Понятие и виды агрессии
Введение В последние годы научный интерес к проблеме агрессивности в детском и подростковом возрасте существенно возрос. Это связанно с тем, что именно в детском и подростковом периоде возникают новые психологические образования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Являясь одним из видов отклоняющегося поведения, агрессивное поведение в детском и подростковом возрасте нередко принимает враждебную форму. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер. Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков является устоявшейся линией поведения. Участилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым поведение. Проявление агрессии встречается во всё более раннем возрасте [21]. Несмотря на значительное количество исследований и монографий, посвященных детской и подростковой агрессивности [1, 2, 6, 13, 18, 21, 24], ключевые вопросы, связанные с природой и истоками агрессивности, остаются открытыми. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. Особенно остро это касается подростков. Актуальность изучения детской и подростковой агрессии связана с ее причинами. Во-первых, нестабильная социальная и экономическая ситуация в стране не способствует психологическому здоровью молодых людей, вырастающих в таких условиях. В отсутствии четких моральных, общественных ориентиров теряется нравственная, социально-психологическая, нейрофизиологическая устойчивость, а также растет психологическое неблагополучие среди детей и подростков. Это провоцирует возникновение у них различных психологических и поведенческих проблем, в том числе рост агрессивности. В-вторых, несмотря на остроту проблемы, степень ее изученности в психологии остается все еще недостаточной. Не хватает научных разработок, содержащих конструктивные способы решения проблемы агрессивного поведения. Поэтому накопление эмпирических данных служит реальным вкладом в решение проблемы. В-третьих, именно психологическое изучение агрессивного поведения имеет большое значение, так как направлено в первую очередь на выяснение внутренних, часто неочевидных причин возникновения данного явления. Суть проблемы видится в том, что агрессивное поведение является внешним выражением определенных внутренних психологических трудностей и недостатков развития у детей и подростков. Эти внутренние явления влияют на поведение, обуславливают его. Поэтому важным представляется их изучение, выявление и коррекция. Профессиональный интерес психологов к различным видам и уровням изменений личности у детей и подростков и их характерологических особенностей весьма высок и устойчив многие годы. Об этом свидетельствуют направленность и количество работ, посвящённых проблеме агрессии. Это работы Абрамовой Г.С., Беличевой С.А., Гриценко А.В., Клейберг Ю., Кондрашенко В.Т., Макарова О.Ф., Менделевич В.Д., Реан А.А., Семенюк Л.М. , Фельдштейна Д.И. и др. Объект исследования: агрессия у детей и подростков. Предмет исследования: характерологические особенности подростков мужского пола, влияющие на уровень агрессивности их поведения. Цель исследования: изучить связь агрессии с характером, его различными типами у подростков. Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования: 1. На основе имеющихся научных литературных данных охарактеризовать агрессию у детей и подростков как психологическую категорию. 2. Описать связь агрессии с характерологическими особенностями. . Провести экспериментальное исследование связи агрессии с характером у подростков, сформулировать выводы. Методы исследования: Для решения поставленных задач использовались следующие психодиагностические методы: опросник Басса-Дарки для выявления преобладающих типов агрессивных реакций; характерологический опросник К. Леонгарда. Статистико-математическая обработка полученных эмпирических данных проводилась с помощью линейного коэффициента корреляции Пирсона.
Глава 1. Агрессия как категория социальной психологии Понятие и виды агрессии
Под агрессивностью можно понимать свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном, в области субъектно-субъектных отношений. Агрессивность имеет качественную и количественную характеристику. Как и любое свойство, она имеет разную степень выразительности, от почти полного отсутствия к ее предельному развитию. Каждая личность должна иметь определенную степень агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, конформности и т.д. Избыточное ее развитие начинает определять весь вид личности, могущей стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. В житейских представлениях агрессивность является синонимом “злоумышленной активности”. Однако само по себе деструктивное поведение не является “злоумышленным”, таким его делает мотив деятельности, те ценности, ради достижения и владения которыми активность разворачивается. Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: мотивационная агрессия, как самоценность; инструментальная агрессия, как средство; допуская при этом, что и та, и другая могут оказываться как под контролем сознания, так и все его, и могут соединяться с эмоциональными переживаниями гнева и враждебности. При всем многообразии трактовок этого явления, агрессивность в общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому лицу, не желающему подобного обращения [5]. Любое поведение может выполнять функцию агрессии [20]. Вне всяких сомнений, результат агрессивного действия не всегда заключается в нанесении реципиенту телесных повреждений. Такие проявления, как выставление кого-нибудь в невыгодном свете, публичное осмеяние и унижение, ирония, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут в определенном контексте быть причислены к агрессивным. Кроме того, необходимо учитывать область желаний и фантазий субъекта, как сознательных, так и бессознательных, способных придать агрессивную окраску даже внешне нейтральным действиям. С этой позиции агрессивность может рассматриваться не в категории поведения, но в категории тенденции либо группы тенденций [20, С. 277]. Среди форм агрессивных реакций, встречающихся в различных источниках, необходимо выделить следующие: Физическая агрессия (нападение) - использование физической силы против другого лица. Косвенная агрессия - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань). Склонность к раздражению - готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. Негативизм - оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев. Из форм враждебных реакций отмечаются: Обида - зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. Подозрительность - недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред. Специалисты в исследовании проблем агрессии Бэрон Р., Ричардсон Д.полагают, что агрессия, в какой бы форме она ни проявлялась, представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения. Данное комплексное определение включает в себя следующие частные положения: ) агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве; ) в качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам; ) жертвы должны обладать мотивацией избегания подобного с собой обращения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (197)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |