Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие и виды агрессии



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Понятие и виды агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок




Введение

В последние годы научный интерес к проблеме агрессивности в детском и подростковом возрасте существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в детском и подростковом периоде возникают новые психологические образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.

Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в детском и подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Участилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Проявление агрессии встречается во всё более раннем возрасте [21].

Несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской и подростковой агрессивности [1, 2, 6, 13, 18, 21, 24], ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Особенно остро это касается подростков.

Актуальность изучения детской и подростковой агрессии связана с ее причинами. Во-первых, нестабильная социальная и экономическая ситуация в стране не способствует психологическому здоровью молодых людей, вырастающих в таких условиях. В отсутствии четких моральных, общественных ориентиров теряется нравственная, социально-психологическая, нейрофизиологическая устойчивость, а также растет психологическое неблагополучие среди детей и подростков. Это провоцирует возникновение у них различных психологических и поведенческих проблем, в том числе рост агрессивности.

В-вторых, несмотря на остроту проблемы, степень ее изученности в психологии остается все еще недостаточной. Не хватает научных разработок, содержащих конструктивные способы решения проблемы агрессивного поведения. Поэтому накопление эмпирических данных служит реальным вкладом в решение проблемы.

В-третьих, именно психологическое изучение агрессивного поведения имеет большое значение, так как направлено в первую очередь на выяснение внутренних, часто неочевидных причин возникновения данного явления.

Суть проблемы видится в том, что агрессивное поведение является внешним выражением определенных внутренних психологических трудностей и недостатков развития у детей и подростков. Эти внутренние явления влияют на поведение, обуславливают его. Поэтому важным представляется их изучение, выявление и коррекция.

Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности у детей и подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессии. Это работы Абрамовой Г.С., Беличевой С.А., Гриценко А.В., Клейберг Ю., Кондрашенко В.Т., Макарова О.Ф., Менделевич В.Д., Реан А.А., Семенюк Л.М. , Фельдштейна Д.И. и др.

Объект исследования: агрессия у детей и подростков.

Предмет исследования: характерологические особенности подростков мужского пола, влияющие на уровень агрессивности их поведения.

Цель исследования: изучить связь агрессии с характером, его различными типами у подростков.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. На основе имеющихся научных литературных данных охарактеризовать агрессию у детей и подростков как психологическую категорию.

2. Описать связь агрессии с характерологическими особенностями.

.   Провести экспериментальное исследование связи агрессии с характером у подростков, сформулировать выводы.

Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методы: опросник Басса-Дарки для выявления преобладающих типов агрессивных реакций; характерологический опросник К. Леонгарда.

Статистико-математическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.

 


Глава 1. Агрессия как категория социальной психологии

Понятие и виды агрессии

 

Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном, в области субъектно-субъектных отношений.

Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и любое свойство, она имеет разную степень выразительности, от почти полного отсутствия к ее предельному развитию. Каждая личность должна иметь определенную степень агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Избыточное ее развитие начинает определять весь вид личности, могущей стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. В житейских представлениях агрессивность является синонимом “злоумышленной активности”. Однако само по себе деструктивное поведение не является “злоумышленным”, таким его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и владения которыми активность разворачивается.

Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: мотивационная агрессия, как самоценность; инструментальная агрессия, как средство; допуская при этом, что и та, и другая могут оказываться как под контролем сознания, так и все его, и могут соединяться с эмоциональными переживаниями гнева и враждебности.

При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу, не желающему подобного обращения [5]. Любое поведение может выполнять функцию агрессии [20]. Вне всяких сомнений, результат агрессивного действия не всегда заключается в нанесении реципиенту телесных повреждений. Такие проявления, как выставление кого-нибудь в невыгодном свете, публичное осмеяние и унижение, ирония, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут в определенном контексте быть причислены к агрессивным. Кроме того, необходимо учитывать область желаний и фантазий субъекта, как сознательных, так и бессознательных, способных придать агрессивную окраску даже внешне нейтральным действиям. С этой позиции агрессивность может рассматриваться не в категории поведения, но в категории тенденции либо группы тенденций [20, С. 277].

Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие:

Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица.

Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Из форм враждебных реакций отмечаются:

Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

Специалисты в исследовании проблем агрессии Бэрон Р., Ричардсон Д.полагают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения:

) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.

 



2020-03-17 197 Обсуждений (0)
Понятие и виды агрессии 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие и виды агрессии

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)