Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Производство и реализация продукции - важнейшие количественные показатели работы организации в рыночных условиях



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Производство и реализация продукции - важнейшие количественные показатели работы организации в рыночных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок




Анализ объемов производства и реализации продукции

 


Роль и значение увеличения объемов производства и реализации продукции в повышении эффективности хозяйственной деятельности и конкурентоспособности организации

 

Производство и реализация продукции - важнейшие количественные показатели работы организации в рыночных условиях

 

Общие понятия и категории по теме проводимого исследования широко освещены в отечественной и зарубежной литературе. Так, например, среди белорусских исследований по данной теме представляют интерес работы Савицкой Г.В., Ничипоровича С.П., Стражева В.И., среди российских авторов особенно можно выделить Шеремета А.Д., Малевскую А.В. Так, в работах Савицкой Г.В. и Шеремета А.Д. достаточно полно представлены общие понятия, связанные с объемом производства продукции, общие подходы к его анализу и оценке, а также - методические рекомендации, направленные на улучшение данного показателя. Так, согласно Г.В. Савицкой, «…объем производства - это основной показатель, характеризующий деятельность организации. Основными показателями объема производства являются товарная и валовая продукция» [16, с. 182].

Валовая продукция - это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство. Выражается в сопоставимых и действующих ценах [16, с. 183].

Объем валовой продукции (Пв) рассчитывается по формуле [18, с. 334]:

 

Пв = Пт + (Нк - Нн) + (Ик - Ин) (1)

 

где Пт - объем товарной продукции;

Нн - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на начало периода;

Нк - остатки незавершенного производства в стоимостном выражении на конец периода;

Ин - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на начало периода;

Ик - остатки инструментов и приспособлений собственного производства на конец периода.

Изменение остатков незавершенного производства в составе валовой продукции планируется при значительном увеличении объема производства в планируемом периоде по сравнению с отчетным, снятии с производства отдельных видов продукции, создании задела при переходе на выпуск новых изделий со значительной длительностью производственного цикла.

В организациях, у которых отсутствует внутрихозяйственный оборот и незавершенное производство по своему составу валовая продукция совпадает с товарной. Валовую продукцию следует отличать от валового оборота, под которым понимается сумма стоимости продукции всех подразделений.

А.Д. Шеремет в учебном пособии «Методика экономического анализа промышленного предприятия» включает в валовую продукцию [14, с. 80]:

готовые изделия (продукты), выработанные за отчетный период всеми подразделениями юридического лица (как из собственных сырья и материалов, так и из сырья и материалов заказчиков), предназначенные для реализации на сторону, передачи собственному капитальному строительству и непромышленным подразделениям, зачисления в состав собственных основных средств, а также выдачи работникам в счет оплаты труда;

полуфабрикаты, отпущенные за отчетный период на сторону, собственным непромышленным подразделениям и капитальному строительству, независимо от того, выработаны они в отчетном периоде или ранее;

работы (услуги) промышленного характера, выполненные по заказам со стороны, для собственных непромышленных подразделений и капитального строительства, а также работы по модернизации и реконструкции собственного оборудования;

работы по изготовлению продукции (изделий) с длительным производственным циклом, производство которых в отчетном периоде не завершено.

Изделия (продукция) считаются готовыми, если в соответствии с установленной технологией их производство в данной организации полностью завершено, они полностью укомплектованы, приняты службой технического контроля изготовителя и снабжены документом, удостоверяющим их качество и подтверждающим их соответствие обязательным требованиям, установленным в стандартах, технических условиях, технической документации и договорах на поставку. Изделия, выработанные из сырья и материалов заказчика, не оплачиваемых производителем готовой продукции, в объем продукции в фактических отпускных ценах производителя включаются с исключением стоимости этих сырья и материалов. Под продукцией с длительным циклом производства понимается продукция, по которой расчеты с заказчиком ведутся по отдельным платежным этапам [14, с. 82].

Товарная продукция - отличается от валовой тем, что в нее не включаются остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.

Внутрихозяйственным оборотом считается стоимость той части выработанных готовых изделий и полуфабрикатов, которая используется организациями на собственные производственные нужды (кроме продукции, зачисленной в состав основных средств данного юридического лица). В тех организациях, где имеет место производство продукции с длительным (более 1 года) производственным циклом, а значит, колебания незавершенного производства значительны, о товарной продукции судят по валовой продукции. В организациях, где длительность производственного цикла менее 1 года, а значит, остатки незавершенного производства не подвержены значительным колебаниям, о произведенной продукции судят по товарной продукции, то есть по стоимости товаров, работ и услуг, предназначенных к продаже [14, с. 82].

Объем товарной продукции (Пт) рассчитывается по формуле [21, с. 334]:

 

(2)  

 

где Ani - выпуск i-го вида продукции в натуральном выражении;

Цi - действующая оптовая цена i-гo вида продукции;

n - количество видов товарной продукции (i = 1,2,3,…, n);

Уi - объем услуг и работ i-го вида промышленного характера;

m - количество видов работ промышленного характера (j = 1, 2, 3,…, m).

Товарная продукция характеризует объем произведенной готовой продукции и используется для расчета затрат на производство, финансовых результатов, рентабельности и других показателей эффективности производства.

Производимая промышленными организациями продукция может классифицироваться по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура - это перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общереспубликанском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ [22, с. 48].

Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду. Ассортимент бывает полный, групповой и внутригрупповой [1, с. 41].

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции организация должна учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты [1, с. 41]:

    определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

изучение жизненного цикла изделий и принятие своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.

Важным показателем деятельности промышленных организаций является качество выпускаемой продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции [24, с. 78].

Показатели товарной и валовой продукции, хотя и получили широкое распространение в планировании хозяйственной деятельности промышленных организаций, имеют один общий недостаток. Они дают искаженное представление о собственном вкладе организации в конечный результат деятельности. Это объясняется тем, что в их состав включается стоимость материальных затрат, достигающая в некоторых организациях 80-90% от величины затрат на производство. Более объективную картину о масштабах производства дают показатели чистой и условно-чистой продукции.

Чистая продукция характеризует вновь созданную в организации стоимость. В нее не входят издержки организации на приобретение сырья, материалов, топлива, энергии и т.п., а также амортизационные отчисления, включаемые в себестоимость продукции.

В состав чистой продукции включаются расходы на оплату труда с начислениями на заработную плату и прибыль организации.

Объем чистой продукции (Пч) рассчитывается по формулам [27, с. 335]:

 

Пч = Рп - МЗ - Оа, (3)
Пч = ЗП + Пб, (4)

 

где Рп - объем реализованной продукции;

МЗ - материальные затраты, включаемые в себестоимость продукции;

Оа - амортизационные отчисления на полное восстановление основных средств;

ЗП - заработная плата с начислениями на нее;

Пб - прибыль от реализации продукции.

Условно-чистая продукция (Пу) в отличие от чистой содержит амортизацию и рассчитывается по формулам [27, с. 335]:

 

Пу = Рп - МЗ,(5)  
Пу = ЗП + Пб + Оа, (6)

 

Завершающей стадией кругооборота средств организации является реализация продукции. От ее величины зависят результаты финансово-хозяйственной деятельности, показатели оборачиваемости и рентабельности. Объем реализованной продукции - стоимость продукции, отгруженной и оплаченной покупателями. Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате (выручке). Может выражаться в сопоставимых, плановых и действующих ценах.

В условиях рыночной экономики этот показатель приобретает первостепенное значение. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит объем производства. Кроме того, объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат - расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

То есть по своему экономическому содержанию объем реализованной продукции характеризует конечный финансовый результат работы организации, выполнения своих обязательств перед потребителями, степень участия в удовлетворении потребностей рынка.

Объем реализованной продукции (Рп) в стоимостном выражении рассчитывается по формуле [18, с. 56]:

 

(7)  

 

где ПТi - объем товарной продукции i-го вида в оптовых ценах;

DОnci - изменение остатков готовой продукции i-го вида на складе организации на начало и конец отчетного периода;

DОnоi - изменение остатков готовой продукции i-го вида, отгруженной, но не оплаченной потребителем на начало и конец отчетного периода;

n - количество видов товарной продукции (i = 1, 2, 3,…, n)

Объемы производства и реализации продукции тесно связаны между собой, а также со всеми финансово-экономическими показателями, характеризующими хозяйственную деятельность промышленной организации. Так, необходимый объем производства продукции, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана реализации, экономически обосновывается в производственной программе.

Производственная программа обуславливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте. Этот раздел производственной программы тесно связан с планом по труду и заработной плате, планом по затратам на производство, прибыли и рентабельности, финансовым планом.

Таким образом, производственная программа организации направлена на то, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности организации могут быть больше или меньше запланированного объема продаж.

Фактором производства, который чаще всего определяет возможности организации, является производственная мощность. Поэтому если производственная мощность организации больше объема продаж, то имеет место неполное использование (недогрузка) мощности, что, в свою очередь, приводит к завышенным затратам на производство продукции. Если же производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью организации.

Кроме того, производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений организации. Так, при расчете планов производства структурных подразделений (цехов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитывается также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции.

Таким образом, объемные показатели хозяйственной деятельности - объем производства продукции и объем ее реализации - выступают основными и взаимосвязанными показателями, характеризующими работу организации. В этой связи представляется целесообразным изучение методики анализа выпуска и реализации продукции, в том числе оценки факторов, оказывающих влияние на его изменение и определяющих основные тенденции его развития.

 



2020-03-17 174 Обсуждений (0)
Производство и реализация продукции - важнейшие количественные показатели работы организации в рыночных условиях 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Производство и реализация продукции - важнейшие количественные показатели работы организации в рыночных условиях

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (174)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)