наилучшим образом способствует художественному раскрытию основной темы сценария театрализованного представления. Интермедия, как правило, реализуется в работе ведущих (конферансье) праздника. Зачастую программу театрализованного представления «цементируют» как правило, два конферансье одновременно.

Еще один жанр разговорного номера - монолог; к этому жанру можно подключить и лирическое стихотворение. Монологи и лирические стихотворения в сценарии театрализованного представления могут быть как отдельными завершенными номерами, так и своеобразными связками между ними.

Но, разумеется, монолог как номер отличается от монолога-связки - номер имеет большую драматургическую завершенность, в нем обязателен кульминационный момент, а также разрешающая часть.

К группе музыкальных номеров мы относим прежде всего концертный музыкальный номер. Завершенность его обусловлена самой музыкальной формой. Если же в качестве номера берется отрывок из большого произведения, то он должен быть относительно законченным, производящим целостное впечатление.

К группе пластико-хореографических номеров относятся в первую очередь пантомима и пластический этюд (или номер).

Вовлечение зрителей в непосредственное действие театрализованного массового праздника - одна из специфических особенностей этого рода искусства. Поэтому именно здесь имеет большое распространение игровой номер в его различных жанровых формах (относящийся либо к смешанным, либо к «оригинальным» номерам). К таким представлениям относятся театрализованные игровые конкурсы. По своему содержанию игровые конкурсы - сложный сплав традиционных викторин, эстрадных выступлений, спортивных, бытовых и художественных состязаний.

Игровые конкурсы почти всегда носят комплексный характер. Они требуют от участников эрудиции, сообразительности, художественно-изобразительных способностей, физической ловкости, изобретательности. Высокий зрелищный престиж этих мероприятий объясняется их оригинальностью. В них практически отсутствует шаблонность в использовании заданий, а следовательно, и в содержании развивающегося действия. Традиционна лишь сама идея игровых состязаний и некоторые их структурные элементы.

К распространенным видам игрового конкурса относятся конкурсы-аукционы, конкурс веселых и находчивых, состязания, вошедшие в клубную практику под названиями «А ну-ка, девушки!», «А ну-ка, парни!», турнир смекалистых, «Внимание - на старт» и пр.

Как и все, что связано с народной самодеятельностью, игровые конкурсы беспрерывно изменяются и совершенствуются.

Остановимся на основных правилах организации театрализованных конкурсов.

Характер конкурсных заданий требует от выступающих разносторонней эрудиции: надо быть в курсе последних новинок науки, искусства, сорта и др. Ни в каких иных играх и развлечениях нет такого простора для импровизации, самодеятельности, творческого самовыражения. При этом импровизация идет здесь об руку с тщательной предварительной подготовкой: за несколько недель до состязания подбирается состав команды, готовятся тексты будущих выступлений, вопросы и задания для соперников, проводятся репетиции. Конкурс является мероприятием продолжительным, предполагающим длительный репетиционный период.

Команды, выступающие в игровых конкурсах, принципиально отличаются от произвольно создающихся команд в других играх: здесь команда всегда представляет реальный коллектив (завод, цех, бригада, учебное заведение).

В орбиту игровых конкурсов, помимо команды, вовлекается большое количество добровольных помощников из членов данного коллектива. Они участвуют в определении состава выступающих, помогают выполнять домашние задания, предлагают вопросы, которые будут задаваться соперникам, просматривают и обсуждают все, что подготовила их команда, наконец, болеют за своих в процессе состязания.

В практике работников культуры сложилось два основных способа проведения театрализованных конкурсов.

В одном случае в розыгрыше участвует несколько команд, представляющих предприятия, производственные участки, учебные коллективы. В зависимости от числа команд и принятой системы (олимпийская или круговая) конкурсный сезон может занимать разный период времени, но обычно достаточно продолжительный, в несколько месяцев. При этом команды встречаются в заранее установленные часы и дни (каждую неделю, декаду, месяц). В течение игрового вечера проводится один или два поединка.

И второй вариант: на обычном вечере отдыха или массовом гулянии создаются в импровизационном порядке две команды и между ними проводится блицтурнир. Продолжительность его невелика, а задания относительно просты, так как это состязание лишь часть большого мероприятия.

В итоге любого конкурса должен быть выявлен победитель. Эта задача возлагается на жюри, от членов которого требуется строгая объективность, понимание сути заданий, эрудиция, эстетический вкус, чувство юмора. Судьи должны принимать во внимание не только знания, но и остроумие, находчивость, изобретательность, общий стиль поведения команд и болельщиков. Непосредственными распорядителями конкурса выступают ведущие, обычно их двое. Ведущие служат и связующим звеном между жюри, командами и публикой.

При всем многообразии конкурсных программ в них отчетливо выделяются общие структурные элементы. К ним относятся: торжественный выход команд - разминка - проверка домашнего задания - конкурсы болельщиков - ответы на вопросы жюри, ведущих и соперников - импровизационные конкурсы - подведение итогов - торжественное завершение конкурса.

Ритуал приветствий судей и соперников пришел в игровые конкурсы из спортивных соревнований. Однако если в спорте приветствия проходят в строго канонизированных формах, то в клубных играх неизменен только сам факт приветствия, а его конкретное содержание и форма - плод выдумки участников. Веселые остроты здесь соседствуют с рапортами о производственных успехах, дружеские шаржи могут чередоваться с сатирическими обличениями. Нередко пародируются или иронически переосмысливаются всякого рода ритуальные церемонии: вызов на рыцарский поединок, представление послов, вручение грамот и т.п.

Перечислить, а тем более охарактеризовать все типы заданий для команд и болельщиков нет возможности, да и вряд ли это необходимо. Самобытность, разнообразие, неожиданность - вот главные достоинства и отличительные черты этих популярных развлечений. Номера оригинального жанра, как их принято называть в практике выступлений, на самом деле относятся к виду, и он в свою очередь делится на жанры: эксцентрика, фокусы, буффонада, игра на необычных музыкальных инструментах, звукоподражание, лубок, тантаморески и т.д.

Разумеется, охарактеризовать все жанровые разновидности номеров было бы невозможно, да, и вряд ли нужно, так как они, отражая различные стороны действительности, являются наиболее «текучими», изменчивыми, особенно в искусствах, синтезирующих в себе разнородные выразительные средства. К номерам в театрализованных представлениях это имеет прямое отношение.

Не случайно, создавая тот или иной номер, самодеятельные артисты или студенты часто затрудняются в определении его жанровой разновидности. Чисто практически, определяя жанр номера, лучше всего ориентироваться на «доминанту», на основной состав его художественно выразительных средств.

После того, как определен сценарий праздника, необходимо продумать декорации, костюмы участников, праздничное питание, систему подарков.



2020-03-17 422 Обсуждений (0)
Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (422)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)