Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Генезис социального манипулирования и познания его природы



2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Генезис социального манипулирования и познания его природы 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

 

Актуальность исследования. Становление демократии и либерализма в современной России все еще находится в стадии развития. Низкий уровень правовой и политической образованности граждан будет являться подталкивающим фактором в тенденциях манипулирования массовым политическим сознанием населения и тормозящим фактором в становлении либеральных и демократических принципов в современном российском обществе. Несовершенство нормативно-правовой базы наряду с постоянным ее изменением - будет способствовать с одной стороны манипулированию со стороны субъектов манипуляции, и с другой стороны, незащищенности от манипуляций массовым политическим сознанием объектов манипуляции, так как, последние, не смогут успевать следить за чередой изменений в нормативно-правовых актах. Именно это придает исследованию по теме «Анализ манипуляционных технологий в процессе принятия спорных административных решений (на материалах строительства небоскреба Охта-центр)» особую актуальность.

Цель исследования - проанализировать влияние манипуляционных технологий в процессе принятия спорных административных решений (на материалах строительства небоскреба Охта-центр).

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

•   Рассмотреть основные понятия и определения

•   Проследить генезис социального манипулирования и познания его природы

•   Определить место манипуляционных технологий в современном мире

•   Рассмотреть спорный вопрос - строительство «Охта центр»

•   Определить манипуляционные технологии, использованные в информационной войне за «Охта центр»

•   Проанлизировать влияние манипуляционных технологий на принятие спорных административных решений на примере строительства небоскреба Охта-центр

Объект исследования - манипуляционные технологии.

Предмет исследования - влияние манипуляционных технологий на принятие спорных административных решений (на материалах строительства небоскреба Охта-центр).

Теоретическую и методологическую основу исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых, социологов, философов, психологов, политологов по социального манипулирования. Методологической основой является комплексный подход, опирающийся на принцип историзма, системный анализ и диалектический метод в исследовании проблем влияния манипуляционных технологий на принятие спорных административных решений.

 


Манипуляционные технологии - прошлое и будущее

Основные понятия и определения

 

Если обратиться к истокам возникновения термина «манипуляция», становится очевидным, что он претерпел некоторые изменения в своём значении. Латинский прародитель термина- manipulus - имеет два значения:

) пригоршня, горсть (manus - рука + ple - наполнять).

) Маленькая группа, кучка, горсточка. В этом значении данное слово обозначало, в частности, небольшой отряд воинов (около 120 человек) в римском войске.

Если обострить содержание понятия «манипуляция» в переносном значении (т.е., когда объектами действий - манипуляций являются люди), то оно означает стремление «приручить» другого, «прибрать к рукам», попытку превратить его в послушное орудие, марионетку. Однако не имело бы смысла называть это манипуляцией, если бы всё делалось бы явно. Немаловажны также искусность воздействия, ловкость и сноровка в проведении приёмов.

Метафорическое определение психологической манипуляции в итоге содержит три важнейших признака: метафору «прибирания к рукам», обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия, искусность приёмов воздействия.

Несомненно, толкования этого термина встречаются разные. У Бессонова Б.Н. - это форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая ненасильственным путём. Волкогонов Д.А. понимает под этим термином господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира. Он считает, что манипуляция происходит путём внушения массам соответствующих стереотипов мышления, выгодных манипулятору. По мнению Волкогонова, манипуляция является одной из основ механизма психологической войны. Гудин Р. считает, что манипуляция - это скрытое применение власти вразрез с предполагаемой волей другого. У.Рикер в своём труде «Искусство политической манипуляции», пишет о таком структурировании мира, которое позволяет выигрывать посредством применения манипуляций.

У Д. Рудинова, манипуляция - это побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого. Согласно Сагатовскому В.Н., манипулировать- это значит относится к другому как к средству, объекту, орудию.

Известный американский учёный, профессор факультета средств массовой информации Герберт Шиллер в своих трудах характеризует манипуляцию как скрытое принуждение программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок поведения.

Другой американский исследователь Э. Шостром делает вывод, что манипуляцией можно назвать управление и контроль, эксплуатацию другого, использование в качестве объектов, вещей.

Манипулирование предполагает богатый арсенал способов, приемов.

Инструментальной основой современной либерально-демократической (буржуазной) политики и государственной практики стало социальное манипулирование. Россия в этом плане не исключение, скорее - наоборот. И здесь она "впереди планеты всей". По своей сути социальное манипулирование - это одна из идеологических разновидностей управления поведением личности, социальной группы, общества или планетарного социума методами скрытого от них социально-психологического воздействия на их сознание в целях обеспечения частных, отличных от их собственных, чаще всего противоречащих им, интересов отдельных лиц, социальных групп, институтов, государственных и общественных структур.

Социальное манипулирование базируется на подмене или на искусственном принижении значимости одних и преувеличении весомости других системных для исторически определенного состояния сознания личности, социальной группы, общества, планетарного социума общественных ценностей. Оно отличается от другой аналогичной идеологической разновидности такого управления - пропаганды - тем, что последняя "производит" сознание открытым утверждением общественной значимости тех или иных идеалов и соответствующих им социальных ценностей.

К методам социального манипулирования прибегают тогда, когда утверждают неприемлемые для личности, социальной группы, общества или человечества идеалы и ценности. Методы эти сегодня достигли такой степени изощренности, что даже обнаружение самого факта социального манипулирования нередко требует хорошего знания его природы и механизмов, которые исследуются многими отраслями общественного знания.

Формирование такого надиндивидуального массового сознания (соответственно, механизмы осуществляемого с его посредством социального манипулирования) обеспечивается многообразными технологиями информационной обработки общества.

Основу этих технологий составляет создание информационных потоков и управление ими.

В частности, "новости давно уже не собираются где попало, и как попало: специалисты PR публикуют в СМИ только то, что в конкретных условиях по конкретному вопросу способно воздействовать на массовое сознание в нужном для социального манипулирования направлении.

Сначала формируется "информационный вал" - всеохватный поток несистематизированной, но объективистской информации, направляемой в адрес масс или интересуемых манипуляторов общностей, притом в формах, способных вызвать их максимальный интерес и доверие.

Отслеживается реакция адресатов на различные информационные блоки этого потока.

Когда воспринимаемость информации и доверие к ее источнику укреплены, начинается выборочное, дозированное "сегментирование информационного потока" приемами:

•   умолчания - невыгодная манипулятору информация из потока изымается, а выгодная подается в выигрышных для восприятия формах, на фоне нейтральной информации;

•   перестановок - значимая для выработки общественной позиции информация подается как малосущественная, а действительно малосущественная, но необходимая манипулятору выносится в анонс или начало информационного потока;

•   привлечения в качестве субъекта озвучивания необходимой для социального манипулирования информации авторитетного для данной массы или социальной группы источника (в лице известных деятелей, солидных изданий, государственных и общественных институтов и структур).

Постоянно отслеживается реакция потребителей такой информации. Если доверие к ней не снижается или снижается несущественно, к указанным приемам добавляются:

•   фальсификация истории или реальности путем целенаправленного подбора цитат, статистики и т. д., которые в комплексе работают на требуемый результат;

•   фабрикация цитат, статистики и особенно данных выборочных опросов и обследований;

•   эмоциональная подпитка путем использования вместо конкретных фактов и цифр (или в условиях нехватки их) эмоциональных словесных оборотов, образных клише и т. д., а также такого монтажа фото-, видео-, аудиоматериалов, которые обеспечивает необходимое для успеха социального манипулирования психологическое воздействие на сознание масс и социальных общностей.

В арсенал социального манипулирования давно включены и иные, часто обеспечивающие его успех методы: дискредитация авторитетных источников или носителей системных для разрушаемого идеала общественных ценностей, внушения, массового гипноза и зомбирования, в том числе такие запрещенные в цивилизованных обществах технические средствами, как 25-й кадр.

Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы манипулирования, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:

•   "наклеивание ярлыков" или "маркирование" - наделение разрушаемого идеала или авторитетного носителя его ценностей оскорбительными кличками для подрыва привлекательности;

•   "рекомендации", вкладываемые в целях усиления эффекта внушения в уста популярных актеров, певцов, спортсменов, которые не компетентностью в данной области, а своей популярностью в массах должны привлечь необходимое для целей социального манипулирования внимание к определенным идеалам, их источникам или носителям;

•   "перенос" - внушение "оценок по ассоциации" путем идентификации разрушаемых идеалов или дискредитируемых носителей ценностей с общеизвестными своими негативными качествами объектами, лицами, явлениями, и, наоборот, утверждаемых идеалов и носителей ценностей - с позитивными;

•   "простые люди" - идентификация интересов манипулятора с интересами масс и больших общественных групп путем передачи функций рупора внушаемой информации рядовым представителям последних;

•   "подтасовка карт", обеспечивающая подмену содержания известных реальных фактов и данных, интерпретация их с помощью незаметных для масс приемов (ловкость рук);

•   "блестящая посредственность" - оперирование привычными, но абстрактными для масс понятиями (свобода, общечеловеческие ценности и др.) с приданием им каких-то качеств или односторонним акцентированием присущих им качеств, обеспечивающих потребности социального манипулирования;

•   "общий вагон" - стимулирование определенной реакции путем внушения мысли об ее общепринятости: "все так думают, все так поступают".

Орудиями осуществления этих приемов являются СМИ, в первую очередь TV, литература, наука, особенно общественная и гуманитарная, отдельные властные и общественные структуры. Заказчик - правящая "элита".

Генезис социального манипулирования и познания его природы

манипулирование государственный строительство

Явление социального манипулирования известно с древних времен. Примерами тому могут служить античное социально-философское течение софизма и римский принцип управленческой практики "разделяй и властвуй". Но сфера его была ограничена поведением "свободных граждан": рабами можно было управлять методами прямого принуждения, не заботясь о привлекательности для них своих идеалов.

Этапными в развитии социального манипулирования стали эпохи Возрождения, Просвещения и Неолиберализма.

Возрождение выдвинуло идеал индивидуализма, реализованный в полную меру только в более позднюю эпоху зрелого капитализма. Он отвечал интересам феодалов и нарождавшегося торгового и промышленного сословия, но был неприемлем для остальной массы. Потому власть имущие вынуждены были прикрывать его лицемерием выдвинутых в эпоху раннего христианства идеалов гуманизма и "града божия", в которых зачатки индивидуализма ("индивидуальное бессмертие") подавлялись приоритетом альтруизма.

Просвещение сохранило приверженность элит идеалу индивидуализма, но облагородило его ценностями гармоничного развития личности. Использованный буржуазией как знамя для объединения вокруг себя масс в целях свержения феодализма, этот облагороженный идеал после утверждения буржуазного режима был сделан правящей элитой лицемерным прикрытием ее подлинной политики, которая в целях сохранения своего господства утверждала идеалы возрожденческого индивидуализма.

Ознаменовав собою во второй половине ХХ века самостоятельную эпоху, Неолиберализм подтвердил фундаментальную значимость для него этого идеала. Но поскольку цель правящих элит изменилась (ею стало не сохранение регионального, а утверждение мирового господства либеральных сообществ и классов развитых стран Запада), то они модифицировали модель социального манипулирования.

Сегодня эта модель базируется на более соответствующем новой цели постулате полной деидеологизации общественной жизни.

В композиции с современными тенденциями социальной деструктуризации общественного бытия и трансформации социально стратифицированного общества в массовое общество с доминированием горизонтальной социальной мобильности деидеологизация общественной жизни создает наиболее благоприятные условия для реализации названной цели - утверждения мирового господства Запада.

Препонами деидеологизации общественного бытия стали: социокультурные идеалы чуждых неолиберализму мировых цивилизаций, с одной стороны; освобожденные от крайностей индивидуализма и альтруизма и ассимилированные социалистическим обществом идеалы раннехристианского гуманизма и гармоничной личности эпохи Просвещения - с другой.

Поэтому усилия современных неолиберальных элит направлены на полное разложение этих идеалов и одновременно, до той поры пока они не утратят общественной привлекательности, на использование их в качестве лицемерного прикрытия осуществляемой ими политики социального манипулирования.




2020-03-17 236 Обсуждений (0)
Генезис социального манипулирования и познания его природы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Генезис социального манипулирования и познания его природы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (236)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)