Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Методика анализа объемов производства и реализации продукции организации



2020-03-17 156 Обсуждений (0)
Методика анализа объемов производства и реализации продукции организации 0.00 из 5.00 0 оценок




В рыночных условиях хозяйствования организации самостоятельно планируют свою производственную деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на выпускаемую продукцию, работы и услуги и необходимости обеспечения производственного и социального развития организации, повышения личных доходов ее работников. Система хозяйствования, ориентированная на экономическую самостоятельность организаций, на активное использование рыночных отношений, предъявляет ряд принципиально новых требований к работе объединений и организаций, в частности, делает необходимым расчет альтернативных вариантов управленческих решений, их сравнительную оценку, выбор наиболее рациональных из них и определение последствий их реализации. Наибольшую важность при этом имеют финансово-экономические последствия предлагаемых решений, то есть их воздействие на конечный финансовый результат - прибыль.

В этой связи анализ объема производства должен осуществляться по двум направлениям. Во-первых, в ходе формирования и выполнения производственной программы дается оценка перспектив ее реализации с точки зрения получения прибыли. Во-вторых, в процессе анализа определяются экономические последствия управленческих решений по регулированию производства с точки зрения финансово-экономических последствий. Например, оцениваются решения по замене материалов, закупке полуфабрикатов или комплектующих у сторонних организаций, изменению объема производства при заключении дополнительных договоров или отказе от ранее заключенных.

Анализ выпуска продукции включает следующие этапы: анализ формирования и выполнения производственной программы (анализ объема, ассортимента и структуры продукции); анализ качества продукции; анализ ритмичности производства.

Целью анализа производства продукции является создание производственной программы, позволяющей обеспечить комплексное развитие организации при росте прибыльности продукции и рентабельности вложенных средств.

Основные задачи анализа производства продукции следующие:

оценка объема, динамики, структуры, качества продукции;

проверка сбалансированности и оптимальности намечаемого вида продукции, а также оценка реальности и напряженности производственных показателей;

изучение влияния отдельных факторов на конечный результат;

выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска продукции;

разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

Информационной базой для анализа объемов производства продукции могут выступить данные бухгалтерского учета и статистической отчетности (в частности, форма №1-п (натура) «Отчет о производстве продукции в натуральном выражении», оперативные отчеты, в том числе о выполнении плана по ассортименту, планы-графики производства, планы экономического и социального развития организации, включая бизнес-планы, различные виды сопроводительной документации.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных и стоимостных измерителях. Условно-натуральные показатели, как и стоимостные, применяются для обобщенной характеристики объемов производства продукции. Использование натуральных измерителей, как правило, ограничено условиями монономенклатурного производства (их используют, как правило, при анализе объемов производства продукции по отдельным видам и группам однородной продукции), когда используются трудовые и стоимостные измерители (цены) [14, с. 184].

Для различных целей используются следующие стоимостные измерители [14, с. 185]:

- брутто-выручка (валовая выручка) выражается стоимостью продукции в отпускных ценах организации с НДС, акцизами и другими косвенными налогами;

-   нетто-выручка выражается стоимостью продукции в отпускных ценах организации без косвенных налогов (это основная цена организации, в которой производятся практически все расчеты при планировании, учете и анализе хозяйственной деятельности; рассчитывают фактическую, плановую и фиксированную (сопоставимую) цену, необходимую для расчета динамики продукции);

    сопоставимая себестоимость используется для оценки динамики продукции и выявления влияния структурных сдвигов в составе продукции по рентабельности отдельных изделий;

    нормативно-чистая продукция (величина норматива чистой продукции по изделиям определяется путем исключения из отпускной цены организации материальных затрат (включая амортизационные отчисления), учтенных в калькуляции, принятой при утверждении этой цены; норматив может быть рассчитан также суммированием содержащихся в полной себестоимости изделий затрат на заработную плату с начислениями и прибыли).

Нормативные трудовые единицы измерения привлекаются для анализа выполнения плана по объему производства главным образом в тех случаях, когда в условиях многономенклатурного производства невозможно использовать натуральные единицы измерения. Применение показателей трудоемкости продукции для оценки результатов производственной деятельности позволяет уточнить эти результаты, выявить влияние побочных факторов на показатели объема продукции. Вместе с тем измерение продукции в единицах трудоемкости имеет и недостатки, связанные с содержанием самих измерителей. Поэтому при анализе хозяйственной деятельности использование единиц трудоемкости имеет вспомогательное значение наряду с использованием основной денежной оценки.

Стоимостные показатели должны быть приведены в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен или стоимостного фактора является важнейшим условием сопоставимости данных. При этом могут применяться следующие методы [8, с. 151]:

- пересчета объема производства продукции за отчетный год по ценам аналогичной продукции базисного периода (по относительно небольшой номенклатуре выпускаемой продукции);

-   корректировки на агрегатный индекс изменения цен (Jц) по группе однородных товаров (работ, услуг) или по отрасли в целом [8, с. 151]:

 

Jц = ΣVВП1×Ц0 / ΣVВП0×Ц0, (8)

 

где VВП1 - выпуск продукции в отчетном периоде в натуральном выражении;ВП0 - выпуск продукции в базисном периоде в натуральном выражении;

Ц0 - цена единицы продукции в базисном периоде.

 

Тогда сопоставимый с базисным фактический объем выпуска продукции (ВП1ЦП) рассчитываем по формуле [8, с. 152]:

 

ВП1ЦП = ВП1 / Jц, (9)

 

где ВП1 - объем выпускаемой продукции в стоимостном выражении.

Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки - в оптовых ценах.

Анализ производства продукции начинается с изучения его динамики, расчета базисных и цепных темпов роста и прироста. Этот анализ показывает, как изменился объем производства за определенное количество лет. Если темпы роста производства значительно выше темпов реализации продукции, это свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах организации и неоплаченной покупателями.

Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции можно рассчитать по формуле [26, с. 251]:

 

(10)  

 

где Тср - среднегодовой темп роста выпуска продукции;

Т1…i - темпы роста выпуска продукции за отдельный период (год);

i - количество периодов (лет).

Далее, на основе формулы (10) можно рассчитать среднегодовой темп прироста [26, с. 251]:


 

Тпр = Тср - 100%, (11)

 

где Тпр - среднегодовой темп прироста выпуска продукции.

Для наглядности динамика товарной и валовой продукции может быть изображена с помощью графиков, в виде столбчатых и полосовых диаграмм.

Оперативный анализ производства и отгрузки продукции осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему, ассортименту, качеству, а также отклонение от плана.

При анализе товарной продукции устанавливают выполнение плана по номенклатуре и ассортименту продукции. Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, то есть соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре производства - значит, сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов [11, с. 186].

Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке; материалоемкость; себестоимость товарной продукции; прибыль; рентабельность.

Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры производства на уровень перечисленных показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции [3, с. 190]:

 

ВПф = Σ (Vф.общ × УДфi × Цплi), (12)
ВПусл = Σ (Vф.общ × УДплi × Цплi), (13)
ΔВПстр = ВПф - Впусл, (14)

 

где ВПф - фактический выпуск продукции в стоимостном выражении при фактической структуре и плановых ценах;

ВПусл - фактический выпуск продукции при плановой структуре и плановых ценах;

ΔВПстр - изменение объема выпуска продукции за изменения структуры в стоимостном выражении;

Vф.общ - фактический выпуск продукции в натуральном выражении;

УДфi - фактический удельный вес i-того вида продукции в общем объеме выпуска;

УДплi - плановый удельный вес i-того вида продукции в общем объеме выпуска;

Цплi - плановая цена i-того вида продукции.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении можно также произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении [3, с. 190]:


 

DЦстр = Σ (Цплi × УДфi)/100- Σ (Цплi х × УДплi)/100, (15)
DВПстр =DЦстр × Vф.общ, (16)

 

где Vф.общ - фактический выпуск продукции в натуральном выражении;

УДфi - фактический удельный вес i-того вида продукции в общем объеме выпуска;

УДплi - плановый удельный вес i-того вида продукции в общем объеме выпуска;

Цплi - плановая цена i-того вида продукции;

стр - разница между средневзвешенными ценами при фактической и плановой структуре;

ΔВПстр - изменение объема выпуска продукции за изменения структуры.

Также в процессе анализа определяется влияние факторов на изменение объема продукции за счет:

обеспеченности организации трудовыми ресурсами и эффективности их использования по формулам [16, с. 122]:

 

ΔТПч = (Ч1 - Ч0) × ГВ0, (17)
ΔТПгв = (ГВ1 - ГВ0) × Ч1, (18)

 

где Ч1 - среднесписочная численность персонала в отчетном периоде;

Ч0 - среднесписочная численность персонала в базисном периоде;

ГВ1 - среднегодовая выработка персонала в отчетном периоде;

ГВ0 - среднегодовая выработка персонала в базисном периоде;

ΔТПч - изменение объема продукции за счет изменения среднесписочной численности персонала;

ΔТПгв - изменение объема продукции за счет изменения производительности труда (среднегодовой выработки) персонала.

обеспеченности организации основными средствами (основного вида деятельности) и эффективности их использования по формулам [16, с. 122]:

 

ΔТПос = (ОС1-ОС0) × Ф0, (19)
ΔТПф = (Ф10) × ОС1, (20)

 

где ОС1 - среднегодовая стоимость основных средств в отчетном периоде;

ОС0 - среднегодовая стоимость основных средств в базисном периоде;

Ф1 - фондоотдача основных средств в отчетном периоде;

Ф0 - фондоотдача основных средств в базисном периоде;

ΔТПос - изменение объема продукции за счет изменения среднегодовой стоимости основных средств;

ΔТПф - изменение объема продукции за счет изменения фондоотдачи основных средств.

обеспеченности организации материальными запасами и эффективности их использования по следующим формулам [16, с. 122]:

 

ΔТПмз = (МЗ1-МЗ0) х МО0, (21)
ΔТПмо = (МО1-МО0) х МЗ1, (22)

 

где МЗ1 - величина материальных затрат в отчетном периоде;

МЗ0 - величина материальных затрат в базисном периоде;

МО1 - материалоотдача в отчетном периоде;

МО0 - материалоотдача в базисном периоде;

ΔТПмз - изменение объема продукции за счет изменения величины материальных затрат;

ΔТПмо - изменение объема продукции за счет изменения материалоотдачи.

Анализ объема производства предполагает изучение качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения [25, с. 209]:

- удельный вес новой продукции в общем ее выпуске;

-   удельный вес продукции высшей категории качества;

    средневзвешенный балл продукции;

    средний коэффициент сортности;

    удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

    удельный вес сертифицированной продукции;

    удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

    удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели - качества продукции характеризуют одно из ее свойств [25, с. 209]:

- состав ткани, из которой сшито изделие (натуральные ткани - хлопок, шерсть, смешанные, синтетические);

-   продолжительность носки изделий;

    технологичность, то есть эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость);

    эстетичность изделий, соответствие моде.

Косвенные показатели - это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

Одна из задач анализа - изучить динамику перечисленных показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменения и дать оценку выполнения плана по уровню качества продукции.

По продукции, качество которой характеризуется сортом или кондицией, рассчитываются доля продукции каждого сорта (кондиции) в общем, объеме производства, средний коэффициент сортности, средневзвешенная цена изделия в сопоставимых условиях. При оценке выполнения плана по первому показателю фактическую долю каждого сорта в общем, объеме продукции сравнивают с плановой, а для изучения динамики качества - с данными прошлых периодов.

Средний коэффициент сортности можно определить двумя способами: отношением количества продукции I сорта к общему количеству; отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции I сорта [3, с. 49].

Еще одной задачей анализа является определение влияния качества на стоимостные показатели работы организации: выпуск товарной продукции (DТП), выручку от реализации продукции (DВ) и прибыль (DП) [10, с. 214]:

 

DТП = (Ц1 - Ц0) × К1, (23)
DВ = (Ц1 - Ц0) × VРП1, (24)
DП = /(Ц1 - Ц0) × VРП1/ - /(С1 - С0) × VРП1/, (25)

 

где Ц0 и Ц1 - соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0 и С1 - соответственно уровень себестоимости изделия до и после изменения качества;

К1 - количество произведенной продукции повышенного качества;РП1 - объем реализации продукции повышенного качества.

Если организация выпускает продукцию по сортам, и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции.




2020-03-17 156 Обсуждений (0)
Методика анализа объемов производства и реализации продукции организации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Методика анализа объемов производства и реализации продукции организации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (156)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)